NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 12:50 ast
10:50 msk

Консенсус реального времени
К.Турганкулов: Увеличение количества депутатов Мажилиса в два раза, на мой взгляд, не приведет к повышению эффективности его деятельности
07.03.2007 / интервью

Лаура ТУСУПБЕКОВА, "Казахстанская правда", 6 марта

Послание Президента народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" стало очередным этапом развития нашего государства. Главой государства обозначены основные достижения в экономике, социальной сфере и государственном строительстве, которые позволяют более глубоко сосредоточиться на вопросах дальнейшей либерализации и модернизации политической системы, развитии выборной демократии. О видении этого процесса в интервью нашей газете рассказал председатель Центральной избирательной комиссии РК Куандык ТУРГАНКУЛОВ.

- Куандык Турганкулович, 28 февраля Глава государства обратился к народу Казахстана с очередным ежегодным Посланием. На ваш взгляд, каково значение этого документа и какие из его положений вы можете выделить особо?

- Все ежегодные Послания Главы государства имеют огромное значение. Именно в них Президент не только информирует общественность о достигнутых результатах, но и, самое главное, определяет основные стратегические задачи, стоящие перед страной на данном этапе развития.

Поэтому не случайно, что каждое Послание казахстанцы ждут с нетерпением.

Главным, на мой взгляд, в Послании этого года является то, что оно наглядно демонстрирует выход нашего государства на новый уровень развития, темпы роста во всех сферах общественной жизни, а также приоритеты и комплекс мер по реализации конкретно определенных и указанных целей и задач.

Отдельно хотелось бы отметить положения документа, посвященные блоку социальных вопросов. Именно они самым непосредственным образом касаются каждого гражданина нашей страны.

Было наглядно подтверждено, что мы строим социальное государство, высшими ценностями которого является человек, его права и свободы. При этом Казахстан в очередной раз продемонстрировал свою экономическую и политическую состоятельность.

- Как известно, основные направления политических реформ были озвучены Главой государства на последнем заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и состоявшемся первом заседании рабочей группы по вопросам конституционной реформы. Расскажите, какие вопросы обсуждались в рамках заседания?

- Основным вопросом стало, конечно же, обсуждение направлений реализации намеченных политических реформ, их концепции и механизмов, посредством которых они будут претворяться в жизнь.

Несомненно, предстоит сложная работа в ходе которой необходимо будет учитывать все возможные последствия предпринимаемых шагов по дальнейшему развитию и совершенствованию политической системы нашей страны.

Основа их уже заложена. В течение трех лет, сначала в рамках Национальной комиссии по вопросам демократизации, а затем Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, которую возглавил Президент страны, велась дискуссия по принципиальным проблемам политической модернизации государства.

То, что для обсуждения столь важной и актуальной для казахстанского общества проблемы был сформирован коллегиальный орган, в состав которого вошли представители всех заинтересованных сторон, не только позволило привлечь к этому процессу широкие круги казахстанского общества, но и дало реальные результаты в виде вполне конкретных предложений и инициатив.

Единство политических сил в стремлении совершенствовать и развивать демократические традиции и принципы, заложенные в основу политической системы нашей страны, с целью их наиболее полного воплощения и реализации привело к тому, что сегодня инициатором и вдохновителем реформ выступает не столько власть или ее оппоненты, сколько общественность.

Общественный консенсус по поводу логики и содержания политических реформ и направления дальнейшего демократического развития Казахстана позволяет нам говорить о том, что предстоящие реформы будут отвечать надеждам и чаяниям подавляющего большинства казахстанцев.

Что касается непосредственно задач созданной распоряжением Главы государства рабочей группы, то основными из них станут выработка конкретных предложений на основе уже высказанных мнений и пожеланий членов Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, а также определение механизмов их реализации и анализ ожидаемых результатов.

Необходимо отметить, что разделение предлагаемых политических реформ на два блока - реформы в рамках действующей Конституции и новации, требующие конституционных поправок, - полностью отвечает конечной цели, которую преследует предлагаемая реформа в целом.

Президентская республика с более сильным и функциональным Парламентом предполагает решение многих вопросов как правового, так и организационного характера, которые зачастую тесно связаны между собой.

То есть при изменении механизма формирования Парламента потребуется не только внести соответствующие поправки в Конституцию страны, но и пересмотреть многие вопросы, связанные с организацией деятельности высшего законодательного органа и его депутатов.

Это потребует определенного времени, так как, кроме всего прочего, необходимо выработать оптимальный механизм, обеспечивающий баланс между количественным составом депутатского корпуса Парламента и профессиональной подготовкой депутатов, что в конечном итоге определяет эффективность работы высшего представительного органа в целом.

Это же относится и к выбору избирательной системы, по которой будет формироваться Парламент. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы широко применяются сегодня в мире, в том числе и в различных вариациях и сочетаниях. Какая из них является оптимальной для Казахстана - вопрос, требующий тщательного изучения.

Проблема представительства этносов, проживающих в республике, женщин и молодежи в Парламенте давно обсуждалась в обществе, и поэтому ее решение в рамках работы по реформированию политической системы вполне обоснованно и востребованно.

Еще одним вопросом, требующим разрешения в рамках проводимых реформ, является то, что в настоящее время в Конституции содержатся такие нормы, главы и разделы, которые могли бы и должны быть урегулированы соответствующими положениями конституционных законов и законов Республики Казахстан.

В частности, я имею в виду регламентацию количественного состава депутатов Парламента. Соответствующую норму вполне можно было бы включить в Закон "О Парламенте и статусе его депутатов", и, если в дальнейшем возникнет необходимость увеличения или уменьшения количества депутатов, решить этот вопрос в рамках конституционного закона, не касаясь основополагающих конституционных норм.

- С чем связано предложение Главы государства ускорить процесс реформирования?

- Видимо, это требование времени. Во всяком случае, предложения, которые будут рассматриваться членами рабочей группы, уже неоднократно обсуждались. Необходимость предлагаемых сегодня политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию, развитие политической системы государства и институтов гражданского общества, обусловлена уровнем экономического, культурного и социального развития казахстанского общества.

Глава государства неоднократно говорил о том, что успехи, достигнутые нами в сфере экономических реформ, влекут за собой объективную необходимость в модернизации и совершенствовании политической системы. Поэтому предлагаемые сегодня политические реформы соответствуют тем реалиям, которые существуют.

Однако процесс политического реформирования не менее, а, может быть, даже более ответственный, чем экономические преобразования. Просчеты в данном вопросе недопустимы.

Не случайно одним из главных тезисов, относящихся к модернизации политической системы, в том числе и прозвучавших в Послании Президента, стал тезис о том, что системность является главной формулой нашего ускоренного продвижения вперед в ближайшее десятилетие.

В рамках модернизации политической системы ни в коем случае нельзя ослаблять и смещать центр тяжести существующего баланса между ветвями власти, который обеспечивает управляемость страной на республиканском и местном уровнях.

Реформы должны быть системными, и одной из их задач является повышение роли представительных органов без нарушения баланса действующей системы сдержек и противовесов.

- Какой вам видится во всех этих процессах роль возглавляемого вами ведомства?

- Когда мы говорим о демократических преобразованиях, мы вольно или невольно подразумеваем в том числе и избирательный процесс. Он является основой любой демократической системы. Именно посредством выборов формируются основные властные структуры в нашей стране: избирается Глава государства, депутаты Парламента, маслихатов.

В 2006 году Казахстан вышел на новый уровень развития выборной системы, проведя выборы акимов в тридцати процентах районов и городов областного подчинения. Тем самым мы реально подтвердили последовательность и незыблемость демократического вектора развития и добиваемся повышения эффективности и прозрачности управления на местах. С точки зрения расширения демократического принципа выборности это очень серьезная новация, которую можно рассматривать как один из этапов общей реформы политической системы, направленной на расширение полномочий местных представительных органов, повышение их авторитета. Так что демократические преобразования в данной сфере идут уже давно. В настоящее время мы наблюдаем их переход на новый закономерный этап.

Что касается роли Центральной избирательной комиссии, то, на мой взгляд, она очевидна и важна. Центризбирком в соответствии с возложенными на нее полномочиями организует подготовку и проведение избирательных кампаний, осуществляя на территории республики контроль за исполнением законодательства о выборах и обеспечивая его единообразное применение.

Не зря ведь многие мудрецы древности и современности говорили о том, что основой устройства любого государства должна быть законность. Без нее даже демократические принципы теряют смысл.

Поэтому от того, насколько профессионально мы выполняем свои обязанности (а под словом "мы" я имею в виду членов всех избирательных комиссий в стране - от центральной до участковых), зависит степень доверия граждан к органам власти и осознание ими своей роли в управлении делами государства. Это, на мой взгляд, наряду с созданием более эффективной модели политической системы и является конечной целью проводимых в настоящее время реформ.

- Непосредственно Центризбирком как государственный орган реформы затронут?

- Конечно. Как было отмечено в Послании Президента, в настоящее время стоит вопрос об изменении принципов и механизмов назначения или избрания должностных лиц и руководителей ряда государственных органов, начиная от Премьер-Министра и членов Правительства и заканчивая членами Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета.

Если говорить о Центризбиркоме, то рабочая группа предлагает формировать этот орган в составе девяти человек. При этом председатель комиссии будет избираться Парламентом по представлению Президента, четыре члена Центризбиркома будут избираться по представлению Мажилиса и еще четыре - по представлению Сената.

Но мне представляется, что в этом вопросе необходимо сохранить паритет, то есть председателя и двух членов комиссии избирать Парламентом по представлению Президента и по три члена Центризбиркома избирать по представлению каждой из палат Парламента.

- Каким образом будет организована деятельность рабочей группы и потребуется ли вынесение на республиканский референдум вопросов, связанных с внесением изменений в действующую Конституцию?

- Я думаю, на первом этапе члены рабочей группы должны определиться по ряду направлений. Первое направление - внесение предложений по конституционной реформе, второе - внесение изменений и дополнений в законы, касающиеся тех задач, которые определены рабочей группой, и третье - это внесение изменений в другие нормативно-правовые акты с целью их приведения в соответствие с новыми положениями Конституции.

В конечном итоге будет разработан комплексный план законотворческой работы, которая продолжится в течение 2007-2008 годов, потому что законотворческий процесс - процесс кропотливый и длительный.

Что касается вынесения на республиканский референдум вопросов, связанных с внесением изменений в действующую Конституцию, то, как отметил Глава государства, в отношении некоторых из них, возможно, будет применена данная процедура. Думаю, это прежде всего касается вопросов расширения роли и полномочий представительных органов.

В частности, было внесено предложение о том, чтобы увеличить количественный состав депутатов палат Парламента: Мажилиса - в два раза, а Сената - на 16 человек. При этом также предлагается увеличить квоту политических партий в Мажилисе, то есть расширить пропорциональное представительство политических партий.

Инициаторами назначения референдума в соответствии со статьей 11 Конституционного закона "О республиканском референдуме" могут выступить: Президент страны, а также Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан или не менее чем двести тысяч граждан республики, обладающие правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющие все области, столицу республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту республики.

В любом случае окончательное решение о целесообразности назначения референдума в соответствии с законодательством Республики Казахстан будет принимать Глава государства.

- Коснутся ли реформы местных представительных органов - маслихатов?

- Вопрос повышения роли и полномочий местных представительных органов не только актуальный, но уже и частично реализованный. Один из первых шагов в этом направлении в Казахстане сделан. Я имею в виду упомянутые выборы акимов районов и городов областного значения, которые прошли на основе косвенного избирательного права.

В результате проведенной кампании состав акиматов районов и городов областного значения обновился более чем на одну треть. Введение выборности акимов значительно расширило не только полномочия местных представительных органов, но и позволило сбалансировать систему сдержек и противовесов между ветвями власти именно на региональном, местном уровне.

При этом роль и значение местных представительных органов будет и далее существенно повышаться. Как отметил в своем Послании народу Казахстана Президент страны, им будут предоставлены дополнительные полномочия, усилены их ревизионные функции, что позволит превратить маслихаты в реальный противовес местным исполнительным органам, повысит эффективность управления на местах. Таким образом, они будут включены в процесс построения новой модели государственного управления, основанной на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу.

Помимо всего прочего, также предлагается увеличить депутатский корпус областных, городов Астаны и Алматы маслихатов до 70 человек, городских - до 50 и районных - до 40 человек.

При этом избирать депутатов маслихатов предлагается также посредством применения смешанной избирательной системы. То есть половина депутатов будет избираться по партийным спискам и половина - по одномандатным избирательным округам. Это предложение направлено на повышение роли политических партий не только на республиканском, но и на региональном уровне.

Подобные меры усилят влияние граждан, избирающих депутатов маслихатов, на решения, принимаемые по важнейшим вопросам общественной жизни в регионах и государства в целом.

- Насколько эти предложения приживутся в республике?

- Как я уже говорил, все предлагаемые реформы обусловлены уровнем развития казахстанского общества. Казахстан проходит свой путь становления государственности, и все реформы должны соответствовать прежде всего ожиданиям казахстанцев.

К примеру, вопрос об увеличении количества депутатов Мажилиса Парламента и расширении его полномочий поднимался уже давно. Он широко обсуждался и в рамках работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Об этом конкретно было сказано в Послании Президента народу Казахстана.

Однако увеличение количества депутатов Мажилиса в два раза, на мой взгляд, не приведет к повышению эффективности его деятельности. В то же время формирование при Парламенте вспомогательных институтов или увеличение аппарата Мажилиса, а также количества помощников депутатов в разработке, экспертизах законов, несомненно, принесет реальные плоды.

Большим подспорьем здесь может оказаться изучение международного опыта.

Подход к формированию и определению количественного состава депутатского корпуса высшего законодательного органа в странах мира довольно разнообразен. Например, по количеству депутатов цифры варьируются от 659 в палате общин Великобритании и 614 депутатов в бундестаге Германии до 100 депутатов в саеме Латвии и 60 - в палате депутатов Люксембурга.

В Парламенте Республики Казахстан, состоящем из двух палат, - 116 депутатов. Норма представительства граждан на одного депутата составляет 131 034 человека.

В других странах эта цифра варьируется от 45 тысяч до более полумиллиона. Так, например, в США на одного депутата приходится 557 757 граждан, в Российской Федерации - 227 955 граждан, в Японии - 176 592 гражданина.

Думаю, что взвешенный подход к осуществлению реформ, который предлагается сегодня, обеспечит принятие тех поправок в Конституцию и другие нормативно-правовые акты, которые не только приживутся в Казахстане, но и будут способствовать дальнейшему развитию нашей страны ускоренными темпами во всех сферах.

Опираясь на международный опыт, в настоящее время мы, как отметил в Послании народу Казахстана Глава государства, идем своим путем к построению "современной демократической формы власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Почем фунт урана 30.03.2007
Миллиарды для окраин 29.03.2007
Второе гражданство 19.03.2007
За иноземца бороды не дам 19.03.2007
"Байконур – это уникальная школа сотрудничества и патриотизма" 19.03.2007
"Для меня новая работа - это и новая ответственность" 16.03.2007
Нурлан Еримбетов: Перестаньте оглядываться назад 15.03.2007
"Телеканал "ЭРА-ТВ" проиграл тендер и обиделся на меня" 14.03.2007
Консенсус реального времени 07.03.2007
Доверие к реальности прозрачного бюджета 07.03.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz