NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:36 ast
09:36 msk

Заначка для страны
Н.Коржова: В прошлом году в фонд поступило 413,7 млрд тенге, или 2,9 млрд долларов, то есть 5,5 процента от ВВП. Подавляющую массу от поступлений составили платежи предприятий сырьевого сектора
16.10.2006 / интервью

Ирина САВЕЛЬЕВА, "Литер", 13 октября

Даже неискушенный в большой экономике среднестатистический казахстанец знает о наличии в стране Национального, или, как его чаще называют, Нефтяного фонда. Однако о том, для чего он создан, как и кем управляется, знают немногие. Наверное, поэтому популистские заявления о том, что огромные суммы денег, аккумулированные в нем, целесообразнее разделить между всеми поровну или направить в экономику, получают отклик у населения. Для того чтобы получить ответы на достаточно важные вопросы, касающиеся "стратегического" запаса страны, мы обратились к министру финансов Наталье Коржовой.

– Наталья Артемовна, когда и для чего был создан Национальный фонд?

– Фонд создан в 2001 году. И это явилось знаковым событием не только для Казахстана. Благодаря принятому стратегическому решению мы стали одной из первых стран бывшего СССР, предпринявшей решительные шаги в направлении недопущения "голландской болезни". Созданием фонда Казахстан подчеркнул еще раз свое лидерство в продвижении экономических реформ в СНГ. Что, кстати, неоднократно отмечали крупнейшие международные финансовые институты, например, Всемирный банк или Европейский банк реконструкции и развития. Примеру нашей страны последовала Россия. Нацфонд Казахстана используется как модель для развивающихся стран и за пределами бывшего СССР. Например, Всемирный банк рекомендовал латиноамериканскому государству Тринидад и Тобаго, являющемуся одним из крупнейших экспортеров газа в мире, при создании своего сберегательного фонда обратиться к опыту Казахстана.

Таким образом, с точки зрения внешних наблюдателей, создание Нацфонда Республики Казахстан и его функционирование является несомненным успехом. Единственная критика, звучавшая в последнее время в адрес фонда со стороны серьезных международных институтов, касается понижения годового объема сбережений в фонде относительно ВВП в 2004 году, когда поступления в Нацфонд составили 2,4 процента от ВВП по сравнению с 5 процентами в 2003-м и 5,5 процента в 2005 году.

Тем не менее внутри страны оценка деятельности Национального фонда не столь однозначна. Например, представители некоторых политических партий и движений неоднократно поднимали вопрос о принципах функционирования Национального фонда и предлагали осуществить распределение активов фонда поровну между всеми гражданами страны. Очевидно, что основными последствиями такого рода решения стали бы дестабилизация валютного рынка и неконтролируемый рост инфляции. В целом именно наличие Национального фонда играет очень важную роль в усилиях по диверсификации экономики страны. Если бы вся валютная выручка поступала в экономику, темпы укрепления тенге к доллару были бы гораздо выше, возможно, курс был бы на уровне 80 – 100 тенге за доллар, что привело бы к стагнации всего отечественного производства, кроме экспорта сырья.

– Говорить об итогах работы фонда в этом году можно будет только в начале следующего. А как вы оцениваете результаты 2005-го?

– По состоянию на 31 декабря 2005 года активы Нацфонда составили 1 триллион 80 миллиардов тенге (8,1 млрд долларов США), или 14,5 процента к ВВП страны. Из них 32 процента, или 2,6 млрд долларов, – стабилизационный портфель, 68 процентов, или 5,5 млрд долларов, – сберегательный портфель. Надо отметить, что сальдо на конец 2005 года мы называем без учета суммы начисленных и отсроченных расходов Нацфонда в размере немногим более 1 млрд и разницы и округления в финансовой отчетности за прошлые годы, составленной внешним аудитором ТОО "Эрнст энд Янг". По данным Национального банка Казахстана, активы фонда на последний день прошлого года составили 1 078 922 млн тенге.

В прошлом году в фонд поступило 413,7 млрд тенге, или 2,9 млрд долларов, то есть 5,5 процента от ВВП. В абсолютном значении это самая большая цифра за 5 лет, но относительно ВВП в 2001 году поступления были больше – 5,8 процента.

Подавляющую массу от поступлений составили платежи предприятий сырьевого сектора. От приватизации было получено 2,4 процента всех поступлений в фонд (9,8 млрд тенге), от продажи земельных участков – 0,5 процента (2,2 млрд тенге), инвестиционные доходы составили 10,8 процента (44,5 млрд тенге).

– А каковы результаты управления фондом?

– Доходность в долларах США составила 3,29 процента годовых. Из 5 лет существования фонда это третий результат, то есть самый что ни на есть средний. В тенге инвестиционный доход составил 44,5 млрд, в том числе 18,9 млрд тенге от курсовой переоценки, так как доллар за прошлый год укрепился к тенге на 2,9 процента. Доход в долларах равен 193,7 млн.

– И сколько при этом получили управляющие?

– Для покрытия общих расходов на управление в 2005 году перечислено 724,9 млн тенге, или 1,6 процента от полученных доходов. Надо отметить, что самая большая доля в расходах фонда – это комиссионное вознаграждение внешних управляющих. Именно здесь кроется основной резерв снижения расходов на управление. Все остальные статьи расходов незначительны и неизбежны, так что особо сэкономить на них не удастся.

– В связи с этим возникает вопрос, насколько эффективно управление средствами Национального фонда, притом что услуги управляющих стоят недешево во всем мире?

– Это самая крупная проблема: что важнее для государства – сохранность фонда или его доходность.

По нашему мнению, главная цель управления активами Нацфонда заключается в том, чтобы сохранить основную сумму и покупательную способность активов Национального фонда в той или иной валюте, то есть доходность Нацфонда, выраженная в долларах США, должна превышать показатель долларовой инфляции.

Эту главную задачу Национальный банк как управляющий активами Нацфонда выполнил.

За три из прошедших пяти лет доходность Нацфонда была выше, чем показатель инфляции в США. В 2002 году в результате падения рынков акций (крах интернетовских акций) результаты управления Нацфондом дали отрицательную величину (минус 0,43 процента), реальная доходность была минус 2,02. В 2005 году реальная доходность также была отрицательной и составила минус 0,1 процента. В остальные годы она была положительной – от 0,03 процента в 2001 году до 6,42 процента в 2003-м.

– То есть получение прибыли не столь важно?

– Получение прибыли, безусловно, очень важное условие. Более того, является второй по значимости целью управления Национальным фондом.

Поскольку подавляющая часть средств Нацфонда размещена в ценные бумаги, в том числе в акции, цены на которые то падают, то растут, в международной практике используются относительные показатели. Сверхдоходность измеряется не в абсолютных процентах годовых, а в превышении доходов над определенными эталонными индексами.

По сравнению с публичными данными фондов Норвегии, канадской провинции Альберта и американского штата Аляска в целом доходность у норвежцев и канадцев выше, чем у нас, но наш фонд более стабилен – нет больших цифр доходов, но и потерь больших тоже нет.

Поэтому, говоря о доходности, нужно понимать, что она не может быть всегда высокой. В какой-то период можно добиться более высокой доходности управления фондом, в отдельные годы могут быть и очень большие потери, так как большая доходность – большие риски, и надо быть готовым к этому.

– С 1 июня действует новый механизм формирования и использования средств Нацфонда. Насколько он прозрачен?

– Насколько нам известно, большинство стран Ближнего Востока очень неохотно делится информацией о состоянии своих нефтяных фондов со своим населением. Казахстан же публикует на веб-сайтах Министерства финансов и Национального банка полную версию заключения, подписанного независимыми международными аудиторскими компаниями, что достаточно редко для стран, где имеются нефтяные фонды. С точки зрения полноты публикации материалов о размерах и распределении активов и их доходности, Казахстан находится в первой пятерке из 20 стран, то есть в одной группе с фондами Аляски, провинции Альберта, Азербайджана и Норвегии. Объективно мы достаточно прозрачны.

Проблема здесь заключается в другом – в недостаточном публичном освещении этого факта Министерством финансов. Мы начали в этом году поднимать эту тему на телевидении, в том числе и в прямом эфире. Данную практику мы будем продолжать.

Для обеспечения прозрачности деятельности Национального фонда вся информация размещается на официальном сайте Министерства финансов, а также в ежемесячном сборнике "Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан".

– Наталья Артемовна, не секрет, что объем общего внешнего долга страны является предметом особого внимания как со стороны оппозиционно настроенных блоков, так и нейтральных экспертов. Понятно, что неправильно отождествлять всю сумму внешней задолженности с государственным долгом, который, кстати, относительно небольшой. Но насколько оправдано вообще наличие внешней задолженности государственного сектора при существовании Национального фонда?

– Если подходить к вопросу чисто в соответствии с теорией финансов, то необходимо просто сравнить стоимость обслуживания внешнего долга с доходностью активов Национального фонда, выраженных в одних и тех же валютах. Например, если по существующему государственному долгу в японских иенах Казахстан платит 2,2 процента годовых, а "иеновый" портфель Нацфонда приносит меньше 2 процентов в год, правильным было бы инициировать вопрос о досрочном погашении долга правительству Японии (государственный долг Японскому банку международного сотрудничества составил 557,4 млн долларов США, а активы Нацфонда в иенах – чуть больше 600 млн).

Так же и по другим валютам. По мнению Министерства финансов, если внешний долг играет только роль привлечения какого-то количества денег, то правильным было бы поставить вопрос о досрочном погашении всех существующих государственных и гарантированных государством займов, если стоимость обслуживания по ним выше, чем получаемые Нацфондом доходы от инвестирования в данные валюты. Однако решение данной проблемы напрямую зависит от принятия концепции управления внешним долгом государства, над которой работают Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов в данный момент. В рамках этой концепции мы планируем обсудить целесообразность привлечения двусторонних межправительственных связанных займов. По такого рода займам стоимость финансирования совершенно не отражает реальные расходы государства на обслуживание долга и приобретение активов.

Мы понимаем, что привлечение займов от международных финансовых институтов (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития) необходимо, в первую очередь, исходя из целесообразности получения Казахстаном технологий, опыта в управлении проектами и для поддержания двусторонних отношений.

С точки зрения Министерства финансов, существование внешнего долга государства и привлечение новых заимствований оправдано, только если благодаря этому Казахстан получает непрямые экономические выгоды, например, новые технологии, опыт и так далее. В противном случае необходимо прямо сравнивать доходность Национального фонда в валютах привлеченных займов и стоимость обслуживания долгов и рассматривать вопрос целесообразности досрочного погашения внешних долгов государства.

– Практика формирования подобных фондов различна. В нашем Нацфонде предусматривается определенный уровень накопления? Если да, то каким он должен быть и как рассчитываться – в абсолютном или относительном выражении?

– При обсуждении новой концепции формирования и использования Нацфонда этому вопросу было уделено много внимания, и, чтобы не повторяться, просто хотелось бы отметить следующее. Устанавливать величину накоплений Нацфонда Казахстана в абсолютном выражении, на наш взгляд, не имеет смысла. Цифра в 4, 10 или 50 млрд долларов имеет чисто психологическое значение.

По нашему мнению, необходимо задавать величину активов фонда относительно размера ВВП страны. Сейчас мы находимся в числе стран, у которых этот показатель невысок. Активы фонда Кувейта превосходят его ВВП приблизительно в 3,5 раза, Норвегии – составляют более половины от ВВП страны. Величина накоплений нашего фонда на конец 2005 года, как я уже говорила, составляла 14,5 процента от ВВП, что очень мало.

Мы считаем, что должно применяться следующее правило: чем меньше абсолютный размер экономики страны и чем выше доля нефти или другого сырья в экспорте, тем больше должен быть размер активов фонда по отношению к ВВП.

Более того, для Казахстана очень остро стоит проблема эффективного и качественного использования бюджетных средств. Сейчас экономика страны не в состоянии, образно говоря, "переварить" все то количество денег, которое поступает в страну от экспорта, банковского заимствования и спекулятивных вложений международных инвесторов.

В перспективе необходимо довести размер накоплений в Нацфонде относительно ВВП до уровня, превосходящего аналогичный в Норвегии, то есть до 50 процентов и более.

– Сейчас много говорят о возможности стойкого снижения нефтяных цен на мировом рынке. В принципе, результаты торгов на международных сырьевых биржах некоторым образом подтверждают такие прогнозы. Что произойдет с фондом, если цены на нефть действительно резко снизятся?

– Если цена на нефть резко снизится в краткосрочной перспективе, то роль Национального фонда как раз и заключается в обеспечении стабильного уровня финансирования расходов бюджета. Но если рассматривать долгосрочный спад цен на нефть, а это и есть кризис, то Национальный фонд выполнит роль финансовой "подушки", которая позволит сдержать влияние кризиса на бюджет. В данном случае перечисление в Национальный фонд уменьшится, и, следовательно, в перспективе размер гарантированного трансферта будет уменьшаться, что повлечет сокращение расходов на бюджетные программы развития. А это та часть бюджета, которая в наименьшей степени влияет на обеспечение социальных нужд населения. В целом драматизировать ситуацию не следует, поскольку наша экономика достаточно крепка, чтобы самортизировать удар.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ермухамет Ертысбаев: "Культура и информация - это моя жизнь. И я хочу жить..." 30.10.2006
Министерство образования обрезает "сухие ветки" 30.10.2006
Бексултан Туткушев: Мы привыкли обвинять всех, кроме себя 30.10.2006
Посол Казахстана в ФРГ: "Нашей нефти хватит на всех" 24.10.2006
Зачем нам ОБСЕ 23.10.2006
По принципу неотвратимости 20.10.2006
Какие акимы нам нужны 19.10.2006
Мухтар Алтынбаев: Армия должна быть немногочисленной и мобильной 18.10.2006
Заначка для страны 16.10.2006
"Казахстанских специалистов забрал бы с руками и ногами!" 16.10.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz