Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 21 декабря
Каждый год ситуация с тарифами на коммунальные услуги повторяется. Они растут, а мы, потребители, при всем нашем возмущении бессильны с этим что-либо сделать. Сегодня наш собеседник - председатель республиканского Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Бакытжан САГИНТАЕВ (на фото), глава ведомства, призванного отстаивать в первую очередь интересы потребителей.
- Бакытжан Абдирович, при обсуждении тарифов на комуслуги нередко создается впечатление игры по заранее оговоренному сценарию: "Проси больше, дадут - сколько хочешь". А затем новые тарифы преподносятся нам как результат долгой и яростной борьбы вашего ведомства за интересы граждан. Что скажете в свою защиту?
- Сегодня вся информация о формировании тарифов по закону не может быть конфиденциальной. Каждая заявка субъектов естественных монополий детально рассматривается не только в стенах агентства с привлечением независимых экспертов, но и на открытых публичных слушаниях, на которые приглашаются представители общественных организаций, потребители, независимые эксперты, СМИ. О том, насколько мы беспристрастны, говорят факты. Например, в этом году нам поступили заявки на повышение тарифов передачи и распределения электроэнергии от ГКП "Житикаринская теплоэнергетическая компания" на 34,1 процента и от АО "Западно-Казахстанская РЭК" - на 24,7 процента. Но после детального рассмотрения материалов заявок тарифы, наоборот, были нами снижены на 2,9 процента и 2,3 процента от действовавших. Другой пример. Агентство совместно с независимыми экспертами пересмотрело нормативные технические потери АО "Алматы пауэр консолидейтед": по электрической энергии - с 19,28 процента на 17,2 процента, по тепловой энергии - с 22,8 процента на 15,3 процента. При этом общее снижение затрат составило 2,4 миллиарда тенге.
Если же монополист не придерживается установленного нами тарифа, то агентство принимает решение о введении временного компенсирующего тарифа для возмещения убытков потребителям. К примеру, в 2006 году мы ввели около 40 таких тарифов. Самое большое снижение тарифа, которого мы добились, составило 36 процентов. Мы смогли вернуть значительные суммы населению. Понятно, что монополистам это не нравится. Поэтому они сами подают на нас в суд. Но агентство еще не проиграло им ни одного процесса в этом вопросе.
- А есть ли у вашего ведомства полномочия подавать в суд на субъекты естественных монополий за непомерное повышение их цен?
- Да. По закону агентство в пределах своей компетенции вправе обратиться в судебные органы по любым вопросам, которые возникают во время нашего диалога с монополистами. Только за текущий период мы приняли участие в 78 судебных разбирательствах, в 49 из них решения были вынесены в пользу агентства. Что касается непомерного повышения монополистами своих цен, то такие действия являются незаконными. Тарифы на услуги в сфере естественных монополий утверждаются согласно закону только нашим агентством и никем иным. Но тем не менее имели и имеют место факты установления завышенных и при этом незаконных тарифов государственными органами и лицами. Например, недавно в суде Астаны завершилось дело о незаконном повышении тарифов государственных коммунальных предприятий "Водоканал города Серебрянск" и "Теплоцентраль города Серебрянск". В обоих случаях тарифы были установлены акимом Серебрянска, который не наделен такими полномочиями. Суд вынес решение в нашу пользу.
- Достаточно ли полномочий у вашего ведомства, чтобы разбираться в ситуациях по запросам монополистов?
- На сегодня наше агентство как регулирующий орган не в достаточной мере наделено необходимыми полномочиями. И если мы стремимся к тому, чтобы работать в соответствии с международными требованиями, полномочия необходимо расширять. К примеру, одним из основных международных требований является наличие полномочий регулирующего органа принимать решения по вопросам лицензирования. То есть регулирующий орган должен быть одновременно и лицензирующим органом, который может не только выдавать лицензии, но и отзывать их при невыполнении лицензиатом установленных требований и условий. Это очень действенный инструмент. И такая система действует практически во всех странах Европейского союза (Австрия, Италия, Венгрия и другие). Я думаю, со временем она будет и у нас.
Если говорить в целом, то полномочия агентства постепенно расширяются. Например, с июля текущего года утверждение многих норм, в том числе по расходу сырья, топлива, энергии, технических потерь и т.д., возложено на наше ведомство. Мы намерены активнее привлекать специализированные экспертные компании. В настоящее время до изменения тарифов мы проводим финансовую и техническую экспертизу. Оценивая техническое состояние, мы определяем необходимость проведения ремонтных работ, реконструкции или строительства новых объектов.
- Некоторые специалисты считают, что существующая методика расчета тарифов субъектов естественных монополий по производству электрической, тепловой энергии и горячей воды является затратной. Они заявляют о том, что тарифная политика АРЕМ требует кардинального совершенствования. А как вы считаете?
- Действительно, в Казахстане методика формирования тарифов основана на принципе "затраты плюс". То есть учитываются все экономически обоснованные расходы: затраты на оказание услуг, затраты из прибыли на задействованные активы и т. д. Этот метод обеспечивает прозрачность и позволяет видеть как причины, так и предпосылки к росту тарифов. С одной стороны, этот метод понятен для потребителя. Всегда можно объяснить, что рост затрат монополиста при неизменном объеме используемых материальных ресурсов происходит в результате увеличения цен в не регулируемых государством секторах экономики.
Но в то же время он имеет ряд недостатков, над которыми мы работаем. Мы совершенствуем его, привлекая международных экспертов. Они предлагают нам перейти на метод сравнительного анализа, при котором тарифы будут определяться с помощью системы коэффициентов. Сейчас прорабатывается возможность пилотного перехода на данный метод (бенч-маркинг). Он будет прост для нас в части принятия решения, но труднообъясним для потребителя.
- В нашей электроэнергетике сложилась тяжелая ситуация. Износ оборудования на станциях составляет от 50 до 80 процентов. Не лучше обстоят дела с тепловыми и электрическими сетями, подстанциями. Причина в том, что после приватизации 90-х годов многие собственники, получившие во владение энерготеплообъекты, уже тогда нуждавшиеся в обновлении, до сих пор не выполняют взятых обязательств о модернизации производства. А ведь государство, стимулируя прием подобных обязательств тогдашними покупателями - новыми хозяевами, предоставляло им налоговые льготы... В связи с этим возникает вопрос: кто же должен осуществлять постприватизационный контроль и отслеживать сопоставимость слов и дел?
- Согласен, общее состояние электроэнергетики сегодня, мягко говоря, не очень радужное. Именно потребителями в основном фактически оплачиваются ремонт и эксплуатация устаревшего оборудования и технологий, что зачастую приводит к увеличению тарифов. Имеется проблема с обновлением активов. Здесь мы сталкиваемся с пассивностью инвесторов и собственников активов, выжимающих последние соки из оборудования советских времен. Осознавая все это, агентство стимулирует рост инвестиций в отрасль. Так, нами принят ряд правил, которые способствуют этому. Это утверждение предельного уровня тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги субъектов естественных монополий, уже приняты и продолжаются разработки методик расчета инвестиционного тарифа.
Что касается постприватизационного контроля, то он должен осуществляться тем органом, который обеспечивал проведение приватизации в Казахстане. В данном случае это Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов.
- Пользуясь несовершенством законодательства и бездействием Госэнергонадзора, субъекты естественных монополий практически не занимаются сокращением производственных издержек. Что может подвигнуть их на это?
- Решением проблемы может стать переход на работу по предельным среднесрочным и долгосрочным тарифам. Это тот шаг, который создает стимулы как для инвестиций, так и для сокращения производственных издержек. Единственная проблема для потребителя - в первый год реализации инвестиционных проектов увеличение тарифов будет превышать их среднегодовой рост. Сегодня у субъектов есть право выбора: подавать заявку на утверждение предельных либо обычных тарифов. Все экономические и правовые предпосылки для утверждения предельных тарифов в Казахстане уже созданы.
- Как вы оцениваете деятельность АРЕМ в споре с монополистами за сдерживание тарифов?
- Я не берусь самостоятельно оценивать работу возглавляемого мной агентства, потому как, наверное, каждый из нас не может это сделать достаточно объективно из-за свойственного человеческой природе эгоцентризма. Государственное ведомство может рапортовать о проделанной работе, а общество вправе ее критиковать - это нормальный процесс в демократическом обществе. Наша задача - не сдерживать тариф, а найти его оптимальный уровень, способный установить баланс интересов между потребителями и услугодателями. В то же время потребители, по нашему мнению, более ограничены в возможностях по сравнению с субъектами естественных монополий, а потому больше нуждаются в нашей защите. Поэтому в нынешней ситуации при соблюдении баланса интересов защита потребителей для нас - приоритет. |