NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:18 ast
08:18 msk

Новый министр культуры, информации и спорта о политических оппонентах
Е.Ертысбаев: Теперь я с близкого расстояния познал, что такое система сдержек и противовесов. И все разговоры о режиме "единоличной власти", о якобы "карманном парламенте" – все это …когда был советником, то давал жесткие определения, а сейчас я министр культуры…и скажу так: это - просто некультурно
31.01.2006 / интервью

"Жеты кун" // "Хабар", 29 января

В ряду последних кадровых перестановок в правительстве самым обсуждаемым, пожалуй, стало назначение советника президента Назарбаева по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева на должность министра культуры, информации и спорта. Дополнительную интригу в это назначение внес и сам президент, который на пресс-конференции в понедельник сказал, что новый министр получил от него важные персональные поручения, однако, какие именно, Нурсултан Назарбаев не уточнил. Между тем, будучи одной из самых публичных фигур в команде президента и пройдя в качестве главного политолога власти две большие избирательные кампании, Ертысбаев – в общественном мнении – предстает, прежде всего, как политик. Соответственно выглядели и прогнозы в комментариях наблюдателей по поводу нового назначения Ермухамета Ертысбаева. Аналитики полагали, что в министерстве Ертысбаев будет заниматься, прежде всего, вопросами идеологии и медийным рынком, который лихорадило в последние три года от бесконечных пересмотров законодательства. Однако в интервью нашей программе Ермухамет Ертысбаев это мнение… опроверг. А заодно и удивил неординарым взглядом на вопросы развития культуры и олимпийские перспективы казахстанского спорта. Итак, Ермухамет Ертысбаев – гость программы "Жети кун".

Но теперь уже в новом амплуа.

- Ермухамет Кабидинович, добрый вечер!

- Добрый вечер!

- Прежде всего, позвольте поздравить Вас с новым назначением! Вы сейчас выступаете уже в новом амплуа, но мне бы хотелось вернуться к Вашему последнему интервью нашей программе – еще в качестве советника президента – это было 11 декабря прошлого года, сразу после президентских выборов, когда началось обсуждение вероятности смены правительства. И вот, что Вы тогда сказали. Давайте посмотрим фрагмент. …

Ермухмает Ертысбаев (11 декабря 2005 г.):

Когда на следующий день после победы президент говорил о том, что в целом он доволен своей командой, то он, конечно, имел в виду и правительство тоже, а правительство – это центральный орган управления в стране. С этой точки зрения Даниал Ахметов – сильный менеджер и что немаловажно для премьер-министра стран СНГ – он вне политики и занимается только экономикой. Нынешнее правительство – самое успешное за всю историю независимого Казахстана. Индустриально-инновационная программа – это прочный фундамент будущей конкурентоспособной экономики. То есть за последние два с половиной года задан такой вектор, когда в центре внимания не нефтегазовый сектор, а реальное создание сервисно-технологической экономики, а это самое главное для Казахстана накануне вступления в ВТО. Поэтому я не думаю, что будут кардинальные изменения в правительстве.

- Как видим, Вы были одним из немногих, кто предсказал, что после нового года премьер сохранит свой пост, а изменения в правительстве будут минимальными…

- Надо же… я уже забыл про это интервью…

Но знаете, наверное, легко давать прогнозы, когда президент после триумфальной победы 4 декабря, на следующий день, выступая на Форуме Победителей, заявил, что в целом доволен своей командой. А это означало только одно: премьер-министр Даниал Ахметов и руководитель администрации Адильбек Джаксыбеков остаются на двух ключевых постах высших эшелонов власти. Во всяком случае, я с удивлением и недоумением обозревал многочисленные прогнозы и версии в практически во всех наших газетах относительно потенциальных кандидатур на пост премьер-министра. После встречи президента с членами правительства уже прошло два его заседания, обсуждалась предварительная программа правительства на 2006-2008 годы, окончательная программа будет принята через три недели. Вообще, выступление президента в парламенте 18 января – стратегия вхождения Казахстана в число 50 развитых стран мира - было необычным во всех отношениях, кардинально отличалось от предыдущих публичных программ главы государства. Я бы сказал, что оно было выдержано в лучших традициях англо-американской либеральной экономической мысли. Стиль изложения был необычным, о чем глава государства сразу предупредил депутатов. Нурсултан Абишевич неоднократно говорил, что надо научиться работать так, как будто у нас нет нефти. И в этом году правительству предстоит тяжелое испытание: с середины года абсолютно все средства от продажи нефти будут поступать в Национальный Фонд. И это принципиально важно, иначе мы не сможем построить реальную конкурентоспособную экономику, да еще накануне вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. Сейчас правительство, помимо текущей работы, готовит развернутую программу действий на 2006-2008 годы. И сразу задаются критерии и стандарты стран с развитой рыночной экономикой – в области макроэкономической политик, бюджетной, денежно-кредитной; в области государственного регулирования, конкурентной политики, топливно-энергетического комплекса. Как всегда внушительным будет выглядеть социальная сфера и весь блок, связанный с повышением качества социальных стандартов жизни населения. И самое главное: правительство должно создавать условия, стимулирующие спрос в экономике, играть лишь регулирующую роль, необходимую для развития конкурентной среды. Я так понимаю, что конкурентноспособной страной в мире можно стать, если внутри страны существует реальная и жесткая конкуренция.

- Но знаете, многие обратили внимание на то, что, фактически оставив в правительстве прежнюю команду, президент подверг ее довольно резкой критике. Многим досталось – например, Минфину, МИДу, канцелярии правительства, были и персональные замечания…

- Ну, во-первых, президент периодически в обязательном порядке обращает внимание на негативные моменты в деятельности государственных органов, которые, к сожалению, неизбежны. А, во-вторых, это очень важно было сделать именно сейчас – после грандиозной победы 4 декабря, после внушительной мощной инаугурации президента 11 января, на которой присутствовали представители 70 государств мира, и после 18 января, когда премьер-министр Даниал Ахметов был утвержден единогласно обеими палатами парламента. Я не утверждаю, что мы находимся в атмосфере самоуспокоения и некоей эйфории. Просто, задачи, поставленные президентом, требуют качественно нового уровня государственной дисциплины и ответственности.

- Чтобы закрыть тему кадровых перестановок в правительстве… Интересно, а свое назначение Вы прогнозировали или это стало для Вас неожиданностью?

- Я не хочу о себе говорить, давайте лучше обратим ваше и внимание телезрителей на другой аспект. Если брать всю процедуру назначения министра, то глава государства поначалу, не сколько назначает, а, скорее, выдвигает, предлагает. На первом этапе. Так было со мной. Затем премьер-министр представляет кандидатов в министры (так будет точнее) в профильных комитетах Мажилиса и Сената. И это длится несколько часов, депутаты очень дотошно и скрупулезно проверяют будущих министров на предмет квалификации, менеджмента и знания дела. Если бы парламентские комиссии отклонили бы ту или иную кандидатуру, то, вероятнее всего, президент бы предложил новую. Или премьер-министру пришлось бы активно отстаивать, убеждать. Вот это и называется принципом разделения властей. Раньше даже для меня этот принцип выглядел, если не абстрактным, то весьма отдаленным понятием. Теперь я с близкого расстояния познал, что такое система сдержек и противовесов. И все разговоры о режиме "единоличной власти", о якобы "карманном парламенте" – все это …когда был советником, то давал жесткие определения, а сейчас я министр культуры…и скажу так: это - просто некультурно.

- Президент Назарбаев на пресс-конференции в понедельник сказал, что дал Вам персональные поручения по работе Вашего министерства. Можете приоткрыть секрет и рассказать подробнее, какие задачи были поставлены главой государства?

- А никакого секрета нет. Президент выдвинул, как известно, новую, амбициозную, честолюбивую, престижную (называйте, как хотите), но вполне реализуемую задачу – войти в число 50 развитых стран мира. То есть развитие тех сфер жизнедеятельности нашего общества, которое курирует наше министерство, будет идти в тесной увязке с постоянным повышением качества человеческого капитала. Инновационное развитие относится не только к экономике, но и в непроизводственной сфере будут проходить эти процессы. Вы только вдумайтесь: в этом году на развитие образования, здравоохранения, культуры выделено 600 миллиардов тенге, или 38% от расходной части республиканского бюджета. Ни в одной стране СНГ нет такого. Президент мечтает не только о конкурентноспособной экономике, но и о конкурентоспособном Казахстане, конкурентоспособной нации. А это значит, что все энергичные и дееспособные граждане страны должны поднять для себя планку и взять новую высоту. Режиссеры должны снимать фильмы, которые будут номинироваться на "Оскар" или демонстрироваться на Каннском фестивале. На Пекинской олимпиаде 2008 года Казахстан должен взять минимум 10 золотых медалей. Я считаю, что именно в предстоящие 7 лет в нашей стране произойдет, если не культурная революция, то беспрецедентное культурное пробуждение нации. И эти процессы начались с обретением независимости, и Казахстан может идти в авангарде культурного Ренессанса на постсоветском пространстве.

- Звучит впечатляюще, но не слишком ли завышенные задачи?

- Почему я так уверенно говорю? Да потому что, если коротко резюмировать Стратегию Президента на ближайшие 7 лет, то в основу новой экономической модели развития Казахстана поставлен человек, он является главным субъектом, на обеспечение материальных и духовных потребностей которого направлена государственная социально-экономическая политика. При назначении меня министром президент особенно акцентировал внимание на том, что современный Казахстан должен стать частью общемировой культуры. Международный казахско-французско-американский кинопроект "Кочевник" или недавние полномасштабные гастроли ведущих коллективов страны на днях культуры Казахстана в Америке – это же только начало. То есть мы открыты миру, интегрированы в мировую цивилизацию, но для нас чрезвычайно важно и глубинное осмысление своего историко-культурного наследия. Нурсултан Абишевич напомнил, что Государственная программа "Культурное наследие" - это краеугольный камень в духовном возрождении казахстанского общества. Кстати, в этом году программа завершается, но я глубоко убежден и предприму все усилия, чтобы эта программа получила развитие до 2012 года. Очевидно, что программа "Культурное наследие" за два года сыграла большую роль в самопознании нации: бережное отношение к памятникам истории и культуры, реставрационные мероприятия, масштабные археологические раскопки, возвращение на Родину оригиналов и копий рукописей, раритетов, издание книг и трудов выдающихся мыслителей человечества. Вообще, в области культуры аналогов подобных программ в СНГ нет.

- Ермухамет Кабидинович, Ваше назначение стало, пожалуй, самым обсуждаемым в казахстанских СМИ. И вот довольно любопытная реакция была некоторых изданиях. Все согласны с тем, что Ермухамет Ертысбаев был достаточно толерантен к своим политическим оппонентам в должности советника президента, но совсем другой вопрос - как он поведет себя в роли министра информации? Многие сейчас гадают: злопамятны Вы или нет. Что скажете?

- Но я же не карательный орган возглавил… В правительстве создан такой исполнительно-распорядительный механизм, который не позволяет министру принимать незаконные или антиконституционные решения. Даже, если министр злопамятный или самодур, не дай Бог, он не сможет принять решения, игнорирующее Конституцию и законодательство. Я, вот, за 10 дней подписал множество документов исполнительного или распорядительного характера. И, прежде чем подписать, я смотрю, есть ли соответствующие визы вице-министров, экономистов, юристов, административно-правового отдела. Они (в свою очередь) не могут подписать, обходя нормативно-правовые инструкции и т.д. То есть в исполнительно-распорядительных органах власти нужна именно такая организационно-правовая атмосфера и структура, при которых минимизирован человеческий фактор. Я имею в виду черты характера человека, которые могут повлиять на принятие решений. Скажем, злопамятный министр пожелает кое-кому отомстить, а добрый, наоборот, пожелает часть бюджета своего ведомства использовать в пользу своих друзей. Это полностью исключено, потому что мощный правовой барьер, взаимный контроль и т.д.

- Думаю, Вы знаете, что в последние два года много копий было сломано вокруг всевозможных изменений в законодательство, регулирующее медийный рынок. Рассматривалось сразу несколько вариантов законопроекта "О СМИ", но ни один из них - по большому счету - не консолидировал медийное сообщество. Будете ли Вы возвращаться к этому вопросу?

- Если мы намерены войти в элитный мировой клуб 50 самых развитых стран мира, то велосипед нам изобретать не следует. В моем представлении "Закон о СМИ" должен соответствовать международным правовым и политическим нормам стран развитой демократии. В то же время, вы журналисты не должны забывать, что ваш главный статус – это быть посредником между событиями и аудиторией. Если в стране происходят события, то ваша задача – рассказать об этом народу. Потому что народ по Конституции имеет право на получение информации, знать обо всем, что происходит в стране. Но если журналист намеренно искажает картину, затем берет на себя функции прокурора и выносит еще и судебный вердикт, то он грубо нарушает закон. Потому что никто не может быть обвинен, кроме как по решению суда. Потому что клевета наказывается по Уголовному кодексу. Вот в этом, собственно, и заключается основная проблема оппозиционных изданий во взаимоотношениях с властью.

- Ваше министерство курирует сразу три большие сферы – масс-медиа, культуру и спорт. Но в общественном мнении – Вы, прежде всего, политик. И уже приходилось слышать, что в министерстве Вашим приоритетом станет, в первую очередь, сектор информации. Не будут ли обделены Вашим вниманием культура и спорт?

- Приоритетное направление - культура. Достоевский сказал однажды: "Красота спасет мир". Если перефразировать это с адекватной точностью, то мы можем сказать: "Культура спасет мир". Народ без культуры быстро превращается в организованную банду насильников и убийц. Это произошло в прошлом веке в центре Европы с одной из самых образованных и культурных наций. Это, конечно, крайний пример, но это факт. Так что, не хлебом единым, как говорится. Экономическая модернизация – это хорошо. Политическая демократия – великолепно! Но именно культура является основным инициатором и проводником духовно-нравственных преобразований в обществе. И новая стратегия Назарбаева открывает новые возможности в сфере культуры. Например, создание условий, при которых талантливые люди могут иметь достойный образ жизни за счет творческой деятельности и ремесел. Ну, скажем, предусмотреть обязательное отведение части строительного бюджета на закупку скульптур и картин (а в Казахстане масштабное строительство идет, представляете какие перспективы для скульпторов и художников). Полное освобождение от налогов членов творческих союзов, включая иностранных гостей, работающими над своими произведениями в Казахстане (я думаю это справедливо, работает же казахский режиссер Тимур Бекмамбетов в России и снимает самые кассовые фильмы). Нужна государственная поддержка для проведения крупных международных аукционов искусства в стране. В заключение хочу сказать, что поддержку культурной сферы мы будем тесно рассматривать через призму Стратегии президента, озвученной им 18 января. Занятость в сфере культуры – огромный источник гибкого местного спроса, незамедлительно отражающийся на благосостоянии населения. Благосостояние население – вот главная, единственная и конечная цель президента и его правительства.

- Спасибо за интервью и удачи Вам в вашей новой должности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новый министр культуры, информации и спорта о политических оппонентах 31.01.2006
"Казахстан использует свой потенциал поставок редких металлов на мировой рынок на 8-10 процентов" 31.01.2006
"Журналисты помогли мне стать министром" 30.01.2006
"Считать себя преемником Назарбаева глупо" 30.01.2006
По какому пути пойдет правосудие 25.01.2006
"Мы будем кредитовать проекты на рыночных условиях" 20.01.2006
Урал Мухамеджанов: Принимайте меня, пожалуйста, таким, какой я есть! 19.01.2006
Лучшая защита – нападение 19.01.2006
Суд да дело 17.01.2006
"Казахстан может заявлять о своем обязательстве по обеспечению энергетической безопасности в мире" 14.01.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz