Андрей Губенко, "НП", 13 октября
В рубрике "Из первых рук" "НП" предоставляет слово Мастеру, который расскажет о своем деле. Сегодняшняя тема - инструменты в бизнесе. А лектором-экспертом выступит предприниматель Нурлан Смагулов. Он расскажет: 1) о мотивации; 2) о кризисном опыте; 3) об имени и репутации
1. О мотивации У каждого своя морковка перед носом. Я хочу сказать, что у разных людей и мотивация [в делах и жизни вообще] разная: кто-то хочет разбогатеть, кто-то - самореализоваться. Лично для меня, когда я стартовал, этот вопрос [что движет меня вперед?], наверное, был в большой степени вопросом амбиций. [Если точнее, то был вызов судьбы] - смогу ли я реализовать те возможности, которые выпадают человеку один раз в жизни? Мы [наше поколение] очень удачно оказались на водоразделе, которым я называю 1990-1991 годы, распад Советского Союза, переход в новую среду с совершенно иными параметрами. К тому же совпало, что я в этот момент окончил университет, был без работы, [но что еще важнее] без стереотипов в голове вроде аспирантуры, которую жалко бросать. Не было и семьи, которую надо кормить и не думать о фантазиях... Я был свободен: духовно и физически - поэтому и рискнул. Именно рискнул - ведь это было время авантюристов. Первые деньги я заработал на хаосе. На три года в начале 90-х годов пришелся взлет биржевой торговли, поскольку распались связи, которые создавались в СССР десятилетиями, и вместо них появились новые хозяйственные площадки, где все нужно было приобретать заново, - биржи. Многие [нынешние крупные предприниматели] тогда зарабатывали здесь первоначальные капиталы, среди них, не скрою, и я. Я работал брокером сразу на двух биржах, мы осуществляли большое число самых разных операций, но [подчеркиваю] - легальных. Однако многие компании так и остались на уровне посреднических услуг, не смогли пройти этот барьер накопительства и выстраивания деловой идеологии. И лишь некоторым удалось его преодолеть. С 1993 по 1996 год был период самоорганизации бизнеса - компании стали создавать собственные бренды и вообще более осознанно подходить к тому, для чего зарабатывать деньги и куда затем их вкладывать. В числе этих немногих повезло [употреблю это слово] и мне. Наша компания называлась "Мадина", в ней работали Мухтар Аблязов, Ержан Татишев, Жанна Омарова, я... Первоначально мы интегрировали сразу несколько направлений, но вскоре каждый выбрал свой профиль. Так, в недрах нашей компании появился торговый дом "Жанна", Ержан Татишев занялся финансами, Мухтар Аблязов - промышленными объектами, перспективными для инвестирования... Я же ввозил автомобили, и впоследствии компания "Мадина" стала называться "Астана Моторс". И, в общем, тогда уже был очерчен современный казахстанский бизнес - то, что мы видим сейчас. [Конечно, не скажу, что мной всегда двигали лишь мотивы самореализации.] Материальность присутствовала. И, однако, даже в самом начале, в 1990 году, когда я окончил университет, у меня не было желания обладать большим капиталом. Дело, впрочем, еще и в том, что тогда не было социальных ориентиров вроде бизнесменов, банкиров... А были совсем иные [общественные кумиры]: космонавт, профессор, директор райпищеторга, да, пожалуй, юрист какой-нибудь известный. Мы попросту не знали, что такое капитализм. Если не считать литературных примеров из книжек Голсуорси и Драйзера. Но, разумеется, было нормальное для любого молодого человека желание купить хороший автомобиль (меньше, наверное, думали о том, чтобы построить дом или виллу)... И вообще, просто хотелось иметь какие-то деньги и купленную на эти деньги степень свободы. Но очень скоро это желание оформилось, как я уже сказал, в амбиции - сделать компанию в 50-100 человек, открыть первый в стране автосалон... По нынешним критериям это, может, и скромные масштабы, а тогда представлялось грандиозным. Я перегонял свои первые автомобили в 1992 году из Самары, с ВАЗа - сам, вместе с таксистами из 3-го автопарка - и продавал их, еще не въезжая в Алматы: на перекрестках к нам подъезжали люди, спрашивали, сколько стоит, и брали. Сначала я их возил по 5-10 штук, затем стал загружать вагоны, а в 1993 году пригнал 150 машин Hyundai из Прибалтики, и пока они шли эшелоном в Казахстан, продал их. Я хочу сказать, спрос был огромный - страна тотального дефицита! И многие мои соплеменники-автомобилисты остановились на этом, не хотели вкладывать деньги в бизнес. А надо мной смеялись: зачем строить шоу-рум, когда машины и так разбирают прямо со стоянок?! Зачем сооружать автоцентры, сервисные базы, привозить запчасти, обучать людей? Но я знал, что период дикого насыщения рынка пройдет и люди будут требовать цивилизованной торговли. Потом мы [компания] участвовали в приватизации, покупали элеваторы и мельничные комплексы, где устанавливали современнейшее оборудование, построили первую частную гостиницу "Астана-Интеротель"... много было проектов, где мы были первыми. [И со временем появилась только одна новая мотивация - неудовлетворенные когда-то амбиции.] К примеру, сейчас мы построили в Алматы торговый центр MEGA. Это моя давняя мечта. В свое время я не смог договориться, чтобы участвовать в строительстве "Рамстора" на Фурманова - меня опередил Булат Абилов, он лучший переговорщик, чем я. И все это время у меня были нереализованные амбиции. А потом пришел какой-то год... 2003-й - и я почувствовал, что в стране нет хорошего торгового центра, куда я мог бы пойти с детьми и получить от этого удовольствие. И даже тот, существующий [на улице Фурманова], уже не актуален. На дворе 2006-й - центр построен и недавно показан главе государства... В общем, деньги - очень слабая мотивация, они не могут долго поддерживать в тонусе. Мы никогда не подсчитывали, сколько стоим или зарабатываем. Не знаю, какое отношение у следующего поколения бизнесменов, которое за нами идет, но мое поколение - первых казахстанских предпринимателей - относится к бизнесу, как раньше советские люди - к освоению целины или космоса. * * * Нурлан Смагулов Известный бизнесмен, президент одной из старейших (и крупнейших) казахстанских компаниий "Астана Моторс". У компании, созданной в 1993 году, три основных направления: автомобильный, зерновой и девелоперский бизнес. В период с 1996 по 2002 год частный предприниматель Смагулов был на службе у государства - возглавлял национальную компанию "Государственная продовольственная корпорация" * * * 2. О кризисном опыте Когда-то я служил в армии - два года срочной службы - и когда в середине 90-х глава государства пригласил топ-менеджеров из частного сектора возглавить национальные компании, работающие по идеям частного бизнеса, я, откровенно говоря, воспринял это опять-таки как призыв. Примерно как в армию или [лучше сказать] в комсомольский отряд. Сыграло роль советское воспитание, и возможность отказа даже не приходила в голову. Призыв был масштабный: Еркин Калиев, Мухтар Аблязов, Нурлан Каппаров, Сауат Мынбаев, Зейнулла Какимжанов... С каждым проводили частные беседы. Нас к тому времени уже лично знал президент. Меня, например, он впервые увидел на близком расстоянии при открытии гостиницы "Астана-Интеротель", задал вопросы, что я окончил, что умею. Видимо, то, что я окончил биологический факультет, повлияло - и в 1996 году мне поручили "Продкорпорацию". Известно, что нас позвали как кризис-менеджеров. Время тогда, если помните, было критичное. Баррель нефти стоил не 70, а 8 долларов. Не было такого понятия, как профицит бюджета, - только дефицит. Но именно при таких условиях нас и призвали. "Если бы в государстве были деньги, - говорили нам в правительстве, - на вашем месте сидели бы другие люди". Не скрою, уже в первый день работы я был разочарован. И дело не только в том, что к моему приходу долг "Продкорпорации" превышал 200 миллионов долларов, векселя перед крестьянами не погашены, а закрома пустовали. Я никогда прежде не работал в госструктурах и был просто удручен здешней ситуацией тех лет: от системы ценностей до мебели. Но я прошел хорошую школу. Узнал страну и научился общаться с самыми разными людьми - от крестьянина до главы государства. Увидел мир. Побывал и в таких странах [в которые вряд ли бы поехал по турпутевке], как Иран, Ирак, Пакистан... Узнал, как строится мировая торговля зерном, и мы стали применять рыночные схемы в сельском хозяйстве, когда крестьяне еще находились в иждивенческом настроении, ждали помощи от государства. Я стал менеджером странового размера. По большому счету, этим багажом я до сих пор живу. Не случайно в 2002 году, вернувшись в свою компанию, я начал осваивать новые для себя виды бизнеса, помимо автомобильного и зернового: строительство новых форматов жилья, деловых и торговых центров - девелоперские проекты. * * * Наш герой - участник знаменитой казахстанской команды "Снежные барсуки", в которую также входят другие отечественные активисты. Они известны тем, что совершили альпинистские восхождения на высочайшие вершины континентов: Маунт-Кук в Новой Зеландии, Килиманджаро в Африке и т.д. Кроме того, увлекается горными лыжами, подводным плаванием и виндсерфингом. И даже победитель нескольких любительских турниров по большому теннису. Меценат и вообще ценитель изящных искусств. Основатель галереи "Арт-Центр Алма-Ата" и обладатель коллекции скульптуры и живописи. Много читает, в том числе и современную прозу (сейчас, например, "Планку" Гришковца). Среди выдающихся личностей, по версии Нурлана Смагулова, - американский бизнесмен Дональд Трамп и японец Тойода-сан, основатель почти одноименной компании "Тойота". Кстати, именно эта марка машин (наряду с "БМВ") относится к числу любимых главного казахстанского автомобилиста. * * *
3. Об имени и репутации Имя для бизнесмена очень важно, но для его бизнеса еще важнее репутация. Кодекс слова, которое, если дал, непременно сдержишь, а дело доведешь до конца. Имя я себе сделал еще до работы в "Продкорпорации". Например, когда меня останавливали инспекторы дорожной полиции, и я им показывал служебное удостоверение, они скучающим взглядом изучали мою должность, но оживлялись, видя фамилию: "Астана Моторс"? Ну, тогда о чем разговор?!" Имидж у меня, скорее, удачливого бизнесмена, чем хорошего чиновника. И создал я его, спонсируя "Азия дауысы" и привезя в голодный до зрелищ Казахстан российских звезд... Имя то есть содержательно для обывателей, для знакомого и незнакомого населения - для общества. А вот для бизнес-сообщества, в котором живешь, имеет значение репутация. В силу того, что имя можно заработать по-разному. И я знаю много очень известных людей, с которыми бизнес-сообщество не желает иметь дела. А если есть репутация, достаточно одного телефонного звонка - в банк или партнеру, чтобы все закрутилось. В конечном счете именно репутация - главный инструмент для бизнесмена в его деле. И даже круг людей, которым он доверяет, еще один важнейший бизнес-инструмент - в сущности является продолжением деловой репутации. [Кстати, не меньше, чем для партнеров, репутация важна и для тебя самого.] Первая сделка, первый созданный объект, первый заработанный миллион и так далее - вся эта "история побед" (как я ее для краткости называю) помогает нам затем заняться любым новым делом, не боясь неудач и не ломаясь под ними (а без неудач не бывает). И в итоге добавить еще одну победу в нашу индивидуальную историю. |