NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 09:25 ast
07:25 msk

"Мы предлагаем установить такой уровень оплаты труда на госслужбе, чтобы он был конкурентоспособен с частным сектором"
З.Турисбеков: Не секрет, что, несмотря на принимаемые государством меры, средняя заработная плата на государственной службе остается низкой. Она примерно равна общенациональной средней зарплате. Тогда как в таких странах, как Канада и Польша, средняя заработная плата госслужащего в 2,5 раза превышает общенациональную
14.08.2006 / интервью

Гульмира АРБАБАЕВА, "Панорама", 11 августа

На вопросы Панорамы отвечает председатель Агентства РК по делам государственной службы Заутбек ТУРИСБЕКОВ.

- Как известно, в стране ожидается проведение административной реформы. Один из планируемых этапов - оптимизация государственной службы. Как будет происходить этот процесс?

- Предлагаемый вариант административной реформы предполагает сокращение государственного аппарата с одновременным повышением оплаты труда на госслужбе. В ходе этого процесса намечается сократить имеющиеся на государственной службе вакансии, которые на сегодняшний день составляют почти 8%. Во-вторых, будут сокращены звенья управления в госорганах. Это делается для обеспечения системности, комплексности подходов при реализации выполняемых функций, сокращения времени прохождения корреспонденции и принятия решений. К примеру, на уровне центральных госорганов предполагается сокращение должностей заместителей начальников управлений, начальников отделов, ведущих специалистов. Через упразднение этих промежуточных звеньев в госорганах будет сформирована пятизвенная иерархия должностей. В тех же центральных госорганах теперь останутся должности директора департамента, его заместителя, начальника управления, главного эксперта и эксперта.

Оптимизации госаппарата также будет способствовать перевод ряда государственных служащих, выполняющих вспомогательные, хозяйственные функции, в разряд гражданских служащих.

Будет продолжена работа по функциональному анализу должностей с целью исключения дублирования деятельности между уровнями госуправления. С учетом того, что численность госслужащих в основном растет за счет чиновников областного уровня, необходимо существенно активизировать работу по функциональному анализу этих должностей.

Думаю, в ближайшее время будет также завершена работа по передаче функций, не свойственных государству, в конкурентную среду.

Все это позволит сократить госаппарат, а следовательно, и уровень коррупционных правонарушений. Иными словами, заработает принцип: меньше государственных функций - меньше чиновников - меньше коррупции.

- По итогам недавнего заседания комиссии по административной реформе было заявлено о предстоящем повышении зарплаты госслужащим, причем весьма существенном. О каком именно росте зарплаты идет речь и для сотрудников каких министерств и ведомств?

- Не секрет, что, несмотря на принимаемые государством меры, средняя заработная плата на государственной службе остается низкой. Она примерно равна общенациональной средней зарплате. Тогда как в таких странах, как Канада и Польша, средняя заработная плата госслужащего в 2,5 раза превышает общенациональную, а в Сингапуре этот показатель составляет 3,9 раза. К сожалению, уровень оплаты труда госслужащих несопоставим и с зарплатой работников крупных национальных и частных компаний, что создает условия для оттока молодых талантливых кадров из государственного сектора в частный. Поэтому одним из ключевых и наиболее обсуждаемых в ходе деятельности рабочей группы по административной реформе был вопрос совершенствования системы оплаты труда для привлечения высококвалифицированных специалистов в госорганы. Мне как члену рабочей группы было поручено координировать именно этот блок проблем.

В целях снижения административной коррупции, привлечения на госслужбу высококвалифицированных кадров, сохранения имеющегося кадрового потенциала мы предлагаем установить такой уровень оплаты труда на госслужбе, чтобы он был конкурентоспособен с частным сектором. При этом наиболее важным считаю то, что предложенная система оплаты ориентирована на конечный результат работы и стимулирует рост профессионализма госслужащих.

Итак, во всех госорганах будет внедрена трехуровневая система оплаты труда для каждой категории должностей с установлением 10%-ной разницы между ними и 30%-ной разницы между категориями. Введение таких соотношений позволит установить разрыв в оплате труда между высшей административной должностью и низовой в 2,5 раза, что соответствует мировой практике. Трехуровневая система оплаты труда с шагом 10% даст возможность руководителю мотивировать лучших сотрудников, занимающих одну и ту же должность, но выполняющих работу разной степени сложности.

При этом будут полностью исключены доплата за стаж, обязательные две премии, премии за счет экономии по административным расходам. Вместо них предлагается предусмотреть в каждом государственном органе специальный фонд для административных госслужащих в размере 20% от фонда оплаты труда для премирования за высокие результаты работы и привлечения работников по контракту. Иными словами, теперь руководитель будет иметь реальный механизм мотивации госслужащих к производительному труду.

Также в новой системе оплаты труда мы предлагаем исключить премирование политических госслужащих в течение года и внедрить систему выплаты годовых бонусов для них на основе результатов рейтинговой оценки государственных органов. Полагаю, этот шаг повысит ответственность политических госслужащих, позволит более объективно оценивать их работу и оплачивать ее по конкретным результатам работы госоргана и реальному его вкладу в развитие страны.

Возьмем зарплату того же директора департамента. Мы предложили увеличить ее на 242%. Таким образом, зарплата минимум может составить 259 тысяч тенге. Потолок - 314 тысяч тенге. Для сравнения, новая зарплата рядового эксперта может составить от Т91 тыс. до Т100 тысяч тенге.

- Значит, предстоящее повышение зарплат госчиновников - один из способов предотвратить коррупцию?

- Только повышением заработной платы вопрос коррупции среди госслужащих не решить. Необходимо создавать систему превентивных мер, направленных на ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях. Активно привлекать к этой работе институты гражданского общества, СМИ, общественность.

В нашей стране проводится последовательная работа по искоренению коррупции в обществе. В недавних своих выступлениях глава государства дал четко понять, что борьба с коррупцией в госаппарате - это принципиальный вопрос и каких-либо компромиссов здесь быть не может. Более того, Президент потребовал повышения эффективности противодействия коррупции, четко обозначил необходимость дальнейшего ужесточения наказания за коррупционные преступления. Такой подход дает свои результаты. По данным опросов компаний, проведенных Европейским банком реконструкции и развития, в последние годы уровень коррупции в Казахстане заметно снизился и по данному показателю наша страна является лидером в СНГ.

Для искоренения этого зла сделан ряд решительных шагов и в сфере государственной службы. В Закон о госслужбе внесено дополнительное ограничение, согласно которому на нее не может быть принято лицо, совершившее коррупционное преступление. Образованы дисциплинарные советы агентства в областях, Астаны и Алматы.

3 мая 2005 года Указом Президента утвержден по своей сути уникальный на всем постсоветском пространстве документ - Кодекс чести государственных служащих РК, который позволяет контролировать поведение госслужащих и эффективно привлекать нарушителей к ответственности. Данный кодекс вызвал интерес со стороны многих стран СНГ. В каждом государственном органе заведена Книга контроля этики, в которой граждане могут письменно сообщать о фактах нарушения их законных прав и норм кодекса со стороны госслужащих. Все записи граждан в обязательном порядке рассматриваются и по каждому принимаются соответствующие меры.

К одной из важных антикоррупционных мер кодекса можно отнести обязанность госслужащих в случаях публичных обвинений в коррупции принять меры по их опровержению, в том числе в судебном порядке. Начало уже есть - имеются факты обращения госслужащих в суды для опровержения обвинений, выдвинутых в их адрес. В целом кодекс повысил ответственность госслужащих и улучшил имидж госслужбы в общественном мнении. Кроме того, согласно Указу Президента страны, в настоящее время формируется кадровый резерв политической государственной службы. Уверен, что само пребывание в кадровом резерве повысит ответственность госслужащих и заставит их следить за своей репутацией как в быту, так и на работе.

В Закон "О государственной службе" также внесено изменение по ротации политических госслужащих. Полагаем, что следует раз в три года проводить ротацию руководителей, выполняющих контрольные, надзорные и регулирующие функции. Это также является эффективной антикоррупционной мерой.

- Надо полагать, фактором предупреждения коррупции призваны стать и разрабатываемые сейчас Агентством стандарты предоставления государственных услуг?

- Сложилось так, что в отличие от частных компаний, которые в условиях жесткой конкуренции постоянно улучшают качество своих услуг, государственный сектор из-за своего монопольного положения этому вопросу уделял мало внимания. Ошибочность такого подхода очевидна. Неэффективная система предоставления госуслуг является мощным тормозом экономического и социального развития государства и питательной средой для коррупционных правонарушений.

Не случайно, в своем выступлении на совещании с акимами областей, Астаны и Алматы Президент среди основных критериев рейтинговой оценки госорганов особо обозначил качество государственных услуг.

На сегодняшний день агентством в рамках совместного проекта с ПРООН разработан основополагающий государственный стандарт "Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Стандартизация государственных услуг. Основные положения". Разработанный в соответствии со Стратегическим планом развития Казахстана до 2010 года и международными требованиями, госстандарт утвержден приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии и вводится в действие с 1 января 2007 года. На его основе все госорганы должны разработать и довести до сведения населения свои отраслевые стандарты предоставления услуг.

Агентство также участвует в реализации совместного проекта с Европейской комиссией по разработке стандартов государственных услуг. В рамках проекта планируется на основе анализа нужд потребителей разработать хартии о стандартах предоставления услуг населению для министерств юстиции, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, Налогового комитета Министерства финансов, акиматов Алматы и Южно-Казахстанской области. Кроме того, предполагается создание системы управления качеством в пилотных госорганах, а также содействие деятельности центров обслуживания населения.

Важной составляющей успешной реализации внедрения стандартов государственных услуг является подготовленность госслужащих к такой работе. В этой связи считаем актуальным в учебных заведениях, в том числе в Академии государственного управления, наладить обучение по вопросам предоставления госуслуг, разработать соответствующие учебные программы.

Устанавливая стандарты качества предоставления государственных услуг, необходимо осуществлять действенный контроль за их соблюдением. Для этого в первую очередь данные стандарты должны быть общеизвестны, опубликованы на страницах СМИ. Это даст возможность населению контролировать качество работы госорганов, уполномоченных оказывать те или иные услуги населению.

Во-вторых, необходима система государственного аудита и контроля за соблюдением стандартов предоставления госуслуг. Поэтому предстоящей административной реформой предусмотрено создание небольших структурных подразделений в госорганах для внутреннего аудита соблюдения стандартов и образование специального подразделения при агентстве для внешнего аудита за соблюдением стандартов оказания услуг госорганами.

- Каковы общая численность госслужащих в РК и динамика этого показателя?

- По состоянию на 1 июля текущего года общая штатная численность госслужащих составила 102 тысячи человек, в том числе политических государственных служащих - около 4 тысяч. При этом средний возраст госслужащих - 38 лет, средний стаж на госслужбе составляет 9 лет, высшее образование имеют 78% госслужащих. На сегодняшний день на государственной службе Казахстана работают представители более 64 национальностей.

За последние несколько лет наблюдается устойчивая динамика роста численности госслужащих. Судите сами, за 2004 год по сравнению с 2003 годом их количество выросло на 4 тысячи. За 2005-й оно увеличилось уже на 7,9 тысячи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Конституция должна соответствовать реалиям жизни" 31.08.2006
Как будут выбирать районных и городских акимов? 30.08.2006
Анатолий Матюхин: Мировой опыт учтен основательно 30.08.2006
Экспансия "Казына" во благо 30.08.2006
Кенжебек Укин: Нельзя затевать серьезные проекты в неустойчивое время 30.08.2006
Александр Бородин: "Чиновник" - обидное для меня слово… 30.08.2006
Бауржан Мухамеджанов: Я против общих фраз! 28.08.2006
"Отан" рассчитывает существенно расширить свое представительство в корпусе акимов городов и районов 25.08.2006
"Одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя" 25.08.2006
"Элизабет Тейлор, конечно, эталон, но моя жена лучше" 22.08.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz