NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:42 ast
09:42 msk

"Только единая система может в полной мере защищать экономические интересы"
Н.Коржова: Полагаю, что приближение начала административной реформы, на что есть прямое указание Президента страны, позволит нам системно решить главный вопрос Министерства финансов
18.05.2006 / интервью

"Егемен Kазакстан", 3 мая

Интервью с Министром финансов Н.А.Коржовой

- Наталья Артемовна, недавно на заседание Правительства Вы выступили с отчетом об исполнении республиканского бюджета. И поэтому начнем разговор о бюджете.

- Если говорит о первом квартале за три месяца этого года в государственный бюджет поступило доходов в сумме 556,8 млрд. тенге, процент исполнения плана на отчетный период составил 117,1%. Доходы республиканского бюджета составили 457,1 млрд.тенге, или на 42,9% больше аналогичного периода прошлого года.

А также , доходы местных бюджетов составили 241,3 млрд.тенге. Надо отметить что, здесь план отчетного периода исполнен на 104,6 %.

Положительная динамика доходов государственного бюджета в отчетном периоде определяется, безусловно, продолжающимся ростом экономики, экспорта и импорта и в немалой степени улучшением администрирования со стороны налоговых и таможенных органов, так как темп роста собираемости налогов опережает темпы роста реального ВВП, экспорта и импорта.

По итогам первого квартала объем годового плана от организаций сырьевого сектора перевыполнен по ряду видов налогов.

Так корпоративный подоходный налог от организаций сырьевого сектора перечислен в бюджет в сумме 91,5 млрд.тенге, а роялти от организаций сырьевого сектора - 41,5 млрд.тенге.

В отчетном периоде в Национальный фонд было перечислено 7,9 млрд.тенге сверхплановых поступлений от организаций сырьевого сектора.

Основными источниками государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный и индивидуальный подоходный налог. По вышеназванным видам налогов поступления в государственный бюджет составили 411,5 млрд. тенге, или 73,9% от общего объема доходов.

- Что можете сказать по расходам бюджета? Как идет освоение целевых бюджетных средств?

- По республиканскому бюджету использовано 446,3 млрд. тенге, или 91,0%. План не выполнен на 44,1 млрд. тенге. Как показал анализ по исполнению республиканского бюджета, отличительной особенностью первого квартала является несвоевременное проведение конкурсных процедур по государственным закупкам и в некоторых случаях их незавершенность, отсутствие оперативного взаимодействия администраторов с поставщиками. По этим причинам план по обязательствам администраторами республиканских бюджетных программ не выполнен на 28,8%.

Кроме того, отдельные администраторы не смогли обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ, в связи с чем недоосвоено 13,7 млрд. тенге.

Администраторы постоянно жалуются на несовершенство закона о государственных закупках. Признаю, что это так. Министерство финансов в данном направлении принимает меры по сокращению в законодательном порядке излишних процедур. Но, поскольку на госзакупки выделяются бюджетные деньги, то конкурсы по ним должны проводиться в обязательном порядке и по установленным правилам.

Особо это касается строительства зданий и сооружений, выполнения прочих работ и услуг, имеющих долгосрочный характер. Задержка начала работ к концу года оборачивается ростом дебиторской и кредиторской задолженности, открытием аккредитивов, ростом стоимости из-за инфляции, срывом сроков сдачи объектов в эксплуатацию и, наконец, неэффективным использованием бюджетных средств.

- В своем выступлении в Правительстве Вы говорили о нарушениях использование бюджетных средств. Не могли бы рассказать, об этой теме более подробно? - Органами государственного финансового контроля в первом квартале 2006 года по результатам комплексных проверок выявлено нарушений на 7 959,6 млн. тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 3 998,0 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств – 1 059,7 млн. тенге, недостачи денежных средств и материальных ценностей – 345,4 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 292,6 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 232,0 млн. тенге.

Анализ нарушений в государственных учреждениях по функциональным группам показывает, что основная доля выявленных нарушений приходится на следующие сферы экономики: государственные услуги общего характера – 925,3 млн. тенге, здравоохранение – 355,9 млн. тенге, образование – 309,2 млн. тенге, жилищно-коммунальное хозяйство – 238,9 млн. тенге.

Кроме того, за нарушения законодательства, допущенные при осуществлении государственных закупок, 149 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 2 освобождены от занимаемых должностей, 57 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

- Идут разговоры о реформировании возглавляемого Вами министерства. Насколько это соответствует действительности?

Дело в том что, на сегодняшний день Министерство финансов как единый государственный орган не может существовать.

Министерство финансов сегодня – это итог механического слияния нескольких министерств и ведомств. Ведомства присоединяли и сливали, а менять соответственно законодательные акты забывали.

В результате возник ряд противоречий между законами и подзаконными актами, которыми регулируется деятельность Минфина и различных его комитетов.

Следовательно, наша главная задача – это создать единый Минфин.

Полагаю, что приближение начала административной реформы, на что есть прямое указание Президента страны, позволит нам системно решить главный вопрос Министерства финансов.

Только единая система может в полной мере защищать национальные экономические интересы Казахстана и содействовать повышению качества жизни людей.

- Как Вы собираетесь претворить в жизнь данные реформы?

- Во-первых, построение простых и прозрачных правил для бизнеса и граждан. Во-вторых, жесткое отстаивание интересов государства в отношении тех игроков рынка, кто эти правила нарушает, и поощрение на всех уровнях тех, кто эти правила исполняет неукоснительно.

Третья задача - разумное и эффективное распределение тех ресурсов – материальных, интеллектуальных, временных, которыми мы располагаем как орган, уполномоченный государством на выполнение данных задач.

Повторяю, что только единый экономический орган может решить все поставленные задачи. Например: большинство предпринимателей имеет дело и с налоговыми, и с таможенными органами, и, скорее всего, с государственными закупками. Вопрос: добросовестный налогоплательщик имеет хоть какие-то преимущества при осуществлении государственных закупок по сравнению с недобросовестным? Сегодня – я на 90% уверена, что нет.

Мы как представители государства должны предоставлять положительные стимулы нашим отечественным производителям и предпринимателям и в нашем лице они должны иметь дело с одним органом, а не набором комитетов, с каждым из которых можно договориться по отдельности.

Эта работа начинается с устранения противоречий внутри самой системы, так как без наведения порядка внутри самого Минфина бесполезно пытаться проделать то же самое в экономике всей страны. К примеру, не происходит нормального обмена информацией между комитетами - налоговым, таможенным, финансового контроля и государственных закупок, где-то и комитетом по работе с несостоятельными должниками, казначейства. Разве это не является неэффективным использованием ресурсов?

- Какие препятствия в работе на сегодняшний день Вы можете назвать?

- В последние годы эффект, получаемый от автоматизации процедур налогового администрирования, указывает на необходимость адекватного финансирования автоматизации налоговых органов и оказываемых ими услуг. Невыделение достаточных средств на техническое переоснащение налоговых органов и техническую поддержку оборудования вызвало, в частности, аварийную ситуацию на маломощных серверах Налогового комитета при сдаче квартальной отчетности в апреле текущего года, когда налогоплательщики не могли в принципе сдать налоговую отчетность в электронном виде.

Кроме того, активизировать взаимодействие правоохранительных органов и налоговых органов через применение информационных технологий. Мы планируем, в частности, совместно с заинтересованными госорганами создать базу данных налогоплательщиков "повышенного риска" с целью пресечения регистрации "лжепредприятий", "обнальных" фирм. В данной работе нам необходима поддержка Генпрокуратуры и АФП в части налаживания автоматизированного взаимодействия по регистрации предписаний, передачи материалов налоговых проверок и получения результатов их рассмотрения.

А перед налоговыми органами стоит задача существенного повышения качества оказываемых услуг.

Решение этой задачи также лежит в плоскости автоматизации, т.е. предоставления все большего количества услуг дистанционно, электронным способом, без посещения налоговых органов. Касательно налоговых проверок - необходимо сократить их количество, повысить качество и результативность.

Необходимо, наконец, завершить работу по обеспечению методической базой проведение проверок, которая должна четко определить процедуры отбора проверяемых налогоплательщиков, взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков при проведении проверок и т.п.

Одной из проблем таможенного оформления является недостоверность декларирования и занижение таможенной стоимости, изменение наименований товаров, квалификационных кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, что приводит к искажению таможенной статистики и к недобору таможенных платежей и налогов, что сказывается на экономической безопасности Республики Казахстан.

Для решения данных проблемных вопросов необходимо: развитие около-таможенной инфраструктуры путем достижения "терминальной" обработки товаров (наличие всех около-таможенных структур в так называемых терминалах), обеспечение "зеркальной" статистики с таможенными службами зарубежных стран, автоматизация таможенных процедур с достижением должной транспортной среды, упрощения процедур при экспорте товаров в целях стимулирования экспортных направляющих экономики. Я рассказала только остро стоящие вопросы, а на самом деле их больше.

А также, важные задачи стоять перед системой казначейства.

- Есть много мнений о нарушениях в управлении государственной собственностью. Что можете об этом сказать? Какие меры предпримет министерство в этом направлении? -Надо отметить, в первую очередь из-за несоответствия Законов "О государственном предприятии" от 19 июня 1995 г и "О приватизации" от 23 декабря 1995 года реалиям сегодняшнего дня.

Прошел вполне достаточный срок, после того как в Бюджетном кодексе появилось понятие "государственные активы" и теперь стране крайне необходима новая глава этого кодекса "Управление государственными активами". Уже не один раз говорилось о необходимости перейти от продаж к эффективному управлению, но Закон о приватизации есть, а об управлении нет ничего.

В законодательство целесообразно одновременно предусмотреть четкое определение сфер деятельности государственных предприятий, акционерных обществ.

- Вы удовлетворены работой органами финансового контроля. Или в этом направлении тоже нужны реформы?

- Из года в год Комитет финансового контроля и государственных закупок выявляет факты грубого нарушения финансовой дисциплины и порядка государственных закупок. Очевидно, что для устранения исходных причин финансовых нарушений необходимо диверсифицировать систему законодательных норм и администрирования финансовых процессов. Финансовые процедуры должны быть просты и понятны, равно как и неотвратимость наказания за их нарушение.

Поэтому, и в этом направлении требуется переработка на концептуальном уровне. Анализ совместной контрольной деятельности КФКиГЗ и правоохранительных органов за 2005 год свидетельствует об увеличении проверок проведенных по постановлениям правоохранительных органов, при этом процент наказаний по ним остается на низком уровне.

В этой связи считаем, что по вопросу взаимодействия органов финансового контроля и правоохранительных органов должен быть единый координатор в лице Генеральной прокуратуры. Это исключит дублирование в работе правоохранительных органов, все запросы правоохранительных органов о проведении контрольных мероприятий специалистами финансового контроля будут осуществляться только через прокуратуру.

- Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года говорил о том, что "…банкротство должно стать последним шагом…" в работе с несостоятельными предприятиями, и что "…необходимо прекратить практику привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство, как наиболее выгодный для себя способ управления…". Что Вы могли сказать по этому поводу?

- Отрицательная оценка Главы государства наглядно характеризуют состояние дел в этой области. Действительно, по состоянию на 1 января 2006 года в реабилитационную процедуру в целом по стране была вовлечена только 21 неплатежеспособная организация.

Руководство Комитета уже изменило порядок назначения конкурсных и реабилитационных управляющих, и обещает, что после публикации новых Правил и введения их в действие практика назначения одних и тех же управляющих будет прекращена. В этом я не сомневаюсь.
Необходимо отметить факты нарушения сроков конкурсного производства, по отдельным предприятиям оно длится с 2002 года. При этом согласно действующему законодательству максимальный срок составляет всего год.

- Всем известно, что коррупция в нашей стране не искоренена.

Какие меры борьбы с коррупцией в финансовой сфере Вы собираетесь применять?

Я абсолютно уверена, что единственным способом быстро и эффективно снизить уровень поборов в экономике является построение электронного правительства, "электронного Минфина".

Что я понимаю под этим словосочетанием – "электронный Минфин"?

Электронный Минфин – это не закупка очередных тысяч компьютеров, принтеров, УПС, лицензий и прочих вещей. Во-первых, это упорядочение всех возможных потоков информации, реструктуризация, искоренение дублирующих функций. И только, во-вторых, информатизация перестроенной системы, то есть покупка или создание программных продуктов, которые упорядочивали и ускоряли бы потоки информации в системе.

Задача построения электронного Минфина – это пронизать весь организм нашего министерства новой нервной системой, привести его в работоспособное состояние, когда поток информации снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали идет наиболее эффективным образом.
Конечно, не будем останаваливатся только такими методами борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией – будет повседневной работой министерство.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Булат Баекенов: На госслужбу идут "распальцованные" мальчики 31.05.2006
Недостижимых целей не бывает 26.05.2006
Прибежище или убеждение? 25.05.2006
"Железная" леди железной дороги 24.05.2006
Междоусобица между олигархами вредит государству 22.05.2006
"Только единая система может в полной мере защищать экономические интересы" 18.05.2006
Тор-ага проходит как хозяин 17.05.2006
Александр Масляков: Что ж вы так с юмором шутите! 12.05.2006
"Начата проработка концепции модернизации государственных СМИ" 10.05.2006
Новое руководство "Казахстана" 10.05.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz