АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Дина Ермаганбетова/
Принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан в целом доказала свою состоятельность. В полном соответствии с ее идеями и нормами наше общество и государство развиваются на протяжении уже 11 лет. Очевидно, что Основной закон страны обеспечил высокую эффективность политических и экономических реформ. Тем не менее, существует мнение, что потенциал Конституции реализован еще не в полной мере.
В Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в РК разрабатывается ряд предложений, требующих внесения поправок в Основной закон. В частности, это право Верховного суда на законодательную инициативу, введение института мировых судей, исключение требования об отделении прокуратуры и судов от предварительного расследования, сохранение бессрочности пребывания в должности судей Верховного суда РК. Свою точку зрения по этому вопросу в интервью корреспонденту Казинформа выразил доктор юридических наук, профессор, академик Национальной Академии наук РК Мурат Баймаханов.
- Мурат Таджи-Муратович, Вы согласны с мнением, что "стабильность Конституции – это стабильность государства"?
- В большей мере это действительно так. Но железной зависимости между этими понятиями нет. Да, Конституция - это стержень государственного и общественного устройства. Но следует учитывать и то, что на отдельном этапе конституционного строительства возможны изменения в обществе, которые могут не соответствовать принятым ранее принципам развития государственности.
- На Ваш взгляд, существует ли сегодня необходимость внесения поправок в Конституцию?
- В действительности пока реализованы не все положения Основного закона. На стадии разработки находятся ряд законов. Так, закон о местном самоуправлении активно обсуждается и постоянно дорабатывается. Другой пример, статья 93 раздела IX Конституции "Заключительные и переходные положения" гласит: "В целях реализации статьи 7 Конституции Правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом".
Обратите внимание, должен быть разработан специальный закон о государственном языке. По всей видимости, это ускользнуло из поля зрения Правительства и Парламента страны.
- Государственной комиссией по разработке и конкретизации программы демократических реформ в РК широко обсуждается вопрос об усилении функций и полномочий Парламента РК. На Ваш взгляд, существует ли в этом необходимость?
- Не случайно поднимается вопрос о повышении роли Парламента. Сегодня, по моему мнению, его полномочия уже не отвечают динамике времени. Как мне кажется, с депутатами может согласовываться не только кандидатура Премьер-Министра страны, но и других должностных лиц: вице-премьера, глав ключевых министерств и ведомств – экономики и бюджетного планирования, финансов, обороны, иностранных дел и т.д. Следует рассмотреть возможность расширения полномочий Парламента в части контроля за деятельностью исполнительных органов на уровне центральных аппаратов. По-моему мнению, Парламент как целостный орган также необходимо обеспечить гарантиями стабильности.
В целом, Основной закон достиг главной своей цели. Но обсуждаемый сегодня в обществе вопрос внесения в Конституцию страны поправок возник обоснованно. Те рамки, которые она установила, в какой-то мере обнаруживают свою узость, ограниченность и нуждаются в изменении с учетом реалий жизни.
- Конституция является гарантом прав и свобод человека. Сегодня в целях соответствия международным стандартам постоянно совершенствуются законодательные акты и законы. Какую роль в этом процессе играют институты международно-правовой защиты?
- Деятельность международно-правовых институтов в последнее время приобретает весомую роль. Раньше вмешательство во внутреннюю политику того же СССР, в том числе в отношения системы "человек и гражданин", было недопустимо. Сейчас, благодаря воздействию международных принципов и норм, повсеместно утверждается принцип приоритета прав каждого человека. |