Бахытжамал АХМЕТОВА, "Литер", 1 февраля
О том, что в нашей стране в наступившем году начнутся политические реформы, знают все, но по какому пути пойдет заявленная либерализация политической системы? Известна лишь конечная цель, которую Нурсултан Назарбаев сформулировал достаточно четко: в Казахстане будут сочетаться современные демократические институты, характерные для развитых западных стран, с исторической и ментальной спецификой Казахстана. Стало быть, вариантов много, и страна в любом случае не пойдет шаг за шагом по пути, уже однажды кем-то проложенному.
В обществе начинается дискуссия о характере политических реформ, и в ней имеют право на жизнь любые точки зрения: ведь в прошлом году мы стали свидетелями появления различных концепций – от либеральной до монархической, и их авторами были политики, имеющие не только амбиции быть услышанными, но и серьезные организационные и финансовые ресурсы.
Мы не даем оценок. Мы считаем, что в таких дискуссиях необходимо учитывать мнения не только тех политиков, которые имеют открытый доступ к информационным ресурсам и парламентскую трибуну. Не менее важно мнение людей, не блистающих на политическом олимпе, но несущих опыт поколений. Мнение нашего собеседника Нурлана Сейджапарова мы не абсолютизируем, а просто предлагаем выслушать: он работал и в старой, и в новой властной системе, побывал и в правящей партии, и в оппозиции, представляет мнение региональных элит. Возможно, действительно: большое видится на расстоянии?
ЛИТЕР-Неделя: Вы долгое время работали в команде Асанбая Аскарова и считаетесь его учеником. Расскажите об этом человеке. Верно представление, которое создавали в то время советские средства массовой информации?
Н.С.: Асанбай Аскарович был крупным государственным деятелем, человеком глубочайшего интеллекта и масштабного мышления, обладал энциклопедическими знаниями во всех областях человеческой деятельности. Он более 26 лет возглавлял крупнейшие области Казахстана – Джамбульскую, Алматинскую и Чимкентскую. Много лет был председателем комиссии по делам молодежи Верховного совета СССР. В бывшем Советском Союзе можно было по пальцам пересчитать руководителей регионов с таким стажем.
Под его руководством Южный Казахстан стал крупнейшим в республике центром цветной металлургии, машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Многие его воспитанники стали крупными руководителями республиканского и област-ного масштаба. И ныне трудятся на благо суверенного Казахстана сенаторы и депутаты парламента, дипломатические работники.
Прошло более 20 лет, как Аскаров ушел с поста первого руководителя области, но все, кто в тот период трудился на юге Казахстана, с благодарностью и теплотой вспоминают о нем: будь то руководитель, работник среднего звена или рядовой труженик. Мало кто за всю историю нашей области удостаивался такой благодарной памяти.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, громкие судебные процессы горбачевских времен были игрой на публику или система действительно стремилась реформироваться?
Н.С.: Игрой на публику. Как ни пытались в процессе так называемого узбекского дела очернить имя Шарафа Рашидова, узбекский народ помнит его как одного из лучших руководителей Узбекистана. Точно так же, как и "казахское дело", состряпанное для того, чтобы очернить имена Динмухамеда Кунаева и Асанбая Аскарова. Система оказалась бессильной против благодарной памяти народа. И это стало началом ее конца, о чем наглядно свидетельствуют события декабря 1986 года в Алма-Ате, затем в Тбилиси, Азербайджане и Прибалтике.
ЛИТЕР-Неделя: Была ли, по вашему мнению, альтернатива горбачевской перестройке?
Н.С.: Была, и это ныне прекрасно демонстрирует Китай.
ЛИТЕР-Неделя: Как сложилась ваша судьба после того, как осудили Асанбая Аскарова?
Н.С.: В области началась повальная чистка кадров. Были освобождены от занимаемых должностей все руководящие работники областного и районного масштаба, кто считался "аскаровским кадром". Все это было сделано по прямому указанию ЦК КПСС и под его контролем. Я был первым секретарем Сары-Агачского РККП Казахстана, проверяли полгода. Тогдашний первый секретарь обкома пригласил меня к себе в кабинет и, несмотря на то что у меня никакого компромата не нашли, предложил написать заявление об уходе по собственному желанию, поскольку получил указание "сверху" и обязан был его выполнять. На заседании бюро обкома партии лишь два члена бюро – Сергей Терещенко и Асен Беспаева – высказали свои возражения, но первый секретарь их резко оборвал. Через пять месяцев я вынужден был сам трудоустроиться в Узбекистане. Два с половиной года работал в Ташкенте заместителем генерального директора крупного объединения в системе "Главташкентстрой". Жил в Сары-Агаче, ежедневно утром выезжал на работу, а вечером возвращался домой.
ЛИТЕР-Неделя: С какими чувствами вы восприняли независимость Казахстана? Стали вы востребованы в новой стране?
Н.С.: С чувством некоторой растерянности и смутной тревоги. Не было уверенности, что это всерьез и надолго. Разрушился, как карточный домик, Советский Союз, за который было пролито море крови наших дедов и отцов, и осознавать это было очень трудно.
Провозглашение независимости Казахстана я встретил уже на родине, куда вернулся благодаря Нурсултану Назарбаеву. После ухода Геннадия Колбина я в марте 1990 года написал из Ташкента письмо Нурсултану Абишевичу, в котором изложил свою историю и попросил помочь мне вернуться в Казахстан. Через некоторое время Назарбаев меня принял, внимательно выслушал и сказал, что моя просьба будет удовлетворена. За все последующие годы моей работы на государственной службе – более пятнадцати лет – у меня не было ни одного взыскания или серьезного нарекания. А работал я акимом Сары-Агачского района, председателем област-ного земкома, заместителем акима области и начальником управления лесного и охотничьего хозяйства.
ЛИТЕР-Неделя: На примере знакомого вам Узбекистана можно судить о ведущей роли субъективного фактора в истории страны, особенно в ее критические моменты. Как бы, по вашему мнению, развивалась страна, если бы к власти в Казахстане в то время пришел другой человек?
Н.С.: Избрание Нурсултана Назарбаева президентом я воспринял с восторгом. Думаю, что реальной альтернативы ему в то время не было.
Я не берусь судить, как развивалась бы страна, если бы к власти пришел другой человек, но точно могу сказать, что это был период тяжелейших испытаний. Я в то время работал акимом района и прекрасно помню отчаяние людей, которые многие месяцы не получали зарплату, пенсии, когда в одночасье обесценились все их сбережения и деньги, когда люди в 5 утра вставали в очередь за хлебом. Не было света, тепла в домах, происходили забастовки, и стихийное возмущение народа выливалось на улицы. Нас вытолкнули из рублевой зоны, началась гиперинфляция. Казалось, что все рушится и нет этому конца.
В этот период воля главы государства, его решительность, накопленный опыт руководства народным хозяйством и искусство политика сыграли огромнейшую роль в станов-лении молодой республики.
ЛИТЕР-Неделя: Не считаете ли вы странным то обстоятельство, что в ходе нашей беседы вы заявляете о поддержке политики Нурсултана Назарбаева и в то же время некоторое время вы возглавляли областной филиал оппозиционного президенту движения ЗСК? При этом вы возглавляли даже предвыборный штаб кандидата от оппозиции Жармахана Туякбая. Почему вы оказались в рядах противников Назарбаева?
Н.С.: Считаю, что данный вопрос поставлен не совсем корректно. Ни в одном цивилизованном, демократическом государстве оппозиция не считается врагом общества. Наоборот, США достигали наивысшего своего могущества и расцвета в период, когда одну из ветвей власти возглавляла оппозиционная партия. О чем было публично заявлено ведущими политиками этой страны. В нашей стране сделано немало за прошедший период, но, если мы не хотим остановиться в своем развитии, необходим дальнейший процесс демократизации в обществе. Все об этом говорят, но, к сожалению, он очень замедлен, что становится тормозом в нашем движении вперед. Уверен, что если отбросить в сторону амбиции и прислушаться к здравому голосу друг друга, нынешняя власть и оппозиция смогут сделать многое для укрепления молодого государства и блага своего народа.
ЛИТЕР-Неделя: Разделяете ли вы мнение оппозиции о необходимости кардинальной реформы политической системы страны? С чего, по вашему мнению, должна начаться реформа? Соответствует ли президентский вариант программы демократизации общества требованиям времени?
Н.С.: Считаю главным, необходимым условием политической системы страны свободные демократические выборы, в том числе и акимов. Все остальные процессы будут происходить из этого. Пока весь процесс выборов будет находиться в руках исполнительной власти, никакой речи о развитии демократии быть не может.
ЛИТЕР-Неделя: Как, по-вашему, можно совместить меры по политической либерализации с необходимостью сохранения стабильности в стране? По опыту других республик СНГ мы знаем, что всякое послабление чревато…
Н.С.: Для сохранения стабильности в стране в процессе политической либерализации необходимо главное условие: принятие соответствующих законов и неукоснительное соблюдение их всем обществом – от рядового его члена до президента. И тогда ничего не будет чревато...
ЛИТЕР-Неделя: В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки нашей государственной системы? Как их можно устранить? Существует ли эффективный рецепт борьбы с коррупцией?
Н.С.: Недостаток государственной системы, на мой взгляд, в полнейшей бесконтрольности власти что наверху, что на местах. Нынешняя система власти стала тормозом дальнейшего развития общества. В начальном периоде становления государственности эта система отвечала требованиям времени. В то время кадры на всех уровнях государственной службы, не-смотря на все трудности того времени, с честью выполнили свой долг. Они могли принимать непопулярные решения и нести за это ответственность, уметь возражать вышестоящему начальнику и отстаивать правильные решения, а не угодные кому-то. Коррупции, как таковой, не было, так как некому и нечего было "давать". Акимы областей, городов и районов жили общими чаяниями жителей своих регионов, иначе бы их попросту смели. Это было до 1998 года. Когда начался подъем экономики и ее стабилизация, когда в бюджете появились огромные деньги, перед акимами всех уровней встала задача совсем другого характера: как распределять эти средства? И в этой ситуации непрозрачность этого процесса и бесконтрольность вывели на передний план самые отрицательные черты человеческой натуры: мздоимство, непомерную жажду обогащения за счет казны. Бесконтрольность и безнаказанность привели к тому, что сегодня буквально все говорят о всеобщей коррупции, которая как ржа разъедает наш государственный корабль. А факт, что руководители районного и областного масштаба чувствуют себя временщиками, способствует тому, что они делают все, чтобы побольше урвать за отведенный им промежуток времени, ибо знают, что такой шанс им еще вряд ли представится, и свой риск окупают с лихвой. |