NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 20:24 ast
18:24 msk

Второе гражданство
А.Перуашев: Конкуренция в бизнесе не должна переноситься на политическую сцену. Сам бизнес в целом, как часть общества, не вправе обособлять свои политические пристрастия, противопоставлять свои взгляды другим участникам политического процесса
19.03.2007 / интервью

Ирина Гайкалова, "НП", 16 марта

В прошлом году бессменный руководитель Гражданской партии неожиданно для всех вышел из стана политиков и встал на защиту интересов предпринимателей. Сегодня Азат Перуашев - лидер союза предпринимателей "Атамекен".

В гостях "НП" он рассказал об истинных мотивах своего поведения, о своем взгляде на бизнес и политику, о ВТО, рейдерстве и многих других проблемах, которые сегодня приходится решать на посту "ответственного за предпринимательство"

О карьере

- Ваш переход в союз "Атамекен" по-разному расценивался как аналитиками, так и оппонентами. Не стану приводить разнополярные мнения - вы знаете о них. И все же... если судить по шагам на политической сцене, вы мечтали о карьере политика. Состоялась ли она или вы решили окончательно посвятить себя предпринимательству?

- Вы совершенно верно разделили мнение аналитиков и мнение оппонентов. Да, есть те, кого я не устраиваю априори, уже просто потому, что имею собственное мнение и высказываю его. Такие наблюдатели не готовы воспринимать другое мнение и не могут претендовать на серьезный анализ.

Для других логика моего перехода в союз предпринимателей "Атамекен" проста и понятна. И в политике, и на новой позиции я был и остаюсь сторонником продвижения экономической модернизации, рыночных реформ и частной инициативы. Я уверен, что только динамика и оперативность, свойственные частному бизнесу, способны находить успешные решения, с наибольшей отдачей использовать имеющиеся ресурсы и выводить развитие на новые горизонты.

В этом плане я сторонник ограничения государственного вмешательства в экономику и полагаю, что все функции, не связанные напрямую с социальной защитой, стандартами образования, здравоохранения, обеспечения внешней политики государства, обороноспособности, правопорядка, системы госуправления, должны передаваться в конкурентную среду. Все, что позволяет извлекать прибыль, является рыночным полем и, если не будет передаваться в сферу конкуренции, станет объектом злоупотреблений и коррупции.

Возможно, огорчу, но я никогда не мечтал о карьере политика. В политику я попал, можно сказать, случайно: сменилось государство, понятнее стала страна. Наконец, просто случилась такая ситуация, когда нужно было это сделать, как делается любое нормальное мужское дело. Судя по всему (особенно по реакции оппонентов), получалось неплохо, мне даже пару раз какую-то номинацию "Политика года" присуждали.

Хотя главное, конечно, не в этом. По той оценке, какую давали Гражданской партии избиратели на выборах, по той оценке, какую нам дал глава государства в ноябре 2006 года, по тому, какое число наших коллег вошло в руководство объединенного "Нур Отана" - да, в политике мой дебют состоялся, и смею думать, не самым плохим образом.

Что же касается планов на будущее, давайте не будем торопить события. На мне сегодня лежит огромная ответственность - руководство таким мощным и многообразным объединением бизнес-сообщества, как "Атамекен". Например, в Послании президента РК народу страны, в части экономических задач, глава государства трижды указывает на союз "Атамекен" как на исполнителя ряда важнейших поручений. Эта задача по своей трудности превосходит все, которые мне приходилось решать ранее, хотя бы потому, что предприниматели часто выступают конкурентами друг другу. Цель союза - привести наших коллег к осознанию общих интересов, к выработке платформы во взаимодействии с государством и обществом.

Я прекрасно понимаю, каждый бизнесмен - лидер по сути, все поднимали свое дело не благодаря, а часто вопреки обстоятельствам. И для того, чтобы найти общий язык, нужны реальные и осязаемые шаги. Другие задачи на сегодня я не считаю нужным обсуждать. Люди делятся на тех, кто делает дело (мужчин), и тех, кто эти дела рассусоливает (домохозяек). Давайте фантазии оставим второй половине.

О связи бизнеса и политики

- На наш взгляд, в обеих сферах - и в политике, которой вы занимались долгое время, и в бизнесе - присутствуют определенные штрихи, которые их сближают: азарт, видение цели, развитая интуиция и многое другое. Вы согласны с этим?

- Действительно, бизнесмены и политики говорят на одном языке. Бизнес и власть, экономика и политика - по большому счету, это две ведущие стороны общественного процесса. Они определяют, каким будет общество, они задают направление и темпы движения. В обоих случаях основой развития выступает конкуренция.

В то же время существуют специфические особенности. Конкуренция в бизнесе не должна переноситься на политическую сцену. Сам бизнес в целом, как часть общества, не вправе обособлять свои политические пристрастия, противопоставлять свои взгляды другим участникам политического процесса.

Да, у предпринимателей есть собственные воззрения и интересы. Но, выполняя роль экономических столпов общества, они должны понимать и глубину своей ответственности. За каждым успешным бизнесменом стоит множество людей, огромные материальные, технические и информационные ресурсы. Апелляция к этой базе чревата дроблением единого общественного процесса на множество частных конфликтов интересов, она лишает права выбора тысячи наших сограждан, находящихся в прямой зависимости от работодателей. Непосредственное вмешательство бизнеса в политическое соперничество способно расколоть нацию, вывести общественную дискуссию за рамки цивилизованного диалога.

И предпринимательство, и политические группы выполняют собственные функции в этом своеобразном общественном разделении труда. И задачу бизнес-сообщества я понимаю не в виде сотрясания основ государственности, а в виде выпуска качественной продукции, оказания добросовестных услуг, активной социальной работы - всего того, что входит в содержание корпоративной социальной ответственности. Наша задача - создать экономическую и социальную базу для формирования прогрессивных общественных (и в том числе политических) культуры и традиций, системы ценностей и системы ответственности.

- Приход известной личности в известный союз - это уже своеобразная заявка на будущие свершения. Как вы считаете, от вас ждут каких-то поступков, заявлений? Готовы ли вы к этому, не боитесь ли разочаровать тех, кто надеется на вас?

- Не думаю, что громкие заявления можно считать признаком успешных свершений. Пустой кувшин всегда звенит громче. Вы уже отметили ментальную общность политики и бизнеса в мотивации. Но стиль работы, разовые акции, жесты - это все-таки репертуар политиков, а не бизнесменов. Предприниматель с гораздо большим доверием встретит ясные, поэтапные шаги, чем яркие лозунги. Хотя бы потому, что ему нужно за все платить из собственного кармана, а политики стремятся использовать государственный.

Поэтому, думаю, для нас гораздо важнее системная работа, нацеленная, возможно, на менее быстрый результат, но дающая долгосрочные и конкретные плоды. Так, с начала года мы создали представительства союза "Атамекен" в правительстве и парламенте РК, совместные рабочие группы по взаимодействию с фондом "Казына", госхолдингами "Самрук" и "КазАгро", ввели своего независимого директора в правление СПК "Сары-Арка", готовимся к конкурсам на аналогичные позиции по всем остальным социально-предпринимательским корпорациям.

Представители союза стали советниками по работе с предпринимателями у премьер-министра РК, министра индустрии и торговли, министра транспорта и коммуникаций, министра финансов. Идет реформирование работы Совета предпринимателей при главе государства.

За время моего руководства Союзом подготовлены и внесены предложения к более чем 200 нормативно-правовым актам госорганов, отработаны позиции по проекту Трудового кодекса, ведется работа по защите интересов предпринимателей в проектах изменений Налогового, Таможенного и Транспортного кодексов.

Так что людей, искренне разделяющих взгляды бизнес-сообщества, разочаровать не боюсь. Тех же, кто видит только пробелы в нашей работе (а они также, безусловно, присутствуют), просто приглашаю присоединиться к решению этих проблем. Ей-богу, работы хватит на всех.

О личностных качествах

- В этой связи, а на что и на кого в жизни надеетесь лично вы?

- На себя, на близких по духу парней, не боящихся идти вперед и брать на себя ответственность за принимаемые решения. И я очень рад, что таких в Казахстане - подавляющее большинство. Это очень важно, потому что отдельный человек не может быть застрахован на все случаи жизни, но перспективы благополучия его близких могут быть гарантированы благополучием и успешным будущим всего общества.

Надеюсь на опыт и мудрость старших, на инициативу и энергетику молодых. В личном плане, конечно, опираюсь на семью. Разве не из этого слагаются наша уверенность и наши надежды?

- Умение организовать (работу, себя, своих подчиненных, встречи, связи) - это, пожалуй, один из главных навыков главы организации. Вы умеете это делать?

- Сказать, что я идеальный организатор, конечно, не получится. На моем рабочем столе посторонний человек не разберется, хотя для меня все находится там, где должно быть. Конечно, при наших темпах, когда только у меня на контроле постоянно находится 50-70 документов, огромную роль играет правильное функциональное распределение. В этом смысле важнейшую поддержку я получаю со стороны своих коллег и сотрудников, каждый из которых является профессионалом в своей отрасли. Полагаю, что руководитель в современном мире не может и не должен пытаться решить все задачи, его главная обязанность - правильно подобрать и организовать команду единомышленников, оставив за собой решение лишь наиболее принципиальных, стратегических вопросов.

- Вам приходится пользоваться правом "телефонного звонка" или вы стараетесь избегать такого рода общения с "нужными людьми"?

- Конечно, я имею возможность напрямую связаться с любым из государственных чиновников самого высокого ранга и этой возможностью регулярно пользуюсь. Для меня это не право, а необходимость, потому что деятельность союза тесно связана с представительством интересов бизнес-сообщества перед властью. Но не думаю, что такое общение дает мне какие-то преференции в решении личных вопросов.

В моем понимании, личные вопросы я должен решать самостоятельно, в крайнем случае - с помощью друзей. Что же касается вопросов предпринимательства, союза или его членов, то здесь я не боюсь показаться назойливым и не колеблясь выхожу на связь с депутатами, министрами и правительством, когда полагаю это необходимым. Думаю, что это вписывается в рамки цивилизованного лоббизма.

О работе союза

- Союз "Атамекен" взвалил на себя практически все проблемы предпринимательства в республике. Вы могли бы выделить наиболее значимые на сегодняшний день, что необходимо решить без промедления?

- На самом деле рассмотрение даже одной такой проблемы не влезло бы в наше интервью. Попробуем хотя бы перечислить. В Послании народу Казахстана президент ставит перед союзом "Атамекен" задачу выхода на зарубежные рынки. Наш внутренний рынок изначально небольшой (всего 15 миллионов человек), и ресурсы его развития весьма ограничены. Уже сегодня лидеры бизнес-сообщества Казахстана ощущают недостаток ниш и покупательского спроса на свою продукцию и услуги.

Единственным системным решением этой проблемы был бы прорыв на рынки соседних стран, которые по емкости (Китай - 1,2 миллиарда человек, Россия - 140 миллионов, Узбекистан - 27 миллионов) представляют практически неисчерпаемый ресурс. Однако продвижение казахстанской продукции за рубеж потребует реструктуризации экономики, достижения качественно нового уровня конкурентоспособности нашими компаниями. Здесь необходима разработка и реализация целого комплекса мер по содействию конкретным отраслям экономики со стороны государства.

На самом внутреннем рынке остро стоит проблема увеличения казахстанской составляющей в закупках товаров и услуг, а также в содержании стоимости продукции, производимой на нашей территории крупнейшими предприятиями. Не секрет, что все - от технического оборудования до самих рабочих - иностранные нефтяные компании завозят из-за рубежа, в конкурсах на выполнение подрядных работ, проводимых этими компаниями, неизменно побеждают их же соотечественники.

Мы должны добиться, чтобы наиболее успешные предприятия служили катализатором развития наших, казахстанских, бизнес-проектов, чтобы максимально большая часть их инфраструктуры обеспечивалась отечественными предпринимателями. Для этого глава государства поручил правительству и госхолдингам совместно с союзом предпринимателей "Атамекен" сформулировать требования для крупнейших компаний по формированию их стратегий индустриальной диверсификации.

Одной из стратегических задач является становление фондового рынка в стране. Парадокс, но факт: у населения на руках имеются значительные накопления, в совокупном выражении исчисляемые миллиардами. Но среднестатистический казахстанец не имеет иных инструментов эксплуатации накоплений, кроме банковских депозитов и вложений в недвижимость.

При этом ставки по депозитам стремятся сравняться с инфляцией (то есть, накопления не прирастают, а лишь сохраняются), а рынок недвижимости, с одной стороны, переходит всякие рационально объяснимые пределы цен, с другой - ходит под дамокловым мечом их обрушения.

В то же время между потенциальными инвесторами в поисках инвестиций ходят сотни предпринимателей с проектами, способными в обозримой перспективе приносить ощутимую прибыль. Эти предприниматели отлучены от фондового рынка, поскольку после реформы законодательства об акционерных обществах не являются АО либо потому, что предлагаемые ими проекты связаны со значительными рисками. Но ведь все прорывные, новаторские проекты являются таковыми именно в силу своей новизны и необычности! Следовательно, нужны специальные фондовые инструменты, а возможно, новая внебиржевая торговая площадка.

Одним из ключевых вопросов была и остается грамотная фискальная политика, которая бы не удушала, а стимулировала предпринимательство, по крайней мере, в стратегически важных сферах. К числу приоритетных тем относятся взаимоотношения бизнесменов с фондом "Казына", госхолдингами "Самрук" и "КазАгро". Продолжительная дискуссия предпринимателей с институтами развития показала разницу в подходах, когда одни полагают, что выделенные по инициативе президента средства должны работать на становление отечественного бизнеса, а другие уверены, что их дело - привлечение зарубежных проектов.

В любом случае, налицо непрозрачность деятельности институтов развития для широкой предпринимательской общественности. Союз "Атамекен" прилагает усилия для организации взаимодействия казахстанских бизнесменов и государственных структур, рассматривая это поле и как площадку для реализации прорывных проектов, и как инструмент вовлечения наших предпринимателей в процессы индустриализации и модернизации экономики.

Наконец, мы должны создать мощную юридическую службу, способную отстаивать права наших коллег в суде и правоохранительных органах. Вот только те задачи, которые лежат на поверхности.

- Расскажите о социально-предпринимательских корпорациях. Идея интересная, но ее много критикуют...

- Да, и я скажу почему. Мы полагаем, что СПК - одна из наиболее перспективных моделей государственно-частного партнерства. Принцип выведения экономических ресурсов и местных предприятий из-под опеки акиматов и передачи их в конкурентную среду воспринят предпринимательской средой с большими ожиданиями и надеждой. Более того, мы не намерены оставаться сторонними наблюдателями и готовы не только содействовать успеху проекта, но и возглавить их работу. Не удивлюсь, если будут попытки провалить это начинание, поскольку оно сужает поле для потенциальных злоупотреблений госслужащих в экономической сфере.

- Сегодня все чаще звучат заявления предпринимателей о существующем в Казахстане рейдерстве. Как вы считаете, этот процесс будет нарастать или напротив, если сейчас предпринять какие-то меры, то его можно остановить? Имеет ли союз "Атамекен" возможности для защиты предпринимателя, попавшего в такую ситуацию?

- Нас, безусловно, тревожит эта тенденция. В союз "Атамекен" уже обратились несколько предприятий, которые считают, что в отношении их применяется рейдерская схема. В этой связи мы намерены обсудить новые системные решения по укреплению института частной собственности на опыте наших коллег. Законодательство РК однозначно защищает права собственников, предпринимаются шаги по их развитию, например, путем дополнительного законодательного обеспечения прав миноритарных собственников (акционеров).

На мой взгляд, проблема здесь не столько в законодательстве, сколько в его нарушениях и злоупотреблении полномочиями.

По каждому случаю союз "Атамекен" обращается в правоохранительные органы. Однако у наших коллег часто возникают сомнения в непредвзятости отдельных представителей силовиков. В то же время мы знаем о принципиальной позиции руководства правоохранительных структур в отношении коллег, замешанных в коррупционных правонарушениях.

В этой связи мы готовим предложение Совету безопасности при президенте РК о созыве межведомственной группы по рассмотрению проблем рейдерства и защиты прав частной собственности. В любом случае, данная тема остается в центре внимания союза.

- Каковы Ваше отношение к ВТО с позиции лидера союза "Атамекен" и ваше видение перспектив предпринимательства страны при условии вхождения Казахстана в ВТО?

- Вступление в ВТО будет нелегким испытанием для наших предпринимателей. Конкуренцию с акулами мирового бизнеса смогут выдержать далеко не все. Во-первых, уже сейчас нужно готовить новые направления, изыскивать ниши товаров и услуг, где казахстанские предприниматели способны на высокую конкуренцию.

Реализации этой задачи призвана содействовать стратегия кластеров. Во-вторых, также необходимо серьезно поработать над повышением качества продукции и услуг в общераспространенных сферах. Третья задача - обеспечить переходный период для бизнеса, чтобы дать ему возможность скорректировать проекты с учетом новых требований. Не забывайте также, что вопрос состоит не только в том, чтобы сохранить позиции на внутреннем рынке, но также и в том, чтобы выйти на рынки близлежащих стран.

Все развитые государства стремятся к постиндустриальной и даже информационной экономике, когда мы только стремимся уйти от сырьевой зависимости. Именно поэтому одно из поручений союзу "Атамекен" в Послании главы государства - подготовка для предпринимателей и промышленников всех секторов экономики рекомендаций по вступлению в ВТО.

Если мы мечтаем пользоваться благами цивилизации, лучшими и современными товарами, жить в устойчивом и экологичном мире, мы должны войти в ВТО и занять там достойное место. Это трудный процесс и ответственный выбор, но мы должны его сделать и осилить сопутствующие ему вызовы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Почем фунт урана 30.03.2007
Миллиарды для окраин 29.03.2007
Второе гражданство 19.03.2007
За иноземца бороды не дам 19.03.2007
"Байконур – это уникальная школа сотрудничества и патриотизма" 19.03.2007
"Для меня новая работа - это и новая ответственность" 16.03.2007
Нурлан Еримбетов: Перестаньте оглядываться назад 15.03.2007
"Телеканал "ЭРА-ТВ" проиграл тендер и обиделся на меня" 14.03.2007
Консенсус реального времени 07.03.2007
Доверие к реальности прозрачного бюджета 07.03.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz