NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 06:12 ast
04:12 msk

Тор-ага проходит как хозяин
Б.Жумагулов: Сейчас есть уже определенная ясность в самых сложных вопросах. Например, на каком уровне целесообразно вводить местное самоуправление? По нашему мнению, это уровень аула, села, поселка, отдельного города, района в городе областного значения
17.05.2006 / интервью

"Казахстанская правда", 16 мая

Вчера состоялось второе заседание рабочей группы по формированию местного самоуправления Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Эта группа, в которую входят представители девяти политических партий РК, Парламента, Правительства, НПО и профсоюзов, продолжила обсуждение проекта закона "О местном самоуправлении в Республике Казахстан". Сразу после заседания руководитель рабочей группы, исполняющий обязанности председателя партии "Отан" Бакытжан Жумагулов ответил на вопросы "Казахстанской правды".

- Бакытжан Турсынович, о местном самоуправлении у нас давно идут горячие дискуссии. Но что же такое, по-вашему, местное самоуправление?

- Это реальное право граждан участвовать в управлении государственными делами на уровне, максимально приближенном к заботам и запросам жителей страны. Развитые демократические страны имеют значительный опыт организации систем местного самоуправления. Именно этот опыт позволил им сформулировать важный международный документ, регламентирующий данные вопросы - Европейскую хартию о местном самоуправлении. Она принята в Страсбурге 15 октября 1985 года. К этой хартии, как вы знаете, присоединился и Казахстан. Органы местного самоуправления сейчас расцениваются как одна из основ демократического строя. Право граждан Казахстана на осуществление местного самоуправления гарантировано Конституцией нашей страны. Тем не менее соответствующий закон до сих пор не принят. Хотя его версии обсуждались и в 1997-м, и в 1999-м, и в 2000 году.

Казахстан провозгласил своей стратегической целью вхождение в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Мы твердо нацелены на дальнейшее развитие демократических процессов в государстве. Теперь просто необходимо законодательно обеспечить реализацию права своих граждан, зафиксированного в статье 89 Конституции Республики Казахстан, но не обеспеченного соответствующим законом. Как мы помним, такая необходимость недавно была особо подчеркнута Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Очень важно понять, что местное самоуправление - это именно право, но никак не обязанность граждан. Оно не должно насаждаться "сверху". А вот обязанность государства - предоставить гражданам это право, обеспечить его реализацию. Только по их инициативе в нашей стране смогут создаваться и действовать органы местного самоуправления, независимые от системы государственного управления, занимающиеся решением самых насущных проблем на местах.

- Какой может быть формат таких новых для нас структур?

- Европейская хартия здесь предусматривает советы или собрания, состоящие из участников, избранных свободным, равным, прямым и всеобщим голосованием граждан, проживающих в конкретном населенном пункте. В рассматриваемом нами законопроекте роль такого представительного органа отводится Кенесу, непосредственно избираемому населением, а исполнительной частью становится аппарат Тор-ага. Вот этим органам местного самоуправления предлагается передать практически все хозяйственно-исполнительские функции местного значения. Разработчики законопроекта, члены нашей рабочей группы и эксперты очень много внимания уделили вопросу эффективного разграничения функций и полномочий органов местного государственного управления и органов самоуправления. С тем, чтобы полностью исключить их дублирование. При этом учтен передовой зарубежный опыт, а также уже имеющийся казахстанский опыт разработки предыдущих вариантов законопроекта. И в первую очередь - положения, выдвинутые и детально обсужденные Национальной комиссией по вопросам демократизации и гражданского общества.

Сейчас есть уже определенная ясность в самых сложных вопросах. Например, на каком уровне целесообразно вводить местное самоуправление? По нашему мнению, это уровень аула, села, поселка, отдельного города, района в городе областного значения. Там, на наш взгляд, Кенес и Тор-ага могут проще, быстрее, конкретнее утвердить себя как коллективный "хозяин", "начальник". Близится к завершению и работа по определению конкретных функций и полномочий органов местного самоуправления.

- Реализация этих функций потребует не только законодательного обеспечения, но и финансовых средств. Рассматривается ли такой вопрос рабочей группой?

- Да, это непростая проблема. И, конечно, мы тщательно обсуждали ее. Ведь если система местного самоуправления не будет подкреплена финансовыми ресурсами, то и вся идея буквально повиснет в воздухе. В законопроекте предлагаются четыре возможных источника формирования таких средств. Первый - это средства государственного бюджета. Ведь большая часть функций, которые предлагается передать органам местного самоуправления, сегодня осуществляется акиматами за счет конкретных бюджетных программ. Проведенный нашими экспертами анализ показал, что, к примеру, в этом году на реализацию таких функций запланировано более восьми миллиардов тенге. Как обеспечить доступ органов местного самоуправления к этим средствам? Пока одним из самых оптимальных вариантов, на наш взгляд, является предложение наделить их полномочиями администраторов соответствующих бюджетных программ.

Второй источник - добровольные сборы с граждан. Это целевые отчисления, которые по собственной инициативе могут установить органы местного самоуправления. Хотя могут и не устанавливать. Все будет определяться исключительно решениями самих местных сообществ. Третий реальный источник - доходы, получаемые органами местного самоуправления от оказания платных услуг населению. В данном качестве могут выступать самые разнообразные услуги, востребованные членами местного сообщества - организация выпаса скота, вывоз мусора и утилизация отходов, заготовка и переработка сельхозпродукции, ветеринарные, транспортные и многие другие услуги.

Наконец, четвертый источник - это использование имущества местного сообщества, которое оно может приобретать за счет своих доходов и которое ему может быть передано из состава муниципальной собственности. Конечно, муниципальной собственности сейчас не очень много. Но, если тщательно проработать вопрос и четко определить все условия, то и этот канал финансирования сможет действовать эффективно.

- Какими могут быть самые первые шаги по воплощению в жизнь закона о местном самоуправлении?

- Участникам нашей рабочей группы они видятся в организации местного самоуправления в тех аулах и селах, где нет акимов, которые входят в состав сельских округов, включающих два или более населенных пунктов. Именно здесь введение местного самоуправления на первом этапе может быть наиболее эффективным. Практическую реализацию будущего закона целесообразно начать с пилотных проектов в небольших населенных пунктах. Такой эксперимент помог бы более детально выявить практические особенности реализации закона в тех или иных местных условиях, глубже их проанализировать, дать четкий прогноз дальнейшего развития местного самоуправления в стране.

Но, повторюсь, все это может осуществляться только в том случае, если есть четко выраженная воля граждан, их намерение создать структуру местного самоуправления. С этим связан еще один аспект - определенная сложность и многоэтапность предложенной в законопроекте процедуры создания местного самоуправления. Она предусматривает формирование инициативной группы граждан, сбор подписей жителей населенного пункта, проверку их достоверности. Только после этого - выборы в Кенес. Но если мы убедимся, что эта процедура эффективна и обеспечивает максимальную защиту интересов граждан, мы ее поддержим на заседании Государственной комиссии.

- Насколько удалось сегодня продвинуться в подготовке законопроекта?

- Хочу отметить: мы не разрабатываем законопроект, а анализируем вариант, представленный в Государственную комиссию. И формируем к нему свои предложения. В этот анализ мы включаем весь имеющийся опыт разработки такого законопроекта, в том числе и Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества. Включаем и зарубежный опыт, в частности Швеции, где местное самоуправление имеет очень давние традиции, опыт и наработки членов рабочей группы и экспертов. Наша задача - дать прежде всего политическую оценку законопроекта, оценить его соответствие демократическим принципам и идущим в нашей стране политическим реформам. Думаю, в первой декаде июня документ будет представлен на заседание Государственной комиссии, которая направит свое мнение в Парламент.

- В вашей рабочей группе собрались представители девяти политических партий. Легко ли находится общий язык при открытой дискуссии?

- Конечно, легко. Ведь мы собрались для работы над конкретным законопроектом, а не ради выяснения межпартийных отношений или конкуренции на электоральном поле. В рабочую группу представители политических партий и неправительственных организаций пришли не с пустыми руками - каждый выражает интересы определенного общественного слоя. Чем шире представленный спектр мнений, тем больше гарантий, что законопроект будет эффективно учитывать интересы максимально широких кругов общественности. Вообще, продуктивная работа нашей группы может служить примером для консолидации политических, общественных сил страны и в других направлениях деятельности.

- Заметно: партия "Отан" в своей работе держит довольно высокую планку. Что, кстати, отметил Глава государства во время своего рабочего визита в Атыраускую область. Президент Нурсултан Назарбаев участвовал в закладке фундамента офиса областного филиала партии "Отан"...

- Да, это было очень яркое и важное событие. Лидер нашей партии Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая на церемонии, отметил, что сегодня на партию "Отан", партию парламентского большинства, возлагаются новые и очень ответственные задачи. Главная из них - законодательное обеспечение Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, программы демократических реформ общества и государства. Это поручение Главы государства мы будем неукоснительно выполнять. Ведь от четкости и активности работы партии, наших депутатов в Парламенте и маслихатах всех уровней, наших филиалов и представительств на местах во многом зависят темпы и качество реализации намеченных стратегических преобразований. Демократические реформы, развитие гражданского общества предполагают существенное повышение роли общественных объединений и политических партий. А, стало быть, и рост конкуренции на политическом поле страны. В такой ситуации планка нашей работы должна сохраняться на самом высоком уровне.

- К вопросу роста конкуренции среди партий. Что вы, Бакытжан Турсынович, думаете о регистрации партии "Алга"?

- Насколько мне известно, "Алга" пока не зарегистрирована в Министерстве юстиции. Если же документы в порядке, соответствуют требованиям закона о политических партиях, она должна быть зарегистрирована. Мы всегда выступали и выступаем за то, чтобы в любом деле, будь то регистрация политической партии или решение проблем отдельно взятого гражданина, не создавались искусственные препятствия. Все должно быть прозрачно, и все - по закону!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Булат Баекенов: На госслужбу идут "распальцованные" мальчики 31.05.2006
Недостижимых целей не бывает 26.05.2006
Прибежище или убеждение? 25.05.2006
"Железная" леди железной дороги 24.05.2006
Междоусобица между олигархами вредит государству 22.05.2006
"Только единая система может в полной мере защищать экономические интересы" 18.05.2006
Тор-ага проходит как хозяин 17.05.2006
Александр Масляков: Что ж вы так с юмором шутите! 12.05.2006
"Начата проработка концепции модернизации государственных СМИ" 10.05.2006
Новое руководство "Казахстана" 10.05.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz