NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:13 ast
05:13 msk

Не враг государства
Б.Жумагулов: Отношения власти и неправительственного сектора должны быть пересмотрены
04.08.2006 / интервью

Иван ПЕРТОВ, "Литер", 3 августа

Недавно президент одобрил Концепцию развития гражданского общества на 2006–2011 годы. Что ждет казахстанцев в ближайшее время и каков ожидаемый итог работы над этим документом? Об этом и многом другом специально для "ЛИТЕР-Недели" рассуждает исполняющий обязанности председателя партии "Отан" Бакытжан Жумагулов.

ЛИТЕР-Неделя: Как известно, глава государства недавно подписал указ, в котором одобрил Концепцию развития гражданского общества на 2006–2011 годы. Расскажите, какова основная цель этого политического акта и что даст Казахстану реализация концепции?

Б.Ж.: Принятие этой концепции необходимо рассматривать в контексте системной трансформации казахстанского общества, которая последовательно осуществляется с первых дней независимости во всех секторах жизни и деятельности нашего государства.

Первые два сектора – государственный и экономический – за прошедшие годы подверглись коренной реконструкции и системной модернизации. Создана эффективная система власти и управления, законодательная база, обеспечивающая движение страны по пути демократии и свободного экономического развития, в котором превалирует частная форма собственности. Реализация политики президента по развитию производственного потенциала страны обеспечила впечатляющие темпы экономического роста, приток в эту сферу внешних и внутренних инвестиций, увеличение производства. Идет ускоренный процесс формирования малого и среднего предпринимательства. Достигнутые успехи позволили главе государства поставить принципиально новую задачу – выдвинуть стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира.

Третий сектор – сфера общественной жизни – также развивался на принципиально новых демократических основах. К настоящему времени в Казахстане создана достаточно разветвленная система политических партий, представляющих самый широкий спектр общественных интересов и мнений – от провластных до весьма оппозиционных. В стране действуют многочисленные СМИ, целый ряд профессиональных союзов и других общественных объединений – научных, творческих, предпринимательских, религиозных. Начато формирование неправительственных организаций – НПО.

В развитых демократических странах такие организации являются базовыми институтами гражданского общества и оказывают весьма существенное влияние на жизнь общества и государства, предоставляют возможности для эффективного участия в них каждого гражданина. В частности, в странах, где неправительственные организации имеют многолетние традиции и значительный опыт работы, общественный сектор стал одним из основных источников инвестиций в такие сферы, как культура, образование, здравоохранение.

У нас же степень влияния общественного сектора до сих пор оставляла желать лучшего. Исключением, пожалуй, являются политические партии, которые принимают активное участие в электоральных процессах, в работе парламента и Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Можно назвать три основные причины такого положения. Первая – это отсутствие действенной системы взаимодействия государственных институтов с институтами гражданского общества. Вторая – определенное "неприятие" этих институтов представителями власти, воспринимающими общественные организации как что-то третьестепенное или даже враждебное государству. Во многом это – еще неизжитое наследие советских времен. И третья причина – в низком уровне доверия к таким организациям со стороны населения, которое видит недостаточную эффективность большинства из них.

Сегодня, когда достигнута устойчивость экономической сферы и высокие темпы ее развития, когда государством проводится сильная социальная политика, в повестку дня ставится вопрос максимальной активизации человеческого потенциала.

Одобрение главой государства Концепции развития гражданского общества – это самый принципиальный шаг на пути такой активизации, важнейший системный фактор, открывающий путь к созданию эффективной и всеобъемлющей системы взаимодействия государства с институтами гражданского общества, путь действенной реализации инициативы граждан.

Реализация концепции даст каждому казахстанцу больше уверенности в себе и широкие возможности участия в развитии страны, государственным органам – чувство подконтрольности обществу, а бизнесу – понимание социальной ответственности. И самое главное – укрепится взаимная ответственность за судьбу казахстанского общества со стороны его главных субъектов – граждан и государства.

ЛИТЕР-Неделя: В какой степени партия "Отан" считает себя причастной к разработке этого документа? Каков ее вклад в появление концепции?

Б.Ж.: В формировании и обсуждении концепции участвовали многие партии и неправительственные организации. При этом вклад нашей партии, по-моему, стал в немалой степени определяющим. Еще полтора года назад мы предложили первоначальный вариант концепции, который был взят за основу для дальнейшей разработки. Именно "Отаном" (на заключительном этапе объединения с партией "Асар") в документ были заложены такие базовые позиции, как разработка вопросов модернизации социальной политики, национальных стандартов и путей реализации самой концепции, укрепления взаимодействия институтов гражданского общества с властью и многие другие.

Еще до принятия концепции наша партия отработала отдельные механизмы, обеспечивающие взаимодействие общественного сектора и государства. Нами инициирован ряд социальных проектов в сфере образования, здравоохранения и жилья. Мы сумели добиться того, что эти проекты реализуются в рамках государственных и отраслевых программ. А благодаря ресурсу парламентского большинства, как и большинства в местных представительных органах, "Отан" имеет действенные рычаги контроля над решением социальных проблем населения, увеличения финансирования таких проектов.

"Отан" уделяет постоянное внимание тесному взаимодействию с неправительственными организациями, дальнейшему развитию этого сектора. Сегодня мы можем твердо сказать: обещание, данное на мартовском заседании "круглого стола", посвященного проблемам развития НПО, выполняется. Содержание концепции убедительно говорит об этом.

ЛИТЕР-Неделя: Неправительственные организации у нас появились давно, и их численность всегда была некоей "козырной картой" в диалоге страны с демократическими институтами мирового сообщества – цифры звучали различные, от 2,5 до 5 тысяч. Однако все помнят и другой эпизод – когда было применено знаменитое "вето" президента. Анализируя те события, невольно убеждаешься в том, что политический истеблишмент страны, в первую очередь, депутаты парламента, не готов воспринимать НПО в качестве своего равноправного партнера при строительстве гражданского общества. Вы согласны с такой оценкой? Что необходимо предпринять для изменения ситуации?

Б.Ж.: Позвольте не согласиться. Прошлогодний конфликт между властью и НПО не носил системного характера. Он был связан только с деструктивной ролью некоторых неправительственных организаций в "цветных" революциях в ряде стран СНГ и их собственной закрытостью, непрозрачностью зарубежного финансирования и выполняемых благодаря ему функций. После же президентского "вето" ситуация кардинально изменилась. Государство начало выделять неправительственным организациям свои гранты, оказывать им другую реальную поддержку.

В целом отношение государства к НПО начало кардинально меняться уже после первого Гражданского форума, на котором были заложены основы взаимодействия власти с этими организациями в рамках диалоговых площадок и консультативно-совещательных органов.

А основной, в том числе и финансовый, импульс дальнейшему развитию неправительственных организаций дал состоявшийся осенью 2005 года II Гражданский форум. Во исполнение поручения президента по укреплению и развитию институтов гражданского общества правительство при согласии депутатского корпуса увеличило финансирование проектов НПО, исполняющих государственный социальный заказ. В этом году республиканский бюджет направляет на реализацию проектов НПО 128 миллионов тенге. Из правительственного резерва дополнительно выделяется еще 200 миллионов.

Средства предназначены для поддержки социально уязвимых слоев населения и реализации молодежных инициатив, формирования здорового образа жизни и улучшения экологии. А также для развития языков народов Казахстана и реализации ряда других общественно значимых проектов. Такая политика должна способствовать укреплению финансовой независимости неправительственных организаций от зарубежных центров, фондов и компаний.

Рост числа совместных инициатив депутатов и НПО показывает, что народные избранники тоже начали осознавать роль НПО в реализации социально значимых проектов. Новой формой сотрудничества стало создание Общественной экспертной палаты при мажилисе.

И совсем недавно на первом заседании Государственной комиссии по демократизации возглавивший ее президент в качестве одного из главных участников, наряду с политическими партиями, назвал и неправительственные организации. Это говорит о том, что складываются вполне партнерские отношения между государством и гражданским обществом, между партиями и неправительственным сектором.

Характеризуя политику государства в отношении НПО, Нурсултан Назарбаев сказал, что "мы должны активно привлекать НПО для развития социальной сферы, для контроля исполнения программ развития страны. В то же время мы не должны допускать их деятельность, не предусмотренную законом".

ЛИТЕР-Неделя: Как в перспективе будут складываться отношения между государством и институтами гражданского общества?

Б.Ж.: Отношения между властью и третьим сектором должны складываться в рамках социального партнерства, где государству отводится главная регулирующая роль.

Конечно, в начальный период будут определенные трудности, так как казахстанская бюрократия, к сожалению, пока еще не воспринимает неправительственные организации в качестве серьезного партнера.

Еще одним сдерживающим фактором является то, что у нас институты гражданского общества, такие, как профессиональные союзы, НПО, пока еще слабы. Как следствие – недостаточное доверие со стороны граждан. Еще не развито местное сообщество, только недавно на заседании Госкомиссии одобрен проект закона о местном самоуправлении. Поэтому комментируемую сегодня концепцию нужно воспринимать как важный шаг в укреплении роли и возможностей институтов гражданского общества.

Но постепенно, с расширением правовой базы, чему будет усиленно способствовать и наша парламентская фракция, неправительственные организации смогут активно участвовать в принятии и контролировании исполнения местного бюджета, социальных программ. То есть полноценно защищать интересы уязвимых слоев населения. Это тем более очевидно, поскольку государство решает не столько личные, сколько общественные проблемы, оно не в состоянии дойти до каждого казахстанца и оперативно отреагировать на его потребности. НПО же работают в самой гуще народных масс и куда более чутко реагируют на нужды конкретных людей. В этих условиях резко возрастает роль неправительственного сектора как эффективного инструмента формирования новых отношений между властью и населением, достижения баланса их интересов.

НПО будут способствовать и структурированию общества на основе гражданской инициативы, отражающей разнообразные интересы его членов. И государство, базируясь на этой структуре, также станет эффективнее выстраивать свою социальную политику.

При этом развитая сеть неправительственных организаций не позволит раздувать штаты и снижать эффективность работы госструктур. Через НПО можно качественно реализовывать не только социальные программы, но и вести антикоррупционную борьбу. Например, в Прибалтийских странах централизованный закуп лекарств осуществляется именно через неправительственные организации, что снижает возможности коррупционных проявлений. Там считают, что сами больные или родители больных детей – люди, изначально заинтересованные как в качестве, так и в цене препаратов.

НПО, в перспективе, не меньше, чем политические партии, являются и гарантом социальной стабильности. Они не зациклены на борьбе за власть, но в то же время являются своеобразным "клапаном", выпускающим пар социального напряжения и способствующим справедливому разрешению самых больных вопросов. Проблемы же, не имеющие достойного озвучивания и решения, неизбежно порождают напряженность в обществе.

Успех общественных преобразований во многом предопределяется не только тем, насколько они соответствуют сложившимся в стране историческим, культурным и моральным традициям, но и насколько ее граждане способны адаптироваться к новым условиям. Одна из основных функций институтов гражданского общества – стать важным инструментом такой социальной адаптации.

ЛИТЕР-Неделя: Будущее многих неправительственных организаций зависит от госзаказа. Не будет ли "двойных стандартов" при его распределении, то есть деления НПО на "свои" и "чужие"?

Б.Ж.: Такого деления быть не должно, но полностью исключить саму возможность, конечно же, нельзя. Многое зависит от психологических факторов. Пока чиновники любую общественную организацию, позиция которой в чем-то расходится с "линией министерства", склонны воспринимать чуть ли не как радикальную оппозицию, стремящуюся подорвать устои государства. Такое отношение часто распространяется, например, на правозащитные и экологические общественные организации.

Но нужно четко отдавать себе отчет, что позиции институтов гражданского общества и государства могут различаться по совершенно объективным причинам – ведь они отстаивают интересы самых разных слоев и групп общества. Для достижения своих целей НПО часто вынуждены идти на открытый конфликт с органами власти. К таким организациям вполне применима поговорка "На то и щука в омуте, чтобы карась не дремал". И здесь нужно не деление на "своих" и "чужих", а четкое понимание необходимости идти друг другу навстречу, добиваться продуктивного баланса интересов и устремлений.

Особенно важно это в сфере общественного контроля за деятельностью органов государственного управления. В Послании президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" глава государства отметил, что "мы должны активно привлекать НПО на развитие социальной сферы, для контроля исполнения программ развития страны". Это одно из ключевых направлений работы, и механизмы для его реализации заложены в Концепцию развития гражданского общества.

ЛИТЕР-Неделя: Каким же образом объединенная партия "Отан" будет принимать участие в реализации концепции?

Б.Ж.: Концепцию можно назвать детищем объединенной партии. Заместители председателя нашей партии возглавляли рабочие группы Госкомиссии по демократизации казахстанского общества, введению местного самоуправления и разработке концепции гражданского общества. Поэтому мы как разработчики этого документа больше других заинтересованы в его реализации. Уже сейчас имеем объединенную аналитическую группу из числа экспертов для выработки скоординированных предложений.

Ключевым документом на предстоящем этапе станет план мероприятий по ее реализации. Указом главы государства его разработка и утверждение поручено правительству, и это должно быть сделано в месячный срок. Основные положения плана в рамках программы действий правительства уже обсуждались на заседаниях Госкомиссии.

Мы уверены, что сможем поддержать инициативы НПО по широкому спектру проблем, вывести их на уровень политических программ, проектов и законов. НПО же способны быть четким "барометром" социальных настроений и в этом плане ориентировать партии в выборе приоритетов своей деятельности и наиболее животрепещущих проблем.

На наш взгляд, "Отан" и НПО могли бы успешно сотрудничать по целому ряду направлений социальной политики.

Во-первых, мы должны активизировать совместные действия по реализации основных приоритетов современной социальной политики. Для этого надо осуществить своеобразное разделение труда: НПО сосредоточиваются на выявлении социальных проблем и требований разных слоев населения, а партии – на их переводе в плоскость политических решений, на разработке и продвижении соцпрограмм и проектов. В этом отношении показательной является инициатива партии "Отан" по организации конкурса проектов на разработку специальной программы "Баспана", направленной на оказание поддержки наиболее уязвимой части молодежи посредством строительства малосемейных общежитий, многоквартирных жилищных комплексов, создания целевых рабочих мест, организации профессионального обучения. Основные положения этого проекта рассматриваются для включения в государственный бюджет 2007 года.

Во-вторых, осуществление совместных проектов в рамках госзаказа. Примером тому является республиканская акция "Киелі мџраларымызѕа – таѕзым" – месячник восстановления сакральных мест и памятников старины, направленный на реализацию установок президента РК Нурсултана Назарбаева по сохранению и защите духовного и культурного наследия. В ходе акции ремонтом и благоустройством охвачено 73 объекта сакрального значения.

В-третьих, проведение акций благотворительного и иного характера: ярмарок рабочих мест, организации различных форм профессионального обучения и переобучения.

В-четвертых, "Отан" как партия парламентского большинства имеет реальные возможности не только для инициирования, но и принятия законов, направленных на решение социальных проблем. Мы могли бы, к примеру, принять активное участие в разработке законов "О социальной работе" и "О благотворительной деятельности".

В-пятых, мы имеем возможность, используя практику депутатских запросов, добиваться через органы, координирующие государственный социальный заказ, увеличения финансирования социально значимых проектов, а через областные маслихаты – выделения дополнительных средств.

И последнее. Наша партия инициировала ряд серьезных социальных проектов в рамках своей предвыборной программы "Казахстанский путь–2009" в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и социальной защиты. Все они сегодня на стадии реализации. Но нам нужна поддержка в организации мониторинга и оценки эффективности этих программ. Другой сферой совместной работы может стать реализация основных параметров национальных стандартов качества жизни казахстанцев.

В связи с этим партия намерена на специальном совещании обобщить опыт своей деятельности и рассмотреть весь комплекс социальных проблем, имея в виду активное сотрудничество в их решении с организациями третьего сектора. Уверен, что такая политика будет способствовать дальнейшей институционализации гражданского общества и реальному повышению его роли в развитии страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Конституция должна соответствовать реалиям жизни" 31.08.2006
Как будут выбирать районных и городских акимов? 30.08.2006
Анатолий Матюхин: Мировой опыт учтен основательно 30.08.2006
Экспансия "Казына" во благо 30.08.2006
Кенжебек Укин: Нельзя затевать серьезные проекты в неустойчивое время 30.08.2006
Александр Бородин: "Чиновник" - обидное для меня слово… 30.08.2006
Бауржан Мухамеджанов: Я против общих фраз! 28.08.2006
"Отан" рассчитывает существенно расширить свое представительство в корпусе акимов городов и районов 25.08.2006
"Одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя" 25.08.2006
"Элизабет Тейлор, конечно, эталон, но моя жена лучше" 22.08.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz