NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 17.04.2024 04:35 ast
02:35 msk

"Железная" леди железной дороги
Задачи, которые ставит перед собой Жаннат Сатубалдина, напоминают горные вершины
24.05.2006 / интервью

Жанна ОЙШЫБАЕВА, "Литер", 23 мая

Недавно Национальная компания "Казахстан темир жолы" осуществила дебютный выпуск своих еврооблигаций на сумму 800 млн долларов. Облигации прошли листинг на Сингапурской фондовой бирже и размещались по правилу Regulation S среди инвесторов Европы и Азии. Презентация выпуска для них проходила в Лондоне, Цюрихе, Женеве, Сингапуре, Гонконге, Франкфурте, Мюнхене и Вене. Для Казахстана это шаг на пути в элитный клуб 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Что такой шаг дает АО "НК "КТЖ" и стране в целом? Что вообще нужно для создания в стране полноценного рынка ценных бумаг? Эти и другие вопросы мы адресовали управляющему директору по финансам АО "НК "КТЖ" Жаннат Сатубалдиной.

– Железнодорожную отрасль по праву называют государством в государстве. Работать в ней настолько почетно, насколько и трудно. Как в вашу жизнь вошла казахстанская "железка"? Не жалеете, что судьба забросила вас именно сюда, а не, скажем, на дипломатическую работу?

– Предложение поработать в выс-шем менеджменте Национальной компании вместе с командой Е. Атамкулова в марте 2002 года прозвучало неожиданно. До железной дороги была преподавательская деятельность, опыт работы в частном секторе и на государственной службе – исполнительным директором Нацкомиссии по ценным бумагам – членом комиссии, замдиректора департамента регулирования рынка ценных бумаг Нацбанка. Потом в мою жизнь вошла железная дорога. Сейчас не жалею о том, что пришла сюда, потому что это возможность постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию, но самое бесценное – люди.

– Вас называют "министром финансов" железной дороги. В узкокорпоративной среде такое звание, согласитесь, говорит о многом.

– Железнодорожная отрасль характеризуется своей династийностью, где любовь к профессии передается из поколения в поколение, из семьи в семью. Дорога дает жизнь разъездам и станциям, городам и селам, где работают и живут люди, преданные душой стальной магистрали. В их работе не бывает мелочей. И железнодорожники это понимают: если на каком-нибудь маленьком участке с точки зрения безопасности путь не будет готов к эксплуатации, то остановится вся перевозка. А это недопустимо: поезда ходят 24 часа в сутки и 365 дней в году.

Что касается звания "министр финансов", то его я услышала случайно, в дни празднования 100-летия отечественной стальной магистрали. Как-то во время праздничных мероприятий на одной из станций меня на танец пригласил путеец. Между па спросил, имею ли я отношение к железной дороге? Ответ был утвердительный. Через полчаса он подбегает ко мне с широко раскрытыми глазами: "Вы, оказывается, министр финансов железных дорог! Я и не знал". Этой фразе значения не придала. На всех станциях и разъездах, где мне приходилось бывать, работники подходили ко мне и старались услышать из первых уст: правда ли, что зарплата будет повышена? На самом деле мы несколько раз увеличивали ее размер. Один железнодорожник даже, помнится, переспросил: "Я могу пойти и рассказать жене, что стану приносить ей больше денег? И нам не нужно будет занимать?". Отбросив все сантименты, как трезвомыслящий человек я, конечно, понимаю, что "министр финансов" – сильно сказано. Я всего лишь по долгу службы занимаюсь финансовыми вопросами.

– Все чаще на отечественном финансовом рынке стали использоваться евробонды. Это дань моде или закономерный этап рыночных реформ? Недавно вы заявили, что Национальная железнодорожная компания "Казахстан темир жолы" осуществила дебютный выпуск своих еврооблигаций на сумму 800 млн долларов. Расскажите об этом подробнее: что дает это вашей компании и стране в целом?

– В начале я уже обмолвилась, что имею самое непосредственное отношение к рынку ценных бумаг. Можно сказать, участвовала в процессе его зарождения и становления, поэтому для меня это не дань моде. Евробонд – долговая ценная бумага, выпуск, обращение и погашение которой практикуется в обычной финансовой практике. Выход на уровень евробондов подразумевает доступ к мировым финансовым рынкам капитала. Во-первых, это говорит о готовности компании быть транспарентной. Огромную роль в этом сыграли проведенный процесс реструктуризации в железнодорожной отрасли и введение принципов корпоративного управления. Во-вторых, это доверие инвесторов. Наш подписной лист скрепили подписями более100 инвесторов, среди них такие крупнейшие финансовые институты, как Allianz Pimco, Commertzbank, HSBC, Bank of China, Goldman sachs, Insight, UBS, Merrill Lynch. По пятилетним еврооблигациям инвесторы из Великобритании приобрели 46 процентов выпуска, офшоров США – 14, Германии и Австрии – 16, других стран Западной Европы – 9, Азии – 9, других – 4 процента. По десятилетним еврооблигациям инвесторы из Великобритании приобрели 52 процента выпуска, офшоров США – 11, Германии и Австрии – 15, других стран Западной Европы – 14, Азии – 5, других – 3. Значит, информация о компании полностью удовлетворила инвесторов, находящихся в любой точке мира, а финансовая отчетность составлена в соответствии с международными стандартами.

До сих пор евробонды в основном выпускались банками, работающими уже несколько лет по международным стандартам. Для такой инфраструктурной компании, как КТЖ , это большое достижение. Потому что мы не нефтяная и не газовая компания, которые привлекательны всегда, а особенно при перманентном росте цен. Еще раз напомню, что железная дорога должна быть в постоянной боевой готовности. Любое отклонение в нашей работе может привести к самым неотвратимым последствиям.

– Другая модная тенденция – размещение IPO на Лондонской бирже. Есть ли у АО "НК "КТЖ" соответствующие стратегические планы?

– Совсем необязательно проводить IPO исключительно на Лондонской фондовой бирже, это можно сделать и на любой другой торговой площадке. IPO – это первичное публичное размещение акций, то есть ценных бумаг, предполагающих долю участия в акционерном капитале. Сказанное предусматривает, что в процессе размещения акций их могут приобрести любые инвесторы. Имеет ли право на такой шаг стратегическая национальная компания? Нужно ли это стране? Или с точки зрения национальной безопасности ей все же пока лучше остаться без IPO? АО "НК "КТЖ" является монопольным оператором магистральных железнодорожных сетей, то есть объекта, не подлежащего приватизации. Поэтому, на мой взгляд, об IPO "КТЖ" говорить рановато.

– Недавнее повышение тарифов на железнодорожные перевозки вызвало немало эмоций в обществе, особенно в среде крупного капитала. Какими аргументами руководствовалась национальная компания, принимая это решение?

– Давайте посмотрим, как растет цена на нефть с 2004 года. Это самый наглядный пример. 77 процентов перевозок на железной дороге осуществляется тепловой тягой. То есть мы заправляем локомотивы горючкой и дизелем, цены на которые растут перманентно. Нам, естественно, приходится покупать топливо по рыночным ценам, и себестоимость локомотивной тяги значительно увеличивается. Нам же нужно это компенсировать! А ведь помимо затрат на ГСМ в себестоимости сидят и ремонты, и зарплата и т.д. Поэтому мы идем на повышение тарифов не от хорошей жизни и не просим лишнего. Тариф компенсирует расходы. При росте цен на металлы и нефть транспортная составляющая у компаний-производителей (добывающих) не должна иметь резко ниспадающую кривую, а оставаться в строго определенном коридоре. Сверхдоходами надо делиться.

– Одна из важнейших задач, стоящих перед национальной железнодорожной компанией, – соответствие международным стандартам качества. Какая конкретная работа ведется в этой части?

– Эта работа стартовала еще в прошлом году. Сначала разработали план, пришлось учить людей, по всем отделениям железной дороги проводились семинары. Уже сейчас можно сказать, что отдельные филиалы прошли сертификацию по международным стандартам качества. Например, "Процессинговый центр" был признан победителем конкурса на лучшую систему управления "В ХХI век со всеобщим качеством", используя международный стандарт ISO 9001:2000. Думаю, что программа будет успешно реализована.

– В последнее время в АО "НК "КТЖ" разрабатывается немало инвестиционных проектов. На что они направлены?

– В первую очередь, на то, чтобы магистраль была скоростной и безопасной. То есть основные проекты связаны с ее модернизацией и реконструкцией, с капитальным ремонтом путей, электрификацией железных дорог. Западные участки еще вообще не электрифицированы, хотя по грузонапряженности используются на все сто. Поэтому электрифицировать эти участки – веление времени. Кроме того, есть большие проекты, связанные с обновлением и модернизацией подвижного состава, это локомотивы и вагоны. Большие деньги будут направ-лены на телекоммуникационные проекты и информационные системы.

– Будет ли Казахстан когда-нибудь выпускать локомотивы собственной сборки?

– Хороший вопрос. Как раз 16 мая этого года состоялась церемония закладки капсулы на месте будущего совместного казахстанско-американского локомотивно-строительного завода на сороковой станции близ Астаны. Думаю, что постепенно сказка тоже может стать былью.

– Между Астаной и Алматы в составе поезда №3 забегали новенькие вагоны. Значит, можем, если захотим? Что мешает на все маршруты запустить эти удобные и чистенькие вагоны?

– Эти вагоны забегали после проведенной модернизации и выглядят, как новенькие. Конечно, гораздо проще иметь все свое, но для этого нужны производственные мощности, обученный персонал и запасные части. Мешает провести обновление пассажирского вагонного парка, как всегда, отсутствие финансов.

– Правительство страны озабочено растущей инфляцией. На ваш взгляд финансиста, какие меры можно предпринять? В каком коридоре ее можно удержать?

– Коридор уже выставлен. Удержим или нет, зависит, в том числе, и от нас, транспортников. Нынешнюю инфляцию я бы не назвала неуправляемой. Вопрос необходимо решать рыночными мерами, используя финансовые инструменты.

– Что нужно для создания в стране полноценного рынка ценных бумаг?

– Предприняты очень хорошие шаги. В 90-х годах началась большая работа по созданию регионального финансового центра. Сейчас идея получила реальное воплощение. Уверена, что создание регионального финансового центра в Алматы, когда все законодательные аспекты будут решены окончательно, даст очень хороший импульс для развития рынка ценных бумаг в Казахстане.

В 2000–2001 годах наблюдался облигационный бум. Нынче настало время для развития рынка акций. Рынок называется рынок ценных бумаг, и на нем должны быть представлены все виды ценных бумаг.

По сути рынок ценных бумаг – это привлечение денег эмитентом, с одной стороны, и вложение денег инвестором – с другой. Когда происходил переход от плановой системы к рыночной, в процессе приватизации новые собственники приобретали доли компаний на аукционах. Став единоличным собственником, он является и основным менеджером этой компании. Что нужно собственнику-менеджеру для дальнейшего развития компании? Деньги. Как их можно привлечь, мы знаем: пойти в банк, получить кредит, что и было сделано. Но необходимо иметь залоговое обеспечение плюс выплачивать высокие проценты по кредиту. Более сложная задача: привлечь деньги на рынке ценных бумаг. Без залогов и гораздо дешевле. Но при условии раскрытия информации, транспарентности финансовой отчетности. До тех пор, пока не осознали, что можно занимать деньги на рынке, а не только в банке, процесс не двигался. Почему мы пошли на евробонды? Потому что здесь не нужны никакие залоги и гарантии, роль играет доверие инвестора. Почему первым пошел рынок облигаций? Потому что собственник-менеджер понял, что можно занимать, но он еще не хочет делиться своей собственностью с другими, а желает по-прежнему владеть своей компанией единолично, не выплачивая дивидендов, направляя все средства на развитие. Этот этап длиной в 7–8 лет мы уже пережили. Сейчас собственник-менеджер приходит к выводу, что ничего страшного нет, если в уставном капитале появятся и другие лица, включая международных инвесторов. Оставлю себе контрольный пакет акций, а остальные выпущу на рынок, и будут платить дивиденды. Интересно, что в этот момент происходит процесс перехода собственника-менеджера в новую ипостась – собственника, который уже нанимает профессиональных менеджеров. Потому что технологические процессы бизнеса решены и их можно доверить наемным менеджерам. А он, собственник, занимается новыми проектами и бизнесом. Это нормальный процесс экономического развития, и каждый его участник должен им переболеть. Иначе говоря, каждому овощу свое время. Все это уже пройдено другими странами. Важно только не наступать на одни и те же грабли и не совершать ошибок.

– Бюджет 2007 года будет формироваться без учета поступлений от продаж нефти. Как вы думаете, удастся ли правительству справиться с поставленной задачей и сформировать главный финансовый документ без дефицита?

– Я верю в наше правительство. Думаю, что ему это удастся.

– По мнению некоторых, Государственная комиссия по демократизации общества не совсем справляется со своей задачей. Вы следите за ее работой? Интересно узнать, насколько вы политизированная дама?

– Нельзя сказать, что я человек абсолютно далекий от политики. Естественно, занимая должность в Национальной компании, я обязана отслеживать все политические процессы. Но занимаюсь для себя, делая определенные выводы, и все.

– В стране уже разработана стратегия гендерного равенства. Согласно этому документу во властных структурах количество женщин-начальников должно резко увеличиться. Вам нравится такой подход? Вам часто приходилось страдать от мужского шовинизма? Наверное, карьерный рост вам дался нелегко и с потерями?

– Лично я никакого мужского давления и шовинизма не испытывала. На моем пути со студенческих лет попадались мужчины-профессионалы. Неравенства и какой-либо дискриминации не ощущала и после. Шефы-мужчины всегда относились ко мне позитивно, рассматривая в первую очередь профессиональные качества. У них свои амбиции и цели, я не мешаю им осуществлять их, а стараюсь только помогать. Как участница различных женских форумов знаю, что такие проблемы существуют. Так получилось, что я первая женщина, которая вошла в состав руководителей железной дороги.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Булат Баекенов: На госслужбу идут "распальцованные" мальчики 31.05.2006
Недостижимых целей не бывает 26.05.2006
Прибежище или убеждение? 25.05.2006
"Железная" леди железной дороги 24.05.2006
Междоусобица между олигархами вредит государству 22.05.2006
"Только единая система может в полной мере защищать экономические интересы" 18.05.2006
Тор-ага проходит как хозяин 17.05.2006
Александр Масляков: Что ж вы так с юмором шутите! 12.05.2006
"Начата проработка концепции модернизации государственных СМИ" 10.05.2006
Новое руководство "Казахстана" 10.05.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz