Бауыржан АЛТЫНБЕКОВ, "Литер", 25 апреля
Деньги счет любят. Эта нехитрая истина приобретает совершенно конкретное звучание, когда речь заходит о государственных деньгах и стремлении комитета финансового контроля и государственных закупок разобраться с их расходованием.
И если за соблюдение налоговой дисциплины в нашей стране отвечает Налоговый комитет, то за состояние бюджетной – комитет финансового контроля и госзакупок.
О том, как контролируются казенные средства, рассказал руководитель ведомства Ануарбек Султангазин.
– Когда-то фраза "К нам едет ревизор" вызывала страх. В общественном сознании ревизор был строгим, неподкупным радетелем государственных интересов. По каким критериям подбираются сотрудники вашего комитета?
– Действительно, для работы в комитете финансового контроля и госзакупок необходимо иметь определенный багаж знаний и опыта. Понятно, если проверяющий окажется по своей квалификации ниже проверяемого, доверия к государственному органу не будет. Поэтому когда мы объявляем конкурс на замещение вакантных должностей, то, в соответствии с законом "О государственной службе", разрабатываем адекватные квалификационные требования к соискателям.
Согласно закону, комитет объявляет конкурс на занятие вакантных административных государственных должностей, а желающие принять в нем участие проходят соответствующее тестирование в Агентстве по делам государственной службы и собеседование на заседании конкурсной комиссии. Мы широко используем институт перевода, когда государственные служащие из других ведомств могут перевестись к нам на работу без конкурсного отбора с согласия уполномоченного органа. Но, в первую очередь, они должны подходить по квалификационным требованиям.
Практикуем и трудоустройство специалистов из кадрового резерва. Только в этом месяце в комитет были трудоустроены три молодых специалиста из штатного резерва Агентства по делам государственной службы.
– Бытует мнение, что комитет финансового контроля – наследие советских времен и что на республиканском уровне должен работать укрепленный институт независимого внешнего контроля. На местном уровне – ревизионные комиссии маслихатов в качестве обособленных государственных органов с собственным аппаратом профессиональных ревизоров. Вы согласны с этим?
– Интересно... На мой взгляд, говорить о том, что комитет финансового контроля – наследие советских времен, ошибочно. Во многих развитых странах внутренний контроль осуществляется правительственным органом. Но в любом случае надо исходить из исторически сложившейся организации государственного финансового контроля и национальных особенностей государственного устройства.
Согласно Конституции нашей республики, в единую систему исполнительных органов страны входят местные исполнительные органы. Так что внутренний государственный контроль в лице комитета финансового контроля и государственных закупок – совсем не лишнее звено в системе государственных органов.
– В интервью нашей газете председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев заметил, что не согласен с тем, что комитет финансового контроля имеет право перепроверять деятельность его ведомства. Ибо этим ставится под сомнение его независимость. И это противоречит основным положениям Лимской декларации, принятой в 1997 году, к которой присоединился и Казахстан. Хотелось бы узнать ваше мнение.
– Речь идет не о главенстве одного над другим, хотя в законе прописано, что Счетный комитет является высшим финансовым надзорным органом.
Сегодня в Казахстане сформирована система взаимоотношений между органами внешнего и внутреннего контроля, и уже многие вопросы взаимодействия законодательно решены. Это и согласование планов работы, чтобы исключить дублирование проверок, и взаимное признание актов, что делает более эффективной работу органов финконтроля. И самое главное – мы направляем результаты контроля в Счетный комитет, что позволяет им контролировать соблюдение стандартов государственного финансового контроля и анализировать акты внутреннего контроля.
Вот эти проблемы надо решать совместно. А оттого, что мы сейчас будем спорить, кто кого выше или кто лучше или хуже работает, дело не изменится. Глава государства поставил четкую задачу – повысить состояние финансовой, бюджетной дисциплины. И мы, образно говоря, два крыла одной птицы. Значит, вместе и будем работать.
Возвращаясь к вашему вопросу. В настоящее время бюджетным законодательством определено, что Счетный комитет является, как и другие администраторы бюджетных программ, объектом контроля нашего комитета так же, как и мы являемся объектом контроля Счетного комитета. И поэтому только по одному этому признаку я бы не стал говорить о покушении на независимость Счетного комитета.
Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег из Счетного комитета с юбилеем. Возможно, это и небольшой срок, но за это время институт финансового контроля в нашей стране состоялся и доказал свою жизнеспособность. Хочу поздравить и ветеранов госфинконтроля. Именно они стояли у истоков становления системы финансового контроля в нашей республике.
– Часто результаты ревизий, проведенных вашим ведомством, указывают на вопиющие нарушения в действиях госслужащих. Не стараются ли обиженные вами применять так называемые скрытые механизмы воздействия на вас?
– Да, из года в год рост финансовых нарушений увеличивается. В прошлом году количество проверенных объектов и сумма выявленных нарушений по сравнению с позапрошлым годом выросли на 8 процентов – более чем в два с половиной раза.
По итогам прошедшего года бюджет был восполнен на 35 процентов от суммы, подлежащей возмещению. В 2004 году этот показатель составлял 23 процента. Кроме того, в течение первого квартала этого года по прошлогодним финансовым нарушениям в бюджет поступило 70 млн тенге. Таким образом, возмещение по материалам контроля минувшего года составляет 36 процентов. И впредь эта работа будет продолжена.
Рост выявления нарушений очевиден. Число должностных лиц, привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности, возросло на 85 и 8 процентов соответственно. Этому также способствовала активная работа правоохранительных органов. Судите сами: четверть из всех заявлений поступила от правоохранительных органов.
Что касается давления со стороны объектов контроля… За то время, что я возглавляю ведомство, ничего такого не было.
– Вступление в силу Бюджетного кодекса РК как-то отразилось на вашей работе? Изменились ли компетенция финансового контроля, правила проведения внутреннего контроля? Какая конкретная польза от всего этого?
– До вступления в силу Бюджетного кодекса комитет осуществлял только контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского и местных бюджетов, что значительно сужало деятельность комитета в вопросах защиты экономических интересов государства.
В настоящее время наши полномочия значительно расширены, как результат – возросло число раскрытых финансовых нарушений. Это, прежде всего, связано с законодательными новшествами. Теперь мы можем контролировать эффективность использования бюджетных средств, внесение неналоговых поступлений, а также проводить ревизии за целевым и эффективным использованием гарантированных государством займов, связанных грантов и активов государства. Добавлю, что существенно расширились наши функции в отношении юридических лиц с участием государства и получателей бюджетных средств. Это позволило в значительной мере осуществлять полномасштабный контроль за использованием финансовых ресурсов государства.
– Какие нарушения наиболее часто допускаются? Почему не заводятся громкие дела с участием государственных служащих, залезших в карман государства? Несут ли ответственность государственные служащие, допускающие нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств? Какие меры принимаются вами по итогам проверок?
– Нарушения бывают самые разные. В основном это неэффективное использование бюджетных средств и активов государства, как и необоснованное и незаконное их списание. Бывает так, что средства расходуют сверх утвержденных нормативов, нарушается порядок оплаты труда и при назначении и выплате пенсий и социальных пособий.
Отдельная проблема – нецелевое использование бюджетных средств и кредитов. Вот за это мы можем наложить административные взыскания на нарушителей. А что касается неэффективного и необоснованного использований – здесь мы не правомочны. Тут следует направлять совместные усилия вместе со Счетным комитетом, чтобы в законодательстве мы четко прописали виды нарушений. И чтобы за каждым нарушением следовало определенное наказание.
В прошлом году в соответствии с кодексом "Об административных правонарушениях" наложены административные взыскания на 434 должностных лица в сумме 3,9 млн тенге, из них поступило в бюджет – 3,2 миллиона. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 453 работника проверенных объектов.
Мы передаем материалы в правоохран
ительные органы, они и проводят дальнейшие расследования. В тех же структурах определяется ответственность объектов контроля. Громкие дела предаются огласке органами финансовой полиции. Конечно, не без нашего содействия.
– В скором времени наше правительство станет электронным. Будете ли вы внедрять систему электронных госзакупок? И насколько прозрачнее станет от этого процесс?
– Организация электронных госзакупок станет одной из базовых услуг электронного правительства. В послании глава государства уделил особое внимание построению эффективной системы взаимодействия между государством и гражданами.
Поэтому мы и работаем над внедрением системы электронных госзакупок. И согласно сетевому графику правительства планируем ввести ее в эксплуатацию в марте следующего года. Преимущества, которые несет внедрение информационной системы по электронным государственным закупкам, достаточно очевидны. Исчерпывающая информация о проводимых конкурсах и об их результатах в Интернете делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого казахстанца.
К тому же электронные торги будут способствовать снижению коррупции и бюрократизма, поскольку сведено до минимума личное общение с чиновником. Сама информационная система при этом будет построена так, что лицо, заинтересованное в итогах тендера, не сможет повлиять на его исход. Этому будут служить системы защиты: конфиденциальные электронные ключи, электронная подпись, выдачу которых будет производить удостоверяющий центр.
Но есть обратная сторона этой медали. Сейчас мы составляем реестр субъектов государственных закупок. В стране насчитывается 24 тысячи субъектов, из них девять тысяч мы уже вбили в реестр. Однако не все наши субъекты технически готовы. Ведь для того, чтобы участвовать в электронных торгах, необходим доступ к Интернету. А вы знаете, что в отдаленных районах и селах республики с этим дела обстоят туго. Элементарно, нужно иметь компьютер и человека, который может с ним работать. Мы считаем, что в бюджете нужно предусмотреть средства для обеспечения всем необходимым организации электронных торгов на местах. Если мы хотим начать такие торги со следующего года. А то получится, что только центр электронной коммерции работает, а в регионах даже не будут знать о его существовании. Какой тогда от этого толк?
– Нынче среди казахстанских чиновников модно играть в гольф, ходить на рыбалку, а некоторые даже любят поохотиться. Есть у вас любимое хобби? Расскажите, пожалуйста, о себе – где учились, работали?
– Вообще-то, я не отношусь к числу охотников. (Смеется.) Мне даже утку жалко подбить, не говоря уже о крупных животных. Так получилось, что всю жизнь я посвятил науке и по сей день занимаюсь ею. Все-таки прошлое обязывает – до государственной службы преподавал в КарГУ, где и начал научную деятельность.
Мое хобби – чтение научной литературы. Занимаюсь обобщением своих научных исследований. Ну и конечно, если удается выкроить чуточку свободного времени, стараюсь выехать на природу с семьей. Воспитываю двух сыновей.
В системе госорганов работаю уже 15 лет. Начинал с заместителя главы городской администрации Караганды. Потом возглавлял облфинуправление, был заместителем акима Карагандинской области по финансам. До вступления в нынешнюю должность пять лет был членом Счетного комитета. Уверен, что на новом месте реализую на все сто накопленный солидный профессиональный опыт. |