"Егемен Kазакстан", 3 мая
Интервью с Министром финансов Н.А.Коржовой
- Наталья Артемовна, недавно на заседание Правительства Вы выступили с отчетом об исполнении республиканского бюджета. И поэтому начнем разговор о бюджете.
- Если говорит о первом квартале за три месяца этого года в государственный бюджет поступило доходов в сумме 556,8 млрд. тенге, процент исполнения плана на отчетный период составил 117,1%. Доходы республиканского бюджета составили 457,1 млрд.тенге, или на 42,9% больше аналогичного периода прошлого года.
А также , доходы местных бюджетов составили 241,3 млрд.тенге. Надо отметить что, здесь план отчетного периода исполнен на 104,6 %.
Положительная динамика доходов государственного бюджета в отчетном периоде определяется, безусловно, продолжающимся ростом экономики, экспорта и импорта и в немалой степени улучшением администрирования со стороны налоговых и таможенных органов, так как темп роста собираемости налогов опережает темпы роста реального ВВП, экспорта и импорта.
По итогам первого квартала объем годового плана от организаций сырьевого сектора перевыполнен по ряду видов налогов.
Так корпоративный подоходный налог от организаций сырьевого сектора перечислен в бюджет в сумме 91,5 млрд.тенге, а роялти от организаций сырьевого сектора - 41,5 млрд.тенге.
В отчетном периоде в Национальный фонд было перечислено 7,9 млрд.тенге сверхплановых поступлений от организаций сырьевого сектора.
Основными источниками государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный и индивидуальный подоходный налог. По вышеназванным видам налогов поступления в государственный бюджет составили 411,5 млрд. тенге, или 73,9% от общего объема доходов.
- Что можете сказать по расходам бюджета? Как идет освоение целевых бюджетных средств?
- По республиканскому бюджету использовано 446,3 млрд. тенге, или 91,0%. План не выполнен на 44,1 млрд. тенге. Как показал анализ по исполнению республиканского бюджета, отличительной особенностью первого квартала является несвоевременное проведение конкурсных процедур по государственным закупкам и в некоторых случаях их незавершенность, отсутствие оперативного взаимодействия администраторов с поставщиками. По этим причинам план по обязательствам администраторами республиканских бюджетных программ не выполнен на 28,8%.
Кроме того, отдельные администраторы не смогли обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ, в связи с чем недоосвоено 13,7 млрд. тенге.
Администраторы постоянно жалуются на несовершенство закона о государственных закупках. Признаю, что это так. Министерство финансов в данном направлении принимает меры по сокращению в законодательном порядке излишних процедур. Но, поскольку на госзакупки выделяются бюджетные деньги, то конкурсы по ним должны проводиться в обязательном порядке и по установленным правилам.
Особо это касается строительства зданий и сооружений, выполнения прочих работ и услуг, имеющих долгосрочный характер. Задержка начала работ к концу года оборачивается ростом дебиторской и кредиторской задолженности, открытием аккредитивов, ростом стоимости из-за инфляции, срывом сроков сдачи объектов в эксплуатацию и, наконец, неэффективным использованием бюджетных средств.
- В своем выступлении в Правительстве Вы говорили о нарушениях использование бюджетных средств. Не могли бы рассказать, об этой теме более подробно? - Органами государственного финансового контроля в первом квартале 2006 года по результатам комплексных проверок выявлено нарушений на 7 959,6 млн. тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 3 998,0 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств – 1 059,7 млн. тенге, недостачи денежных средств и материальных ценностей – 345,4 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 292,6 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 232,0 млн. тенге.
Анализ нарушений в государственных учреждениях по функциональным группам показывает, что основная доля выявленных нарушений приходится на следующие сферы экономики: государственные услуги общего характера – 925,3 млн. тенге, здравоохранение – 355,9 млн. тенге, образование – 309,2 млн. тенге, жилищно-коммунальное хозяйство – 238,9 млн. тенге.
Кроме того, за нарушения законодательства, допущенные при осуществлении государственных закупок, 149 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 2 освобождены от занимаемых должностей, 57 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
- Идут разговоры о реформировании возглавляемого Вами министерства. Насколько это соответствует действительности?
Дело в том что, на сегодняшний день Министерство финансов как единый государственный орган не может существовать.
Министерство финансов сегодня – это итог механического слияния нескольких министерств и ведомств. Ведомства присоединяли и сливали, а менять соответственно законодательные акты забывали.
В результате возник ряд противоречий между законами и подзаконными актами, которыми регулируется деятельность Минфина и различных его комитетов.
Следовательно, наша главная задача – это создать единый Минфин.
Полагаю, что приближение начала административной реформы, на что есть прямое указание Президента страны, позволит нам системно решить главный вопрос Министерства финансов.
Только единая система может в полной мере защищать национальные экономические интересы Казахстана и содействовать повышению качества жизни людей.
- Как Вы собираетесь претворить в жизнь данные реформы?
- Во-первых, построение простых и прозрачных правил для бизнеса и граждан. Во-вторых, жесткое отстаивание интересов государства в отношении тех игроков рынка, кто эти правила нарушает, и поощрение на всех уровнях тех, кто эти правила исполняет неукоснительно.
Третья задача - разумное и эффективное распределение тех ресурсов – материальных, интеллектуальных, временных, которыми мы располагаем как орган, уполномоченный государством на выполнение данных задач.
Повторяю, что только единый экономический орган может решить все поставленные задачи. Например: большинство предпринимателей имеет дело и с налоговыми, и с таможенными органами, и, скорее всего, с государственными закупками. Вопрос: добросовестный налогоплательщик имеет хоть какие-то преимущества при осуществлении государственных закупок по сравнению с недобросовестным? Сегодня – я на 90% уверена, что нет.
Мы как представители государства должны предоставлять положительные стимулы нашим отечественным производителям и предпринимателям и в нашем лице они должны иметь дело с одним органом, а не набором комитетов, с каждым из которых можно договориться по отдельности.
Эта работа начинается с устранения противоречий внутри самой системы, так как без наведения порядка внутри самого Минфина бесполезно пытаться проделать то же самое в экономике всей страны. К примеру, не происходит нормального обмена информацией между комитетами - налоговым, таможенным, финансового контроля и государственных закупок, где-то и комитетом по работе с несостоятельными должниками, казначейства. Разве это не является неэффективным использованием ресурсов?
- Какие препятствия в работе на сегодняшний день Вы можете назвать?
- В последние годы эффект, получаемый от автоматизации процедур налогового администрирования, указывает на необходимость адекватного финансирования автоматизации налоговых органов и оказываемых ими услуг. Невыделение достаточных средств на техническое переоснащение налоговых органов и техническую поддержку оборудования вызвало, в частности, аварийную ситуацию на маломощных серверах Налогового комитета при сдаче квартальной отчетности в апреле текущего года, когда налогоплательщики не могли в принципе сдать налоговую отчетность в электронном виде.
Кроме того, активизировать взаимодействие правоохранительных органов и налоговых органов через применение информационных технологий. Мы планируем, в частности, совместно с заинтересованными госорганами создать базу данных налогоплательщиков "повышенного риска" с целью пресечения регистрации "лжепредприятий", "обнальных" фирм. В данной работе нам необходима поддержка Генпрокуратуры и АФП в части налаживания автоматизированного взаимодействия по регистрации предписаний, передачи материалов налоговых проверок и получения результатов их рассмотрения.
А перед налоговыми органами стоит задача существенного повышения качества оказываемых услуг.
Решение этой задачи также лежит в плоскости автоматизации, т.е. предоставления все большего количества услуг дистанционно, электронным способом, без посещения налоговых органов. Касательно налоговых проверок - необходимо сократить их количество, повысить качество и результативность.
Необходимо, наконец, завершить работу по обеспечению методической базой проведение проверок, которая должна четко определить процедуры отбора проверяемых налогоплательщиков, взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков при проведении проверок и т.п.
Одной из проблем таможенного оформления является недостоверность декларирования и занижение таможенной стоимости, изменение наименований товаров, квалификационных кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, что приводит к искажению таможенной статистики и к недобору таможенных платежей и налогов, что сказывается на экономической безопасности Республики Казахстан.
Для решения данных проблемных вопросов необходимо: развитие около-таможенной инфраструктуры путем достижения "терминальной" обработки товаров (наличие всех около-таможенных структур в так называемых терминалах), обеспечение "зеркальной" статистики с таможенными службами зарубежных стран, автоматизация таможенных процедур с достижением должной транспортной среды, упрощения процедур при экспорте товаров в целях стимулирования экспортных направляющих экономики. Я рассказала только остро стоящие вопросы, а на самом деле их больше.
А также, важные задачи стоять перед системой казначейства.
- Есть много мнений о нарушениях в управлении государственной собственностью. Что можете об этом сказать? Какие меры предпримет министерство в этом направлении? -Надо отметить, в первую очередь из-за несоответствия Законов "О государственном предприятии" от 19 июня 1995 г и "О приватизации" от 23 декабря 1995 года реалиям сегодняшнего дня.
Прошел вполне достаточный срок, после того как в Бюджетном кодексе появилось понятие "государственные активы" и теперь стране крайне необходима новая глава этого кодекса "Управление государственными активами". Уже не один раз говорилось о необходимости перейти от продаж к эффективному управлению, но Закон о приватизации есть, а об управлении нет ничего.
В законодательство целесообразно одновременно предусмотреть четкое определение сфер деятельности государственных предприятий, акционерных обществ.
- Вы удовлетворены работой органами финансового контроля. Или в этом направлении тоже нужны реформы?
- Из года в год Комитет финансового контроля и государственных закупок выявляет факты грубого нарушения финансовой дисциплины и порядка государственных закупок. Очевидно, что для устранения исходных причин финансовых нарушений необходимо диверсифицировать систему законодательных норм и администрирования финансовых процессов. Финансовые процедуры должны быть просты и понятны, равно как и неотвратимость наказания за их нарушение.
Поэтому, и в этом направлении требуется переработка на концептуальном уровне. Анализ совместной контрольной деятельности КФКиГЗ и правоохранительных органов за 2005 год свидетельствует об увеличении проверок проведенных по постановлениям правоохранительных органов, при этом процент наказаний по ним остается на низком уровне.
В этой связи считаем, что по вопросу взаимодействия органов финансового контроля и правоохранительных органов должен быть единый координатор в лице Генеральной прокуратуры. Это исключит дублирование в работе правоохранительных органов, все запросы правоохранительных органов о проведении контрольных мероприятий специалистами финансового контроля будут осуществляться только через прокуратуру.
- Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года говорил о том, что "…банкротство должно стать последним шагом…" в работе с несостоятельными предприятиями, и что "…необходимо прекратить практику привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство, как наиболее выгодный для себя способ управления…". Что Вы могли сказать по этому поводу?
- Отрицательная оценка Главы государства наглядно характеризуют состояние дел в этой области. Действительно, по состоянию на 1 января 2006 года в реабилитационную процедуру в целом по стране была вовлечена только 21 неплатежеспособная организация.
Руководство Комитета уже изменило порядок назначения конкурсных и реабилитационных управляющих, и обещает, что после публикации новых Правил и введения их в действие практика назначения одних и тех же управляющих будет прекращена. В этом я не сомневаюсь. Необходимо отметить факты нарушения сроков конкурсного производства, по отдельным предприятиям оно длится с 2002 года. При этом согласно действующему законодательству максимальный срок составляет всего год.
- Всем известно, что коррупция в нашей стране не искоренена.
Какие меры борьбы с коррупцией в финансовой сфере Вы собираетесь применять?
Я абсолютно уверена, что единственным способом быстро и эффективно снизить уровень поборов в экономике является построение электронного правительства, "электронного Минфина".
Что я понимаю под этим словосочетанием – "электронный Минфин"?
Электронный Минфин – это не закупка очередных тысяч компьютеров, принтеров, УПС, лицензий и прочих вещей. Во-первых, это упорядочение всех возможных потоков информации, реструктуризация, искоренение дублирующих функций. И только, во-вторых, информатизация перестроенной системы, то есть покупка или создание программных продуктов, которые упорядочивали и ускоряли бы потоки информации в системе.
Задача построения электронного Минфина – это пронизать весь организм нашего министерства новой нервной системой, привести его в работоспособное состояние, когда поток информации снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали идет наиболее эффективным образом. Конечно, не будем останаваливатся только такими методами борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией – будет повседневной работой министерство. |