NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:04 ast
00:04 msk

Министр в ответе
Г.Оразбаков: Мы в новой госпрограмме предусматриваем 79,3 миллиарда тенге на пополнение уставного капитала Жилстройсбербанка, Казахстанской ипотечной компании (КИК) и Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов
17.07.2007 / интервью

Наталья БУЕНКО, "Мегаполис", 16 июля

Для многих его назначение на пост министра стало неожиданностью. Теперь он возглавляет одно из ключевых министерств, забыв об отдыхе, целиком отдаваясь работе. Ведь именно ему придется отвечать в случае провала той или иной госпрограммы, одна из которых – жилищная, не успев финишировать, родилась вновь. Кто вправе претендовать на арендное жилье и сколько оно будет стоить? Каким образом будет снижена процентная ставка по кредитам? Почему стройиндустрия не поспевает за спросом? Не станет ли министр после административной реформы английской королевой? А также имеют ли подчиненные право на критику? На эти и другие вопросы корреспондента "Мегаполиса" Натальи БУЕНКО отвечает в первом эксклюзивном интервью в должности министра индустрии и торговли РК Галым ОРАЗБАКОВ.

– Галым Избасарович, в вашем ведомстве разработана новая жилищная программа до 2010 года, согласно которой ключи от арендных квартир, построенных за счет госказны, будут выдавать семьям, ежемесячный доход которых составляет менее 75 тысяч тенге. Что будет с этим жильем, если доход семьи со временем увеличится?

– Для Казахстана арендное жилье – это новый сектор, новые отношения в жилищной сфере. Мы говорим о том, что необязательно каждому гражданину иметь в собственности жилье. Опыт показывает: можно долгие годы жить в арендованной квартире, платить приемлемую арендную плату и не ставить перед собой задачу получить ее в собственность. Хотя, безусловно, у нас совершенно иной менталитет. Мы еще с советских времен привыкли иметь что-то у себя в закромах, в собственности. Это ломка той ментальности, которая была у нас с вами раньше.

Хотел бы отметить, что закон устанавливает правовой статус, условия найма арендных домов, сам механизм аренды жилья местными исполнительными органами, налоговое стимулирование строительства и содержания арендного жилья. Также определяется правовое положение, особенности функционирования фондов недвижимости в стране.

– Вы упомянули о приемлемой цене. На ваш взгляд, какова она?

– Сейчас довольно сложно сказать, поскольку практика пока не наработана. Но в законе мы указали, что местные исполнительные органы вправе арендовать у частных компаний жилье и сдавать его в субаренду социально незащищенным слоям населения. Иными словами: акиматы могут брать в аренду квартиру, скажем, за 200 долларов в месяц, а сдавать ее по 100 долларов. При этом разницу оплачивать за счет местного бюджета.

– Эта норма будет распространяться на всех или же только на госслужащих и бюджетников?

– Эта норма распространяется на категории населения, определенные статьями 67 и 68 Закона "О жилищных отношениях". Это социально защищаемые слои населения (11 категорий), госслужащие и работники бюджетных организаций.

Для остальных категорий граждан по решению местных представительных органов может быть установлена льгота по арендной плате через систему жилищной помощи.

Кроме того, мы создали льготы и преференции для того, чтобы застройщикам было выгодно строить и содержать арендное жилье. В принципе арендные дома могут получить распространение в Казахстане как нормальный вид бизнеса. Учитывая нынешнюю ситуацию на рынке, компании будут строить доступное, недорогое жилье и сдавать его в аренду.

– О каких послаблениях идет речь?

– В первую очередь освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации услуг по сдаче в наем помещений арендного дома. Кроме того, не облагаются налогом земельные участки, приобретенные для содержания арендных домов. Также предусмотрены вычеты и освобождение по корпоративному подоходному налогу и налогу на имущество.

– Установлен ли временной минимум, в течение которого предприниматель, воспользовавшись льготами и преференциями, не имеет права продать квартиры?

– Предприниматель в любой момент времени может продать квартиры гражданам в арендном доме. Это его конституционное право. Однако с момента продажи хоть одной квартиры статус арендного дома аннулируется. В связи с чем действие установленных льгот и преференций прекращается.

– И все же, если у семьи доходы превысят установленную планку в 75 тысяч тенге, их будут выселять? Есть какой-то минимальный срок, на который можно заключать договор аренды?

– Если с вами договор аренды заключен на определенный срок, из-за изменения заработной платы никто его пересматривать не будет. На какое время заключать договор, будет зависеть от местных исполнительных органов, квартиросъемщиков и хозяина квартиры.

В законе мы не можем прописать минимальный срок аренды, поскольку это будет ущемление прав собственников жилья. К тому же, если бизнесмен строит квартиры с целью их дальнейшей сдачи в аренду, то ему явно нет смысла заключать с вами договор на полгода. Что касается местных исполнительных органов, то здесь причин для волнения вообще нет, поскольку они подотчетны и подконтрольны. Можно было бы опасаться, что предприниматели из-за изменения цен на рынке в сторону повышения не будут держать стоимость аренды на первоначальном уровне.

– Вы просчитывали, сколько может составлять арендная плата, если дом будет строиться на деньги частного бизнеса?

– Сейчас сказать сложно. Надо учитывать себестоимость, по которой квартира обошлась хозяину. Безусловно, никто не будет ставить цену ниже коммунальных платежей плюс какой-то процент доходности. К тому же на стоимости аренды скажется не только сам регион, но даже и район города. Я уже не говорю про Астану и Алматы, поскольку здесь и так высокий спрос на жилье.

– По новой госпрограмме ставка вознаграждения по займу должна снизиться с 10 до 7-8 процентов? Как вы планируете этого добиться от частных банков?

– Мы в новой госпрограмме предусматриваем 79,3 миллиарда тенге на пополнение уставного капитала Жилстройсбербанка, Казахстанской ипотечной компании (КИК) и Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов. Именно эти институты должны сыграть решающую роль по снижению процентной ставки. Они будут финансировать банки второго уровня с условием, что ставка кредитования должна снизиться на два процента. Более того, мы предполагаем поэтапное снижение ставки вознаграждения в зависимости от ситуации на фондовом рынке.

Еще один инструмент – выпуск КИК долгосрочных ипотечных облигаций. Они будут размещаться среди пенсионных фондов и других институциональных инвесторов. Часть облигаций по низкой ставке будет размещена среди национальных компаний.

– Одной из причин возникновения трудностей при реализации госпрограммы жилищного строительства называется "несогласованность действий между акиматами и ответственными министерствами". В чем она заключается?

– Пожалуй, не совсем правильно говорить о несогласованности. Поскольку это была наша первая госпрограмма, были определенные ошибки и недочеты. К сожалению, не совсем активно велась работа по выделению земельных участков для желающих построить индивидуальное жилье. В акиматы поступило 584 тысячи заявлений на участки под ИЖС, фактически выделено 175 тысяч участков, или 30 процентов от общего количества поданных заявок.

К тому же имело место несоблюдение акиматами установленных госпрограммой средних параметров коммунального и кредитного жилья в сторону увеличения. Это привело к снижению количества введенных квартир и затруднениям по их реализации населению. Хотел бы отметить и слабую маркетинговую проработку. Вначале было необходимо понять, сколько желающих хотят приобрести жилье по предложенной цене, какой квадратуры оно должно быть и т.д. В итоге построили трех- и четырехкомнатные квартиры, которые не смогли продать.

– Вместе с тем, как показала проверка Генпрокуратуры, хромало освоение средств, отставало строительство инфраструктуры, подрядчики не укладывались в смету. Нередко квартиры доставались "привилегированным нуждающимся". Как вы планируете решить эти проблемы в новой госпрограмме?

– Если говорить о нарушениях, то здесь должен быть только контроль и понимание местных исполнительных органов, что они должны делать. Согласитесь, к каждому полицейского не приставишь, да и нет смысла этого делать. Нарушения озвучены, люди наказаны. Эти меры должны послужить очень хорошим уроком, чтобы в будущем в новой программе подобных вещей не происходило.

Я считаю, если кто-то нарушает закон с открытым забралом, то должен осознавать, что ему придется отвечать за свои противоправные действия по всей строгости. Мы не сможем из центра отслеживать, кому какая квартира выдана и имеет ли этот человек на нее право.

– Как администратор бюджетной программы ваше ведомство может контролировать освоение средств?

– Когда запустили первую госпрограмму, министерство особенно не диктовало свои условия. Не забывайте про бюджетный разделизм, разделение полномочий между центром и регионами. Как администратор программы мы перечисляли трансфертом средства, а дальше акиматы их сами распределяли. Сейчас мы ставим вопрос о наделении полномочиями Комитета по делам строительства по контролю за департаментами градостроительства областей.

Мы планируем со следующего года, с момента реализации новой госпрограммы ввести не постоянный контроль, а мониторинг: за-слушивать акиматы по освоению денег в регионах, их видение по распределению бюджетных средств. Никто не говорит, что будет тотальный контроль, но и полностью отдавать все на местный уровень тоже не стоит.

– В 2003-2004 годах в правительстве разрабатывали программу восстановления и ремонта ветхого и аварийного жилья. Какова ее судьба?

– Должен сказать, что республиканской программы никогда не было. Каждый акимат разрабатывал ее на местах, а затем реализовывал. Средства, необходимые для сноса ветхого и аварийного жилья, должны быть предусмотрены в местных бюджетах.

– На республиканском уровне не планируется создать единую госпрограмму?

– Знаете, такая идея у нас была, но пока мы исходим из сложившихся реалий. Невозможно все затраты посадить на Республиканский бюджет. Перед нами стоят задачи строительства большого количества нового жилья. Я не исключаю, что со временем, возможно, мы создадим либо специальную программу, либо предусмотрим трансферты регионам на снос аварийного и ветхого жилья. Все должно происходить поэтапно. Сейчас мы решаем одни проблемы, придет время, появятся финансовые ресурсы у государства, возьмемся за решение других.

– В Алматы сегодня более 70 тысяч объектов, которые определены в категорию ветхого и аварийного жилья. Известно ли, сколько из них находится в критическом состоянии?

– По данным акимата города Алматы на 1 января 2007 года, количество аварийных жилых домов, подлежащих сносу, составляет 1005 единиц (468 тыс.кв. метров). В целом по республике подлежит сносу 3,6 млн кв. метров (5360 домов).

– Почему стройкомитет позволяет значительно превышать плотность застройки в Алматы и других городах Казахстана?

– Как я уже заметил, все эти вопросы находятся в ведении местных исполнительных органов. В свое время полномочия были разделены и эта часть передана на местный уровень, где на градостроительном совете принимают план развития города. Если мы получим новую функцию по контролю за департаментами архитектуры и строительства, тогда сможем влиять на этот процесс.

К тому же на прошлой неделе правительством принято решение о строительстве городов-спутников, что позволит разгрузить крупные города. Пока мы выделяем 6,5 миллиарда тенге на подведение инфраструктуры в поселке Кощи Акмолинской области, который станет городом-спутником Астаны и 13,5 млрд тенге – для 4 малых городов, которые появятся возле Алматы вдоль трассы до Капчагая. Это даст возможность обеспечить жильем огромное количество населения.

– Кстати, премьер-министр недоволен темпами роста отечественной стройиндустрии – всего 43% охвата рынка республики, чего явно недостаточно для удешевления строительства. Назовите количественные показатели развития отрасли за прошлый год и 1-й квартал нынешнего?

– Рост объемов производства наблюдается по всем действующим предприятиям стройиндустрии. В прошлом году ими произведено продукции на 222 миллиарда тенге, а импортировано на 325 миллиардов тенге, или 60 процентов от общей потребности.

За январь-май 2007 года рост производства строительных материалов, изделий и конструкций по 43 видам составил в среднем 44 процента. При этом рост объемов производства основных видов строительной продукции составил по цементу – на 28,4 процента (2226,5 тыс. тонн), сборным железобетонным конструкциям – на 23,6 процента (1205,4 тыс. тонн), теплоизоляционным материалам – на 34 процента (3097 тонн), кирпичу керамическому – на 34,3 процента (295,4.тыс. куб.м). Объем привлеченных инвестиций в основной капитал, направленный на развитие производства строительных материалов, за январь-май 2007 года составил более 12 миллиардов тенге.

Наряду с этим планируется запустить ряд новых крупных предприятий. Все эти производства подпадают под приоритетные сектора экономики, а значит, на них распространяются определенные льготы и преференции. Иными словами: внешние посылы созданы, теперь очередь за бизнесом. В то же время, надо сказать, что темпы роста строительства жилья намного опережают темпы роста стройиндустрии. И это приятная реальность.

– В свою очередь вице-премьер критиковал ваше ведомство за недостаточно эффективную реализацию стратегии индустриально-инновационного развития. Так в структуре экспорта преобладают поставки нефти и металлов, а несырьевая "доля" составляет всего 6-7%. Когда мы перестанем быть сырьевым придатком?

– Он не критиковал, а в целом говорил о работе предыдущего правительства. На самом деле то, о чем вы говорите, имеет место быть. Надо сказать, что в прошлом году впервые темпы роста обрабатывающей промышленности превысили темпы роста сырьевого сектора. Задача нынешнего правительства – это диверсификация экономики. Как вы знаете, совсем недавно с участием президента страны мы запустили целый ряд новых проектов.

Опять же нельзя сбрасывать со счетов и объективные факторы. При росте обрабатывающей промышленности существенно растет и сам сырьевой сектор. Растут цены на сырьевые товары, увеличивается добыча углеводородов и металлов. Все это приводит к тому, что в общей картине, где указываются данные в абсолютных цифрах, доля сырьевого сектора остается высокой.

– Вы обещали найти комплексное решение по налаживанию поставок в страну овощей и фруктов с юга. Что сделали?

– Недавно принято постановление правительства о мерах по насыщению плодоовощной продукцией регионов Казахстана. Мы считаем, что необходимо увеличивать количество рынков и торговых мест в городах и областных центрах. После проведенного анализа стало ясно, что в северных регионах нет овощехранилищ, а ведь это скоропортящийся продукт, поэтому и завозят его очень мало. Теперь в качестве пробного шара СПК "Сарыарка" начнет воссоздавать два овощехранилища в Астане и поселке Кощи.

Мы поручили местным исполнительным органам серьезно заняться этим вопросом. Привлечь инвесторов, где возможно восстановить старые овощехранилища либо построить новые. Кроме того, нужно организовать места для оптовой и мелкооптовой торговли. Предусмотреть стоянки для грузовых автомашин и создать места отдыха для предпринимателей.

Чтобы максимально оградить фуры, перевозящие овощи и фрукты, от поборов на дорогах, министр МВД поручил дать им "зеленый коридор" с юга на север. Более того, мы договорились, что дорожно-патрульная служба будет сопровождать автокараваны, чтобы в дороге их точно никто не остановил.

Кроме того, надо проводить ярмарки и заключать договора на прямую поставку как с нашими южными регионами, так и с Узбекистаном и Киргизстаном. Киргизские предприниматели не раз заявили: "Мы готовы быть элитным огородом для Казахстана". Они прекрасно понимают, что у нас хороший рынок сбыта.

Кстати, одной из причин дороговизны плодоовощной продукции является резкий рост платежеспособности населения, и как следствие – рост потребления. Если раньше покупали малину и клубнику стаканами, то теперь берут лукошками. Раньше огурцы были только летом, сейчас – круглый год. Появились тысячи кафе и ресторанов, в меню которых обязательно есть салат из свежих овощей. Все это, безусловно, ведет к росту производства в стране плодоовощной продукции, росту импорта, что влечет за собой и рост цен.

– Сейчас полным ходом идет административная реформа, где предполагается введение должности ответсекретаря. Не кажется ли вам, что министр фактически становится английской королевой?

– Лет пять назад в стенах правительства уже поднимался вопрос об административном вице-министре, который оставался бы на посту при смене Кабинета министров. Должна быть преемственность. Не секрет, ведь нередко уходит министр, уходит команда. Люди меняются, вновь пришедшие не знают, для чего писались предыдущие программы. Начинается хождение по кругу, и в результате страдает дело.

И потом надо однозначно разгружать министра. Мы говорим, что это политическая фигура, которая должна заниматься стратегическими вопросами, работать с парламентом, с общественностью. Но для этого министра надо освободить от текущих дел. В свою очередь ответственный секретарь должен бросить силы на реализацию выработанной стратегии.

– Как вы считаете, существуют ли идеальные отношения между шефом и подчиненными?

– Пожалуй, да. Полагаю, что это взаимопонимание между руководителем и подчиненными, когда все понимают друг друга, с полуслова, видят на несколько шагов вперед, знают, как отреагирует руководитель, чего он хочет, знают стратегию, генеральную линию.

Считаю, что первый руководитель задает стратегические цели, указывает, в каком направлении надо двигаться, а вот какой тропинкой идти – это уже должен определять руководитель среднего звена.

– В таком случае вас можно назвать демократичным шефом?

– В каком-то смысле, да. Хотя о себе говорить, наверное, не очень корректно.

– Тогда насколько для вас приемлемо выражение "шеф всегда прав"?

– Честно говоря, это, скорее всего, похоже на истину. Ведь те, кто помоложе, могут не знать и не понимать каких-то вещей, поэтому им кажется, что решение руководителя не совсем верное. Хотя, безусловно, бывают и ошибочные решения.

– Вы позволяете подчиненным указывать на ваши ошибки?

– К критике надо относиться спокойно. Каждый работник, тем более, если он руководитель, может высказывать свою точку зрения. Для меня она обсуждаема, и мне интересно ее услышать. Тем боле, что в процессе работы могу скорректировать свою точку зрения. Но, когда принято решение, его надо исполнять.

– Насколько важна для вас команда, есть ли необходимость ее создавать, или вы готовы работать с тем коллективом, который до вас сложился?

– Понятие команда больше подходит к бизнес-среде. На госслужбе это возможно, но я не ставлю это во главу угла. Если бы каждый новый приход руководителя означал смену и набор своей команды, это вряд ли было бы здорово. Создавать команду надо из тех, кто есть. В большинстве случаев в госорганах так и происходит.

– Я не раз спрашивала высокопоставленных чиновников: что может выбить их из колеи? Как правило, все говорят о предательстве. Вас когда-нибудь предавали? Можете понять и простить?

– В кругу близких, слава богу, такого не было. Среди товарищей бывало, что некоторые не соглашались со мной, уходили. Конечно, переживаю, остается неприятный осадок. Но я стараюсь об этом не думать. А если человек осознал свою ошибку, то можно понять и простить его. Быть может, даже нужно, ведь каждый из нас индивидуален. Если человек считает, что, поступая таким образом, он устраивает свою жизнь, в конце концов это его право.

– У вас есть какой-то личный способ по снятию усталости и стресса?

– Раньше ходил в спортзал, играл в футбол. Сейчас нет времени ни на то ни на другое. Но я надеюсь, что это просто период такой, поскольку на должность министра пришел не так давно. Надо разложить все по полочкам, может, тогда и появится время. А вообще я сторонник игры в футбол и выезда на природу.

– В отпуск собираетесь? Где будете отдыхать?

– Хотелось бы, но получится ли? У меня маленькие дети, поэтому в этом году никуда не поедем. Есть желание просто выспаться. Может, удастся вырваться на пару дней на Иссык-Куль. На большее пока рассчитывать не приходится, работы много и ответственность высока.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Поднятая целина 31.07.2007
В ожидании большой нефти 30.07.2007
"СПК - не благотворительная организация, а бизнес, ориентированный на интересы государства" 30.07.2007
"Жить не прежними заслугами, а постоянным поиском" 30.07.2007
"Алиев стал жертвой собственных интриг" 26.07.2007
Слияние двух дум 20.07.2007
Широкий спектр национальных интересов 18.07.2007
"Поменьше политической трескотни. Поближе к жизни" 18.07.2007
Министр в ответе 17.07.2007
Третий элемент 13.07.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz