NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 21:30 ast
19:30 msk

Мангистауский стандарт
С.Оспанов: У нас на Мангистау вся заработная плата уходит на питание. Поскольку все у нас завозное. И здесь попытки регулировать уровень цен незначительно влияют на уровень жизни. Поскольку все завозится, достается большими затратами
19.06.2006 / интервью

Юлиана Жихорь, "НП", 16 июня

Работа депутата мажилиса навскидку кажется "непыльной" - сидят, законы принимают, проблемы избирателей решают. Но на деле оказывается не все так просто. Многие вопросы, лоббируемые депутатами, государство считает затратными и отказывается пока финансировать, законы - столь сложными и запутанными, что приходится сутками разбираться, обдумывать, обговаривать каждую мелочь, вносить массу предложений. О тонкостях работы депутата, о его методах решения проблем на местах и в государственных масштабах мы попросили рассказать народного избранника от одной из самых "проблемных" областей Казахстана - Мангистауской - Серика Оспанова

- Вы недавно вернулись из поездок по регионам. Что вы там увидели и какие предложения по изменению ситуации у вас появились?

- Проблем в нашей области достаточно. Тут и дефицит воды, и уровень безработицы. Но эти проблемы присущи многим регионам страны. В нашем же случае есть одна, коренным образом выделяющаяся область из всех других регионов Казахстана - проблема социальной дифференциации населения по, так сказать, бюджетному признаку.

Дело в том, что Мангистауская область считается одной из самых "дорогих" в стране. Это видно из предоставленного анализа изменения цен по всем районам и городам областного значения республики и расчета величины прожиточного минимума на ежемесячной основе, сделанного Министерством труда и социальной защиты населения. По Мангистауской области прожиточный минимум в 2005 году в среднем составлял 8197 тенге, по одному из районов 8253. В то время как в Костанайской области в среднем - 5140, в СКО - 5914, в Жамбылской области - 5340, в ЮКО - 5197, в Акмолинской области - 6203, Атырауской - 7674 тенге. Если смотреть в реальных цифрах, то килограмм свинины на базаре в Актау стоит около 800 тенге, говядины - 700.

Кто-то может сказать, что цены так высоки из-за высокой средней заработной платы - она составляет более 76 тысяч тенге, а зарплата работников нефтегазовой отрасли еще выше. Бюджетники же вынуждены буквально влачить жалкое существование, получая в три раза меньше. Наибольший уровень бедности по республике среди сельского населения в Мангистауской и Атырауской областях.

- Но сейчас "стандарты" заработных плат для работников бюджетной сферы едины по всей страны.

- Едины-то едины. Только вот уровень цен и, соответственно, уровень жизни везде разный. В южных областях Казахстана избыток овощей, фруктов, где можно заниматься сельским хозяйством, подсобным, дачным, там, конечно же, жить легче. Там заработная плата, которая сегодня есть, позволяет тратить свои доходы не только на пищу, но и на другие товары. У нас на Мангистау вся заработная плата уходит на питание. Поскольку все у нас завозное. И здесь попытки регулировать уровень цен незначительно влияют на уровень жизни. Поскольку все завозится, достается большими затратами.

Соответственно у сотрудников бюджетных организаций элементарно не хватает средств для обеспечения нормального существования себе и своим семьям. Люди просто ищут другие пути заработать деньги, уходят из этих отраслей.

В связи с этим встает другая проблема - дефицит кадров по таким категориям, как врачи и учителя.

Уже сейчас в области наметилась тенденция к снижению уровня образования в школах. Итоги прошедшего учебного года показывают, что процент поступления в вузы, показатели среднего балла тестирования у нас очень низкие. Отсутствуют учителя многих предметов: английского языка, математики, я уже не говорю - труда и физкультуры. Народ просто на эту работу не идет, потому что очень низкая заработная плата.

То же самое с врачами. По многим заболеваниям: туберкулезу, онкологическим заболеваниям - наша область тоже лидирует. Нет специалистов. Дошло до того, что встала острая нехватка терапевтов. Эти профессии перестали быть престижными в силу низкой оплаты.

Жизнь показывает, что нужно больше уделять внимания дифференциации прожиточных показателей по регионам. Даже в своей речи президент государства говорил, что надо уйти от расчетных показателей и платить по прожиточному минимуму, усовершенствовав методологию его расчетов. Тем более что в условиях Мангистауской области это сделать, как говорят, сам бог велел - область является донором республиканского бюджета. Необходимо учитывать роль и место региона в перспективах развития страны, создание условий для решения насущных социальных и экономических задач.

- Можно ли сказать, на каком месте по объему бюджетных изъятий в республике находится ваша область?

- Мы находимся на третьем месте после Алматы и Атырауской области. Алматы дала бюджету в прошлом году более 45 миллиардов тенге, мы - около 16 миллиардов. При этом поступления в область с учетом трансфертов в прошлом году составили лишь 11,2 процента от общих доходов, образующихся в Мангистауском регионе, а в 2006 году - 17,4 процента. Это очень мало.

- Как, по вашему мнению, должна решаться проблема дисбаланса заработных плат жителей вашей области? Ведь "стандарты" заработных плат бюджетникам едины по всей стране? И введение подобного союзному коэффициента не предусмотрено Бюджетным кодексом?

- Зато Кодексом предусмотрено равенство бюджетов областей, столицы в отношениях с республиканским бюджетом. Однако этого равенства нет. Поскольку нашей области денег для удовлетворения нужд населения не хватает.

В связи с этим я внес предложение, которое, кстати, уже не один год озвучивается депутатами от нашей области, пересмотреть принцип межбюджетных отношений, в том числе бюджетных изъятий. Мы считаем, что нашей области необходимо уменьшить объем изъятий в центр на сумму, позволяющую местным органам устанавливать надбавки работникам бюджетных организаций.

- Как вы видите подобные надбавки?

- Для стимулирования престижа бюджетных профессий я считал бы нужным ввести какие-то доплаты этим категориям.

- Есть ли расчеты по затратности этого предложения?

- К примеру, есть расчеты, сделанные на местах. На текущий момент. Если считать выплату в 20 процентов от потребности, то она составила бы порядка 2 тысяч тенге или 1,3 миллиарда тенге по области. Если доплата составит порядка 30 процентов, то в реальном выражении это будет 2614 тенге в месяц или 1,5 миллиарда.

Так, на 2006 год базовый клад утвержден в размере 8712 тенге. При тридцатипроцентной доплате 2614 в месяц в год получается 31 368 тенге на одного работника. Общая потребность по области составляла бы 774,8 миллиона тенге, при 20 процентах - 572 миллиона тенге.

Предлагаю при проведении расчетов на 2008-2010 годы учесть данный принцип определения потребности по заработной плате работников государственных учреждений для Мангистауского региона.

- Что по этому поводу думает Министерство труда?

- Цитирую из выводов анализа цен Минтруда: "Полагаем возможным рассмотреть вопрос о предоставлении права местным исполнительным органам Атырауской, Мангистауской областей установить самостоятельную единую фиксированную сумму выплат для всех категорий бюджетной сферы данных регионов за счет средств местных бюджетов".

- То есть министерство эту проблему на местные исполнительные органы перекидывает. А тем, в свою очередь, денег не хватает?

- Совершенно верно. В местных бюджетах хватает денег лишь на те программы, которые сегодня есть. То есть дополнительных денег вообще не дается.

Поэтому я и говорю, что нужно процент бюджетных изъятий на сумму "компенсационных" выплат уменьшить. Тогда и область окажется в выигрыше, и республиканский бюджет не пострадает. Ведь сумма-то незначительная.

В нашем Бюджетном кодексе есть статья о трехлетних трансфертах. Я считаю, что наступила пора для пересмотра этих трансфертов. И если мы в будущем году (В 2007 году заканчивается трехлетний среднесрочный период 2005-2007 годы. - "НП") начнем пересматривать изменения по местам, то, в принципе, мы можем в законном плане выделить области недостающие средства. Для этого необходимо методику расчетов посмотреть, сделать анализ, посчитать на уровне республики. И внести в закон некоторые изменения с тем, чтобы они были регламентированы, как и полагается, законными актами с 2008 года.

Я хочу призвать Минтруда и Минэкономики к тому, что надо уже сегодня рассматривать концептуальные изменения в законопроект. В этой связи надо создавать комиссию, куда привлекать депутатов. Чтобы мы тоже имели возможность там высказаться и дать предложения. Ведь оттого, что народ не идет работать в бюджетные организации, страдает в целом здоровье общества, нашего будущего поколения. Поэтому на этом моменте мы настаиваем и будем добиваться положительного решения.

- Ваша область - "лидер" не только по уровню жизни населения, но и по проценту безработицы.

- Официальный процент безработицы невысок. А вот неофициальный... Дело в том, что в наш регион приезжает наибольшее в стране число "нелегальных" оралманов - прибывших вне квоты наших соотечественников из Узбекистана и Туркменистана. Ежегодная установленная квота - около 1700 семей. Но ее катастрофически не хватает. Ежегодно к нам вне квоты прибывает порядка 7 тысяч человек. На сегодняшний день в области насчитывается порядка 70 тысяч оралманов (население Мангистауской области составляет 370 тысяч человек. - "НП"). Эти люди пополняют армию безработных. Хорошо, если становятся на учет, становятся самозанятыми. Но основная часть - безработные.

Мы просили на правительственном уровне регионам, куда движется большая часть оралманов, увеличить квоту. Хотя бы за счет тех областей, где она не исполняется. Пока решение по этому вопросу не принято.

Кроме того, я вносил предложения создать центр по обучению и адаптации прибывших оралманов. Там можно было бы обучать их профессии, языку.

В нашей области есть определенная динамика по народонаселению. Есть перспективные районы. Например, поселок Курык, где будет порт, Тюбкараганский район, где располагаются Баутино и "Аджип". Оралманов можно было бы направлять туда для равномерного распределения казахстанской рабочей силы, а для стимулирования переселенцев необходимо было бы выделить им кредиты на строительство жилья: построили бы дома, жили, получили бы специальность, работали и поднимали экономику Казахстана.

Однако, учитывая, что все три моих предложения являются затратными, пока они решения не нашли. Вместе с тем аким области Кушербаев активно занимается оралманами. Он изыскал средства, пытается помочь с коммуникациями и постройкой для них домов через средства спонсоров. Это тоже один из вариантов.

- Вы являетесь членом комитета по финансам и бюджету. Над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас я являюсь руководителем рабочей группы по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования бюджетного законодательства РК и деятельности Национального банка РК". Отрадно, что разработчики учли все критические замечания депутатов и других госорганов по совершенствованию бюджетного законодательства.

Каждый год величина неосвоенных средств достаточно большая. В этом году она составляет 48 миллиардов тенге. Рассматриваемые сейчас изменения касаются установления административной ответственности, мер по нарушениям, установлены отдельные штрафы, предусмотрено ужесточение существующих, мер и меры персональной ответственности госучреждений, их персональной ответственности, увеличение размеров налагаемых штрафов от 10 до 1000 МРП. Размер штрафов зависит от нарушений за несвоевременное, неполное освоение бюджетных средств, за нецелевое, необоснованное, неэффективное использование бюджетных средств.

- Но ведь меры административного реагирования были и раньше?

- За прошлый год кого наказали? Двоих уволили, троим объявили выговоры. Правительство хоть и приняло меры, но не исключает возможности аналогичных нарушений в дальнейшем. А когда это будет бить по карману человека, он уже будет думать. Раньше денежного наказания не было, сейчас вводим. И вводим четкую формулировку, характеристику нецелевых расходов.

Кроме того, здесь закрепляется постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений. Мы пишем о том, что все нефтяные поступления будут идти в Национальный фонд, мы должны стараться жить за счет ненефтяных поступлений. Стимулировать эти отрасли.

- Как при разделении нефтяных и ненефтяных доходов будет достигаться прозрачность поступлений? Ведь фактически средства, уходящие в Национальный фонд, больше не будут "проходить" через бюджет?

- В Казначействе открывается специальный счет наличности, где будет вестись учет поступлений и перечислений в Национальный фонд. Все деньги будут поступать на единый казначейский счет.

Было предложение, чтобы деньги сразу перечислялись в Нацфонд. Но тогда мы бы не увидели, сколько ежедневно поступает от каждой нефтяной компании. То есть налогоплательщик перечислял бы средства на специальный счет правительства для Национального фонда, который открыт в Нацбанке. Тогда пришлось бы уже банку вести учет. Но по закону Нацбанк не наделен такими полномочиями, поскольку эти средства являются налогами. В связи с этим было решено, чтобы эти средства проходили через единый казначейский счет, велись на контроле у казначейства и только после этого перенаправлялись в Нацфонд.

Причем средства на этот счет могут перечислять даже в иностранной валюте. В этом случае поступающие средства будут конвертироваться и поступать на единый казначейский счет, получать отражение на контрольном счете наличности и только потом отправляться в Нацфонд.

- В банках при конвертации валюты снимается процент с суммы.

- Здесь такого не будет. Схема выверена по минутам, чтобы не потеряли на колебаниях обменного курса. Так что схема точно расписана.

- Рассматриваемый вами сейчас законопроект вносит ли изменения в деятельность Казначейства?

- Концептуально нет. Но сегодня мы из проекта убираем ряд функций этого органа. Сейчас Казначейство требует проектно-сметную документацию на проект. Например, какую-то школу нужно построить, и вместе с заявкой на деньги ты приносишь проектно-сметную документацию. Зачем это нужно? Мы теперь пишем, что этого делать не надо. Мы сейчас пишем, что есть документы, которые не нужно каждый год разрабатывать, делать привязку. То, что в практике есть, мы все это сейчас законодательно закрепляем. Таких предметных моментов, которые в жизни помогут администраторам бюджетных программ, очень много.

Так что плоды ошибок и проблем, которые у нас были в жизни, все находит отражение в документе.

- Как государство намерено обходиться без нефтяных средств?

- Пока это сложно. Будем стимулировать производство. В том числе и через институты развития. Я считаю, что создание АО "Казына" оправданно. Хочется надеяться, что создание этого института позволит контролировать деятельность институтов развития и размещать их средства не на депозитах, как было выявлено недавно, а направлять на развитие новых производств. Это есть стимул правительства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бауржан Мухамеджанов: МВД в шоколаде не бывает 30.06.2006
"Кто не знает прошлого, тот не узнает будущего" 26.06.2006
"Если есть деньги и их хочется на что-то потратить, их надо тратить" 26.06.2006
Нурбулат Масанов: В политику не вернусь 26.06.2006
Гольфу в Казахстане - 10 лет! 26.06.2006
Безотлагательная охрана окружающей среды 26.06.2006
Сергей Терещенко: К большой цели надо идти мелкими шажками 23.06.2006
Тени исчезают в полдень 23.06.2006
Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям 21.06.2006
"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило" 20.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz