NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:54 ast
09:54 msk

Бакытжан Жумагулов: Мы – демократическая партия в демократической стране
Исполняющий обязанности председателя РПП "Отан" о выборах и перспективах
03.11.2006 / интервью

Петр КАРАВАЕВ, "Литер", 2 ноября

ЛИТЕР-Неделя: В стране прошли экспериментальные выборы акимов, на которых "Отан", как вы любите выражаться, одержал "сокрушительную победу". В равных ли условиях были кандидаты и насколько высоко можно оценить роль административного ресурса в этой "сокрушительной победе"?

Б.Ж.: Это уже не было экспериментом. Экспериментальные выборы, на которых апробировались и совершенствовались избирательные механизмы, прошли еще в 2001 году, когда были избраны акимы 28 сельских округов, и в 2005-м, когда эксперимент охватил четыре района.

Выборы этого года – начало системного и поэтапного введения выборности руководителей местной исполнительной власти, они прошли в 49 районах и 10 городах областного подчинения. И, может быть, уже в ближайшие годы данный уровень исполнительной власти будет охвачен выборным процессом на всей остальной территории Казахстана.

Что касается "равности" условий, в которых находились кандидаты, то, думаю, этот принцип был соблюден достаточно четко. Ведь кандидаты выдвигались одними и теми же акимами, избирались одними и теми же депутатами. Соответствие выборного процесса требованиям законодательства и его прозрачность тщательно контролировались Центральной избирательной комиссией.

Судя по данным Центризбиркома, у депутатов маслихатов был достаточно широкий выбор.

В среднем конкурс на одно место составил почти 2,5 человека. Это еще раз подчеркивает, что была обеспечена реальная состязательность, ни одна из сторон не допустила формального отношения. В ряде районов голоса выборщиков разделились почти поровну и только два-три процента решили судьбу конкурентов. По результатам кампании 20 человек, или 34 процента нового состава акимов районов и городов областного значения, пришли на данные посты впервые. Это свидетельствует о высокой степени открытости данного уровня государственной службы для "новичков", о большом потенциале выборной системы для омоложения кадров государственного управления.

Теперь о пресловутом "административном ресурсе".

По утвержденной правилами выборов схеме право выдвижения кандидатов, причем не менее двух на каждую должность, предоставлено акимам областей.

Никакого, как говорят правоведы, "императивного мандата", то есть законодательно закрепленной обязанности следовать политической линии или кадровым установкам какой-либо партии, у акимов нет. На выборные должности они могли рекомендовать как беспартийных, так представителей любых политических партий.

Но уже по завершении этапа выдвижения оказалось, что подавляющее число предложенных кандидатур – это представители партии "Отан". Здесь сыграл свою роль такой фактор. Выборщиками на данном этапе являются депутаты маслихатов, и каждый аким области объективно заинтересован выдвинуть таких кандидатов, которые реально способны получить поддержку большинства этих выборщиков, выиграть избирательную кампанию. А поскольку наша партия имеет убедительное большинство мест в маслихатах по всей территории страны, то совершенно неудивительно, что большинство как выдвинутых, так и в итоге выигравших выборы кандидатур оказались отановцами.

Так что здесь главную роль сыграл не "административный ресурс", а огромный ресурс народного доверия, которым по результатам предыдущих выборов в местные представительные органы обладает партия "Отан" – партия общенародного лидера Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Фактический же отказ оппозиционных партий от работы на данном участке говорит либо об отсутствии у них политических и социально-экономических программ, охватывающих этот уровень, либо о недооценке или пренебрежении таким участком политической деятельности, либо об отсутствии достаточно сильных партийных структур и общественной поддержки на местах.

ЛИТЕР-Неделя: Но чем вы можете объяснить отсутствие интереса в стране к прошедшим выборам акимов, в отличие от президентских или парламентских?

Б.Ж.: Во-первых, такого отсутствия не было. По крайней мере, у партии "Отан" интерес был, и весьма значительный. Что касается других партий, и прежде всего оппозиционных, то о возможных причинах их самоустранения от данного процесса я уже говорил.

Во-вторых, об этом интересе говорит наблюдение за выборами, которое осуществляли 121 доверенное лицо кандидатов в акимы, 86 наблюдателей от политических партий и неправительственных организаций и 232 представителя средств массовой информации.

Что же касается интереса в масштабах всей страны, то его и не следовало ожидать. Ведь выборы акимов районов с президентскими или парламентскими выборами никак нельзя сравнивать. Масштабы далеко не адекватные, да и цели и задачи совершенно другие.

ЛИТЕР-Неделя: Считаете ли вы нормальной и справедливой ситуацию, когда глава государства избирается прямым голосованием, а районные акимы – на сессиях маслихатов? Каковы перспективы введения прямых выборов исполнительной власти в нашей стране?

Б.Ж.: Прежде всего, не стоит оценивать косвенные выборы как недостаточно демократичные. Это признанный мировой практикой механизм, который может быть достаточно эффективным на самых разных уровнях власти. К примеру, в США, которые многими считаются образцом современной демократии, даже выборы президента по сути своей не являются прямыми, но никто не подвергает сомнению их демократичность. Очень многое здесь зависит не от каких-то "стандартов демократии", а от традиций развития общества и государства.

Что касается Казахстана, то, повторюсь, здесь ситуация, когда нельзя сравнивать несравнимое. В первом случае вопрос стоит о судьбах страны, о легитимности государственной власти и полномочий главы государства. По Конституции Республики Казахстан президент страны является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Единственным источником власти президента, как и всей государственной власти в целом, является народ Казахстана.

Что же касается руководителей местных исполнительных органов – акимов, то их "независимость", или "суверенность", никак нельзя абсолютизировать. Аким – это часть властной вертикали, государственный служащий, который должен выполнять решения вышестоящих исполнительных органов. Но у него должна быть и вполне определенная ответственность перед населением региона. Такую ответственность аким будет нести перед полномочными представителями избирателей – депутатами маслихатов. Ведь в следующий раз они могут его и не выбрать.

ЛИТЕР-Неделя: А как вы можете прокомментировать намерение Гражданской и Аграрной партий вслед за "Асаром" влиться в ряды партии "Отан"? По "горячим следам" объединительного съезда "Отана" и "Асара", на котором было принято такое решение, "Литер" поинтересовался у председателя Гражданской партии Азата Перуашева, намерен ли он последовать примеру Дариги Назарбаевой, и он нам ответил тогда, что ему никто не звонил и ничего не предлагал. Что же с ним произошло? Ему наконец "позвонили"?

Б.Ж.: Думаю, если такой "звонок" и был, то совсем не обязательно из каких-то властных инстанций. Таким "звонком", скорее всего, является трезвый анализ политической ситуации.

Ведь после объединения "Отана" и "Асара" в структуре партийного поля Казахстана произошли принципиальные изменения. Появилась, как четко сказал на нашем IX съезде Нурсултан Абишевич Назарбаев, общенародная партия. Сегодня она серьезно и реально претендует на доминирующую роль на партийном поле и нацелена на консолидацию всех политических сил общества на основе стратегического курса лидера страны.

Впервые необходимость такой консолидации проявилась в 2005 году, во время президентских выборов, когда пропрезидентским партиям надо было решить дилемму: поддерживать единого кандидата поодиночке или объединиться в коалицию? И решение о создании Народной коалиции Казахстана, которое с энтузиазмом было воспринято всем населением, стало стартовой точкой отсчета.

Вторым толчком к объединению пропрезидентских партий послужило выдвижение президентом Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Эта инициатива по своей масштабности и охвату буквально всех сторон жизни может претендовать на роль нашей общенациональной идеи.

Для более эффективного решения задач стратегии на IХ съезде партии "Отан" Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал мнение о целесообразности объединения всех пропрезидентских партий. Оно началось объединением "Отана" и "Асара", но, уверен, на этом не закончится.

Ведь изменившаяся ситуация требует, чтобы партии, пытающиеся оспорить у "Отана" по крайней мере часть влияния, имели уже гораздо больший, чем ранее, политический вес и четко определились с электоральной поддержкой.

Это очень серьезный вопрос для оппозиционных политических сил, решение которого, на мой взгляд, также объективно требует консолидации в их рядах. Но я совсем не собираюсь учить оппозицию, как ей жить дальше, да в данном случае речь и не о ней.

Ведь точно так же вопрос стоит и перед партиями пропрезидентской ориентации – той же Гражданской или Аграрной. Но их положение даже в чем-то сложнее, поскольку они работают практически на том же электоральном и идеологическом поле, а здесь "тягаться" с "Отаном" становится крайне трудно.

ЛИТЕР-Неделя: Прокомментируйте ситуацию, когда один, но главный заместитель председателя партии вынужден вступать в открытую полемику с другим заместителем, причем по "основному вопросу" партийной философии – предстоящей реформе политической системы страны. А что по этому поводу думает сам председатель?

Б.Ж.: Знаете, мы ведь не армия и не КПСС, где все должны были не только высказываться, но и думать единообразно. Мы – демократическая партия в демократической стране.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что члены руководства такой партии придерживаются разных точек зрения по тактическим вопросам, это естественное проявление внутрипартийной демократии. В главном же мы едины – в поддержке политического курса главы государства, программных целей партии "Отан".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Условные кланы": экономический интерес и личная преданность 28.11.2006
"Банки должны неуклонно наращивать конкурентные преимущества" 27.11.2006
Вопиющая безальтернативность 27.11.2006
"Не должность красит человека" 27.11.2006
"Девиз на все времена - профессионализм и честность" 27.11.2006
Эффективное местное управление - залог конкурентоспособности 24.11.2006
Чехарда с погонами 24.11.2006
На пике проблем 23.11.2006
Состояние застоя 22.11.2006
"Казахстан – единственная палочка-выручалочка мировой атомной энергетики" 21.11.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz