NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 17:02 ast
15:02 msk

Не верь глазам своим, верь госстатистике?
К.Масимов: Статистика показывает, что никакой системной ошибки деятельности правительства нет
25.06.2007 / интервью

Нурахмет КЕНЖЕЕВ, "Республика", 22 июня

После смены главы правительства на олимпе исполнительной власти наблюдается оживление. Вот только у наблюдателей есть сомнения, что бурная деятельность нового главы кабмина приведет к реальным результатам. Чтобы развеять сомнения скептиков, мы направили Кариму МАСИМОВУ вопросы по проблемам, которые, на наш взгляд, наиболее активно обсуждаются в обществе. К сожалению (но, возможно, только нашему), премьер-министр не нашел времени для разговора с нашим корреспондентом, поэтому подготовка интервью и его согласование легли на плечи пресс-службы. Как говорится, что выросло, то выросло… Результат совместного творчества предлагаем сегодня на суд наших читателей.

- Карим Кажимканович, в чем заключается механизм проводимой в стране административной реформы, из скольких этапов она будет состоять? Есть ли понимание по данному вопросу у всех членов правительства?

- Указом главы государства от 13 января 2007 года № 273 "О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан" утвержден План первоочередных мероприятий по модернизации системы государственного управления, создана межведомственная комиссия по проведению административной реформы под руководством премьер-министра РК, обозначены основные принципы административной реформы.

Основной целью административной реформы глава государства определил создание мобильного и профессионального государственного аппарата, действующего на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу.

Все эти меры в результате приведут к улучшению качества жизни населения и условий ведения бизнеса.

Межведомственной комиссией разработан план мероприятий, в котором определены ответственные исполнители и этапы реализации административной реформы. В соответствии с этим планом модернизация работы государственного аппарата будет проводиться постепенно и последовательно. В целом на данный момент определено шесть направлений:

1) реформа государственной службы;

2) совершенствование государственного планирования;

3) бюджетирование, ориентированное на результаты;

4) повышение качества государственных услуг;

5) оптимизация и эффективное управление государственным сектором экономики;

6) мониторинг и оценка результатов деятельности государственных органов и государственного сектора экономики.

К первоочередным мерам административной реформы отнесены совершенствование законодательства по административным процедурам с разработкой регламентов государственных органов, разработка и внедрение стандартов предоставления государственных услуг, разработка системы ежегодной оценки и аудита эффективности деятельности государственных органов, проведение на системной основе функционального анализа с целью разграничения государственных функций между уровнями государственного управления.

Наиболее сложные элементы, например разработка и внедрение новых методов стратегического и экономического управления,оценка эффективности программных документов, внедрение бюджетирования, ориентированного на достижение конечных результатов, будут внедряться вначале в ряде пилотных министерств и акиматов.

На KASE одни лишь риски?

- Одна из задач, поставленных президентом правительству, – увеличение добычи нефти до 150 млн тонн. Какой объем нефтедолларов поступит в связи с этим в Национальный фонд и как предполагается их использовать? Насколько разумны встречные потоки валютных средств: из Нацфонда на мировой финансовый рынок и обратно – на счета казахстанских заемщиков, причем по более высоким ставкам?

- Средства Национального фонда в соответствии с концепцией его формирования и использования на среднесрочную перспективу и действующим бюджетным законодательством могут использоваться только в пределах гарантированного трансферта на бюджетные программы развития и в виде целевых трансфертов, передаваемых в республиканский бюджет на цели, определяемые главой государства.

По состоянию на 1 апреля 2007 года активы Национального фонда составили около

16 млрд тенге. В рамках реализации задачи, поставленной главой государства, по запуску крупных прорывных проектов в важнейших отраслях экономики, вопрос возможного вовлечения в это средств Национального фонда поднимается бизнес-структурами. Правительство изучает предложения бизнес-структур.

Что касается разумности встречных потоков валютных средств, следует сказать, что согласно упомянутой концепции Нацфонда активы фонда инвестируются исключительно в зарубежные финансовые инструменты. Внешнее заимствование, осуществляемое банками и частным сектором, будет регулироваться Национальным банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в рамках Концепции по управлению валовым и внешним долгом, которая позволит принять последовательные меры по снижению объема внешнего заимствования. При этом вопрос расширения поля внутреннего заимствования активно обсуждается с бизнес-структурами.

- Будут ли переданы средства от увеличения добычи нефти в государственный бюджет на финансирование инвестиционных или социальных программ?

- Как вы знаете, основной целью Национального фонда является снижение зависимости бюджета от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция) и формирования накоплений для будущих поколений (сберегательная функция). На сегодняшний день в рамках реализации указанных функций средства Национального фонда размещаются на международном финансовом рынке в ликвидные финансовые активы с минимальным риском, что позволяет обеспечить их сохранность и стабильность в долгосрочном периоде.

Учитывая, что на сегодняшний день на казахстанском фондовом рынке отсутствуют подобные безрисковые финансовые инструменты, существующий порядок использования валютных средств правительство полагает наиболее безопасным.

- Недавно президент объявил новый проект – создать 30 корпоративных лидеров Казахстана, которые должны стать локомотивом нашей экономики. Каким образом правительство намерено производить их отбор: среди уже существующих корпораций в зависимости от их доли на мировом рынке или же сначала будут определены сектора экономики, где государство намерено сделать прорыв, установлены порядок и условия предоставления преференций и господдержки и уже потом будут определяться победители?

- Постановлением Правительства РК от 25 апреля 2007 года №331 утвержден План мероприятий по реализации Указа Президента РК "О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан". Данный план предусматривает проработку необходимых вопросов для развития инвестиционного потенциала страны, отбора и реализации прорывных макропроектов, проведение анализа деятельности действующих компаний страны с целью выявления потенциальных корпоративных лидеров, а также разработку проекта государственной программы "30 корпоративных лидеров".

В настоящее время определены критерии отбора прорывных макропроектов, это капиталоемкость, т.е. стоимость свыше $100 млн, направленность на изменение структуры производства товаров и услуг, экспорта и оказание положительного влияния на смежные отрасли, привлечение современных технологий. Также осуществляется разработка положения по формированию корпоративных лидеров, в котором будут предусмотрены требования, предъявляемые к потенциальным участникам конкурса по отбору корпоративных лидеров, планирующих реализацию крупных макропроектов.

- Есть задача, с которой, по нашему мнению, правительство систематически не справляется, – увеличение доли ненефтяного сектора в общем объеме промышленного производства и ВВП. В чем причины поражений и как Ваш кабинет собирается учесть опыт своих предшественников?

- Первоначально необходимо понять, о каком поражении правительства идет речь? Чтобы быть корректным по данному вопросу, необходимо прежде всего учитывать особенности структуры экономики основных стран на постсоветском пространстве, в которой на сегодняшний день значительную часть в промышленности занимает горная добыча. И если рассматривать сложившуюся тенденцию и динамику роста секторов отечественной промышленности, то в последние годы наблюдаются позитивные сдвиги по увеличению удельного веса обрабатывающего сектора, для чего правительством Казахстана реализуется целый комплекс мероприятий. Так, например, удельный вес обрабатывающего сектора в отраслевой структуре отечественной промышленности в 2006 году составил 36,7%, что больше аналогичного показателя 2005 года (удельный вес составил 35,8 %).

Вместе с тем необходимо также принимать во внимание, что в течение последних лет рост цен на товары горнодобывающей промышленности был выше, чем на продукцию обрабатывающей промышленности. То есть, если не учитывать ценовой фактор, увеличение доли физического объема продукции обрабатывающего сектора в общей структуре промышленности могло бы быть несколько выше.

Что касается роста ВВП (рост за 2006 год – 110,6%), то наряду с ростом промышленности (рост 106,9%), решающий вклад вносит строительство (1 п.п. от всего прироста ВВП), рост

которого составил 135,6%.

В сфере услуг, которая сформировала более половины (53%) общего прироста ВВП, доминирующее положение играют четыре отрасли – операции с недвижимым имуществом (вклад 12% и рост 109,7%), финансовая деятельность (вклад 4,5%, рост 143,2%), торговля (вклад 15%, рост 109,8%), связь (вклад 4%, рост 120,4%). То есть статистика показывает, что никакой системной ошибки деятельности правительства нет, в последние годы все усилия были направлены на развитие преимущественно несырьевого сектора экономики.

А мы пойдем всеми путями

- Не может быть устойчивой экономика, в которой преобладают крупные сырьевые монополии, в достаточной мере зависящие от динамики спроса и цен на мировом рынке. Сможет ли Казахстан довести долю малого и среднего бизнеса в общем объеме производства до 60-70%? И что, по Вашему мнению, мешает развитию отечественного бизнеса, почему все попытки государства поддержать его приводят к обратному результату?

- С вашими выводами невозможно согласиться. Отмечается динамика ежегодного роста малого и среднего бизнеса, подтверждением тому является увеличение его доли в общем объеме ВВП. Так, в 2005 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила 30,1%, в 2006 году – 32%. Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства возросло по сравнению с прошлым годом на 11,4%.

В ближайшие 7-8 лет доля малого и среднего бизнеса в объеме производства достигнет 50-60%. Это станет возможным за счет увеличения уровня производства, когда крупные производственные предприятия посредством аутсорсинга предоставляют возможность мелким предприятиям заниматься производством комплектующих, предоставлением услуг.

Правительство постоянно работает над совершенствованием механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. К новым механизмам можно отнести созданные социально-предпринимательские корпорации "Сарыарка", "Ертис", "Онтустик" и "Жетысу", которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реализации проектов в регионах. Взаимоотношения СПК с предпринимательством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по вопросам разрешительных процедур, получения в пользование земельных участков и недр для реализации совместных проектов.

Что касается факторов, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, то согласно оценке Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса по методике Doing business Казахстан занимает 63 место среди 175 стран. Неутешительные результаты имеются по таким показателям, как лицензирование – 119-е место, регистрация собственности – 76-е место, ведение международной торговли – 172-е место, закрытие компании – 100-е место и по многим другим.

Усилия правительства будут направлены на устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие предпринимательства. Уверены, что все усилия государства, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, дадут плоды уже в ближайшей перспективе.

- Не кажется ли Вам, что объем задач, поставленных правительству, слишком разнонаправлен? Например, увеличение нефтедобычи до 150 миллионов тонн в год не даст возможности увеличить долю несырьевых отраслей экономики, а избыток нефтедолларов и рост госрасходов будут постоянно провоцировать рост инфляции?

- В Казахстане в последние 2-3 года ежегодный физический объем прироста добычи нефти составил 3-6 миллиона тонн, то есть в стране нефтедобыча переведена на более консервативную траекторию. Речь идет о достижении 150 миллионов тонн нефтедобычи за более длительный период, что позволит более бережно использовать имеющиеся минерально-сырьевые ресурсы Республики Казахстан. Поэтом наряду с умеренным, на мой взгляд, ростом горнодобывающей промышленности (рост в 2006 году на 7%), будет сохраняться несколько опережающая тенденция роста обрабатывающего (рост на 7,3%) и других секторов. Такой подход направлен на достижение равномерного развития всех отраслей нашей экономки.

В соответствии с действующим порядком формирования и использования средств Национального фонда, одной из основных задач фонда является обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживания давления на курс тенге и инфляцию. В рамках реализации указанной задачи основной объем средств налоговых поступлений от нефтяного сектора (избыток нефтедолларов) стерилизуется за счет размещения их в зарубежные финансовые активы.

Если сказать коротко, доходы от нефти позволят более эффективно реализовывать намеченные планы. Средства будут направлены на развитие инфраструктуры и обрабатывающих секторов экономики, что позволит реализовывать проекты металлургической, химической промышленности, в производстве стройматериалов, инфраструктурных проектах.

Что естественно, то не тревожно

- Состояние платежного баланса страны вызывает большую тревогу: положительного внешнеторгового сальдо и прямых инвестиций уже не хватает, чтобы покрыть расходы на импорт услуг и вывоз прибыли. Что правительство собирается или может сделать, помимо ужесточения условий заимствования коммерческими банками? Или отрицательное сальдо платежного баланса не есть проблема для Казахстана?

- Не совсем ясна ваша тревога по поводу отрицательного сальдо платежного баланса. Действительно, в 2005 году в связи с замедлением притока прямых инвестиций ($2,1 млрд) и увеличением расходов по распределению прибыли зарубежных инвесторов ($4,8 млрд) сложилось отрицательное сальдо платежного баланса (-$1,9 млрд), которое было покрыто за счет валютных резервов.

Однако данное явление, естественно, и носило временный характер.

Например, как показывает статистика за 2006 год, возросший экспорт ($38,8 млрд) был полностью скомпенсирован оттоком валюты по импорту ($24,1 млрд), балансом услуг ($5,9 млрд), распределение прибыли зарубежным инвесторам ($9,5 млрд) и возросшим объемом расходов на текущие трансферты ($1,2 млрд). В связи с этим сальдо текущего счета сложилось отрицательное (-$1,8 млрд) и компенсировалось за счет притока прямых инвестиций ($6,6 млрд) и займов банков второго уровня ($13,7 млрд).

Таким образом, общее сальдо платежного баланса за год сложилось положительным, а излишек ($11,1 млрд) был выкуплен Национальным банком, что пополнило валютные резервы страны.

- По сравнению с другими государствами, богатыми углеводородами, в Казахстане одни из наиболее облегченных условий налогообложения для недропользователей. Располагает ли правительство информацией о том, какая часть доходов от добычи нефти и газа изымается в бюджет Венесуэлой, Ираном, Саудовской Аравией и Россией?

- На сегодняшний день при заключении контрактов на недропользование с каждым инвестором в индивидуальном порядке оговариваются условия по исполнению различных социальных обязательств. Например, развитие социальной инфраструктуры, благоустройство территории и населенных пунктов, обеспечение нормальных условий труда, обучение профессиональных кадров казахстанских специалистов и т.п. Такой подход заключения контрактов с недропользователями позволяет нам создать оптимальные предпосылки в сфере налогообложения и привлекательные условия для инвесторов.

Другой вопрос, что прописанные требования в контрактах не в полной мере выполняются зарубежными инвесторами. В данном направлении государственными органами ведется соответствующая работа. Что касается удельного веса налоговых поступлений от нефтяного сектора в государственный бюджет и Национальный фонд, то за последние пять лет в Казахстане он составляет порядка 30% от общих поступлений.

По данным международных информационных агентств, институтов исследования и независимых аналитиков, складывается следующая картина: в Венесуэле за 2006 год доля доходов бюджета от добычи нефти и газа составила 50%, в Иране за период 2004-2006 гг. – 40-65%, в Саудовской Аравии за 2004-2006 гг. – 80%, в России за 2004-2006 гг. – 25-30%.

У Бакая не "земельные" корни?

- По данным официальной статистики, в Казахстане все меньше бедных –

и в процентном отношении к общей численности населения, и в абсолютных цифрах. Не кажется ли Вам, что это результат не только работы правительства, но и занижения стоимости потребительской корзины? В ней просто существенно меньше наименований товаров и услуг, чем дается в других государствах, причем не только в развитых, но и в той же России. Делали ли вы оценку – сколько надо сегодня, чтобы нормально прожить в Казахстане, так сказать, для себя?

– В рамках реализации Программы дальнейшего углубления социальных реформ единым базовым социальным индикатором для расчета базовых социальных выплат определен прожиточный минимум (ПМ). Безусловно, этому предшествовала большая работа. С учетом рекомендаций международных экспертов изменена методика определения величины ПМ. В частности, набор продуктов питания продовольственной корзины увеличен с 20 до 43 наименований. Также изменена структура ПМ (сокращена доля продовольственной корзины с 70 до 60% и увеличена доля непродовольственных товаров и услуг с 30 до 40% соответственно).

При этом минимальный набор продуктов питания разработан по научно обоснованным нормам потребления, необходимым для удовлетворения физиологических потребностей человека. Энергетическая ценность продовольственной корзины составляет 2175 ккал (было 2137 ккал), что соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. В результате применения новой методики величина ПМ увеличилась на треть.

В настоящее время ПМ используется для определения размеров пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту (вместо ранее используемого месячного расчетного показателя). На уровне не ниже ПМ устанавливаются минимальные размеры пенсии, заработной платы. Величина ПМ, определяемая в целом по республике, утверждается ежегодно законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год для установления минимального размера пенсии и базовых социальных выплат, которые будут исчисляться в кратности от величины ПМ.

Закон "О земле", принятый парламентом при премьерстве Иманагали Тасмагамбетова, резко ускорил процессы социального расслоения на селе и концентрации земли в руках крупных производителей.

- В результате массы людей выбрасываются в пригороды. Отсюда – Бакай, Шанырак, Маловодное и прочие инциденты. Понимает ли это правительство?

- Распад традиционного хозяйственного уклада на селе в условиях рыночной экономики неизбежен. Естественно, сельскому жителю труднее адаптироваться к новым реалиям. Но процесс не имеет обратного пути, поэтому определенные издержки в период становления села, конечно, будут. Проблемы Бакая, Шанырака, Маловодного имеют совершенно иные корни. Здесь самовольный захват земель и бытовая криминальная разборка, которые, конечно, нельзя было допустить.

- Много разговоров идет о низкой эффективности государственных институтов развития. Скажите, есть ли какие то объективные критерии? Если да, то насколько им соответствуют "Казына", "Самрук", "КазАгро" и входящие в их состав структуры? И готово ли правительство передать право назначения независимых директоров в холдинговые и Национальные компании парламенту?

- До создания холдинговых структур функции акционера по отношению к институтам развития и национальным компаниям выполняли государственные органы, которые в силу большой загруженности по основной деятельности не обладали достаточным временем и ресурсами для организации эффективного управления данными институтами и компаниями.

Создание холдингов как профессиональных управляющих структур должно обеспечить повышение эффективности управления институтами, прозрачность их деятельности, постановку долгосрочных и среднесрочных целей и задач, сформировать систему мониторинга исполнения данных индикаторов.

Так, в настоящее время специализированными советами при правительстве одобрены стратегические направления развития национальных компаний и институтов развития на 2007-2010 годы, которые содержат количественные и качественные индикаторы, достижение которых является "таргетом" для институтов развития и на основании которых будет оцениваться эффективность деятельности институтов развития и национальных компаний.

Вопрос передачи права назначения независимых директоров парламенту правительством не обсуждался. На сегодняшний день в соответствии с постановлением Правительства от 26 декабря 2006 года №1286 "О некоторых вопросах независимых директоров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству" государственными органами, осуществляющими права владения и пользования госпакетами акций акционерных обществ, проводятся конкурсы в целях отбора независимых директоров. Этим же постановлением утверждены квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должность независимых директоров, правила их отбора, а также правила оценки эффективности их деятельности.

СССР и Казахстан – две вещи несравнимые

- Нет ли у Вас ощущения, что сегодня в Казахстане происходит кредитно-инвестиционная накачка экономики, вроде той, что была в последние годы существования СССР? Помните, когда гигантские суммы внешних займов тратились на крупные инвестиционные проекты в сфере производства, которые в большинстве своем оказались неэффективными или незаконченными, и на завоз импортных товаров народного потребления? В результате не хватало товаров и цены на них росли на глазах.

- Нельзя сравнивать ситуацию в бывшем СССР с ситуацией, складывающейся в суверенном Казахстане. Это совершенно разные по сути системы финансово-хозяйственной деятельности. Любое предприятие республики в поисках источников финансирования и закупа соответствующих услуг вправе обратиться к любым финансовым институтам, в том числе и международным институтам развития. Наряду с этим институты развития Казахстана рассматривают приоритетные проекты и проводят консультации и переговоры с международными финансовыми институтами по различным инвестиционным проектам без участия правительства.

Например, в настоящее время АО "Банк развития Казахстана" уже имеет положительный опыт практического сотрудничества по софинансированию с ЕБРР инвестиционных проектов в Казахстане, в частности по строительству портовой инфраструктуры в г. Актау и линии электропередач транзита "Север – Юг". При этом необходимо отметить, что политика Правительства Республики Казахстан направлена на постепенное снижение доли внешнего долга в структуре правительственного долга путем сокращения доли финансирования дефицита республиканского бюджета за счет внешних займов.

* * *

Разговор глухого со слепым – так можно в двух словах охарактеризовать ответы главы кабмина на вопросы редакции

Прочитав ответы премьер-министра страны на вопросы редакции, трудно удержаться от разочарования.

Во-первых, уж больно обезличенными и нарочито неэмоциональными они получились, больше похожими на коллективный труд клерков, чем позицию главы правительства.

Во-вторых, на большинство вопросов ответа мы не получили. Возьмем такую стратегическую задачу, как административная реформа. Нам аккуратно пересказали все, что до этого говорили президент и его премьер-министр – но этого катастрофически мало.

Например, наших читателей интересует, сможет ли общество, точнее, позволят ли ему контролировать работу исполнительной власти целиком и отдельных ведомств и чиновников в частности? И как правительство собирается вовлекать в принятие решений экспертное сообщество, профессиональные объединения работников и работодателей, ученых? Что будет делаться по повышению качества самих госслужащих? На эти и многие другие вопросы – глухое молчание.

А диалог о разумности встречных потоков валютных средств из Нацфонда на мировой финансовый рынок и обратно через частное заимствование вообще напоминает разговор глухого со слепым.

Мы спрашиваем, какой объем нефтедолларов ожидается, если добыча нефти возрастет до 150 млн тонн в год, нам же называют размер средств Национального фонда на 1 апреля 2007 года, причем вместо доллара единицей измерения указывают тенге – и, соответственно, занижают показатель в 120 с лишним раз.

Мы спрашиваем о разумности встречных потоков валюты – то есть об экономической целесообразности страновых потерь на разнице между процентами, получаемыми на деньги Нацфонда, и процентами, уплачиваемыми казахстанскими заемщиками, нас же отправляют к Концепции Нацфонда.

Мы спрашиваем, как будут определяться 30 корпоративных лидеров – на конкурсной основе или в индивидуальном порядке, нам отвечают: "осуществляется разработка положения по формированию корпоративных лидеров, в котором будут предусмотрены требования, предъявляемые к потенциальным участникам конкурса по отбору корпоративных лидеров, планирующих реализацию крупных макропроектов".

И так постоянно. Создается ощущение, что глава кабмина не хочет отвечать на наши вопросы. То ли нечего сказать, то ли не желает, а потому отписывается.

В-третьих, похоже, правительство в лице своего главы слабо понимает процессы, протекающие в нашей экономике. Мы поинтересовались, когда Казахстан сможет довести долю малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП до 60-70%, потому что экономика, в которой преобладают крупные сырьевые монополии, неустойчива по причине уязвимости к колебаниям мирового рынка. Нам ответили: действительно, доля малого и среднего бизнеса в 2006 году составила 32%, но в ближайшие 7-8 лет достигнет 50-60%. И знаете за счет чего? За счет того, что крупные производственные предприятия посредством аутсорсинга создадут множество мелких партнеров – поставщиков! Плюс с помощью СПК.

То есть аппарат правительства не понимает, что в этом случае изменится статистика, но не повысится устойчивость экономики, и нам нужно развитие малого и среднего бизнеса, опирающееся на расширение массового спроса граждан. А уверения, что "все усилия государства, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, дадут плоды уже в ближайшей перспективе", выглядят после цитирования низких рейтингов Казахстана просто издевательством над всеми нами.

В-четвертых, правительство, видимо, настолько уверовало в восходящий тренд казахстанской экономики, что даже не допускает возможности его изменения на обратный. Мы спросили, не беспокоит ли правительство тот факт, что положительного сальдо внешнеторгового баланса и прямых инвестиций уже не хватает, чтобы покрыть расходы на импорт услуг и вывоз прибыли. Как выяснилось, не беспокоит. Как заявил главный экономический штаб Казахстана, что хотя сальдо текущего счета в 2006 году (-$1,8 млрд) и сложилось отрицательным, но оно было покрыто за счет притока прямых инвестиций ($6,6 млрд) и займов банков второго уровня ($13,7 млрд).

При этом никто даже не подозревает, что если вдруг резко упадут цены на углеводороды или цветные металлы или обанкротится хотя бы один банк из первой пятерки, то наши финансовые институты уже не смогут получать так легко деньги на мировом рынке. И что тогда будем делать? Ссылаться на форс-мажор? Или надеться, что сокращение доходов иностранных нефтегазодобывающих компаний соответственно сократит потребность в валюте на перечисление им прибыли?

В-пятых, мы еще раз убедились, что Казахстан недополучает доходов от нефти и газа. Иначе зачем правительству на вопрос, какая часть средств, полученных от продажи углеводородов, попадает в бюджеты государства, сообщать нам долю нефтяных доходов в бюджетах? Другими словами, мы спросили, сколько центов получает государство из каждого доллара, заработанного недропользователями, а нам сообщили, какую часть нефтедоллары составляют в бюджете. Вряд ли чиновники, готовившие ответ, не понимают разницы между этими понятиями, но назвать цифры нельзя – скандал, просто отмахнуться – невозможно, вот и кинули статистику журналистам – авось не разберутся.

В-шестых, страшно далеко наше правительство и лично господин Масимов от народа. Прочитайте официальный ответ на вопрос о занижении потребительской корзины и последствиях закона о земле, и вы увидите – клерки даже не поняли, что написали своему руководству. А сам премьер-министр явно никогда не пробовал прожить на те деньги, что составляют прожиточный минимум, никогда не был вынуждены искать лучшей доли около городов, не сталкивался с безысходностью.

…Что можно сказать в завершение про интервью… Похоже, это не случайность. Если предыдущие премьер-министры страны при всех их недостатках и ошибках были людьми с позицией, опытом, прошлым, которое предопределяло их будущее, то Карим Масимов в этом отношении – белый лист. Нам не известно ни о его политических и экономических взглядах, ни о позициях по важнейшим вопросам, он говорит правильные вещи и все делает правильно – но… как-то неощутимо. Вроде есть премьер-министр, и вроде его нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Куандык Турганкулов: Чем выше авторитет партии ­ тем дешевле обойдутся ей выборы 29.06.2007
Формулы жизни 28.06.2007
Темирхан Досмухамбетов: Мы должны выстроить конкурентоспособную индустрию туризма 27.06.2007
"Разговоры о намерении России отказаться от "Байконура" несостоятельны" 27.06.2007
Должно ли правительство уйти в отставку после избрания нового состава Мажилиса? 26.06.2007
Не верь глазам своим, верь госстатистике? 25.06.2007
"Смогу ли удержаться от соблазна? Время покажет…" 25.06.2007
"Стучитесь в каждую дверь!" 22.06.2007
"Политическая система страны вполне созрела до того, чтобы двигаться дальше" 21.06.2007
Децентрализация властных полномочий активно обсуждается в регионах 19.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz