NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (январь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2018)








Поиск  
Понедельник 18.02.2019 11:16 ast
08:16 msk

Эффективное местное управление - залог конкурентоспособности
Д.Калетаев: Простой перенос традиционных для Запада моделей чреват различного рода сложностями и проблемами. Эта тема уже прошла детальное обсуждение в обществе, и нет смысла к ней возвращаться
24.11.2006 / интервью

Ирина ПЕТРОВА, "Казахстанская правда", 23 ноября

Озвученные в Послании Главы государства народу Казахстана задачи по вхождению нашей страны в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира открыли новый этап развития государства и обозначили четкие горизонты дальнейшего пути. Одним из основных приоритетов в реализации поставленных задач является эффективное региональное развитие. В августе этого года была утверждена Стратегия территориального развития Казахстана до 2015 года, в рамках которой намечены масштабные проекты, призванные улучшить благосостояние всех казахстанцев и продвинуть наше государство в клуб самых развитых стран мира. О текущей ситуации в регионах, итогах прошедших выборов акимов и об основных аспектах новой стратегии рассказал в беседе с нашим корреспондентом руководитель отдела государственного контроля и организационной работы Администрации Президента РК Дархан КАЛЕТАЕВ.

- Дархан Аманович, хотелось бы начать нашу беседу с темы отчетных встреч акимов с населением. Они проходят второй год на всех уровнях власти и свидетельствуют о том, что нерешенных проблем в регионах более чем достаточно. Насколько целесообразна подобная форма общения с населением? Где гарантии, что все пожелания населения берутся акимами "на карандаш"?

- Прежде всего отмечу, что такие встречи стали хорошей традицией, и население с нетерпением ждет их. Важен и второй аспект - это не односторонний монолог, а по-настоящему отчет руководителя региона перед народом, поэтому формат такого общения и назван отчетной встречей. Не секрет, что зачастую наши чиновники на местах не горят желанием напрямую общаться с населением. В свою очередь, из-за их закрытости ощущается значительный недостаток в информации о действиях региональных властей. Согласитесь, одно дело иметь контакт с людьми через пресс-службы и нижестоящие звенья, которые зачастую фильтруют негативную информацию, и совсем иное - самому услышать о проблемах и чаяниях людей, а еще лучше - увидеть.

Есть и другая сторона - возможность дать четкий и прямой ответ, отразить позитивные процессы, происходящие в регионе, словом, вести не заочную, как чаще всего происходит, а открытую полемику с оппонентами. Именно в этом смысл подобных встреч - установить прямую связь между народом и властью. К тому же все высказанные жалобы, конкретные факты, замечания и пожелания фиксируются, и ход их исполнения находится под жестким контролем соответствующих органов. На всех встречах присутствуют госинспекторы Администрации Президента, представители Правительства, что позволяет получать полную информацию о ситуации на местах.

Разумеется, все проблемы в одночасье решить невозможно. Есть вопросы, решение которых требует времени: где-то нужно провести водовод, где-то - реконструировать дорогу, построить объекты социальной инфраструктуры. Но составляется план приоритетов, на основе которого намечено поступательное решение озвученных проблем в порядке их остроты и актуальности.

Объективно, эффективность встреч с населением уже доказана временем и очевидна, ведь многие проблемные вопросы были подняты и решены именно после таких обсуждений. Уверен, что и в вашей почте огромное количество откликов и отзывов о подобной форме работы, которая в соответствии с поручением Главы государства будет продолжена.

Я думаю, что местные власти заинтересованы в развитии такой формы общения. Однако, в конечном счете, их будущее во многом зависит от реакции населения. Не считаю нужным приводить конкретные примеры, но всем известно, что руководители ряда регионов были сняты именно после таких публичных акций, когда люди выражали несогласие с их действиями. Как я уже сказал, проведение встреч контролируется Администрацией Президента. Мы владеем полной информацией и, соответственно, делаем выводы.

- Недавно прошли выборы акимов ряда районов и городов. Как вы оцениваете данное нововведение?

- Выборы акимов - несомненно, новый этап в проведении демократических преобразований в республике. Они прошли на основе косвенного избирательного права в 49 районах и 10 городах. Такая модель была апробирована и показала свою действенность в ходе экспериментальных выборов акимов районов в августе 2005 года.

- Сегодня много спорят о демократичности выборов через уполномоченных представителей - депутатов маслихатов. Не ущемляет ли это интересы рядовых избирателей?

- Естественно, есть оппоненты и критики данной модели, главное их замечание - выдвижение кандидатур областными акимами, а не народом. Полагаю, что данная модель оправдана сложившейся практикой и степенью развития нашей политической системы. В Казахстане сформированы все необходимые условия для этого. То, что рекомендуют наши критики, предлагая перейти к европейской системе выборов, неприменимо в настоящий момент. Простой перенос традиционных для Запада моделей чреват различного рода сложностями и проблемами. Эта тема уже прошла детальное обсуждение в обществе, и нет смысла к ней возвращаться.

Кто, как не руководитель региона, имеет право на выдвижение кандидатов? Ведь ему небезразлично, с кем придется работать. При этом на первый план выходят личностные и деловые качества кандидатов. Очевидно, что каждый руководитель заинтересован выдвинуть самых опытных и эффективных претендентов. Депутаты маслихата избраны народом, который тем самым делегировал им эти полномочия. К тому же депутаты маслихатов - жители соответствующих районов, и кредит доверия они дают тому, кто способен решать проблемы, эффективно развивать вверенную территорию.

Кстати, например, в США вопрос об избрании президента тоже решают выборщики. И никто не сомневается в демократичности данной формы. Необходимо понимать, что выборность местных акимов - это не дань моде или имитация политических преобразований. В первую очередь, это повышение эффективности системы государственного управления и ответственности органов исполнительной власти перед населением, импульс дальнейшей демократизации политической системы и развития гражданского общества.

- Дархан Аманович, каковы ключевые моменты недавно принятой Стратегии территориального развития?

- Главным акцентом стратегии является переход к так называемому поляризованному развитию, выражающемуся в формировании специальных полюсов на нескольких выбранных территориальных единицах. Это позволит сконцентрировать материальные, человеческие и технологические ресурсы на ускоренном развитии этих полюсов, которые дадут импульс экономического роста всем регионам страны.

- Получается, что реализация стратегии предполагает запуск мощных миграционных процессов. Готово ли к этому население?

- По площади Казахстан занимает девятое место в мире. При этом страна имеет одну из самых низких на континенте плотность населения. С учетом этих факторов освоение всей территории, решение социальных задач, развитие инфраструктуры и создание рабочих мест представляется весьма сложным. А от решения этих вопросов напрямую зависит уровень благосостояния населения. Правильно спланированное зональное развитие позволит в относительно короткие сроки сформировать привлекательные для казахстанцев условия проживания и открыть перспективы для повышения благосостояния каждого из нас.

Классический пример полюсного развития - Астана. Вспомните, какими были город и окружающие его населенные пункты десять лет назад. Сегодня это самый перспективный и привлекательный город страны, а в окружающих его населенных пунктах земля и жилье имеют почти такую же ценность, как и в городе.

Что касается миграционных процессов, то они в Казахстане уже идут. За последние годы население Астаны возросло почти в три раза, превысив полумиллионный порог. Миграция в столицу имеет явные перспективы дальнейшего роста. А это значит, что население страны стало достаточно мобильным, и при наличии перспектив повышения благосостояния и социальной защищенности оно готово к массовой миграции.

- Да, но Астана - это столица. А как же быть с другими полюсами, они ведь наверняка будут уступать в перспективах главному городу страны?

- Каждый региональный полюс будет основываться на конкретной специфике. К примеру, Атырау может стать центром нефтехимического кластера, здесь планируется создать несколько нефтеперерабатывающих производств по выпуску готовых нефтепродуктов. Соответственно, углубление технологической цепочки позволит повысить как конкурентоспособность региона, так и степень его доходности.

Щучинско-Боровская зона и "жемчужины" Восточного Казахстана имеют все предпосылки стать центрами туристического кластера с мощной и современной инфраструктурой.

У населенных пунктов на побережье Каспия и города Актау высокие шансы стать ключевым транспортным узлом, оснащенным современнейшими технологиями, терминалами для быстрого и качественного транзита грузов через Каспийское море.

В настоящее время, в рамках исполнения поручения Главы государства, ведется работа по формированию в Алматы регионального финансового центра. Реализация данного проекта даст мощнейший импульс всему региону и позволит превратить Алматы и его окрестности в крупнейший торговый, сервисный и культурный центр.

Как видите, практически каждая территориальная зона имеет собственную экономическую специфику. И все действующие хозяйственные цепочки будут учтены и сохранены.

- Столь масштабная стратегия имеет и свои риски. Насколько они учтены при разработке документа?

- Разумеется, при работе над данной стратегией был проведен тщательный анализ возможных рисков. Одним из ключевых является неконтролируемая внешняя и внутренняя миграция. Резкий рост численности населения в пределах отдельной территориальной единицы нередко сопровождается всплеском преступности, ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации, снижением уровня безопасности дорожного движения. И главной задачей властей является предупреждение развития этих рисков. Для этого необходимо рационально и четко просчитывать потребности мигрирующих потоков, своевременно формировать социальную базу, строить новые школы, больницы, создавать условия для трудоустройства, повышать общую культуру населения.

Кроме того, нужно многое сделать для укрепления миграционной службы, проводить жесткую политику в отношении нелегальных мигрантов из-за рубежа, регулировать миграционные потоки для обеспечения равномерного и рационального расселения людей.

- Каким образом предполагается обеспечить равномерное и оптимальное расселение? На каких базовых принципах будут основаны миграционные процессы?

- Исключительно на принципах добровольности, максимальной информированности населения о социально-экономической ситуации в других городах и населенных пунктах, на рынке труда и жилья. Наряду с этим предстоит запустить специальные образовательные программы для переквалификации переселенцев, разработать механизмы трудоустройства.

Значительные ресурсы будут направлены на развитие социальной инфраструктуры села.

- Но, учитывая глобальность намеченных процессов, необходимо начинать эти программы уже сегодня…

- Одним из эффективных механизмов сопровождения стратегии должны стать социально-предпринимательские корпорации, над созданием которых работает сейчас Правительство.

Важно понимать, что СПК - это не просто имущественный фонд, а региональный институт развития, призванный объединить наиболее качественные и востребованные ресурсы для развития предпринимательства и социальной сферы через предоставление услуг в сфере образования, маркетинга, бизнес-технологий. Для казахстанцев СПК должны открыть возможность нахождения своей ниши на рынке, трудоустройства или инициирования собственного бизнеса.

Идея СПК инициирована лично Главой государства, они должны стать одним из действенных механизмов повышения благосостояния населения и развития страны в целом. Предполагается, что СПК будут создаваться не в каждом регионе, а в субрегиональных зонах с представительствами на местах. Это позволит не только избежать раздувания штатов, но и способствовать большей интеграции в рамках субрегиональных зон и в целом по стране. При такой модели СПК должны стать достаточно мобильными и гибкими рыночными институтами.

- Дархан Аманович, вы упомянули о субрегиональных зонах. Можно ли подробнее раскрыть суть этого понятия?

- В рамках новой территориальной политики планируется осуществить зонирование территорий по географическим и экономическим признакам. Родственные по этим ключевым параметрам регионы будут объединяться в макрорегионы, названные субрегиональными зонами, которые впоследствии станут основой производственных кластеров. Будет сформировано семь субрегиональных зон, центрами которых станут опорные города.

Сейчас стоит вопрос разработки субрегиональных программ развития. Это позволит скоординировать усилия регионов и обеспечить глубокую взаимосвязь экономик субрегиональных зон и регионов, создать точки роста. А главное, сильные регионы потянут за собой слабые, что приведет к равномерному гармоничному развитию всех регионов страны.

- Стало быть, страна на пороге реализации масштабных проектов, которые должны положительно отразиться на жизни каждого казахстанца. В чем вы лично видите главное условие успеха намеченного?

- В правильном понимании местными властями своей роли в реализации стратегии и значимости для страны намеченных преобразований. Необходима административная реформа на местах, которая позволит повысить роль и ответственность исполнительной власти не местах.

Сегодня потребности и ожидания людей меняются. Раньше они большей частью обращались к властям с проблемами обеспечения водой, теплом, электричеством. Сегодня поднимаются проблемы развития социальной инфраструктуры, ремонта больниц, школ, повышения кадрового потенциала работников социальных сфер. Завтра люди будут поднимать более значимые и глобальные вопросы, и местные власти должны оправдывать ожидания и двигать в сторону дальнейшего развития вверенные им территории.

Главным образом, реализация стратегии отвечает поставленной Главой государства задаче по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Именно эффективное освоение территорий, развитие регионов и повышение благосостояния населения во всех регионах является одним из основных условий достижения конкурентоспособности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Условные кланы": экономический интерес и личная преданность 28.11.2006
"Банки должны неуклонно наращивать конкурентные преимущества" 27.11.2006
Вопиющая безальтернативность 27.11.2006
"Не должность красит человека" 27.11.2006
"Девиз на все времена - профессионализм и честность" 27.11.2006
Эффективное местное управление - залог конкурентоспособности 24.11.2006
Чехарда с погонами 24.11.2006
На пике проблем 23.11.2006
Состояние застоя 22.11.2006
"Казахстан – единственная палочка-выручалочка мировой атомной энергетики" 21.11.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.02.19 Понедельник
81. САГАДИЕВ Кенжегали
80. КАРАБАСОВ Избасар
73. КУЛЬНАЗАРОВ Анатолий
72. КИМ Юрий
69. СОРОКИН Борис
68. КАИРХАНОВ Сабыр
67. ЗИЛЬБЕРБЕРГ Геннадий
65. МУРЗАСПАЕВ Куат
65. НЕХОРОШЕВ Сергей
64. ТУЗЕЛЬБАЕВ Ергали
64. ТУЗЕЛЬБАЕВ Нургали
63. БАЙМЕНШЕ Сериккали
63. ПАНЗАРБЕКОВА Разия
59. ЖАКСЫБАЙ Самрат
57. КОЙТАНОВ Адил
...>>>
19.02.19 Вторник
82. ДУТБАЕВ Серго
68. БИЖАНОВ Анес
66. ШЕШЕНБАЕВ Рыспек
64. ФИШЕР Ирина
63. ДАНДЫГУЛОВ Амантай
59. ЖАВЛИЕВ Жума
57. АЛИМОВ Ажмат
54. МАХМУДОВ Нурлан
54. САДЫК Махат
54. ТУРДАХУНОВ Рахимджан
51. КУЗАТБЕКОВ Ален
46. ДЖОЛДЫБАЕВА Галия
46. ШЫНЫБЕКОВ Абат
44. КОВРЫГИН Олег
42. БЕТЕКБАЕВ Рустем
...>>>
20.02.19 Среда
73. БАЯМАНОВ Сыдык
71. СЫЗДЫКОВ Тито
71. ТУКЕНОВ Серик
69. ИБРАЕВА Светлана
67. ИБРАИМОВ Серикхан
67. ШУКПУТОВ Ахмеджан
64. КАНАФИНА Айым
64. КУАНЫШБАЕВ Аскербек
62. САРСЕНГАЛИЕВ Асылбек
61. АРБИЕВ Елтай
61. ИБРАЕВ Серик
59. БЕКБАТЫРОВ Назарбек
59. БУРБАЕВА Сауле
59. САРБАЛИН Нуржан
58. АБЛЕЗОВ Карыбай
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz