NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 23:11 ast
21:11 msk

"Россия для нашей страны - это самый близкий сосед"
Н.Абыкаев: Сегодня двусторонние связи стремительно расширяются по многим направлениям - в экономике, культуре, гуманитарной области. Это происходит во многом благодаря высокому уровню доверия между главами наших государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным
11.05.2007 / интервью

РИА "Новости", 10 мая

Интервью чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в России Нуртая Абыкаева данное РИА Новости накануне официального визита президента России Владимира Путина в Казахстан.

- Господин Посол, назначение столь высокопоставленного государственного деятеля Казахстана на должность руководителя дипломатической миссии в России, в нашей стране было воспринято как особое, доверительное отношение руководства Вашего государства к своему северному соседу. Вы сами на первой пресс-конференции в Астане сочли это назначение "важной обязанностью".

- Да, свое назначение я воспринимаю как очень высокую степень ответственности и доверия.

Россия для нашей страны - это самый близкий сосед, страна, с которой нас связывают не только общность исторического прошлого, но и огромный потенциал взаимовыгодного сотрудничества, как в настоящем, так и в будущем, и в этом я абсолютно уверен.

Приятно отметить, что перспективы тесного взаимодействия, стратегического партнерства Казахстана и России в равной степени признаются обеими сторонами. Наши страны верны духу и букве подписанной в 1998 году Декларации о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированной в XXI век. Сегодня двусторонние связи стремительно расширяются по многим направлениям - в экономике, культуре, гуманитарной области. Это происходит во многом благодаря высокому уровню доверия между главами наших государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным. Отношения с Россией это важный приоритет внешней политики Казахстана и это неоднократно подчеркивал наш президент.

Добрые чувства россиян к Казахстану, позитивный настрой на укрепление дружбы, добрососедства и стратегического партнерства между нашими странами я ощутил с первых дней пребывания в России в качестве посла моей страны.

Пользуясь случаем, выражаю огромную признательность всем российским коллегам, тепло воспринявшим мое назначение.

- В своем ежегодном Послании народу Казахстана президент Назарбаев, предложил создать новую экономико-политическую организацию Евразийский экономический Союз. Чем, на Ваш взгляд, руководствовался, глава Вашего государства, тем более что приоритет Казахстан по прежнему отдает уже созданным многосторонним организациям СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. И какие государства, помимо входящих в эти образования могли бы войти в новую структуру?

- Хороший вопрос. Тут нужно понимать, что наличие различных межгосударственных объединений является закономерным результатом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ. Состав участников, цели и задачи таких объединений во многом имеют неоднородный и специфический характер, и направлены на решение вполне конкретных задач в той или иной сфере интеграционного взаимодействия.

Вместе с тем, в настоящее время существует объективная потребность в дальнейшей консолидации государств региона с целью укрепления взаимовыгодных социально-экономических, культурно-гуманитарных и других связей. Учитывая, что на объединительные процессы в первую очередь влияют экономические факторы и позитивные результаты возможны при соответствующем взаимодействии экономик заинтересованных стран, на первый план выходит именно экономическая интеграция.

На сегодняшний день самым продвинутым интеграционным объединением на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС, в котором за шесть лет своего существования удалось создать отлаженную институциональную структуру, соответствующую нормативно-правовую базу и наработать определенный опыт, необходимый для последующего эволюционного развития организации.

В рамках ЕврАзЭС уже действует зона свободной торговли. Проводятся мероприятия по формированию таможенного союза, в процессе создания которого будут юридически оформлены основы единой внешнеторговой политики, унифицированного таможенного законодательства и действующей структуры управления. В перспективе после создания таможенного союза его участники смогут приступить к реализации еще более масштабной задачи - формированию единого экономического пространства Сообщества.

После реализации вышеупомянутых стратегических целей именно ЕврАзЭС может стать фундаментом для создания Евразийского экономического союза.

Евразийский экономический союз - это союз равноправных государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. Союз будет сформирован для интеграции государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации и культурно-гуманитарного взаимодействия в Евразийском регионе.

Концептуальной составляющей идеи создания Союза является совместная реализация уникальных экономических возможностей государств Евразийского региона на мировых рынках распределения труда и капитала, а также повышение степени участия евразийских стран в установлении современного миропорядка. Согласитесь, достаточно рационально и взаимовыгодно!

Предложение о создании Евразийского экономического союза, озвученное в феврале текущего года в послании президента Казахстана является долгосрочной стратегической задачей, которая ставится перед государством и его правительством, и в процессе реализации которой, поверьте, будет использован весь накопленный Казахстаном интеграционный опыт.

- Что подразумевается, под проведением в Казахстане триединой языковой политики? На какой период она рассчитана и какие финансовые государственные затраты потребует?

- В послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" президент Нурсултан Назарбаев инициировал новый культурный проект - "Триединство языков". Постановка этой задачи напрямую связана с целью вхождения нашей страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Суть проекта заключается в том, что Казахстан должен восприниматься в мире как высокообразованная страна, население которой свободно владеет и пользуется тремя языками. Это казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику.

В настоящее время в целом определены основные подходы к реализации данной программы. Разработана и внедряется новая методика обучения казахскому языку по 6-ти уровням. Она рассчитана на то, чтобы помочь овладеть государственным языком всем гражданам страны.

Хочу особо отметить, что в Казахстане предусмотрено поощрение госслужащих некоренной национальности, свободно владеющих казахским языком. Для них предусмотрена возможность доплаты к заработку. За счет государства организуются ускоренные курсы изучения казахскому языку.

Русский язык был и остается обязательным предметом обучения в общеобразовательных школах Казахстана вне зависимости от того, на каком языке ведется преподавание. С текущего года принимаются меры по улучшению качества преподавания английского языка. Уже реализуется проект широкого привлечения преподавателей, в том числе из-за рубежа. Постановка задачи по углубленному изучению английского языка связана с тем, какую роль он играет в современной системе мировых коммуникаций.

Владение русским и английским языками - это естественный путь казахстанцев к современным знаниям, новейшим открытиям и технологиям, информационному обмену.

На реализацию проекта государство намерено целенаправленно выделять бюджетные средства. Согласитесь, это прямые инвестиции в будущее Казахстана.

- Возвращаясь к посланию Вашего президента, можно отметить, что в этот раз основная часть выступления Назарбаева была посвящена социальному и экономическому развитию страны.

- Как Вы понимаете, послание президента Казахстана является документом долгосрочного действия и оно направленно на последовательное осуществление Стратегии "Казахстан-2030". В этом плане цели и задачи, о которых говорится в Послании-2007, логически продолжают курс, определенный в предыдущих программных документах главы государства - Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Но при этом в послании выражена мысль о том, что подготовительный период по формированию условий и инструментария для вступления Казахстана в мировую конкурентную среду должен быть завершен уже в этом году.

Президент отметил, что последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. "Системность - вот главная формула нашего ускоренного продвижения вперед в современном мире в ближайшее десятилетие. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач", - сказал Нурсултан Назарбаев.

Первая задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом. Правительству поручено выработать принципиально новый подход к индустриализации Казахстана, сократить сферы естественных монополий, укрепить финансовую систему, создать эффективно работающий фондовый рынок, обеспечить вступление Казахстана в ВТО на выгодных для страны условиях, внедрить международные технические стандарты.

Вторая задача - превратить Казахстан, как принято говорить, в "региональный локомотив" экономического развития и сделать его успешным "игроком" мировой экономики. Третья - повысить эффективность добывающего сектора. Четвертая - обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики. Пятая - развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике. Шестая - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ "умной экономики", использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Седьмая - адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах. Восьмая - модернизация политической системы и реализация дальнейших системных демократических реформ. Девятая - ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики. Десятая задача - продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и в мировом сообществе. Важно отметить, что для реализации этих задач у нашего государства есть все объективные предпосылки.

Если говорить языком цифр, то показатель социально-экономического развития нашей республики демонстрирует позитивную динамику роста во всех секторах национальной экономики. Прирост валового внутреннего продукта за первый квартал 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 10,3 %. Объем промышленного производства вырос на 9,6 %. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 7,1 %, объем внешнеторгового оборота только за 2 месяца текущего года увеличился более чем на 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $10,5 миллиардов.

Другой сильной стороной послания стал социальный блок. В нем четко прослеживается линия на дальнейшее повышение материального благосостояния граждан и укрепление их социальной защищенности.

Меры, которые планируется предпринять с 2008 года, коснутся практических всех сфер социальной жизни. Акцент делается на адресной помощи и развитии социальной политики на рыночных принципах. Как отметил президент, за последние годы удалось снизить бедность в 4 раза, и работа в этом направлении будет продолжаться. Но помогать необходимо тем, кто действительно нуждается в этом, то есть многодетным семьям и пенсионерам, остальным же надо создать условия для самостоятельного развития. В целом на социальное обеспечение направят 108 миллиардов тенге. Кроме того, в особо нуждающихся регионах, где обучение ведется в 3 смены, будет построено 100 школ, такое же количество больниц будет построено по всему Казахстану. Введут пособия для 28 тысяч казахстанцев, которые трудились во вредных условиях, и еще раз поднимут зарплату бюджетникам. Но главное, вдвое увеличат единовременное пособие при рождении детей, повысят пособия по уходу за ребенком и введут социальное страхование беременных.

Почти двухмиллионная армия пенсионеров получит существенную прибавку к пенсии. Базовая пенсия, установленная 2 года назад, составляет 28 % от прожиточного минимума. Ее поднимут до 40 % и сохранят это соотношение в ближайшие годы, а размер солидарной пенсии со следующего года достигнет почти 22 тысяч тенге.

Кроме того, Президент дал поручение ежегодно индексировать пенсии с опережением инфляции на 2 %, внести изменения в закон о пенсионном обеспечении и поднять предел ограничения исчисления пенсий с 15 месячных расчетных показателей до 25.

В целом, главная цель преобразований по-прежнему заключается в том, чтобы и страна в целом, и каждый казахстанец в частности становились реально конкурентоспособными в современном мире. Это трудная задача и достижение ее лежит, как Вы понимаете не только в экономической плоскости, но и в сфере изменения ментальности наших людей.

- Говоря о сотрудничестве в области внешней политики президент Назарбаев, как и в прошлые годы особо выделил роль России в политическом и экономическом сотрудничестве.

- Не секрет, многое объединяет Казахстан и Россию, как в политической, так и экономической сфере. В первую очередь, надо подчеркнуть, что оба государства привержены интеграции постсоветского пространства, имеют близкую точку зрения по проблемам безопасности и региональной стабильности. Степень политического доверия, которую достигли наши страны, позволяет характеризовать их, как союзнические не только в ближайшем будущем, но и в стратегической перспективе. Принципиально важно, что отношения Казахстана и России строятся на рациональной и равноправной основе.

Совсем недавно наш президент на одном из международных форумов высказал мысль о том, что понимание современного мира как единого живого организма требует концептуального перехода в международной политике от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности. Он подчеркнул, что настало время взять на вооружение принципы "глобального здравомыслия" и "тотальной ответственности". Мне кажется, что отношения между нашими странами можно характеризовать этими определениями.

Казахстан всегда будет оставаться ответственным и надежным международным партнером, а его внешняя политика останется сбалансированной с учетом собственных национальных интересов и динамики регионального и мирового развития.

Это ключевые моменты, которые позволяют нашим странам добиваться серьезных успехов по всем сферам межгосударственных отношений. Наши государства динамично развиваются, сближают тарифы, реализуют крупные экономические проекты, взаимно инвестируют капиталы в экономики друг друга.

Конечно, особое место уделяется развитию культурно-гуманитарных связей между Казахстаном и Россией. Стороны обеспечивают равенство прав граждан двух государств по вопросам развития культуры и получения образования, создают благоприятные условия для сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.

Естественно, моя главная задача как главы дипломатической миссии Казахстана в России - максимальное содействие реализации масштабных планов по дальнейшему углублению казахстанско-российского сотрудничества.

- Президенты двух государств неоднократно заявляли, что нашим странам есть к чему стремиться в отношениях, в том числе и экономических. Что на Ваш взгляд необходимо для достижения "идеальных" отношений?

- Хотел бы отметить, что на данном этапе Казахстан - единственная страна на постсоветском пространстве, у которой с Россией во многом совпадают уровень и темпы экономического развития.

Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира позволяет развивать казахстанско-российское сотрудничество на более качественном уровне с учетом современных реалий. Тем более что в России сейчас реализуются Национальные проекты, направленные на модернизацию страны.

Традиционно интенсивность взаимодействия стран оценивается по объему товарооборота. Так, в 2006 года данный показатель составил $12,8 миллиардов, увеличение по сравнению с 2005 годом на 34,5%. Главы наших государств - Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин - сейчас ставят задачу, чтобы в ближайшие годы мы вышли на объем товарооборота до $20 миллиардов.

И такая возможность есть. Возьмем, к примеру, топливно-энергетический комплекс. Как известно, основными направлениями экспорта казахстанских углеводородов в настоящее время являются транзит по нефтепроводу Атырау-Самара и КТК. Если в 2006 году в страны ближнего и дальнего зарубежья было транспортировано более 56 миллионов тонн казахстанской нефти, то в текущем году объемы могут существенно возрасти.

А ведь есть еще проекты по совместному освоению таких месторождений как "Имашевское", "Карачаганак", Экибастузская ГРЭС и так далее. Это серьезные проекты даже по мировым масштабам.

У нас большие перспективы в развитии транзитно-транспортного потенциала обоих государств. В настоящее время сформирована солидная правовая база в этом направлении, реализуются совместные проекты по совершенствованию транспортной инфраструктуры в рамках международного коридора "Запад-Восток".

Продолжается работа по созданию единой тарифной базы и применению специальных тарифных условий на перевозки грузов железнодорожным транспортом в экспортно-импортном направлении.

Наличие между нашими странами самой протяженной в мире сухопутной границы длиной в 7,5 тысяч километров придает особую важность вопросам развития приграничного сотрудничества. Сегодня на долю приграничья приходится порядка 55% от общего товарооборота.

В приграничной зоне действует свыше 350 совместных предприятий, среди которых такие крупные межгосударственные объединения, как "Казросхром", автомобильный комплекс на базе УралАза и Костанайского дизельного завода.

Помимо приграничных регионов достаточно интенсивно развивается и межрегиональное сотрудничество. Так, в настоящее время только в Москве и Московской области казахстанские инвесторы осуществляют несколько крупных проектов. Многие проекты уже реализованы: на казахстанские инвестиции построен элитный отель, всего в нескольких шагах от Красной площади. Осенью прошлого года была открыта первая линия логистического парка "Пушкино", отвечающего самым высоким международным стандартам. Ведется строительство аналогичного парка Домодедово, включающего высококлассные офисные и складские помещения площадью более 600 тысяч квадратных метров.

Соответственно, имеют место и встречные инвестиционные потоки. К примеру, российская столица занимается возведением на левобережье Астаны крупного офисно-гостиничного комплекса "Москва". Столь тесная интеграция, по словам московского мэра, полезна обеим странам. Она осуществляется в развитии добрых связей и инициатив, которые определяют на высшем уровне президенты наших государств.

В целях активизации двустороннего сотрудничества главы наших государств поручили разработать План совместных действий "Казахстан-Россия" на 2007-2008 год, с конкретными сроками и исполнителями. Указанный План планируется утвердить в ходе начавшегося официального визита в Казахстан президента России Владимира Путина.

Так что, как видите, планы у нас достаточно амбициозные, в хорошем смысле слова.

- Многие наблюдатели отметили, что интенсивность переговоров или встреч между высшими должностными лицами наших государств в этом году значительно ниже, чем в прошлом, что позволяет некоторым делать выводы о якобы похолодании между Россией и Казахстаном. Как бы вы могли прокомментировать такие заявления?

- Позвольте не согласиться с данным тезисом. Ведь трактовать любой факт можно по-разному. Большое количество встреч лидеров стран можно объяснить большим количеством проблем, которые обсуждаются. Если лидеры встречаются редко, то это можно объяснять, как нежелание обсуждать текущие проблемы. В нашем же случае уникальность двусторонних связей на высшем уровне заключается в том, что главы государств совершенно свободно и по мере необходимости могут встречаться и обмениваться мнениями по любым вопросам, касающимся не только двусторонних отношений.

Как известно, в этом году 19 марта состоялся рабочий визит президента Казахстана в Россию, в ходе которого обсуждались, корректировались и детализировались важнейшие направления сотрудничества, в том числе в приоритетных - высокотехнологичных инновационных сферах: космосе, в области мирного использования атомной энергии, по линии военно-технических контактов. И особо можно отметить, что уже начался официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан.

Кроме того, в марте состоялся визит председателя Правительства России в Казахстан. И соответственно планируется визит нашего премьер-министра в Россию. Интенсивные контакты идут и на уровне руководителей министерств и ведомств обеих стран.

Качество взаимоотношений не может измеряться количеством визитов. Уверяю Вас, динамика казахстанско-российского диалога, традиционно остается высокой.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Генералом мне быть необязательно" 28.05.2007
Новые рубежи демократии 28.05.2007
Деньги любят счет 28.05.2007
"Казахмыс" с человеческим лицом 28.05.2007
Омархан Оксикбаев: Казахстану не нужно заниматься самодеятельностью 24.05.2007
"Вся эта история вокруг "Нурбанка" - дело рук тех, кому не нравятся те масштабные изменения, которые происходят сейчас в стране" 22.05.2007
Таир Мансуров: Стараюсь не терять ни минуты 18.05.2007
"Быть понятным обществу бизнес может только через социальную ответственность" 18.05.2007
За министерством - стратегия, за предпринимателем - инициатива 16.05.2007
"Россия для нашей страны - это самый близкий сосед" 11.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz