NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Суббота 17.08.2019 22:08 ast
19:08 msk

Размножение не половым путем
Внештатный советник акима Караганды Дмитрий Бойко: "Боюсь, как бы не получилось так, что 30 процентов чиновников сократили, а потом они начали самовоспроизводиться"
21.09.2006 / интервью

Дмитрий Ким, "Новый вестник", 20 сентября

Неделю назад глава государства заявил о планируемом сокращении чиновников. Приведет ли к качественной работе государственных служащих? Внештатный советник акима Караганды Дмитрий Бойко обеими руками за сокращение. В интервью "без протокола" Дмитрий Макарович рассуждает о том, как с умом претворить в жизнь идею президента. Чтобы грядущее сокращение вопреки ожиданиям не обернулось очередным увеличением численности госслужащих.

"ВЫСОЧАЙШИЙ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ"

- В одном из радиоэфиров любят повторять шутку: чиновники – прекрасный пример размножения людей не половым путем. Согласитесь с этим остроумным замечанием?

- (Смеется – авт.) Еще бы! Полностью! В 1991 году из областного бюджета финансировалось 8 областных управлений, комитетов, отделов. Сейчас их количество перевалило за 30. Хочу напомнить, что в Советском Союзе один госслужащий приходился на 150 человек, сейчас один на 46. Однако вопреки законам общественного развития количество не перешло в качество. Сейчас в области более 50 департаментов, управлений, комитетов, отделов, многие из которых дублируют друг друга. Два управления по труду, два управления сельского хозяйства. Зачем?

- Вы хотели бы стать акимом города?

- Сам бы я не пошел. Во-первых, мне не нравится сама система нынешнего управления. В ней нет демократизма. Акимы, которые не подотчетны народу – это не акимы. Я вообще против назначения. Во всех стран существует цивилизованный порядок избрания граждан на этот пост. Только избираемый человек будет служить тем, кто его избирает. А поскольку всем акимам дает полномочия вышестоящий аким, то те и исполняют его волю. Выборность акимов, которую скоро планируют начать, я считаю, абсолютно не нужна. Это пустая трата времени. Мы знаем, какой у нас депутатский корпус. Большинство – это представители партии "Отан", в основном бюджетники и чиновники. Это отдел областного акимата по легитимизации его предложений. Избирать надо прямым тайным голосованием. Так, как это делается во всем цивилизованном мире.

- Однако если бы вы стали акимом города, каким было бы ваше первое решение, Дмитрий Макарович?

- Я назначен советником акима 1 февраля. После этого моего назначения в городе уже третий аким. И первым что я предложил и г-ну Литвинову, и г-ну Чиркову, и г-ну Тогайбаеву – изучить мнение людей о нынешнем составе государственных служащих, провести мониторинг суждений о том, кого они содержат. После этого нужно принимать решение по кадровым проблемам. Причем не так, как это делают сейчас. Ведь то, что делают сейчас – это фикция. Проверки знаний трех-четырех законов на компьютере, а потом чиновники конкретного ведомства сами же себя отбирают из претендентов – это имитация подбора людей. Я четыре года работал в райкоме партии и принимал непосредственное участие в подборе кадров для здравоохранения, образования и культуры. Тогда это делалось совершенно по-другому. Я приходил в организацию и просил: дайте я посмотрю этим людям в глаза. Будьте добры напишите отзывы о них. При мне человек писал, его никто не обрабатывал. Кроме того, очень жестко в те времена ставился вопрос об обращении граждан. Не дай бог просрочил ответ на один - два дня, моментально принимались жесточайшие меры, вплоть до увольнения с работы. Сейчас чиновники, по-моему, не выдерживают никакой критики. Мало того, что они расплодились. По статистике сейчас 330 тысяч органов госуправления в Казахстане, которые стоят налогоплательщикам 400 миллиардов тенге. То есть каждый налогоплательщик отстегивает из своего бюджета 5 тысяч тенге на содержание чиновников. Кроме того, большая их часть пронизана черствостью, бездушием, не соблюдением законодательства, работой по понятию, а не по закону, высочайшим непрофессионализмом, стремлением воспользоваться моментом и решить свои финансовые проблемы. Поэтому я считаю, что тревога поднята президентом абсолютно правильная. Надо помнить слова Суворова, который говорил, что дело надо делать не числом, а умением. Платить людям нормальную заработную плату и очень жестко спрашивать. Я считаю, если даже просто засветился в коррупционном правонарушении, нет тебе больше дороги на государственную службу. Сейчас люди не верят чиновникам. А государство без веры вряд ли имеет будущее. Веру нужно восстанавливать.

- По-моему, управленческий аппарат в Советском Союзе тоже был не идеален. Были и коррупция, и бюрократия, и тащили все, что плохо лежало.

- Да, тащили. Но брали что? Конфеты, водку, ехали в баню, чтобы ублажать своих подруг. Но миллионами-то не воровали. Во всяком случае, в Карагандинской области я такого не припомню. В Союзе - было. Однако масштабы все равно были другие. По признанию премьер-министра, теневая экономика страны – третья часть бюджета. Бюджет Казахстана 2 триллиона 100 миллиардов тенге, то есть около 700 миллиардов осели в чьих-то карманах. С них не берутся налоги, деньги отвозятся в оффшорные зоны. Кроме того, я не могу сказать, что тогда был раздутым чиновничий аппарат, хотя дури было предостаточно, особенно - на нижнем уровне исполнительной власти. Но в 90-м году на весь Советский Союз, то есть на 285 миллионов человек приходились 1 миллион 100 тысяч органов госуправления. Сейчас их 330 тысяч на 15 миллионов казахстанцев. Чиновнику ж нужно чем-то заниматься, оправдывать свою заработную плату. Он сидит и думает, чтобы еще такое придумать, чтобы меня начальство похвалило, чтобы премию дало. Вот и получается, чтобы получить одну бумагу, взамен нужно отдать 15 других.

- Сокращение государственных служащих проводилось уже не раз. Однако всякий раз это приводило к тому, что управлений и департаментов, а следовательно, чиновников становилось только больше…

- Я и боюсь, как бы не получилось так, что 30 процентов чиновников сократили, а потом они начали самовоспроизводиться, создавая другие департаменты и управления. Сравните: сейчас в Казахстане 330 тысяч органов госуправления, в 2002-м их было 280 тысяч. То есть за три года добавилось 50 тысяч управленцев. А ведь каждому нужно платить зарплату хотя бы 35 тысяч тенге. А зарплата в фонде всех расходов на органы управления занимает примерно 35-40 процентов, следовательно, на эту сумму надо добавить еще 60 процентов на содержание чиновника. На водителя, техничку, секретаря и прочих. В 2004 году российские социологи опросили около двух тысяч россиян: что они думают об органах госуправления. Современный чиновник России в 4,5 раза уступает по качественным параметрам своим коллегам из западных стран и в 3 раза советскому. Ему свойственны равнодушие к людям – 64 процента, продажность – 58 процентов, безразличие к интересам страны – 45 процентов, непослушание законам – 70 процентов. Эту статистику оставлю без комментариев. В Казахстане есть сопереживающие, честные, добросовестные чиновники. Но, увы, их мало. Сейчас 3-5 процентов чиновников - это профессионалы высокого качества, остальные, к сожалению, подобраны не по профессиональному признаку. И если не будет изменена сама система подбора кадров – то, что предлагает президент, вряд ли сработает.

"ПОСТАВИЛ БЫ СЕБЕ ТРОЙКУ"

- Какую оценку вы – советник акима города - поставили бы работе городского акимата по пятибалльной шкале, Дмитрий Макарович?

- Ислам Уакитович, если мне память не изменяет, работает с июня. Еще не прошло ста дней, а по сложившейся традиции, оценку дают только после этого срока. Но скажу вот что: акимат начал работать более открыто. На аппаратных совещаниях аким жестко ставит вопрос о повышении ответственности. Аким Тогайбаев, думается, обладает аналитическим умом. Он умеет выделить главное из всего потока проблем. А для управленца – это чрезвычайно важно. В частности, говорю о том, что раньше в земельном отделе работали всего 8 человек, а туда чаще всего обращаются люди. Он засек, что специалисты не справляются с объемом работы, укрепил отдел и, думаю, ситуация выправится. Более того, введена электронная база данных, - когда люди могут придти в акимат и узнать, что происходит с их жалобами. В акимате стало больше гласности. Это позитивные тенденции. Отрицательно то, что низкий уровень профессионализма наблюдается примерно у 70-75 процентов служащих. Ведь порой эти люди даже отчитаться толком перед акимом не могут. Им не достает критического отношения к собственной деятельности. Ведь говорят так: у нас все хорошо, за исключением некоторых недостатков и через запятую - о них. И это все? А где анализ, почему не подумали над тем, где просчитались, как это будет устранено и когда? Чиновники боятся идти в народ! Я не раз говорил: ну пойдите вы на завод, пообщайтесь там с людьми, расскажите о положении в городе, узнайте, что они думают о вас. На одной из сессий областного маслихата это мое предложение было услышано. Чиновники согласились заранее публиковать в газетах объявления, дескать, такой-то едет туда-то, сбор в кинотеатре, граждане, записывайтесь и приходите. Увы! Сначала вроде дело пошло, а потом приостановилось. Хорошо, что начались отчеты акимов. Но эти встречи слишком заорганизованы. То есть туда заставляют идти бюджетников, ну а те народ подневольный – это я знаю точно. Они боятся сказать правду, потому что их могут уволить. Этот страх за свое будущее, за последствия – тоже показатель работы органов управления. Развиваться будет то общество, где нет страха. Боязнь – не союзник прогресса.

- После увольнения Юрия Литвинова, должность акима занял Владимир Чирков. Это назначение для многих стало неожиданностью. Но, не проработав и двух месяцев, Владимир Николаевич также внезапно освободил кресло городского акима. На место г-на Чиркова пришел первый заместитель акима области Ислам Тогайбаев. Три акима в течение каких-то двух месяцев. Что это было?

- Думаю, что руководству области не понравилась медлительность г-на Чиркова. Потому что потенциал у Владимира Николаевича был. Но он должен был придти и быстрее дело делать. Я разговаривал с Владимиром Николаевичем, он не мог вникнуть в дело за то время, что ему было дано. Чтобы войти в управление, необходимо узнать ситуацию. А чтобы узнать ее, ему нужно было хотя бы недели две без отрыва посидеть с документами, побеседовать с людьми. А он на совещаниях проводил процентов 15-20 своего времени. Человеку, чтобы что-то сделать, надо осмыслить, продумать механизм. Мне кажется, что областной акимат выбрал очень быстрый темп работы, к которому наши чиновники просто не приучены. Что же касается последнего назначения, то г-на Тогайбаева я знаю уже давно – лет 15-20. Но я сторонник того, чтобы давать оценку где-то через полгода работы. Не надо спешить. Требовательность, принципиальность, умение выделить главное – это то, что он сделал верно. Но существует еще и кадровая проблема, и проблема с обращениями граждан – медлительность аппарата, бюрократизм, черствость и бездушие. И с этим нужно что-то делать. Медлить больше нельзя. По этому вопросу я тоже хочу встретиться с акимом.

- Бытует мнение, что г-на Тогайбаева кинули в городской акимат, чтобы спасти Караганду от кризиса. И кадрового, и финансового. Ведь к тому времени оказалось, что в казне нет денег на отпускные учителям, потому как не были своевременно проведены земельные аукционы. Это действительно так?

- В какой-то степени, да. Потому что г-н Литвинов вообще был не управленец. У него не было собственного мнения, воли, самолюбия – в хорошем понимании этого слова. Он выполнял то, что ему велели в областном акимате. То есть, по сути, сейчас г-н Литвинов будет отдуваться (против бывшего градоначальника Юрия Литвинова возбуждено уголовное дело – авт.) за свою бесхарактерность, не принципиальность и за то, что он слепо выполнял указания. А главные виновники земельного кризиса в Караганде были в областном акимате, они раздавали земли.

- Г-н Литвинов заслуженно понесет наказание?

- По закону отвечает тот, кто подписывает документ. И судебная система основана на документальном доказательстве действий. Боюсь, что нет, ни одного документа, указывающего на то, что кто-то давал указания г-ну Литвинову в областном акимате. Я ему говорил: ну попросите вы бумажечку у тех, кто дает такие установки. Нет этих следов. Зато есть решения акимата, часто сфальсифицированные, к сожалению, задним числом, как было сказано в прокуратуре, которые подписывал г-н Литвинов. И за это ему придется ответить. А мужества у тех, кто водил г-ном Литвиновым, не хватает, чтобы признать и свою вину. И боюсь не хватит. А г-н Литвинов в этой ситуации скорее жертва.

- Какую оценку вы б поставили себе – советнику акима города?

- Тройку. Я достаточно амбициозный человек и любое дело, за которое берусь, стараюсь выполнить с максимальной отдачей. Тройку я бы поставил себе не потому, что не хочу работать, а потому, что мой опыт не востребован. Мне не дают возможности работать. Я считаю, что у нас с акимом должна быть выработана какая-то система совместной работы: к примеру, один раз в неделю мы в течение часа обсуждаем какую-то проблему. Я полагаю, что должен иметь возможность смотреть, анализировать и править, где надо, проекты постановлений акимата. Мне документов на заседаниях акимата не дают. Говорят, что по инструкции не положено. Но моя должность вообще уникальная. Назначение на должность внештатного советника произошло с подачи акима области, он предложил, я согласился. Думал, чем-то помогу. Земельный вопрос мы с места сдвинули. И все. Но ведь я могу большее. Я даже ни разу еще не встречался с акимом так, чтобы серьезно обменяться с ним мнением по существующим проблемам. Я сам для себя разработал должностную инструкцию и пока не знаю, утверждена она или нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бырганым Айтимова: В системе образования бардака нет 29.09.2006
Сергей Лукьяненко: "Антон Городецкий станет американцем" 27.09.2006
Бакытжан Жумагулов: Ничего страшного в создании новой партии нет 25.09.2006
Баланс интересов 22.09.2006
Размножение не половым путем 21.09.2006
Бизнес на крови 19.09.2006
Некарманный прокурор 14.09.2006
Конфиденциальность гарантируется 13.09.2006
Азат Перуашев: "Не торопитесь нас нивелировать" 11.09.2006
Серик Байбатыров: Преступление раскрыто вообще без мотивов 11.09.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.08.19 Суббота
95. СЫЗДЫКОВА Рабига
77. АСАТОВ Болатай
73. УТЕГУЛОВ Нуржан
64. ИНОЧКИН Вячеслав
64. ТЕМИРХАНОВ Ержан
62. ТУЛЕУБАЕВ Мейрхан
60. БАЛТАБАЕВ Агабек
59. АХМЕДЬЯРОВА Амина
58. КУЛУМБЕТОВА Сауле
56. АМЕТОВ Бек
56. АСАНОВ Жакип
55. КУЛАКОВ Оралхан
55. МУХАНОВ Куаныш
55. НАРИБАЕВ Марат
51. НУРГАЗИН Нурлан
...>>>
18.08.19 Воскресенье
79. БИТИМБАЕВ Марат
74. МУКАТАЙ Ораз
74. САГИТОВ Абай
72. ГАРТМАН Владимиp
72. НУРУЛЫ Саламат
71. КОЙГЕЛЬДИЕВ Мамбет
71. ТУМАНОВ Бауыржан
68. СМАГУЛОВ Кайрат
67. ИВАНОВ Леонид
66. ЖУМАГУЛОВ Бакытжан
66. ЛЕФТЕР Виктор
65. АТЫГАЕВА Зекеш
63. САВАНКОВ Александр
62. ВЫБОРОВ Анатолий
61. СУЛТАНОВ Ахметжан
...>>>
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz