"Жеты кун" / "Хабар", 24 июня
Тема предстоящих парламентских выборов остается доминирующей в новостной палитре казахстанских печатных и электронных СМИ. Новый порядок выборов рассматривается сквозь призму множества юридических аспектов, связанных с процедурными особенностями как собственно электоральной кампании, так и поствыборного периода. Одна из наиболее обсуждаемых тем – форма участия в выборах политических партий. Напомню, по новому выборному законодательству партии могут идти на выборы только как самостоятельные политические единицы – без блокирования с другими объединениями. Связано это с тем, что в новом составе Мажилиса будет соблюдаться жесткая привязка депутатских мандатов к партийным цветам. Внутрикоалиционное перераспределение мест в Мажилисе не предусмотрено, так что мелким партийным структурам перед выборами придется определяться – либо подождать до лучших времен, либо идти на выборы, влившись в ряды более сильной, но близкой по убеждениям и программе партии. Такой расклад диктуется логикой концентрации политических сил – со временем в выборах будут участвовать только крупные партии, способные реально влиять на управление государством. Еще один обсуждаемый вопрос – должно ли правительство уйти в отставку после избрания нового состава Мажилиса? За разъяснением этого и некоторых других юридических аспектов предстоящих выборов, мы обратились к председателю конституционного совета Игорю Рогову.
С ним беседует Тимур Мухамадеев.
- Игорь Иванович! Не нарушает ли досрочное прекращение полномочий депутатов мажилиса конституционные права избирателей, которые когда-то голосовали за конкретные кандидатуры, связывали с ними определенные надежды…
ИГОРЬ РОГОВ, Председатель Конституционного совета:
- Видите ли, как может этот роспуск парламента нарушать конституционные права избирателей, если в самой Конституции предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий как парламента в целом, так и мажилиса. Президент воспользовался своим конституционным правом, причем, это было сделано им не по собственной инициативе, а по обращению депутатов. Депутаты мажилиса парламента, которые были избраны населением в то время, когда в Конституции был предусмотрен запрет на императивный мандат, т.е. право какого-то отзыва со стороны избирателей. Они поступили в соответствии с Конституцией и в соответствии со своими правовыми и политическими убеждениями.
- В предстоящих выборах политические партии смогут участвовать только как самостоятельные единицы. Запрещено создавать политические блоки на время выборов. Меня интересует Ваше мнение об этом, как юриста.
- Дело в том, что здесь законодатель когда устанавливал этот запрет, исходил из требований Конституции, где предусмотрена жесткая привязанность количества депутатских мандатов именно к партийной принадлежности. И более того, предусмотрено, что выход из партии, либо исключение из партии, либо прекращение деятельности политической партии, прекращение в судебном порядке или в каком-либо ином, автоматически влечет потерю этих депутатских мандатов. Поэтому реализовать данную конституционную норму каким-то иным путем и при наличии блоков было бы просто невозможно.
- Игорь Иванович, еще один вопрос на схожую тему. В газетах и на интернет-сайтах сейчас много информации о предстоящих выборах, в том числе обсуждается и возможная тактика разных политических сил. Рассматривается, например, и такой сценарий. Несколько партий юридически объединяются на период выборов. Что произойдет, если в дальнейшем – получив определенное число мандатов в парламенте – эти партии перестанут существовать под единой вывеской, оформят "развод" и снова станут самостоятельными? Они сохранят свои места в парламенте?
- Знаете, дело в том, что Конституционный совет решает вопрос о конституционности или неконституционности законов, нормативных правовых актов, дает толкование Конституции. И я опасаюсь высказывать здесь свою точку зрения, потому что если такой вопрос возникнет, то не исключено, что к нам либо депутаты, либо другие субъекты, которые наделены правом обращения в Конституционный совет, обратятся с просьбой прокомментировать эти положения Конституции именно применительно к этой ситуации.
- Депутаты мажилиса, обращаясь к Президенту с просьбой о роспуске нижней палаты парламента, аргументировали свою позицию тем, что возникло политико-правовое несоответствие между нормами обновленной Конституции и существующими реалиями. Означает ли это, что после избрания в августе нового состава мажилиса, автоматически должна последовать отставка правительства, поскольку в соответствии с поправками в Конституцию парламент получает значительные полномочия при формировании правительства.
- Вопрос, действительно, очень такой актуальный и важный. Но я могу сразу сказать, что отставка правительства не обязательна. Но обязательно премьер-министр после избрания и начала работы первой сессии четвертого созыва мажилиса парламента обязан поставить вопрос о доверии перед вновь избранным мажилисом парламента. Если мажилис парламента такое доверие окажет, то правительство будет продолжать работать. Если в доверии будет отказано, это решение, согласно обновленной Конституции, мажилис может принять простым большинством голосов, не двумя третями, т.е. 50%+1 голос, тогда вопрос передается на рассмотрение Президента. Либо он принимает отставку правительства, правительство должно подать в отставку, либо предлагает продолжать работу и могут последовать какие-то другие процедуры, которые предусмотрены Конституцией. Обязательность не предусмотрена, но вот такой вариант развития событий вполне возможен. То правительство обязательно поставит вопрос о доверии перед мажилисом парламента.
- Уже объявлено, что предстоящие выборы в мажилис будут совмещены с выборами в маслихаты. Говорится о том, что это позволит сэкономить бюджетные деньги. Если обратиться к международному опыту – насколько распространена такая практика совмещения выборов разных уровней?
- Я думаю, что здесь нет каких-то строгих таких стандартов, но в ряде стран, насколько мне известно, эти выборы совпадают по датам - и, я думаю, что с точки зрения не только экономической, но и социально-политической, это вполне оправдано. Единый электоральный период, думаю, что это оправданное решение Центральной избирательной комиссии.
- Я благодарю Вас за интервью. Спасибо. |