NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:11 ast
13:11 msk

Куандык Турганкулов: Семь процентов - это немного
"Расчленение парламента на множество партийных фракций, получивших на выборах незначительную поддержку избирателей, может фактически парализовать работу высшего законодательного органа страны"
13.08.2007 / интервью

Лаура ТУСУПБЕКОВА, "Казахстанская правда", 11 августа

Пожалуй, еще никогда в новейшей истории Казахстана выборы в представительные органы власти не пользовались таким интересом общества, как нынешние. Сказать, что от проведения и итогов предстоящего голосования зависит будущее страны, значит не сказать ничего. Сегодня мы находимся на том этапе своего развития, который свидетельствует об объективной готовности к новому витку политического, экономического и социального прогресса. В особенных предэлекторальных условиях работает сегодня Центральная избирательная комиссия. Об этом наш разговор с главой ведомства Куандыком ТУРГАНКУЛОВЫМ.

- Куандык Турганкулович, до выборов ровно неделя. Как вы считаете, все ли готово? Ведь нынешние выборы принципиально отличаются от всех предыдущих. Во-первых, особенностью нынешнего электорального сезона является проведение двух избирательных кампаний одновременно и в довольно сжатые сроки по двум разным избирательным системам. Во-вторых, в связи с недавней конституционной реформой значительные изменения претерпела нормативно-правовая база выборов. Кстати, давайте еще раз напомним читателям об этих поправках.

- Да, действительно, предстоящие выборы пройдут в новых политических условиях, которые, безусловно, повлияют на дальнейшее политическое развитие страны. Прежде всего я бы хотел отметить, что казахстанское избирательное законодательство в основном соответствует всем международным стандартам демократических выборов. По новым правилам будут избираться депутаты Мажилиса. Если раньше избиратели голосовали за конкретных кандидатов, то теперь списки кандидатов в депутаты выдвигают политические партии, и голосовать избиратели будут за политические партии.

Еще одним важным новшеством является то, что девять депутатов Мажилиса будут избраны Ассамблеей народа Казахстана. На этот момент мне в нашем разговоре хотелось бы обратить особое внимание. Выборы депутатов Мажилиса Парламента, избираемых АНК, проводятся на сессии ассамблеи, созываемой Президентом страны. При этом Совет ассамблеи не позднее десяти дней до дня голосования должен уведомить Центризбирком о месте проведения сессии. Основная роль при организации голосования отводится территориальным избирательным комиссиям в зависимости от того, где будет проходить сессия по выборам депутатов.

Итоги выборов депутатов Мажилиса в целом по республике устанавливаются Центральной избирательной комиссией в семидневный срок со дня проведения выборов. Регистрирует избранных ассамблеей депутатов также ЦИК.

- Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по наблюдению за парламентскими выборами распространила промежуточный отчет. Какова предварительная оценка международных наблюдателей?

- Хочу сказать, что в целом промежуточный отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ констатирует ход избирательной кампании на основании сведений, получаемых экспертами Миссии непосредственно от участников избирательного процесса. В документе также имеются некоторые указания на имевшие место недочеты организации избирательной кампании.

Не остались без внимания международных наблюдателей усилия Центризбиркома по обеспечению контроля за соблюдением норм избирательного законодательства, обучению участников избирательного процесса, повышению его прозрачности, предоставлению партиям, участвующим в выборах, дополнительных возможностей для пропаганды среди электората своих предвыборных программ.

В настоящее время мы тщательно изучаем положения отчета с тем, чтобы по возможности решить проблемы в организации избирательного процесса, на которые обратили внимание наблюдатели.

В отношении скептического отношения к АИС "Сайлау" со стороны политических партий, могу лишь сказать, что в Центризбирком не поступали обращения, содержавшие какие-либо опасения партий по поводу использования системы электронного голосования. Тем не менее, думаю, каждая партия имеет право высказать свое мнение по всем вопросам подготовки и проведения выборов. В этом и заключается демократический плюрализм.

- Куандык Турганкулович, вы говорили о том, что выборы девяти депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана - одно из важных новшеств в избирательном законодательстве. Что даст это новшество?

- Пункт 31 того же Копенгагенского документа 1990 года предусматривает: "Государства-участники примут, в случае необходимости, специальные меры с целью гарантировать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, полное равенство с другими гражданами в осуществлении прав человека и основных свобод и пользования ими". Предоставление Ассамблее народа Казахстана права на избрание девяти депутатов в Мажилис Парламента РК и есть одна из специальных мер, принимаемых нашим государством, с целью гарантирования национальным меньшинствам их избирательных прав, а также реализацией соответствующих положений Копенгагенского документа о национальных меньшинствах.

Напомню, что многими международными договорами предусматривается представительство национальных меньшинств в парламентах. В частности, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ (ратифицирована Казахстаном седьмого июня 2007 года), Лундскими рекомендациями ОБСЕ об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни и так далее.

Законодательные квоты для представителей национальных меньшинств в парламенте предусмотрены законодательством 51 страны. Это общемировая практика, которая хорошо зарекомендовала себя. Почему бы ей не воспользоваться? Ведь обеспечивая представительство ассамблеи в Парламенте, Казахстан следует международным демократическим нормам с тем, чтобы в высшем представительном органе учитывались особые интересы национальных меньшинств.

- А семипроцентный барьер? Некоторые партии считают его довольно высоким и выражают опасения, что могут его не преодолеть.

- Да, действительно, Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" устанавливает семипроцентный барьер для политических партий для прохождения их в Мажилис Парламента. Эта норма введена также на основании изучения международного опыта. В настоящее время в законодательствах многих стран присутствуют такие пороги. От 12,5 процента в Шри-Ланке до одного процента в Испании...

Цель их введения очевидна. Расчленение парламента на множество партийных фракций, получивших на выборах незначительную поддержку избирателей, может фактически парализовать работу высшего законодательного органа страны.

Многие государства пришли к решению об установлении порога прохождения партий в парламент методом проб и ошибок. Мы, прежде чем вводить пропорциональную избирательную систему, всесторонне изучили все ее плюсы и минусы, а также опыт других государств. В итоге, на мой взгляд, принято оптимальное решение. Семь процентов - это совсем не много для партий, имеющих реальную поддержку избирателей и стабильную социальную базу.

- Эксперты указывают еще на ряд недочетов в выборном процессе в Казахстане и считают, что нужны дополнительные меры по укреплению доверия к выборам...

- Практика предыдущих электоральных кампаний свидетельствует о значимой роли объективности оценок международных кругов для дальнейшего совершенствования избирательного процесса и постэлекторального состояния общества.

Рассматривая нынешнюю избирательную кампанию как продолжение проведенных политических реформ, в стране уделяется особое внимание созданию всех необходимых условий для реализации каждым гражданином своего конституционного права избирать и быть избранным. На всем протяжении современной истории Казахстана выборное законодательство неоднократно трансформировалось в сторону демократизации. Прежде всего самой действующей Конституцией, принятой в августе 1995 года, в республике создана соответствующая международным стандартам выборная система. Все последующие годы, если быть точным - девять раз, выборное законодательство совершенствовалось исходя из опыта проведенных избирательных кампаний, а также рекомендаций казахстанских и международных экспертов.

Концептуально избирательное законодательство изменено в 2004 году. Большинство внесенных в тот период поправок приняты в целях реализации рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ и других международных организаций. Самые значимые из них - исключение безальтернативных выборов и досрочного голосования, введение нового принципа формирования избирательных комиссий, законодательное закрепление возможности использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов, значительное расширение прав наблюдателей.

А главной точкой над "i" в процессе демократических реформ стала конституционная реформа, которая перераспределила целый ряд полномочий Президента в пользу Парламента, усилила ответственность Правительства перед высшим законодательным органом страны.

Мне особо хотелось бы отметить, что наше законодательство отвечает международным стандартам. Безусловно, у нас есть проблемы с применением избирательных норм, когда законодательство иногда вольно толкуется избирательными комиссиями, правоохранительными органами или в судах. Случаются административные перегибы на выборах. Но мы открыты ко всем конструктивным предложениям.

- Как вы оцениваете уровень организации деятельности избирательных комиссий, и значится ли этот сегмент в структуре поправок, внесенных в выборное законодательство?

- Отмечу, что первый и главный принцип деятельности избирательных комиссий в нашей стране, обозначенный избирательным законодательством, - работа на основе коллегиальности, гласности и открытости. Это краеугольный камень их деятельности.

Хочу обратить ваше внимание на то, что нынешние изменения и дополнения в закон о выборах внесли значительные корректировки в те его положения, которые касаются организации деятельности избирательных комиссий, их взаимодействия с наблюдателями.

В частности, важным нововведением является норма, согласно которой политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании.

Представитель политической партии с правом совещательного голоса вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Эти представители должны участвовать во всех заседаниях комиссии, заранее о них оповещаться и снабжаться соответствующими материалами. В Центральной избирательной комиссии, например, работают представители всех партий, участвующих в выборах.

- Куандык Турганкулович, по такому компоненту выборов, как списки избирателей, всегда возникало не мало проблемных ситуаций, вопросов. Отличается ли чем-то нынешняя схема формирования списков от аналогичных схем предыдущих кампаний?

- Этому вопросу мы уделяем сегодня особое внимание. Результаты анализа показывают, что качество списков избирателей и их достоверность улучшаются.

Тем не менее списки, которые согласно требованиям избирательного законодательства были переданы местными исполнительными органами по акту в участковые избирательные комиссии 28 июля, в настоящее время также корректируются. Сейчас они представлены участковыми избирательными комиссиями для ознакомления избирателей.

В связи с этим хочу заметить, что ответственность за достоверность списков избирателей лежит не только на местных исполнительных органах, но и на самих избирателях. Ведь каждый из них имеет возможность проверить правильность внесенных в список данных.

Более того, с восьмого августа на сайте ЦИК каждому избирателю предоставлена возможность проверить наличие своей фамилии в списках избирателей, сформированных местными исполнительными органами.

С помощью ввода индивидуального идентификационного номера (ИИН) или номера удостоверения личности в специальных поисковых формах на сайте избиратель может произвести запрос в базу данных единого электронного реестра граждан-избирателей Республики Казахстан.

В случае если избиратель с введенным ИИН или номером удостоверения личности найден, отображается информация о фамилии, имени, отчестве найденного избирателя, номере и адресе избирательного участка, к которому он приписан. Тем самым мы постарались максимально упростить доступ избирателей к спискам и побудить казахстанцев своевременно позаботиться о том, чтобы данные о каждом из них были в соответствующем списке. Думаю, что процедура поиска окажется доступной и понятной для каждого. В случае если у пользователей возникнут затруднения, можно воспользоваться небольшой схемой, размещенной в разделе "Избирателю" на нашем сайте, на которой показано, где располагаются индивидуальный идентификационный номер и номер удостоверения личности.

- В этом году число избирательных участков, на которых будет применяться "Сайлау", увеличивается. Это значит, что система оправдала себя. На какой стадии сегодня готовность "Сайлау"?

- Автоматизированная информационная система "Сайлау" используется в нашей стране с 2004 года. Она автоматизировала процесс организации и проведения выборов, сделала их прозрачными путем максимального исключения негативного воздействия так называемого человеческого фактора.

АИС "Сайлау" обеспечивает автоматизацию всех процедур - от учета избирателей до подсчета голосов и распечатывания итоговых протоколов - без вмешательства членов избирательных комиссий. Система надежно обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа. При этом результаты выборов на избирательном участке становятся доступны избирателям сразу же по завершении голосования. В соответствии с рекомендациями о постепенном внедрении системы электронного голосования, ЦИКом утвержден список из 1 520 избирательных участков, на которых планируется использовать АИС "Сайлау" на предстоящих выборах.

С учетом того, что указанные избирательные участки расположены в крупных населенных пунктах (Астане, Алматы и областных центрах), в них зарегистрировано более трети избирателей от их общего количества в республике. То есть более чем 33 процента избирателей будут иметь возможность проголосовать электронными бюллетенями. Конечно, некоторые из них в качестве способа голосования предпочтут традиционные бумажные, но статистика прошлых выборов показывает, что в 2004 году более половины избирателей, пришедших на избирательные участки, оборудованные АИС "Сайлау", а именно 54 процента, проголосовали электронным способом. В 2005-м эта цифра также составила около 50 процентов.

- Ваш прогноз - какой будет электоральная активность на предстоящих выборах?

- Прогнозы - дело не благодарное. Надеюсь, что предстоящие выборы вызовут интерес у избирателей.

Ведь впервые избиратели на выборах депутатов Мажилиса будут голосовать только за политические партии, а что касается маслихатов, то это самый доступный для местного населения орган представительной власти, призванный решать наиболее насущные проблемы. Поэтому избиратели всегда проявляют большой интерес к этим выборам.

Что же касается нынешних очередных выборов депутатов маслихатов, то мы ожидаем, что заинтересованность будет еще выше. Ведь полномочия маслихатов значительно расширены. Они становятся основой системы местного самоуправления.

Отныне акимы областей, Астаны и Алматы будут назначаться Главой государства с согласия депутатов соответствующих маслихатов. Акимы других уровней будут назначаться вышестоящим акимом также по согласованию с маслихатами.

Депутаты маслихатов наделены полномочиями выразить недоверие акиму и большинством голосов поставить вопрос о его освобождении от должности.

В результате маслихаты получают реальные рычаги влияния на местную исполнительную власть.

Одним словом, роль маслихатов как местных представительных органов значительно усиливается. И в этой связи, я думаю, интерес к ним избирателей будет достаточно высоким.

- Куандык Турганкулович, и последний вопрос: что привнесут в нашу жизнь эти выборы?

- Предстоящие в стране выборы, их итоги, само их проведение в данный момент - огромный, беспрецедентный шаг Казахстана в политическом развитии. Все, что сегодня мы наблюдаем, - логический результат проводимых за все годы независимости политических реформ, результат, который сегодня позволяет говорить о нашей республике как о государстве, нацеленном на демократические ценности, республике, которая сумела сохранить баланс между общепризнанными требованиями к любому цивилизованному государству и национальными интересами.

Если говорить конкретно, то, во-первых, новый состав Мажилиса будет обладать и новыми полномочиями. Кроме того, депутатский корпус, сформированный на основе пропорциональной избирательной системы, будет полностью отражать расклад политических сил в стране, что позволит учесть интересы подавляющего большинства избирателей. Создание мощных фракций политических партий и наличие реальных рычагов влияния на органы исполнительной власти предоставляют партиям возможность реализовать на практике те цели и задачи, которые они перед собой ставят.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"За строительными компаниями будет жесткий контроль" 16.08.2007
"Нам с Келимбетовым пришлось нелегко…" 15.08.2007
Властелин кассет 14.08.2007
Куанышбек Есекеев: Умной экономики без информации не бывает 14.08.2007
Куандык Турганкулов: Семь процентов - это немного 13.08.2007
"Слушать рынок, слышать игроков, действовать решительно и жестко" 10.08.2007
"Казахстанское ядерное топливо в ближайшие годы займет до 30% японского и 50% китайского рынка" 06.08.2007
Поднятая целина 31.07.2007
В ожидании большой нефти 30.07.2007
"СПК - не благотворительная организация, а бизнес, ориентированный на интересы государства" 30.07.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz