Зухра ТАБАЕВА, "Начнем с понедельника", 27 октября
Под "сухими ветками" следует понимать высшие учебные заведения, которые не дают своим студентам качественных знаний и не способны выпускать профессионалов. Отчасти и по их вине в стране много специалистов, которые не проходят аттестацию и не принимаются на работу. Так считает наш сегодняшний собеседник - профессор Рахман АЛШАНОВ, ректор Университета "Туран", президент Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан.
- Рахман Алшанович, на каком основании вуз может лишиться лицензии?
- При несоответствии квалификационным требованиям, одним из которых является прохождение промежуточного государственного контроля (ПГК). При проведении ПГК в июне нынешнего года в 170 вузах и 30 их филиалах студенты 86 вузов не смогли подтвердить свои знания, причем в число аутсайдеров попали и именитые университеты страны. Есть вузы, в которых ни одна специальность не набрала 7%-й пороговый уровень. В сентябре ПГК проводился повторно. Согласно его результатам, есть позитивные сдвиги, но 38 вузов вновь показали плохие результаты. В их числе Казахский университет экономики и консалтинга (Алматы), Казахстанский инженерно-экономический университет (Алматы), Гуманитарно-технический институт (Каратау), Костанайский инженерно-экономический университет имени Миржакыпа Дулатова.
По данным ПГК, во многих вузах высвечиваются явные профанации. К примеру, есть институты, в которых на курсе протестировано 14 студентов (следовательно, всего в нем обучаются не более 60 – 75 человек). Есть факты, когда на специальность зачислялось единичное количество студентов. Но насколько реальны в условиях высшего учебного заведения индивидуальные занятия преподавателей, профессоров со студентами? Существование таких сомнительных университетов я объясняю низкокачественными проверками.
На данный момент Министерство образования РК готовится отозвать лицензии у 6 вузов. В отношении остальных планируется жесткая проверка, включающая внеочередную аттестацию преподавателей, ревизию материально-технической оснащенности, наличие компьютерных классов, укомплектованность библиотек современной учебной литературой. В Министерстве образования уже в течение нескольких дней проводятся беседы с руководителями всех частных высших учебных заведений страны. В создавшейся ситуации оптимизация, неоднократно рекомендованная и Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, неизбежна. Но она будет заключаться не только в отзыве лицензий у вузов либо в закрытии специальностей (факультетов). Предусматривается и их объединение. Ряд ректоров университетов и институтов из Караганды, Алматы, Шымкента отнеслись к такой постановке вопроса с пониманием. Свое предложение Министерство образования аргументирует уже имеющимся положительным опытом в результате слияния нескольких вузов города Балхаш в более крупное учреждение высшего образования. Ряд региональных филиалов будут преобразованы в колледжи, в таком виде они принесут больше пользы государству.
- Выходит, в них имели место приписки и в приложение к диплому вписывались предметы, которые на самом деле не преподавались?
- Вероятно. В систему частного высшего образования попали не совсем чистые на руку люди и, пользуясь тем, что часть студентов больше мечтает о дипломе, нежели о качественных знаниях, извратили платное образование в нечестный бизнес. Какая необходимость в техническом вузе открывать музыкальное отделение, юридический факультет? К чему такая "всеядность"? Хотя их запросы лоббировались отдельными представителями властных структур, аргументировавшими тем, что ребятам из глубинки трудно выехать на учебу в Алматы или Астану. Но а раньше, когда юристов готовили всего в двух вузах, разве сельской молодежи легче жилось?
- Но когда этим слабым вузам выдавались лицензии, их сочли соответствующими квалификационным требованиям?
- Вначале к частным вузам было либеральное отношение. Вспомните первые годы после распада СССР. Промышленные предприятия закрывались или простаивали, даже строительство приостановилось. В то трудное для народа время, время массовой безработицы образование выполнило своего рода социальную функцию – молодежь не бездельничала, не окунулась в разгул, криминал, а приступила к учебе. По неофициальным данным, население инвестировало около полутора миллиардов долларов в образование своих детей. Предпочтение отдавалось юридическому и экономическому образованию. У ребят из сельской глубинки появился шанс подняться по социальной лестнице, применить полученные знания в условиях рынка и открыть свой бизнес. Отчасти мы повторили опыт Америки, которую, как принято говорить, построили юристы и коммивояжеры.
Сейчас в системе высшего образования обучается 747 тысяч студентов, из них по государственным грантам – 120 тысяч, остальные – на платной основе.
- Ваши пожелания родителям будущих абитуриентов.
- При выборе вуза следует учитывать его официальный рейтинг. Зачем попусту тратить кровные деньги на обучение своих детей в институте, по окончании которого их не примут на работу как специалистов, не отвечающих современным требованиям. Каково сейчас выпускникам южноказахстанских вузов, о которых и чиновники, и работодатели в открытую говорят, что их не стоит принимать на работу. Не жалуют даже учителей, получивших образование в этом регионе, не говоря уже о медицинских работниках, после трагедии с массовым ВИЧ-инфицированием детей. |