NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 06:06 ast
04:06 msk

Деньги и армия. Часть 2
Почему в нашей стране стало невыгодно экономить бюджетные средства, а главное, что необходимо предпринимать для изменения сложившейся ситуации в "неповоротливом механизме" государственных закупок?
06.12.2005 / интервью

Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Мегаполис", 5 декабря

Начало см. здесь

Почему в нашей стране стало невыгодно экономить бюджетные средства, а главное, что необходимо предпринимать для изменения сложившейся ситуации в "неповоротливом механизме" государственных закупок, заместитель министра обороны по экономике и финансам доктор экономических наук Козы-Корпеш

Джанбурчин рассуждал в прошлом номере "Мегаполиса". Сегодня, в продолжении эксклюзивного интервью, он поднимает другие проблемы, связанные с финансовой и экономической деятельностью оборонного ведомства страны…

– Под финансово-экономическим обеспечением деятельности Вооруженных Сил в широком смысле надо понимать возможности государства обеспечить Вооруженные Силы всем необходимым для того, чтобы они могли решать поставленные перед ними задачи, – продолжает Козы-Корпеш Джанбурчин. – То есть это состояние экономики страны, численность населения, уровень его профессиональной подготовленности и образования, состояние финансовой и социальной сфер. Одним словом, весь комплекс факторов, позволяющий государству обеспечивать Вооруженные Силы всем необходимым. В узком смысле под финансово-экономическим обеспечением мы понимаем сложившуюся в данный момент систему внутри Вооруженных Сил, обеспечивающую освоение выделенных Министерству обороны финансовых ресурсов. Распорядителем финансовых ресурсов в Министерстве обороны является министр. Моя же задача, помимо всего прочего, заключается в создании прозрачного механизма оптимального планирования и эффективного использования бюджетных средств. Это значит, что при запланированных затратах надо как можно качественнее обеспечить Вооруженные Силы всем необходимым для решения поставленных задач. Например, если предусмотрена определенная, грамотно аргументированная сумма на приобретение какого-либо вида вооружения, военной техники, оборудования, имущества или услуг для нужд Министерства обороны, оптимальным было бы, чтобы эти деньги были потрачены на приобретение наилучшего по характеристикам товара, причем чтобы все предусмотренные деньги ушли именно на решение конкретных задач. Здесь, на мой взгляд, ведущая роль принадлежит не столько финансистам, сколько военным. Если быть более точным – Комитету начальников штабов и департаменту оперативного планирования. То есть тем подразделениям, которые принято называть "мозгом армии". Именно они должны планировать развитие Вооруженных Сил. Затем уже вступаем в дело мы – финансисты. С учетом военных, финансовых и экономических приоритетов уточняем, куда необходимо направить выделенные средства. Я всегда стараюсь подчеркнуть, что финансисты и экономисты в Во-оруженных Силах – это люди ведомые, обслуживающие. То есть мы обслуживаем потребности Вооруженных Сил. Однако – с другой стороны – именно нам принадлежит функция контроля за экономным, эффективным расходованием бюджетных средств. Наша роль здесь не первична, но очень велика.

– Козы-Корпеш Есимович, недавно вы говорили о создании некой "новой армейской инфраструктуры" и ликвидации "всего того, что уже войскам не нужно". О какой "ненужности" шла речь, от чего планируете избавляться?

– Когда мы говорим о ликвидации всего того, что не нужно, мы руководствуемся следующим: разрабатываем оптимальную инфраструктуру Вооруженных Сил с учетом определенных целей и задач. Созданную оптимальную инфраструктуру накладываем на инфраструктуру, доставшуюся нам в наследство от Советского Союза, и после наложения одной (предполагаемой) на другую (существующую) наглядно получаем все то, что не вписывается в предполагаемые рамки. Это мы и считаем излишним. Это справедливо как по отношению к вооружению и военной технике, так и по отношению к объектам инфраструктуры, то есть тем же солдатским казармам, домам, банно-прачечным комбинатам, складам и базам хранения, которые существовали раньше, но сегодня не востребованы. Потому что перед Вооруженными Силами СССР, по крайней мере, перед теми подразделениями, которые находились на территории Казахстана, стояли совсем другие задачи, как в военном, так и в политико-идеологическом смысле. Очень важно отметить, что именно президенту нашей страны принадлежит главная и решающая роль в создании Вооруженных Сил Казахстана. В 90-х годах речь шла не о реформировании Вооруженных Сил, не о реформировании Советской Армии, а о создании на базе имущественного комплекса армии несуществующей страны новых Вооруженных Сил суверенного Казахстана, с абсолютно другими задачами, целями и другим политико-идеологическим наполнением. Нынешняя задача Вооруженных Сил Казахстана – обеспечить территориальную целостность и суверенитет нашей страны. Согласно новой военной доктрине, нам необходимо переходить на новую инфраструктуру, но прежде ликвидировать то, что уже устарело и не нужно, согласно требованиям нашего законодательства и с максимальной пользой для Вооруженных Сил.

– Кстати, завершилась ли в войсках инвентаризация, начатая весной? Каковы ее результаты?

– Полная инвентаризация имущества Министерства обороны должна завершиться в декабре текущего года. Так что предварительный анализ результатов будет, я думаю, получен уже в начале следующего года.

– Как решается вопрос с РГП "Колдау" и РГП "Военно-техническая школа"? Эти предприятия тоже переходят в конкурентную среду?

– В самом начале при создании РГП "Колдау" в 2001 году (тогда оно называлось "Кызмет") была допущена первая серьезная ошибка, которая предопределила его дальнейшую незавидную судьбу – на его баланс были переданы практически все объекты и земельные участки, не имеющие прямого отношения к чисто военной инфраструктуре: гостиницы, общежития, котельные, водонапорные станции, канализационные станции, жилые дома, спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта). Разумеется, что предприятие, не имеющее серьезных источников поступления денежных средств, но владеющее таким огромным имуществом, облагаемым налогами, заведомо было обречено на убыточность. Только представьте себе ситуацию: не получая дохода от основной деятельности, оно платило имущественный и земельный налоги, исчислявшиеся миллионами тенге! Пытаясь решить эту проблему, отдельные должностные лица Министерства обороны РК допустили вторую ошибку – стали поддерживать "Колдау" за счет бюджетных средств. Однако незаконность этих действий была очевидна, и тогда была совершена третья ошибка – без согласования с Государственным комитетом по имуществу и антимонопольным комитетом, практически все коммунальные объекты (котельные, водонапорные станции) были отобраны у "Колдау" и переданы на баланс учреждений Министерства обороны. То есть, фактически мы своими руками оставили "Колдау" без средств к существованию. Потребовались личное вмешательство министра обороны генерала армии Алтынбаева, его жесткие указания разобраться в ситуации и привести ее в соответствие с действующим законодательством, чтобы реанимировать "Колдау".

Во исполнение указаний министра обороны мы провели ревизию всей деятельности РГП "Колдау", сняли с баланса непрофильные объекты, оставив в его структуре водонапорные станции, котельные, канализационные станции и трансформаторные подстанции. Эту работу мы продолжаем и в конечном итоге на балансе РГП будут только те объекты, которые необходимы для осуществления основной функции – поставки коммунальных услуг. Еще одна проблема заключалась в том, что РГП "Колдау" поставляло коммунальные услуги, не имея утвержденных тарифов по отдельным коммунальным услугам. Сейчас эти проблемы практически решены, и в ближайшем будущем "Колдау" будет полноценным, эффективно работающим хозяйствующим субъектом, деятельность которого будет регулироваться законом о госпредприятии и антимонопольным законодательством. В перспективе, учитывая, что коммунальные услуги осуществляются в конкурентной среде, мы и этот субъект передадим в конкурентную среду. Что касается Военно-технической школы, то многое в деятельности этого РГП, особенно в его региональных филиалах, нас не устраивает, есть очень серьезные претензии. Прежде всего, и это, как мне кажется, присуще многим государственным предприятиям, – безответственность руководителей, в которых еще сильно чувство иждивенчества и желание решать свои проблемы, компенсировать свою нерасторопность за счет государства. Они не научились эффективно расходовать государственные средства, использовать активы. Сейчас мы пытаемся навести порядок в этом ведомстве и решить задачу, поставленную министром обороны, – превратить ВТШ в хозяйствующий субъект на полной окупаемости. Я думаю, что в перспективе данное предприятие надо также передать в конкурентную среду, но, разумеется, в строгом соответствии с законодательством. В конечном итоге, и я все больше утверждаюсь в этой мысли: хозяйствующих субъектов в структуре Министерства обороны быть, наверное, не должно. Военное ведомство должно решать все свои проблемы в рамках сотрудничества между государственным и частным секторами в сфере обороны. Данная проблема является актуальной для более развитых стран, где идет активное обсуждение всех проблем, касающихся освобождения армии от несвойственных ей функций. Конечно, кому-то это не нравится. Но если мы в своей деятельности будем руководствоваться не соображениями здравого смысла, не соображениями необходимости укрепления боеготовности Вооруженных Сил, а тем, что нравится это кому-то или нет, то, разумеется, никакого результата в своей работе мы не достигнем. И можете не сомневаться, что я наведу порядок в деятельности этих предприятий, ведь по гороскопу я рак, и если вцеплюсь во что-то своими "рачьими клешнями", то не отпущу уже ни за что (смеется).

Что касается эффекта для Вооруженных Сил, то я убежден: любое действие, направленное на освобождение Вооруженных Сил от несвойственных функций и на повышение их боеготовности, является эффективным. Это очевидно.

– По поручению Верховного главнокомандующего и министра обороны вами сформирована специальная группа по разработке долгосрочных программ, касающихся развития армии. Что удалось сделать военным специалистам в этой области? Какие программы разработать? Кто входит в эту группу? Насколько обоснованы эти программы, какие научные ресурсы привлекались в ходе их разработки?

– В свое время была сформирована рабочая группа по подготовке программы перехода на контрактный принцип комплектования. Причем данная программа – это не просто программа, которая определяет, сколько контрактников должно прийти в 2004, 2005 и последующие годы и в какие части (хотя и это является элементом данной программы). Это, скорее, программа модернизации Вооруженных Сил. Она включает в себя такие разделы, как программа ремонта, модернизации и приобретения вооружения и военной техники, программа реформирования инфраструктуры Вооруженных Сил, программа реформирования тылового обеспечения, программа повышения интенсивности боевой подготовки, изменения режима боевого дежурства. Это и анализ современного состояния Вооруженных Сил, программа повышения престижности военной службы и внедрения социального пакета. В настоящее время в Министерстве обороны также сформирована рабочая группа по разработке программы определения потребности Вооруженных Сил в ремонте, модернизации и приобретении вооружения и военной техники и программы по разработке оптимальной инфраструктуры Вооруженных Сил. Кто входит в эту группу? Конечно же, в первую очередь, представители департамента оперативного планирования, департамента организационно-мобилизационной работы, практически всех видов и родов войск, структурных подразделений, ну и, разумеется, финансисты и юристы. И я горжусь тем, что в разработке этих программ финансистам Вооруженных Сил принадлежит одна из ведущих ролей. Насколько обоснованны эти программы? Мы при подготовке любой программы всегда рассматриваем разные возможные варианты развития и пытаемся учитывать все факторы, которые будут влиять на развитие той или иной сферы Вооруженных Сил. Поэтому эти программы, на мой взгляд, имеют высокий уровень обоснованности и аргументированности. Возможно, эти программы не идеальны, но идеальных вещей в природе вообще не существует.

– Сложно ли вам, сугубо гражданскому человеку, находить общий язык с военными? Или у вас на этот счет имеются свои профессиональные секреты? Не случается ли конфликтовать с военными?

– Каких-то специальных секретов, наверное, не существует. Но есть ряд правил, которым я стремлюсь следовать всегда. Например, при решении какой-либо проблемы всегда стараюсь рассматривать ее системно, всесторонне, пытаюсь додумывать ее до конца, для того чтобы в процессе реализации не возникло непредвиденных ситуаций. В дискуссиях я пытаюсь поставить себя на место оппонента, чтобы понять проблему с его точки зрения. Во-вторых, стараюсь чаще работать непосредственно с исполнителями, так как именно они в конечном итоге выполняют всю работу, и, как следствие этого, стараюсь не подставлять подчиненных, защищать их перед вышестоящим руководством. В-третьих, считал и считаю, что самая правильная позиция – это принципиальная позиция, по крайней мере, ты всегда можешь обосновать свое мнение. В-четвертых, я прекрасно понимаю, что специфика военного ведомства не особо располагает к длительным спорам с подчиненными, однако не чураюсь этого, в разумных, естественно, пределах. Ведь я, как бы пафосно это ни звучало, – государственник, и интересы страны ставлю превыше каких-то собственных амбиций. В-пятых, стараюсь не казаться сложнее, чем я есть, и говорить, и мыслить всегда стараюсь просто и доходчиво. Что касается конфликтов, то от них никто не застрахован. Несмотря на то, что я гражданский, за работу могу спросить очень жестко и построить "по струнке" любого военного.

– Где получают образование военные финансисты и специалисты тыла? Существуют ли курсы повышения квалификации финансовых работников?

– К сожалению, у нас нет сейчас специальных учебных заведений или в имеющихся учебных заведениях специальных направлений, программ обучения финансистов. Например, в настоящее время в Национальном университете обороны 16 слушателей-тыловиков. За рубежом мы готовим военных специалистов-финансистов: в Военном финансовом экономическом университете в Москве – два человека, в Ярослав-ском военном финансово-экономическом институте – семь человек. Сейчас мы поднимаем вопрос о том, чтобы на базе Национального университета обороны в Щучинске был открыт курс, где готовили бы именно офицеров-финансистов – это с одной стороны. С другой – основные знания в сфере финансово-экономического обеспечения преподавали бы по специальным программам всем слушателям. В феврале 2006 года мы предусматриваем курсовую подготовку для офицеров-финансистов на базе Национального университета обороны. Кроме того, подготовка офицеров запаса тыловых специальностей проводится на военных кафедрах Казахского национального аграрного университета, Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова и Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати. Будущие офицеры запаса финансовых специальностей обучаются на военных кафедрах Казахского национального педагогического университета, Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева и Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата. Всего в этих учебных заведениях обучаются 100 человек. Конечно же, надо решать данную проблему системно и комплексно. Необходимо специально готовить военных финансистов.

– Какова заработная плата военнослужащих? Какие существуют дополнительные выплаты или льготы для специалистов? Например, получают ли, как раньше, подразделения, несущие боевое дежурство, дополнительное питание или иные денежные компенсации, именуемые "пайковыми"?

– Я не стану приводить все данные, но могу сказать, что командир взвода при выслуге 5 лет, в воинском звании "лейтенант" имеет должностной оклад в размере 34 730 тенге; командир батальона при выслуге 11-14 лет, в воинском звании "майор" – 45 398 тенге. Если же говорить о младшем составе, то рядовой контрактной службы по второму тарифному разряду, при выслуге 2-3 года имеет оклад 23 825 тенге, а сержанты контрактной службы по четвертому тарифному разряду, при выслуге 5 лет – 27 835тенге. В соответствии с действующим законодательством военнослужащим установлены надбавки за классную квалификацию, за особые условия прохождения службы летному составу Вооруженных Сил, за прыжки с парашютом, за работу в службах шифровальной связи, за другие особые условия прохождения службы. Военнослужащие, несущие боевое дежурство, обеспечиваются на данный период продовольствием по нормам, установленным правительством. То есть, обеспечены бесплатным питанием.

– Ходят слухи, что в связи с повышением денежного довольствия личного состава в скором времени будет снижен предельный уровень пенсии военнослужащих с 65% до 45%. Насколько эти домыслы и слухи реальны?

– Не знаю, откуда рождаются такие слухи. Насколько мне известно, каких-либо изменений в пенсионном блоке вопросов не планируется.

– По чьей вине происходит задержка по выплатам премий военнослужащим за период 1997-1998 годов? Квартальные премии были запланированы, но не выплачены. Куда ушли деньги? Почему так медленно исполняются решения судов, почему задолженности гасятся за счет текущего финансирования, а не за счет отдельной целевой программы?

– Как только я пришел на работу в Минобороны, попытался определить перечень наиболее важных и нерешаемых проблем, которые имеются в сфере финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил. И наряду с другими проблемами сразу для себя определил, что проблема выплаты премий военнослужащим 1997-1998 годов имеет очень важное значение, и необходимо серьезно искать пути ее решения. Мы предложили, на наш взгляд, наиболее эффективный способ ее решения. Суть предложения состояла в том, чтобы всем военнослужащим, которые представят соответствующие документы, доказывающие прохождение ими службы в тех или иных частях, выплатить премии и на этом проблему закрыть. Генеральная прокуратура РК нас поддержала. Однако наша позиция не была поддержана другими заинтересованными ведомствами, и ситуация осталась такой же, какой существует на данный момент. То есть, военнослужащий подает в суд иск к Мин-обороне. Суд в 99-и случаях из 100 принимает доводы военнослужащего, то есть обязывает оборонное ведомство выплатить деньги. Мы обжалуем это решение в вышестоящей инстанции, пока не доходим до последней инстанции, которая снова выносит решение в пользу военнослужащего. После этого решение направляется администратору судов, который переправляет бумаги нам. Мы с этими бумагами идем в Минфин. Очень часто в процессе переписки какие-то бумаги приходят в негодность либо неправильно оформляются. Мы эти недостатки устраняем, затем опять идем в Министерство финансов. То есть выплате военнослужащему денег предшествует большая бюрократическая процедура, переписка, взаимные упреки, обвинения. Бюрократический механизм неповоротлив. Затрачиваются большие суммы денег, чтобы всю эту процедуру осуществить, и, в конечном итоге, военнослужащий все равно получает эти деньги, затратив уйму времени, сил, энергии и денег. В конце концов проигрывают все: и государство, и военнослужащие. Престиж Вооруженных Сил и судебной системы падает. Но мы – люди военные. Разрешение вышестоящей инстанцией принято – берем "под козырек" и выполняем его. Говорить конкретно о чьей-то вине, наверное, сложно, так как у наших оппонентов свои серьезные аргументы и обоснования. В то же время были случаи, когда деньги, направленные нами администратору судов для последующей вы-платы военнослужащим премий, использовались администраторами судов для исполнения других решений судов. Деньги поступают, но на счете администраторов судов они лежат безымянными, безликими. То есть этими деньгами он может исполнить решение суда по другим искам. Сейчас, чтобы этого не допустить, мы приняли два совместных приказа с администраторами судов. Надеемся, что это даст положительные результаты.

– На каком этапе внедрение предлагаемого вами "социального пакета", а также страхования жизни и здоровья военнослужащих, страхования объектов военной инфраструктуры и военной техники?

– В настоящее время Министерством обороны прорабатывается пилотный проект страхования от несчастного случая и болезней военнослужащих в период прохождения военной службы. На начальном этапе планируется застраховать до пяти тысяч военнослужащих, служба которых сопряжена с риском для жизни. Это военно-

служащие, выполняющие международные обязательства по поддержанию мира и безопасности, летный состав, военнослужащие Аэромобильных войск. При наступлении страхового случая сумма выплат, кроме предусмотренных действующим законодательством, составит до 25 тыс. долларов США. Кроме того, планируется застраховать некоторые объекты военной инфраструктуры и авиационной техники.

Следует добавить, что по поручению генерала армии Алтынбаева нами ведется постоянная работа по мониторингу услуг, предоставляемых на финансовом рынке, их всестороннему анализу. В результате, определяются те из них, которые применимы в нашем ведомстве. Также проводится работа по гармонизации предоставляемых финансовым сектором услуг для нужд оборонного ведомства и военнослужащих Вооруженных Сил. Вообще, хочу сказать, что в настоящее время сложились очень благоприятные условия для развития Вооруженных Сил. Во многом этот результат обусловлен тем, что Верховный главнокомандующий, несмотря на свою колоссальную загруженность, постоянно занимается вопросами развития Вооруженных Сил. Я твердо убежден, что в случае реализации всех наших намерений и планов, мы в течение ближайших 5-7 лет получим одну из лучших армий в регионе. И тогда у казахстанцев к чувствам законной гордости за свою страну, которые мы испытываем сегодня, добавятся и гордость за свою армию, и растущая убежденность в том, что Казахстану по плечу реализация самых амбициозных планов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Таир Мансуров: Наша цель - не останавливаясь двигаться только вперед 31.12.2005
"Матрицу придумали казахи" 31.12.2005
Мы – на защите национальных интересов страны 29.12.2005
"Бирюльки" на миллион 15.12.2005
Стражи экономических рубежей 12.12.2005
Креативный раскольщик выбрал новую цель! 12.12.2005
"Всегда надо помнить, что ты представляешь Казахстан в великой стране" 08.12.2005
Деньги и армия. Часть 2 06.12.2005
С верой в будущее 05.12.2005
О тех, кто желает стране потрясений 02.12.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz