NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:12 ast
08:12 msk

Бакытжан Жумагулов: Ничего страшного в создании новой партии нет
"После объединения "Отан" по очень многим показателям лидирует на партийном поле страны, но процесс консолидации сил, поддерживающих курс главы государства, на этом не заканчивается. Не буду скрывать, есть мысли о возможном присоединении к "Отану" и других партий пропрезидентского блока, естественно, на сугубо добровольной основе"
25.09.2006 / интервью

Иван ПЕРТОВ, "Литер", 23 сентября

Президентом страны дан старт началу политического сезона. Насколько готова к предстоящей борьбе доминирующая на политическом поле страны партия – обновленный "Отан", рассказывает исполняющий обязанности председателя партии Бакытжан Жумагулов.
– Бакытжан Турсынович, после летних отпусков политические силы казахстанского общества по-разному начали политический сезон. Кто-то до сих пор не появился на горизонте, а другие в это же время проводят учредительные съезды, пытаются заявить о себе. А чем занят основной игрок партийного поля – "Отан"?
– Для нашей партии понятие "политический сезон" – чисто условное. Ведь мы не просто политическая партия, а партия, имеющая убедительное большинство во всех представительных органах власти – и в парламенте, и в маслихатах. Так что мы ответственны за многие процессы, происходящие в стране. Эта работа не прерывается ни на один день, ведь надо оправдывать доверие избирателей, претворять в жизнь те системные задачи, которые мы сами поставили перед собой и республикой в целом.
После IX съезда в течение двух месяцев мы проводили объединительный процесс двух ведущих политических партий. И как раз к началу, как вы говорите, "политического сезона" подошли, практически завершив этот процесс. В первичных партийных организациях проведены собрания по решениям съезда, во всех областных филиалах прошли партийные конференции, на которых на уровне регионов были обсуждены основные задачи и намечены конкретные пути и методы их решения.
Избраны новые составы руководящих органов партийных организаций на всех уровнях, включая областные филиалы. При этом в состав этих органов избирались уже не отановцы или асаровцы, не молодые или пожилые, а самые авторитетные члены нашей общей партии, настоящие профессионалы партийной работы. Эта работа проводится не для "галочки", а для того, чтобы партия на деле смогла выполнить принципиально новые политические задачи, поставленные перед ней Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Эти задачи гораздо более ответственны и масштабны, чем за всю историю суверенного Казахстана. Речь идет о постепенном превращении "Отана" в реально правящую партию, как это принято в развитых демократических странах мира. В этих государствах в рамках уже десятилетиями апробированной и надежно действующей демократии правящие партии являются одним из важнейших факторов, стабилизирующих и стимулирующих политическое, экономическое и социальное развитие.
– А были проблемы при объединительном процессе?
– Принципиальных проблем не было и быть не могло. Ведь обе наши партии главной своей задачей считают поддержку стратегического курса президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева.
Определенные локальные трудности и шероховатости, конечно, были. Ведь объединились две сильные команды, опирающиеся на поддержку более половины политической элиты Казахстана. При этом каждая команда имеет свой стиль работы и амбиции, свой электорат, свой опыт политических баталий. Были и психологические, и методологические вопросы. Но мы поняли друг друга. В ходе поездок по регионам я убедился в четкой и осознанной поддержке такого объединения на местах, и не только членами наших партий, но и простыми людьми. Именно это – самое главное.
А процесс взаимной "притирки" неизбежен и объективен, и он проходит совершенно безболезненно, как бы ни хотелось нашим оппонентам увидеть обратное. В настоящее время идет согласованная работа по совершенствованию организационной и идеологической работы объединенной партии.
– Некоторые оппозиционные деятели начали критиковать президента за активную поддержку партии "Отан". Как бы вы могли прокомментировать эти заявления?
– Критики обычно ссылаются на 43-ю статью Конституции, где говорится, что
"на период осуществления своих полномочий президент республики приостанавливает свою деятельность в политической партии". Но таким критикам я бы хотел посоветовать внимательно анализировать деятельность нашей партии и президента.
Если подойти непредвзято, то станет ясно, что глава государства работает не в партии, а с партией в целом, как с одной из важнейших политических сил, представляющей интересы подавляющего большинства жителей Республики Казахстан.
Опора Нурсултана Абишевича на партию "Отан", не только выдвинувшую его кандидатуру на пост президента республики, но и всецело поддерживающую его стратегический курс и имеющую подавляющее парламентское большинство, создает необходимые условия для полномасштабного законодательного обеспечения намеченных реформ, единодушно поддержанных казахстанцами на выборах президента страны.
В любой демократической стране такая опора лидера и правительства на определенную политическую силу, на партию считается вполне естественной и закономерной.
Что же касается работы внутри партии, то Нурсултан Абишевич, являющийся председателем РПП "Отан", в полном соответствии с законодательством возложил свои партийные полномочия на одного из заместителей председателя. Так что данное положение Конституции страны наша партия строго соблюдает.
– Ваши коллеги – "единороссы" в России заговорили о партийном правительстве. Даже наметили определенную дату. А как обстоят дела в Казахстане с партийным правительством?
– Прежде всего, давайте договоримся о терминах. "Партийное правительство" не обязательно означает правительство из членов только одной, правящей партии. Это правительство, формируемое установленным законами страны механизмами по предложению партии, в него могут входить и представители других политических сил и беспартийные руководители. Это вполне легитимный демократический процесс.
В Казахстане этот вопрос обсуждается в рамках работы Государственной комиссии по демократическим реформам. И речь здесь идет не только о партиях, как таковых, но в первую очередь – об усилении функций и полномочий парламента, увеличении его состава.
Недавно рабочая группа госкомиссии внесла предложение об увеличении числа депутатов мажилиса до 134, из которых 67 предлагается избирать по одномандатным округам, 67 – по партийным спискам. В этом случае роль политических партий в парламенте и обществе резко повышается, ведь сейчас по партийным спискам избирается только 10 из 77 депутатов мажилиса, это меньше 13 процентов, а будет 50 процентов. И та партия, которая по итогам выборов добьется большинства в парламенте, сможет реально участвовать в формировании правительства и в рамках полномочий парламента контролировать его деятельность.
Сейчас детально обсуждается несколько вариантов и механизмов такого участия. По результатам обсуждения, возможно, будет принята рекомендация внести необходимые изменения в Конституцию.
– Многие эксперты говорили, что президент на открытии осенней сессии парламента озвучит предстоящие кардинальные политические реформы. Но речь шла только об административных реформах. Каково ваше мнение?
– Что касается предстоящих и, действительно, кардинальных политических реформ, то они уже не только системно озвучены президентом, в частности на открытии осенней сессии парламента в прошлом году, но и активно претворяются в жизнь.
Огромную роль в этом процессе играет Государственная комиссия по демократическим реформам, возглавляемая Нурсултаном Абишевичем. И план работы госкомиссии, и достигнутые уже результаты широко известны.
Среди них можно отметить такие принципиальные политические решения, как поддержка концепции развития гражданского общества в Казахстане, доработка и передача на рассмотрение парламента проекта закона о введении местного самоуправления, проработка ключевых вопросов о совершенствовании судебно-правовой системы и многие другие.
На открытии осенней сессии парламента в этом году президент сосредоточил свое внимание на реформировании системы государственного управления, или, как вы говорите, на административных реформах.
На сегодня это – одна из важнейших предпосылок и составных частей тех политических изменений, которые запланировано реализовать в ближайшие годы.
Совершенно ясно, что политическую либерализацию можно эффективно проводить только тогда, когда налажена и четко работает административная система. Поэтому реформу административной системы можно назвать необходимой прелюдией к намеченным политическим реформам.
Административная система, которая действует в настоящее время, несмотря на свои недостатки, провела в жизнь много хороших идей.
Но теперь меняется сама философия государственной службы. И в выступлении президента прозвучала мысль о разработке и внедрении стандартов предоставления государственных услуг.
Если вникнуть в суть выражения "государственные услуги" и добиться реализации данной концепции, то мы перейдем на качественно новый уровень отношений между обществом и государством, гражданином и государственным служащим.
Приоритетом при этом становится действенное удовлетворение запросов населения, снятие искусственных бюрократических барьеров.
Такие отношения станут основой постепенного перехода к демократической общественной саморегуляции, к становлению гражданского общества, когда это общество заинтересовано в контроле над государственной службой и имеет действенные механизмы такого контроля. Это не только обеспечит повышение эффективности системы государственного управления, но и послужит мощной базой для искоренения коррупции.
– Недавно состоялись учредительные съезды партии "Алга" и социал-демократической партии, возглавляемой Ж. Туякбаем. Как вы оцениваете их шансы на регистрацию?
– Меня удивляет, как много внимания уделяется прессой в последнее время вопросам, связанным именно с процессом регистрации партий. А ведь это, на самом деле, очень частный и во многом чисто технический вопрос, достаточно четко регламентированный законодательством.
Уверяю вас, что любая партия, полностью соблюдающая требования закона и пользующаяся документально оформленной поддержкой достаточно серьезных групп населения, в состоянии пройти этот процесс, как говорится, без потерь. И уже после этого можно и нужно говорить о самой сути и конкретном содержании политических платформ и работы партий – это самое главное.
Пока же создается впечатление, что вопрос о политической деятельности ряда партий искусственно подменяется "смакованием" проблем с их регистрацией. Может быть, это просто "имитация бурной деятельности", а за душой у таких объединений ничего серьезного нет? На этот вопрос может ответить только реальная работа на политическом поле страны.
Что же касается регистрации партий, о которых вы сказали, то, если представленные документы будут в порядке, я думаю, проблем с регистрацией у обеих инициативных групп не должно быть.
– Партия, создаваемая Жармаханом Туякбаем, называется социал-демократической. Как вы думаете, будет ли конкуренция между ней и партией "Отан", ведь ваша партия тоже называется социал-демократической?
– Появление новых партий – это один из показателей развития гражданского общества, работы конституционных норм и демократических свобод, так что этот процесс должен приветствоваться.
Другой вопрос – какую реальную политическую нишу займет эта партия. И до этого и сейчас у нас были и есть социал-демократические партии, и это не только
"Отан", но и, к примеру, партия "Ауыл".
Как показывает и наш, и мировой опыт, социал-демократические программы целого ряда партий могут быть весьма схожи друг с другом, базируясь на единстве поддержки рыночных реформ при сильной социальной политике государства, но различаясь механизмами достижения целей, ресурсами, темпами и направленностью этапов реформ и многими другими, по большому счету, вторичными признаками.
Так что ничего страшного в создании еще одной партии социал-демократической ориентации мы не видим.
А насчет конкуренции хочу сказать, что новая партия пока еще только заявляет о своих намерениях.
– Скоро состоятся выборы районных акимов, но почему политические партии не имеют права выдвигать на них своих кандидатов?
– Действующим законодательством, и прежде всего Конституцией страны, пока установлен порядок, при котором политические партии могут непосредственно выдвигать своих кандидатов только в депутаты мажилиса парламента по партийному списку. Но это не означает, что партии не обладают никакими другими возможностями оказывать влияние на выборный процесс.
В Казахстане уже несколько лет в порядке эксперимента проводятся выборы местных и районных акимов, отрабатываются и совершенствуются избирательные механизмы. В этом году масштаб таких выборов резко возрастает. К примеру, если в прошлом году выборы прошли в четырех районах, то в этом году они пройдут в 49 районах и 10 городах областного подчинения. А уже в следующем году этот процесс может охватить и все остальные территории.
Право выдвижения кандидатов на этих выборах (не менее двух на каждую должность) предоставлено акимам областей, и они, в принципе, могут выдвинуть как представителей любых политических партий, так и беспартийных.
Но каждый аким заинтересован, чтобы, по крайней мере, одна из его кандидатур выиграла выборы, на которых голосовать будут депутаты соответствующего маслихата. Поэтому аким объективно будет склоняться к выдвижению кандидатур, способных получить поддержку большинства депутатов. И если это большинство представляет какую-либо партию, то именно этот механизм обеспечивает ее фактическое влияние не только на исход выборов, но и на процес выдвижения кандидатов. Правда, влияние это опосредованное, но полностью легитимное в рамках действующего законодательства. И партия "Отан" будет максимально активно использовать все предоставляемые им возможности.
– На встрече в Актобе вы говорили, что обсуждается вопрос об объединении других пропрезидентских партий...
– Я думаю, что присоединение партии
"Асар", которое произошло на IX съезде партии "Отан", – это только начало очень большой работы.
Перед страной стоят самые грандиозные задачи. Прежде всего, это выдвинутая главой государства стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Эта инициатива по своей масштабности и охвату буквально всех сторон жизни может претендовать на роль нашей общенациональной идеи.
И главная задача партии "Отан" – консолидировать общество и все ведущие политические силы страны вокруг этой идеи, и не только консолидировать, но и на всех уровнях, с использованием всех партийных механизмов содействовать ее претворению в жизнь.
После объединения "Отан" по очень многим показателям лидирует на партийном поле страны, но процесс консолидации сил, поддерживающих курс главы государства, на этом не заканчивается. Не буду скрывать, есть мысли о возможном присоединении к "Отану" и других партий пропрезидентского блока, естественно, на сугубо добровольной основе.
Почему бы и нет? Ведь чем больше политических сил мы сумеем собрать в единой партии, тем большее влияние она получит, но и тем большая ответственность за будущее Казахстана ляжет на ее плечи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бырганым Айтимова: В системе образования бардака нет 29.09.2006
Сергей Лукьяненко: "Антон Городецкий станет американцем" 27.09.2006
Бакытжан Жумагулов: Ничего страшного в создании новой партии нет 25.09.2006
Баланс интересов 22.09.2006
Размножение не половым путем 21.09.2006
Бизнес на крови 19.09.2006
Некарманный прокурор 14.09.2006
Конфиденциальность гарантируется 13.09.2006
Азат Перуашев: "Не торопитесь нас нивелировать" 11.09.2006
Серик Байбатыров: Преступление раскрыто вообще без мотивов 11.09.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz