NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 06:36 ast
04:36 msk

Государство как собственник
В этом году исполнилось 15 лет со дня создания системы Комитета государственного имущества и приватизации
02.08.2006 / интервью

Ирина НОС, "Казахстанская правда", 1 августа

Государственный комитет по управлению государственным имуществом возник как следствие Указа Президента Казахской ССР "Вопросы Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом" от 22 апреля 1991 года. Тогда же были определены его задачи и полномочия, а уже в августе созданы территориальные органы. В этом году исполнилось 15 лет со дня создания системы Комитета государственного имущества и приватизации. На вопросы "Казахстанской правды" об истории разгосударствления и приватизации, реализации нынешней политики в этой сфере, а также о проделанном профильным комитетом и о том, что еще предстоит выполнить, отвечает его руководитель Эдуард УТЕПОВ.

- Вся работа шла в четыре этапа, каждый являлся логическим продолжением предыдущего и сопровождался выработкой соответствующей нормативной правовой базы, реализацией программ, определяющих ход дальнейших преобразований. Первый этап (1991-1992 годы) - начало реструктуризации госсобственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На том этапе приватизация носила инициативный характер: госорганы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки. Через аукционы и конкурсы тогда было приватизировано 4 770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составляли порядка 60 процентов от общего количества приватизированных предприятий. Реструктуризация госсобственности первого этапа приватизации послужила основой становления и развития предпринимательства в стране, равно как и формирования частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризовался созданием единой системы управления и приватизации госсобственности, проведением массовой приватизации, приватизации по специальным проектам и агропромышленного комплекса, а также малой приватизации. В рамках последней (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью рабочих до 200 человек) реализовано более шести тысяч объектов. Параллельно шло акционирование государственных предприятий, что cтало началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5 000 человек) и приватизации по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5 000 человек). По названным направлениям реализовано более четырехсот объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1 967 предприятий, что составило 93 процента всех объектов АПК.

Особенностью третьего этапа (1996-1998 годы) стал переход к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. По каждой отрасли была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных исполнительных органов и привлечением квалифицированных консультантов. Участие иностранного капитала в приватизационном процессе, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями, освоение передовых технологий подтвердило верность стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций. На этом этапе была реализована секторная программа приватизации объектов социальной сферы, в которую были включены как действующие объекты (приватизируемые посредством конкурсов и тендеров с сохранением профиля деятельности), так и пустующие, высвободившиеся в результате оптимизации. По итогам третьего этапа было приватизировано 14 686 объектов государственной собственности.

Четвертый этап (с 1999 года по настоящее время) характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между уровнями госуправления в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Здесь ключевой момент - разделение госсобственности на республиканскую и коммунальную. Дабы укрепить местное госуправление, обеспечить финансовую и экономическую самостоятельность регионов, на местный уровень - акимам областей, городов Астаны и Алматы - было передано право принятия решения о приватизации и осуществления ее в отношении объектов коммунальной собственности. В 1999 году в коммунальную собственность были переданы госпакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах.

Всего с 1991-го по июнь 2006 года приватизировано более 39 тысяч объектов госсобственности, из них: 3 709 госпакетов акций акционерных обществ и более 36 тысяч имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства и прочих объектов. Доходы от приватизации за все годы составили 335 миллиарда тенге, в том числе более 68 миллиардов перечислено в Национальный фонд республики.

- Эдуард Карлович, как известно, Концепция управления госимуществом и приватизации одобрена еще в 2000 году. Тогда же приняли и реализовали две программы повышения эффективности управления госимуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы. То, скажем так, дела минувшие. Что нынче происходит в сфере управления госимуществом?

- Если коротко, то завершена работа над очередной программой управления государственными активами. А для усиления госконтроля в стратегических отраслях экономики три года назад принят Закон "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение". Принят и действует.

В реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года созданы институты развития - акционерные общества: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая компания по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Успешно создан Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук", куда переданы государственные пакеты акций "Казахтелекома", KEGOC, "Казахстан темир жолы", "Казпочты", "КазМунайГаза". Госхолдинг становится инвестиционным "рычагом" и дополнительным инструментом для развития и производства конкурентоспособных товаров.

Опять же для повышения конкурентоспособности национальной экономики образован Фонд устойчивого развития "Казына". Это акционерное общество объединило государственные пакеты акций Банка развития Казахстана, Национального инновационного фонда, Инвестиционного фонда, Фонда развития малого предпринимательства, Госстрахкорпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центра маркетингово-аналитических исследований, а также госдоли в ТОО "Казахстанский центр содействия инвестициям".

- В Послании Президента Нурсултана Назарбаева "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и программе Правительства до 2008 года поставлены задачи по эффективному управлению госактивами. "Самрук" и "Казына" - первоочередные. И структуры уже работают. Между тем есть и другие задачи. Можно подробнее о них?

- Верно, есть еще целая группа вопросов. Она предусматривает принятие мер, обеспечивающих эффективное и целевое использование госимущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами, проведение инвентаризации госсобственности, создание единой для всей страны базы данных госсобственности.

Комитет в свое время уже предпринимал соответствующие шаги: с 2003 года проводится проверка эффективности и целевого использования имущества, закрепленного за республиканскими государственными юридическими лицами, с целью выявления у них излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.

Только в 2005 году в ходе проверки целевого и эффективного использования имущества ряда республиканских госпредприятий, их "дочек", филиалов и представительств выявлено 1 018 излишних, неиспользуемых либо используемых не по назначению объектов (здания, сооружения, помещения, техника и оборудование). Из них 757 непригодных к дальнейшему использованию объектов комитетом было предложено списать, 181 - передать на приватизацию, девять объектов социальной инфраструктуры передать в коммунальную собственность, два - передать на баланс госучреждений и 69 - задействовать для уставных целей.

Выполняя задачи, поставленные Президентом в Послании, комитет разработал соответствующий план мероприятий, предусматривающий два основных раздела. Первый предлагает комплекс мер по оптимизации сфер деятельности республиканских госпредприятий и учреждений. Во втором подробно прописан порядок действий по проверке целевого, эффективного использования закрепленного за ними государственного имущества. В соответствии с планом проводится инвентаризация уставов республиканских госпредприятий на предмет выявления сфер деятельности, напрямую не связанных с основной целью их создания, а также достаточно развитых в конкурентной среде.

По итогам инвентаризации будет определен перечень предприятий, подлежащих либо реорганизации в акционерные общества, либо приватизации как имущественные комплексы, либо передаче в коммунальную собственность. В уставы предприятий будут внесены изменения в части исключения непрофильных видов деятельности. Также готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в Закон "О государственном предприятии", чтобы сократить количество сфер деятельности, в которых должны функционировать госпредприятия.

- Это как-то сопрягается с выявлением неиспользуемого имущества и изъятием излишнего с балансов учреждений и госпредприятий?

- Напрямую. Все прописано во второй части упомянутого плана. В зависимости от интересов государства излишние и неиспользуемые объекты будут перераспределены между теми республиканскими юридическими лицами, которым необходимо это имущество, приватизированы, предоставлены в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, или переданы в коммунальную собственность.

Комитет уже предпринял ряд мер по совершенствованию системы учета госимущества. В 2005 году мы предоставили доступ к госреестру местным исполнительным органам: к нему были подключены Актюбинская, Акмолинская, Кызылординская, Северо-Казахстанская, Южно-Казахстанская области и город Алматы.

На текущий год заключено десять договоров на оказание аналогичных услуг с департаментами финансов Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областей и города Алматы. Работа продолжается.

- Реализация задач по разгосударствлению и приватизации, поставленных Главой государства, равно как и внедрение в сознание людей самой идеи преобразования государственной собственности в негосударственную, потребовала особого подхода к подбору кадров?

- Вы правы. Убедить людей - после более чем семидесятилетнего коммунистического воспитания - в необходимости и эффективности перехода от общественно-государственной к частной собственности, - задача весьма сложная. Необходимо было не только вести пропаганду новой идеологии в плане собственности, но и на практике доказывать, что частная, персонифицированная собственность значительно эффективнее общественной. Поэтому на первом этапе разгосударствления и приватизации национальной собственности многое зависело от кадров, занимавшихся этим вопросом, их убежденности и компетентности.

Жизнь показывает, что руководящий состав Госкомитета Казахской ССР по управлению госимуществом был подобран правильно и мог решать поставленные задачи. Отсутствие опыта приватизации госимущества компенсировалось компетентностью и энтузиазмом, стремлением приобрести этот опыт, разработать и наработать необходимые методики по разгосударствлению и приватизации, подготовить законодательную базу.

Думаю, читателям "Казахстанской правды" будет небезынтересно знать, что на сайте Министерства финансов мы открыли страничку, посвященную истории разгосударствления и приватизации, где поместили серию очерков о ветеранах нашей системы.

Мне хотелось бы напомнить о тех, кто руководил комитетом в разные периоды его существования. Первым руководителем был Кылышбек Сатылганович Избасханов, назначенный Указом Президента КазССР. Ему пришлось решать самые трудные задачи становления: собирать грамотных специалистов самых разных профилей, создавать работоспособный коллектив. Это удалось. Под его руководством комитет осуществлял реализацию первой программы разгосударствления и приватизации; разработал вторую программу, которую в большей части исполняли Жаныбек Салимович Карибжанов, Козыкорпеш Ильясович Есенберлин, Сарыбай Султанович Калмурзаев.

После разделения комитета на комитет государственного имущества и комитет по приватизации, их руководителями, соответственно, стали Сарыбай Султанович Калмурзаев и я, ранее работавший заместителем председателя. После очередной реорганизации департамент госимущества и приватизации МФ возглавил Максудбек Смагулович Раханов, который был руководителем комитета в общей сложности более семи лет. В разные годы комитет возглавляли Оразалы Сантаевич Ержанов и Данияр Рустемович Абулгазин.

Каждый из названных руководителей внес свою лепту в создание и укрепление системы комитета госимущества и приватизации, в организацию работы по укреплению экономики нашего государства. С позиции прошедшего времени можно найти какие-то просчеты, ошибки… Но тогда, на момент пребывания на должности, они были первопроходцами, строили экономику суверенного государства, закладывали основы методологии управления государственным имуществом, разрабатывали проекты законодательных актов, защищающие интересы государства и частного собственника, скрупулезно собирали мировой опыт приватизации и разгосударствления и применяли наиболее ценное и приемлемое из него в нашей республике. Благодаря их труду и труду возглавляемого ими коллектива приватизация в Казахстане состоялась!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Конституция должна соответствовать реалиям жизни" 31.08.2006
Как будут выбирать районных и городских акимов? 30.08.2006
Анатолий Матюхин: Мировой опыт учтен основательно 30.08.2006
Экспансия "Казына" во благо 30.08.2006
Кенжебек Укин: Нельзя затевать серьезные проекты в неустойчивое время 30.08.2006
Александр Бородин: "Чиновник" - обидное для меня слово… 30.08.2006
Бауржан Мухамеджанов: Я против общих фраз! 28.08.2006
"Отан" рассчитывает существенно расширить свое представительство в корпусе акимов городов и районов 25.08.2006
"Одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя" 25.08.2006
"Элизабет Тейлор, конечно, эталон, но моя жена лучше" 22.08.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz