NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 21:01 ast
19:01 msk

В системе общих координат
О.Абдыкаримов: Нужно сразу отметить: планируемые преобразования - не самоцель. Ведь речь идет о повышении эффективности государственного управления, укреплении политической системы Казахстана
17.04.2006 / интервью

Николай СЕРГЕЕВ, "Казахстанская правда", 15 апреля

Выработать четкие меры по политическому реформированию и обеспечить их практическую реализацию. Именно так Президент РК Нурсултан Назарбаев определил главную цель Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. Опираясь на опыт Нацкомиссии по вопросам демократии и гражданского общества, вновь созданному объединению, в которое вошли представители высших органов власти и общественные деятели, предстоит провести большую аналитическую работу. Причем в своей деятельности оно призвано учитывать интересы различных групп населения. Задача достаточно сложная. Как она будет решаться? Ответить на этот и некоторые другие вопросы мы попросили государственного секретаря, заместителя председателя комиссии Оралбая Абдыкаримова.

- Первое заседание Госкомиссии под председательством Главы государства состоялось 24 марта в Астане. Выступая на нем, Президент подчеркнул, что программа политических реформ будет охватывать шестилетний период: с 2006 по 2011 год, - отметил он. - Определены два основных этапа - с 2006 по 2008 год и с 2009-го по 2011-й. За это время должны быть проработаны вопросы, касающиеся в том числе укрепления влияния Парламента, усиления роли политических партий и НПО, либерализации СМИ, поэтапного введения выборности акимов, совершенствования избирательных механизмов, проведения административной и судебно-правовой реформ.

Выступление Президента вызвало позитивную реакцию со стороны общественности, потому что создание и работа Государственной комиссии над подготовкой программы политических реформ отвечает ожиданиям населения. При этом нужно сразу отметить: планируемые преобразования - не самоцель. Ведь речь идет о повышении эффективности государственного управления, укреплении политической системы Казахстана, которые должны обеспечить вхождение республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира за счет обеспечения стабильного развития и роста благосостояния народа.

Хочу отметить одно обстоятельство. На первом заседании все высказанные взгляды по политической модернизации не получили организационного завершения в виде решений Госкомиссии. Но это нормально, ведь в таких сложных вопросах спешить нельзя. Нужно все досконально осмыслить, взвесить… Кстати, всем членам структуры было предложено внести свои предложения по плану нашей работы. Ответы получены, обобщены. За неделю до второго заседания на их основе мы подготовим и вышлем проекты документов для рассмотрения, подготовленные рабочим органом - Администрацией Президента РК.

- Поскольку Госкомиссия планирует работать по нескольким направлениям, должны быть созданы соответствующие группы…

- Безусловно. Одна из них, к примеру, будет заниматься вопросами укрепления авторитета и ответственности представительных органов власти, другая - совершенствованием системы местного самоуправления. Отдельные направления: деятельность правоохранительных органов, развитие гражданского общества, включая повышение роли политических партий и СМИ, перспективы конституционного развития Казахстана. Для каждой группы будет выработан отдельный план, составленный по предложениям членов Государственной комиссии.

В нынешнем году планируется провести несколько основных заседаний, а также ряд встреч в рамках диалоговых площадок, мероприятий на уровне консультативно-совещательных органов при Президенте страны. Кроме того, состоятся научно-практические конференции по обсуждению отдельных направлений программы политических реформ. Планируем серию социологических исследований, экспертных опросов, организацию фокус-групп... Будем изучать и международный опыт проведения демократических преобразований. По итогам работы постараемся организовать публикацию сборников материалов.

- Делаются ли уже прогнозы относительно повышения уровня политической активности населения?

- В первую очередь, на мой взгляд, должна активизироваться партийная деятельность. Полагаю, что, хотя партии представлены в Госкомиссии своими лидерами, все члены политобъединений, их региональных подразделений должны внести свой вклад в процесс политического реформирования. Важно развернуть внутрипартийные дискуссии по вопросам, поднимаемым Госкомиссией. Такая совместная работа, нацеленная на максимально эффективный результат, позволит сформировать конструктивный настрой, оправдать ожидания различных социальных групп нашего общества.

Один из значимых аспектов работы - участие оппозиционных сил в общественном диалоге по программе политических реформ. Думаю, оппозиция должна внести свои конструктивные предложения и использовать консолидационный потенциал Государственной комиссии для позитивных общественных дел. Ведь эта структура выступает в роли общественной трибуны, где быть неуслышанным практически невозможно. Так что какой смысл отказываться от участия?

Хотел бы, кстати, обратить внимание на ситуацию с партией "Настоящий "Акжол". Она прошла регистрацию накануне первого заседания Госкомиссии, и только по техническим причинам ее представитель не был включен указом Президента в состав комиссии. Ведь данный документ готовится заранее. Но ничего страшного нет: в адрес этого политобъединения уже направлено письмо с просьбой определить своего представителя в структуре.

- Вы уже определили первоочередность подготовки документов?

- Сейчас ведется напряженная работа по подготовке предложений к плану действий Правительства по углублению демократических реформ на 2006 год. Добиваясь конкретизации политических реформ и обеспечения их реализации, предлагается уже в этом году принять, по крайней мере, семь-восемь основополагающих документов по направлениям политической модернизации. Все они уже обсуждались в обществе, и по ним достигнуто принципиальное согласие различных политических сил. Этот проект также будет выслан членам Госкомиссии и станет предметом обсуждения на ее втором заседании.

Мы изначально во главу угла ставим принцип: "демократия не насаждается "сверху", а вырастает "снизу". Поэтому в политическом процессе можно сделать на данном этапе упор на меры, которые создадут условия для повсеместного участия основной массы населения в демократических процедурах и воспитания соответствующей политической культуры, выработки у граждан понимания своих прав и ответственности за их реализацию.

По предложению Президента мы планируем сосредоточить работу комиссии прежде всего на вопросах, касающихся введения местного самоуправления и развития гражданского общества. Также будут рассматриваться и другие меры по политической модернизации: рационализация механизма взаимоотношений между ветвями государственной власти, усовершенствование системы сдержек и противовесов, расширение функций представительных органов власти и так далее.

Наша главная цель - создание политической системы, способной отвечать на современные глобальные вызовы на основе демократических процедур.

- Какое место в работе комиссии займет направление по укреплению межконфессионального и межнационального согласия? Ведь основную функцию по обеспечению данных вопросов выполняет Ассамблея народов Казахстана?

- Фундамент нашей стратегии политических реформ как раз и заключается в укреплении стабильности общества и общественного согласия. Мы намерены проводить работу, направленную на рост авторитета ассамблеи, расширение сфер ее практической деятельности. Нам предстоит работать над формированием широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества.

Целесообразна дальнейшая деятельность по разработке ряда концептуальных положений по укреплению единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан Казахстана, независимо от их национального, социального, "сословного" происхождения и других, так называемых стартовых, общественных условий.

- Возможен ли консенсус при принятии решений с учетом того, что в составе структуры будут работать представители оппозиции?

- В своей работе мы будем ориентироваться на укрепление основ правового государства. А демократия и законность - вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр государственных интересов останутся не реализованными вне торжества закона.

Либеральное общество подразумевает высокую ответственность каждого его члена перед законом. На этом этапе особенно важна законодательная база, которая регламентирует гарантии прав и свобод граждан Казахстана и обеспечения правопорядка.

Законность, правопорядок, социальный прогресс и права человека находятся в неразрывном единстве. Как сказал Президент: "Родина, независимость, стабильное развитие!". Вот наш общий лозунг. Именно это обеспечит спокойную процветающую жизнь всех казахстанцев".

Уверен, что вновь образованная Государственная комиссия, занимаясь разработкой Общенациональной программы политических реформ, окажет решающее влияние на перспективы системной трансформации в Казахстане, создание национальной модели политической системы, в рамках которой республика будет развиваться в ближайшее время.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Только вперед! 28.04.2006
Ануарбек Султангазин: Мы сводим счеты 26.04.2006
Рауан Шаекин: Мы не стали "бомбить" Ертысбаева 24.04.2006
Калык Абдуллаев: У нас идет противостояние личностей 20.04.2006
В системе общих координат 17.04.2006
"Новые президентские инициативы стали своеобразным "детектором дееспособности" для всех политических структур" 17.04.2006
Экс-"ВИА Гра" Кристина Коц-Готлиб: Мой контракт еще не расторгнут! 17.04.2006
Нурбах Рустемов: Почему нельзя обсуждать в парламенте то, что обсуждают на кухне? 12.04.2006
Ерболат Досаев: здоровый оптимизм 11.04.2006
Омархан Оксикбаев: Мы контролируем деньги, куда бы они ни направлялись 10.04.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz