Тохнияз КУЧУКОВ, "Комсомольская правда - Казахстан", 5 июля
На заседании Совета безопасности Казахстана Нурсултан Назарбаев потребовал повысить эффективность противодействия ей, а также четко обозначил необходимость ужесточения наказания за коррупционные преступления. Более того, были озвучены десятки фамилий руководителей правоохранительных органов и госслужащих, причастных к коррупции
На вопросы, связанные с предупреждением коррупции среди госслужащих, соблюдением законодательства о государственной службе, "Комсомолке" ответил председатель Агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков.
- Заутбек Каусбекович, насколько актуальна проблема коррупционных нарушений среди государственных служащих?
- В последние годы в нашей стране проводится последовательная работа по искоренению коррупции в обществе. Благодаря политической воле президента много сделано для улучшения инвестиционного климата, упрощения регистрации бизнеса, сокращения условий для коррупционных преступлений. По данным опросов, с 2002 по 2005 годы уровень коррупции в Казахстане заметно снизился, и в этом мы являемся лидерами в СНГ.
По искоренению этого зла сделан ряд решительных шагов и в сфере государственной службы. В Закон "О государственной службе" внесено дополнительное ограничение, согласно которому на службу не может быть принят гражданин, уже совершивший коррупционное преступление.
Образованы дисциплинарные советы в областях, а также в Астане и Алма-Ате.
А год назад президент утвердил уникальный на постсоветском пространстве документ - Кодекс чести государственных служащих Казахстана, который позволяет контролировать поведение служащих и эффективно привлекать нарушителей к ответственности. Данный кодекс, кстати, заинтересовал многие страны СНГ.
В каждом государственном органе заведена книга контроля этики, в которой граждане могут сообщать о нарушениях их прав и норм кодекса госслужащими. По каждой жалобе принимаются соответствующие меры.
Одной из важных антикоррупционных мер кодекса является обязанность госслужащих в случаях публичных обвинений в коррупции принять меры по их опровержению, в том числе и в судебном порядке. Уже есть факты обращения служащих в суды по опровержению обвинений в их адрес.
В целом кодекс повысил ответственность госслужащих и улучшил имидж госслужбы в общественном мнении.
Кроме того, согласно указу президента сейчас формируется кадровый резерв политической государственной службы. Уверен, что само пребывание в резерве повысит ответственность госслужащих и заставит их следить за своей репутацией как в быту, так и на работе. В Закон "О государственной службе" также внесли изменение по ротации политических государственных служащих. Полагаем, что следует раз в три года менять руководителей на контрольных, надзорных и регулирующих должностях.
В настоящее время агентство готовит проект указа, по которому в госорганах будет вводиться административная должность - руководитель аппарата - статс-секретарь. В его непосредственные функциональные обязанности войдут вопросы контроля за исполнительской и трудовой дисциплиной, внедрения стандартов предоставления госуслуг, соблюдения госслужащими Кодекса чести. Введение данной должности будет способствовать стабилизации аппаратов госорганов и повышению профессионализма кадров.
- Прошло более года, как дисциплинарные советы в регионах передали в ведение агентства. Есть позитивные изменения в их деятельности?
- Время показало своевременность и правильность этого решения. Дисциплинарные советы, акцентируя внимание в своей деятельности на публичность, регулярность и профилактическую направленность, вышли на более высокий уровень работы. Они рассматривают вопросы укрепления государственной дисциплины, соблюдения антикоррупционного законодательства и Кодекса чести госслужащих. С момента его принятия советы рассмотрели 592 случая нарушения норм кодекса и привлекли к ответственности 456 служащих.
Повсеместно утверждены составы дисциплинарных советов. В них входят руководители региональных государственных органов, в том числе и правоохранительных, а также представители местной общественности и СМИ, что, конечно, будет способствовать повышению эффективности работы советов.
Если сравнивать результаты работы советов в первом полугодии 2005 года с тем же периодом текущего года, то можно отметить - их работа стала эффективнее, оперативнее и результативнее. Так, при примерно равном количестве проверок и заседаний возбуждено в 1,5 раза больше дисциплинарных дел, и почти в два раза возросло число наказанных.
- Широкий резонанс в СМИ получили проверки в налоговых и таможенных службах. С чем они связаны и будут ли продолжаться?
- Да, мы проверили эти ведомства на предмет соблюдения законодательства о госслужбе, Кодекса чести госслужащих, состояния кадровой работы.
В Таможенном комитете выявлены грубейшие нарушения процедуры конкурсного отбора, формальное отношение к квалификационным требованиям, нарушения конституционного права граждан на равный доступ к госслужбе.
Только в 2005 году к ответственности привлекли 1298 таможенников (а это каждый пятый!), причем, 38 из них - именно за коррупцию.
С руководством Таможенного комитета достигнута договоренность, что с 1 сентября 2006 года в соответствии с Законом "О государственной службе" будут установлены единые квалификационные требования к должностям, обеспечены обязательный конкурсный отбор на вакантные должности и тестирование сотрудников на знание таможенного законодательства.
Проверка налоговых органов стала широкомасштабной акцией с участием населения, представителей политических партий, НПО и СМИ. Мы сознательно пошли на это, поскольку специфика работы налоговых служб затрагивает интересы очень многих слоев казахстанцев. И без их мнения и оценки работы подобная акция потеряла бы смысл.
Отмечу, что в работе налоговых органов появился ряд позитивных моментов - возможность заполнить и сдать по Интернету декларации о доходах, упрощение процедуры сдачи отчетов, организация работы по принципу "одного окна". Но немало и проблем: сложная налоговая система, большое количество документов, длительность рассмотрения заявлений, бюрократизм.
Подобные акции планируем проводить и в будущем. А сейчас мы проверяем соблюдение законодательства о госслужбе в Министерстве юстиции.
- Неэффективная система предоставления государственных услуг - фактор, тормозящий экономическое и социальное развитие страны, и питательная среда для коррупции. Что изменит внедрение стандартов государственных услуг?
- В отличие от частного сектора, который в условиях жесткой конкуренции постоянно улучшает качество услуг, госорганы этому уделяли мало внимания из-за своей монополии. И отечественные, и зарубежные эксперты свидетельствуют, что документы, регулирующие вопросы предоставления государственных услуг, изложены недостаточно четко и понятно. Не регламентированы количественные и качественные параметры услуг, которые позволяли бы оценивать и контролировать процесс их предоставления.
Более того, в самом законодательстве Казахстана нет таких понятий, как "государственная услуга" и "стандарты государственных услуг". Поэтому госслужащие зачастую путают услуги с функциями госорганов.
Другая серьезная проблема, которая досталась нам с советских времен, - это слабая гражданская позиция населения в вопросах отстаивания своих гражданских прав и правовая безграмотность.
Опросы, которые мы провели, показали, что большинство казахстанцев в качестве главных административных барьеров видят необходимость оформления большого количества документов для получения услуги, ее высокую стоимость, продолжительные сроки рассмотрения заявлений, бюрократизм. И чтобы не терять время, они готовы давать любые деньги, тем самым провоцируя госслужащих.
Вместе с тем в силу своей ментальности госслужащие ошибочно считают, что они призваны управлять населением, а не оказывать ему качественные услуги. Отсюда - низкое качество обслуживания, грубость, нежелание давать консультации и разъяснения.
Для решения этих проблем мы предлагаем провести классификацию государственных функций и на ее основе разработать Реестр государственных функций. Он должен включать государственные функции центральных госорганов, госорганов областного, районного и сельского уровней госуправления.
Часть функций, несвойственных государству, нужно перевести в конкурентную среду (лицензирование, сертификация, развитие аутсорсинговых услуг). А все, что останется за государством, жестко контролировать. Это сократит госаппарат и уровень коррупции. Должен действовать принцип: меньше государственных функций - меньше чиновников - меньше коррупции!
Всем госорганам необходимо разработать и установить стандарты качества предоставления услуг. При этом нужен действенный контроль за их соблюдением. Поэтому эти стандарты должны быть общеизвестны, что даст возможность населению контролировать качество работы государственных органов.
Для минимизации контакта получателя услуги с чиновниками и сокращения коррупционного поля оказание большинства государственных услуг необходимо переводить в электронную форму. К примеру, Венгрия, такая же бывшая соцстрана, уже начала предоставлять 24 госуслуги в электронном виде - регистрацию автомобилей, куплю-продажу недвижимости и другие.
- Не секрет, что невысокая зарплата - один из факторов коррупции…
- В последние годы в Казахстане идет большая работа по совершенствованию и повышению оплаты труда государственных служащих. Как вы помните, в рамках реализации Послания президента в 2005 году всем госслужащим зарплату повысили на 32%, а в 2007 году планируется повышение еще на 30%.
Вместе с тем проведенный нами анализ показал, что действующая система оплаты труда госслужащих носит уравнительный характер и не стимулирует повышение качества оказываемых ими услуг. Более того, создает условия для оттока молодых талантливых кадров из государственного сектора в частный.
Поэтому мы предложили с 2007 года перейти на новую систему оплаты труда, ориентированную на оценку каждого госслужащего по результатам работы и стимулирующую рост профессионализма.
- Изучается ли опыт других стран в противодействии коррупции среди госслужащих, может быть, можно что-то позаимствовать у зарубежных коллег?
- Конечно, мы изучаем международный опыт борьбы с коррупцией. Анализ успешных стратегий и их результатов показал, что наиболее приемлем для Казахстана опыт Малайзии. У нас примерно равные численность населения, госаппарата и объем экономики. Успехи этой страны в борьбе с коррупцией во многом связаны с тем, что действующее там Антикоррупционное агентство основные усилия сосредоточило на превентивных мерах, в том числе внедрило эффективную систему административных штрафов за коррупционные правонарушения.
Благодаря продуманной стратегии и высокой степени ее реализации Малайзия сейчас - одна из наиболее динамично развивающихся стран.
И мы пришли к выводу о необходимости создания национальной системы предотвращения коррупционных правонарушений в госаппарате.
В первую очередь предлагаем пересмотреть полномочия Агентства по делам госслужбы в сторону усиления работы по борьбе с коррупционными правонарушениями в государственном секторе. Следует наделить его полномочиями по внесению предписаний об устранении нарушений законодательства, подлежащих обязательному исполнению.
Сегодня дисциплинарные советы агентства - консультативно-совещательные органы, дающие рекомендации, что снижает эффект их работы. Мы считаем, дело нужно поставить так, чтобы на чиновников, виновных в нарушении законов, стандартов качества государственных услуг, можно было налагать штрафы через суд и дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. В Швеции, например, если чиновник не отвечает на запрос клиента в соответствии с определенным временем, из его зарплаты просто вычитают административный штраф.
Кроме того, Агентство по делам госслужбы могло бы контролировать соблюдение стандартов предоставления услуг госорганами.
-Некоторые аналитики считают, что с коррупцией очень сложно бороться, даже высказываются суждения о ее неуязвимости. Как вы считаете, существует ли рецепт противодействия коррупции?
- Мириться с таким социальным злом, как коррупция, ни в коей мере нельзя. Но все общество должно противостоять ей и пресекать любые ее формы. Следует ужесточать антикоррупционное законодательство, создавать систему превентивных мер, направленных на ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях.
Повышая престиж государственной службы, нужно одновременно обеспечить жесткий контроль со стороны общественности, СМИ и других институтов гражданского общества за деятельностью государственных органов.
Древние греки говорили: "Есть два признака благополучия государства - богатство и доверие государству". А доверие граждан к государству формируется на основе работы государственного аппарата. |