Илья ГУК, "Экспресс-К", 7 июня
О создании нового "единого, эффективного и компактного Минфина" рассказывала в номере "ЭК" от 1 июня министр финансов РК Наталья Коржова. Мыслями по поводу этой реформы делится руководитель аппарата парламентской фракции АИСТ, кандидат экономических наук, государственный советник налоговой службы второго ранга Виктор ИВАНОВ.
- Виктор Михайлович, как вы относитесь к желанию Минфина лишить Таможенный, Налоговый и другие комитеты части самостоятельности?
- На мой взгляд, это совершенно правильная постановка вопроса, потому что на сегодняшний день Минфин - как Змей Горыныч: Голова не знает, где ноги ходят. Я, как бывший работник налоговых органов, хочу сказать, что ни для кого не секрет, что предприниматели устали от налоговых проверок, особенно малый и средний бизнес. Я считаю, что тот опыт, который был наработан ранее, необходимо заново внедрять в жизнь, тем более что ничего нового из мировой практики в последнее время не предложено. В Великобритании налоговики ходят на проверки не тогда, когда вздумается. У них есть специальная компьютерная программа, которая отбирает претендентов на проверки. Непредвзято вычисляются обороты, среднестатистическая доходность по видам бизнеса, по отраслям промышленности и определяется, где могут быть какие-то отклонения, нарушения. При тех средствах, которые мы уже потратили на компьютеризацию налоговых органов, я думаю, что это не составит особого труда. Точно такая же работа нужна и по части использования компьютерной системы налоговых органов для проверок контрольно-кассовых аппаратов. Ведь сегодня есть страны, где за то, что потребитель не взял кассовый чек, к нему можно применить административную ответственность, у них это прообраз ответственного контроля. У нас такого положения нет, и получается, что человек, использующий кассовый аппарат, постоянно подвергается проверкам, а на сегодняшний день найти возможность, грубо говоря, прикопаться несложно. Когда мы ставили вопрос о внедрении контрольно-кассовых аппаратов, имелось в виду, что информация, проходящая через них, будет сбрасываться на сервер налоговых органов. И тем самым в режиме on-line налоговые органы будут знать, каковы обороты в той или иной организации или даже в целом по отраслям и видам услуг. Поток денежных средств будет отслеживаться, что позволит четко прогнозировать наличный оборот кассовых средств.
- А что вы думаете относительно планов Минфина по наведению порядка на рынке подакцизной продукции?
- Сегодня мы говорим о том, что 60 процентов подакцизной продукции - это продукция неучтенная, произведенная "втемную". Для того чтобы хотя бы на последнем этапе, в розничной торговле, обложить теневую, неучтенную и контрабандную продукцию налогами, и создавалась система применения контрольно-кассовых аппаратов. Доведение до ума данной системы в будущем позволило бы перейти от налога на добавленную стоимость к налогу с продаж. В Америке, например, нет НДС, там есть налог с продаж. Причем при оплате сумма налога, три-пять процентов выручки, автоматически через банк уже к концу дня поступает в бюджет штата. Банки автоматически перегоняют указанные суммы налога в бюджет.
По части совершенствования акцизной политики, на чем Наталья Артемовна особенно заострила внимание, есть действительно большие вопросы использования предприятиями акцизов. Ведь акцизы - это реализация государственной ценовой политики через налоги. Почему мы даем возможность пользоваться нашими государственными деньгами (налогами) в течение месяца? Было бы целесообразнее в день оплаты перечислять средства в бюджет. В настоящее время отсрочка платежа по времени в течение месяца является беспроцентным бюджетным кредитом. Я думаю, если бы была достаточно четко налажена система, то эти деньги своевременно поступали бы в бюджет и не было бы никаких проблем с проверками. Министр правильно поднимает вопросы акцизных постов - это был с самого начала абсурд. Никакой реальной необходимости в организации данных постов, на мой взгляд, не было, была лишь имитация бурной деятельности.
Кроме того, на мой взгляд, система производства алкогольной продукции достаточно коррумпирована из-за того, что есть очень много препон в этом бизнесе. Например, оптовые склады. Почему производитель водки не может сразу продать продукцию в магазин, а должен везти ее на склад? Ведь можно сдать на оптовый склад один ящик продукции, а все остальное время завод может ее производить и никогда не завозить на эти оптовые склады. В целом есть большая проблема в наведении порядка в акцизной политике и, самое главное, нет каких-то особых причин, которые бы мешали этот порядок навести. Нужно четкое законодательство, где необходимо принципиально решить вопросы перехода из разрешительной системы на производство алкогольной продукции в уведомительную при наличии конкретной материальной базы и технологических условий, необходимых для выпуска добротного товара.
Не могу не сказать о производстве акцизных марок. Национальный банк выделял достаточно средств на приобретение передовых технологий и оборудования для их изготовления. Цена одной марки составляла порядка 1,23 тенге. Непонятно, из каких соображений весь объем марок печатается на негосударственном предприятии России по цене порядка 4 тенге. И это при том, что теневой оборот алкогольной продукции не уменьшается.
Рынок нефтепродуктов постоянно лихорадит. Весной и осенью цены взлетают, несмотря на то, что ставки акцизов у нас достаточно стабильны. Я думаю, что проблема опять же в законодательстве. Если раньше акцизы платили импортеры и заводы-производители, то сегодня их должна платить еще и каждая АЗС. Сумма акцизов раздробилась, плательщиками стали заводы, заправочные станции и импортеры. Главное звено - оптовики, то есть ограниченный круг лиц, в котором делается основная прибыль, осталось освобожденным от уплаты акцизов. Этот вопрос также требует незамедлительного решения для реализации успешной акцизной политики.
- Запланированные Минфином реформы действительно помогут победить коррупцию или хотя бы как-то ее ограничить?
- Коррупцию еще нигде в мире не победили, но, во всяком случае, ограничить ее возможно. Самое главное, что на сегодняшний день задача, поставленная президентом в части наведения порядка в деятельности исполнительных органов власти, а также в законодательстве, чтобы все законы были прямого действия, - это именно то, что надо. У нас профессионалов хватает, главное, чтобы их не только слушали, но и слышали. И они совместными усилиями наведут порядок, потому что на сегодняшний день это уже крик души не только предпринимателей, но и всего населения, которое не может бесплатно получить какую-то справку, бесплатно отправить платеж или квитанцию, в том числе налоги. Когда мы считаем подоходный налог с заработной платы населения, мы там пересчитываем все до тенге с целью экономии средств населения.
Все депутаты бьются над тем, чтобы снизить эту сумму. Но почему у нас при переводе платежей тот же пенсионер должен платить какие-то дополнительные деньги - по 300 тенге за бланк! Это уже не коррупция, а разнузданная корпоративная корысть, которую до недавнего времени некому было обуздать и навести порядок. Вот Наталью Артемовну президент, как я понимаю, и назначил, чтобы этот порядок навести. Если она в свое время справилась с пенсионной реформой, то и эта проблема ей по плечу.
- То есть обещанный Натальей Коржовой законопроект Гражданская партия поддержит?
- Да, я думаю, что не только Гражданская партия, а все депутаты. Потому что все против коррупции. |