NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 18:25 ast
16:25 msk

"Правительство Казахстана работает в напряженном ритме"
У.Шукеев: Неконтролируемой инфляции мы не допустим, мы за этим очень внимательно следим, как вы чувствуете
18.09.2007 / интервью

"Жеты кун" // "Хабар", 16 сентября

Правительство Казахстана тоже работает в напряженном ритме, поскольку именно сейчас ему предстоит решать такие непростые вопросы, как увеличение цен на электроэнергию, обеспечение зернового баланса, сохранение стабильности в банковском секторе и исполнение контрактных обязательств иностранными инвесторами в проекте освоения месторождения Кашаган.

Все эти темы сейчас на слуху и мы попросили прокомментировать их и заодно прояснить позицию правительства вице-премьера Умирзака Шукеева.

Сегодня он – гость нашей программы. С ним беседует экономический обозреватель Тимур Мухамадеев.

- Умирзак Естаевич! Ваше назначение на пост вице-премьера почти совпало по срокам с "осенним обострением цен", поэтому - если не возражаете - давайте начнем разговор именно с этой темы. Недавно в Правительстве прошло специальное совещание, посвященное реформе рынка электроэнергетики, где было принято принципиальное решение о необходимости увеличения тарифов. Настолько ли серьезна ситуация, что из всех возможных вариантов повышение тарифов видится единственным решением для успешного развития отрасли?

УМИРЗАК ШУКЕЕВ, заместитель премьер-министра РК:

- Ну, как известно, экономическая система развивается циклически. Есть период устойчивого и безпроблемного развития. Есть периоды, когда проблемы обостряются. Сейчас, видимо, такой период. Один из ключевых вопросов сейчас – это состояние и перспективы энергетики. 7 сентября состоялось заседание Правительства, почти целиком посвященное вопросам энергетики. Сауат Мынбаев, профильный министр, сделал очень подробный доклад, где прогнозировал ситуацию и перспективы энергетической отрасли. Было принято несколько ключевых решений. В основном они касались перспективы - как мы сможем обеспечить расширяющиеся мощности нашей промышленности, как мы будем доставлять электроэнергию, где производить, откуда импортировать, на какие виды топлива наши станции будут ориентированы? Будет ли это уголь, газ или нужно ядерную энергетику развивать? Даже обсуждались вопросы ветровой энергетики. Среди прочего, конечно, стоял вопрос тарифов и господин Мынбаев очень аргументировано внес предложение о том, что необходимо нам повышать тарифы. До 10 тенге за киловатт/час к 2015 году. В общем, если системно смотреть, то повышать тарифы придется по двум причинам: первая причина заключается в том, что мировые цены на энергоносители растут неуклонно. Вчера было сообщение о том, что цена нефти достигла 80 долларов. Понятно, что внутренние цены на нефть, на уголь и мазут тоже растут. В то же самое время, тарифы на электроэнергию тоже растут, но не такими темпами. Этот разрыв, конечно, бесследно не проходит. И все наши энергогенерирующие станции уже на пороге банкротства. Поэтому вывод из текущей ситуации следующий - мы тарифы должны двигать.

Второй вопрос – это вопрос перспективы. Наша экономика очень быстро развивается, осуществляется индустриально-инновационная программа, сейчас вот программа "30 корпоративных лидеров". Везде вводятся в действие новые заводы, жилье строится. Все это требует дополнительной энергии. Наши резервы, которые были в центральной части Казахстана, уже близки к исчерпанию. Осталось запасов, где-то 300-400 мегаватт. На следующий год – при сохранении таких же темпов роста - мы превратимся в чистого импортера электроэнергии. Это очень опасно. Поэтому надо развивать электроэнергию, строить станции. Чтобы строить станции, нам надо привлекать инвесторов. А инвестор, в первую очередь, прогнозирует тариф. Если он в тарифе не увидит инвестиционную составляющую, то ждать от него, чтобы он вложил доллар в этот проект, просто не приходится. И по этой причине мы, конечно, должны двигать тариф.

10 тенге за киловатт/час – это много или мало? Я думаю, что это не так много. Тем более, что за 7-8 лет мы будем поднимать этот тариф постепенно. Попутно Правительство будет проводить соответствующую политику в области заработной платы, пенсий и пособий, и постарается нивелировать скачки цен для тех слоев населения, которые находятся под защитой государства, вот такое повышение тарифов.

- У Вас нет опасения, что рост тарифов на электроэнергию – как паровоз - потянет за собой цены и на многие другие услуги и товары? Не получим мы неконтролируемый рост инфляции?

- То, что цены на электроэнергию влияют на цены товаров и услуг – это понятно и отрицать этого нельзя. Но и преувеличивать значение этого фактора не стоит. По нашим расчетам, рост цен на электроэнергию на 1% влечет за собой рост общих потребительских цен на 0,2%. Если говорить в целом про инфляцию, то сегодня наша инфляция находится на уровне 8,2%. Когда мы планировали бюджет прошлогодний, был прогноз от 5 до 7%. Чуть выше прогнозного, но не трагедия, потому что это связано с внешними условиями. Зато у нас ВВП растет, зато у нас средняя заработная плата по экономике выросла на 21%, зато у нас в бюджетной сфере, в образовании на 24% выросла заработная плата, медицина - вообще на 52%, специальные госпособия на 24%. Т.е. подобные страны, в таких же условиях как мы находящиеся, которые экспортируют сырье, скажем, в Азербайджане сегодня инфляция составляет 15%, и они не делают из этого трагедии. На Украине 13,5%, в России больше 10% инфляция. Поэтому я думаю, что такой неконтролируемой инфляции мы не допустим, мы за этим очень внимательно следим, как вы чувствуете. И в принципе я думаю, что удержим инфляцию на приемлемом уровне.

- А каков потолок этого приемлемого уровня?

- В этом году, я думаю, что будет 9,5%, вот так. А на следующий год мы закладываем 6-8%. Я думаю, сможем удержать.

- Рост тарифов на электроэнергию неминуемо скажется на стоимости коммунальных платежей. Причем для социально уязвимых слоев общества это повышение будет достаточно ощутимым. Какие механизмы защиты предлагает правительство для людей с невысоким уровнем доходов? Как люди смогут получить свои "коммунальные пособия" и кто будет определять круг нуждающихся в компенсации?

- Если внимательно разобраться, то мы не говорили, что тарифы немедленно вырастут. Они вырастут к 2015 году до 10 тенге, это если в общем говорить по стране. Другое дело у нас – это южная энергосистема, она исторически очень сильно зависит от работы Жамбылской ГРЭС, которая работает, к сожалению, на мазуте и на газе. И по причине того, что цены на мазут выросли, а мы в зимний период (начиная с сентября) вынуждены включать эту станцию, так вот цены на этой станции будут где-то 6 тенге 42 тыина. Тогда как северная энергия, которая по ЛЭП поступает, она дешевле в два раза. И это, конечно, влечет за собой рост тарифов на коммунальные услуги. Мы взяли квитанции за 1-комнатную, 2, 3 и 4-комнатные квартиры и на совещании в правительстве рассмотрели, насколько же повысятся коммунальные платежи. В зависимости от количества проживающих от 600 тенге до 3000 тенге сложится разница между нынешними коммунальными платежами и теми, которые будут. Это неприятный момент, но мы умеем бороться с такими трудностями.

А сегодня выплачивается пособие для 78 000 человек – это где-то 700 миллионов тенге. Нужно возобновить эту практику, она находится в зоне ответственности местных органов власти, особенно маслихатов, представительных органов. Они должны поднять эту тему, заново все пересчитать, все вместе должны проработать и назначить все эти пособия. И предусмотреть в своих бюджетах соответствующие средства. Если же в местных бюджетах средств не хватит, мы готовы это рассматривать здесь на центральном уровне, мы готовы трансфертами выделить недостающее количество денег. И для этого в новом бюджете, который сейчас внесен в парламент, специально предусмотрены деньги - 3,5 миллиарда тенге. Если нужно, мы готовы рассматривать разные варианты и увеличить эту сумму. Вот такой инструмент нужно применить, он очень эффективный. И выполняется самый главный принцип, мы субсидируем не юридическое лицо – Жамбылскую ГРЭС, не всех подряд - и богатых, и бедных. А мы субсидируем адресно, только тех, кто нуждается в этой помощи.

- Еще один продукт, на который ожидается повышение цен – это хлеб. Ситуация в принципе очень похожа на то, что у нас часто происходит на рынке нефтепродуктов. Внешние цены на зерно выросли, и производители предпочитают продавать его за рубеж, в то время как на внутреннем рынке образуется дефицит и начинается рост цен. Понятно, что любое административное вмешательство противоречит принципам рыночной экономики, но у нас ведь хлеб всегда был категорией "социальной". К тому же этот продукт из разряда "стратегических". Будет ли правительство придерживаться жесткой линии в этой ситуации?

- За эти 15 лет мы успели в стране построить открытую либеральную рыночную экономику. Она очень тесно связана и интегрирована в мировую экономику. И все наши продукты, которые мы сейчас производим, особенно сырьевые, сельскохозяйственные, они продаются на экспорт именно по мировым ценам. Было время, когда при Союзе какой-нибудь чиновник, сидя в Госплане, определял цену на нашу продукцию. И продукция, произведенная здесь с таким трудом, уходила в общий котел по мизерным ценам. Сейчас этого нет. Если вы попробуете купить, скажем, хлопок где-нибудь в Махтааральском районе у самого обыкновенного фермера, он вам тут же сообщит вчерашнюю котировку на Ливерпульской бирже, тут же вычтет все накладные расходы и скажет вам, что цена на сегодняшний день - 60 тенге за килограмм хлопка–сырца. И вы никуда не денетесь. Нет аргументов. На зерновом рынке то же самое происходит. Сегодня цены высоки как никогда. Такого никогда прежде не было. Во Франции сейчас цена 340 долларов за тонну, в России 320 долларов за тонну. Если все накладные убрать, то сегодня на Тоболе цена 220-240 долларов. Было время, когда крестьяне были вынуждены продавать по 40 долларов. Я помню это хорошо. Несли убытки, закрывали кредиты и никто при этом ничего не спрашивал. Сегодня, когда такая конъюнктура, они, конечно, имеют право на этом получить доход соответствующий и покрыть свои расходы. И в этом сильно препятствовать, ограничивать или обвинять нельзя никого. Другое дело, конечно, хлеб – это стратегический товар. И мы должны понять, сколько нам необходимо, чтобы обезопасить наше население. Для этого нужен очень серьезный учет. И система контроля. Расчет следующий – остатки зерна составляют 2 миллиона 800 тысяч тонн. В итоге всей этой уборки мы чистыми будем иметь около 18 миллионов тонн. Всего 20 миллионов тонн. 8 миллионов тонн – это наша внутренняя потребность. В том числе, продовольственное зерно, фураж и так далее. На продовольственное зерно, на выпечку хлеба, нам необходимо 3 миллиона 200 тысяч тонн. Вот эти 3 миллиона 200 тысяч тонн нам надо очень четко контролировать. Фактически это зерно должно быть под контролем, в собственности государства. Этим мы сейчас капитально занимаемся. Ну, во-первых, есть неприкосновенный запас, которым распоряжается только Глава государства – это 500 тысяч тонн. Он есть.

Дальше. Продовольственная корпорация весной этого года заключала контракты на миллион тонн хлеба по цене 150 долларов. И эти контракты безусловно должны быть выполнены, несмотря на изменения конъюнктуры. Это акимы должны обеспечить. Это законы рынка. Еще продкорпорации даны поручения закупить 2 миллиона тонн хлеба по коммерческим ценам. И вот получается 3,5 миллиона тонн. А как распределять это зерно, как доводить до областей, как это будет потом доходить на мукомольные комбинаты, хлебопекарни, это мы распишем, правила утвердим, акимов всех вызовем, все объясним и все это отладим. Никаких проблем тут нет. Что касается цены хлеба, то даже если цена зерна будет 240 долларов, то цена хлеба, по нашим расчетам, на заводе будет 39 тенге. Там оставшаяся часть – это транспорт, ГСМ, зарплата перевозчиков. Эту часть местные власти должны, поскольку это стратегический товар, очень четко контролировать. Если где-то произойдет всплеск цены на хлеб в магазинах, необходимо срочно разбираться. Вот такая ситуация. Я хочу заверить всех, что хлеба у нас в этом году хватает. Не надо паниковать, стараться запастись мукой, это ни к чему. Просто проиграете, потратите деньги.

- Не могу Вас не спросить о ситуации, сложившейся вокруг освоения морского месторождения Кашаган. Компания ENI, оператор проекта, ссылаясь на разные причины, пытается сдвинуть сроки начала промышленной добычи сырья. Я знаю, что сейчас идут интенсивные переговоры с итальянской стороной. Какой может быть развязка? Ограничиться ли дело только штрафными санкциями (в каком размере?) или не исключена возможность замены оператора?

- Какая будет развязка, сейчас я не знаю. Идут переговоры. Суть заключается в том, что компания–оператор вдруг объявила о том, что не может выполнить свои обязательства. Нужно менять план обустройства этого месторождения, нужно менять бюджет с 57 миллиардов долларов до 136. Тем самым наносится определенный ущерб интересам иностранных участников. Наше Правительство выразило свою позицию - это неприемлемо. И разговор в чисто экономической плоскости идет, никакой политики нет. Сейчас так называемый период дружественного, мирного урегулирования идет. Приводятся аргументы, посмотрим, как дальше дела будут разворачиваться. Мы к любым сценариям, в принципе, готовы.

- Умирзак Естаевич, один из обсуждаемых сейчас в обществе вопросов – перегрев рынка недвижимости. Банки сейчас ужесточают требования к заемщикам и сокращают кредиты строительным компаниям, поскольку в этом сегменте рынка возникла довольно напряженная ситуация. Я понимаю, что вопрос качества кредитных портфелей банков – это компетенция Национального банка и Агентства по финансовому надзору, но, думаю, что и правительство не может не беспокоить эта ситуация…

- Да, все вопросы у вас сложные... Постараюсь ответить. Этот кризис начался в Америке, вы знаете, в секторе дешевых ипотечных кредитов. Потом он перебросился на мировые финансовые рынки и одним концом задел и нашу финансовую систему. Тут есть и просчеты менеджмента наших некоторых банков, которые несмотря на предупреждения, на запреты, занимали деньги на Западе. Им было просто легче занимать на Западе, чем работать здесь с депозитами населения, или зарабатывать на фондовом рынке. Этот компонент – внешние займы - они неоправданно расширили. И получилось, когда там условия кредитования оказались неприемлемыми, а где-то просто закрылись, у них появились проблемы с текущей ликвидностью. Я не думаю, что это какой-то кризис, потому что не было еще ни одного случая дефолта или когда банки бы не смогли ответить по своим обязательствам. Я бы отнес эту ситуацию к временным трудностям. Преодолеть их можно, мы видим какого размера эти трудности, сколько они стоят. Мы видим, что у банков у самих есть возможности, чтобы самостоятельно выбраться из этого. Поэтому обсудив все это, мы решили, что банки сами должны попробовать выйти из сложной ситуации. Некоторые банки уже успешно синдицируют новые займы и закрывают свои проблемы. Нацбанк, маневрируя своими функциональными нормативами, тоже старается им помогать. И со стороны Правительства мы заготовили целый спектр возможных инструментов и источников финансовых ресурсов, чтобы в случае чего, поддержать, подстраховать эти банки. В любом случае, уверяю вас, мы не допустим, чтобы какой-то кризис в нашей финансовой системе был. У нас достаточно устойчивая, крепкая финансовая система.

- Умирзак Естаевич, последний вопрос. Президент на этой неделе дал правительству поручение – я цитирую - "покончить с наглым беспределом застройки территорий в ущелье Малой Алматинки и близ Медео". Для Алматы это действительно очень болезненная проблема. Нарушается экологический баланс, деревья и сады безжалостно вырубаются, на их месте ведется бессистемное строительство высоток и частных коттеджей. Президент обратил внимание Правительства на то, что он уже однажды запретил городским властям вести строительство в предгорных районах, но запрет был проигнорирован. Огромные деньги вкладываются в землю и строительство, и именно деньги все решают, обходят любые запреты. Есть ли надежда, что на сей раз порядок восторжествует? Какие шаги Правительство намерено предпринять?

- Я скажу, я сам лично очень близко воспринял это поручение Президента. И увидел, сколько там беспокойства, заботы со стороны Главы государства по отношению к нашему прекрасному городу Алматы. Беспокойство по поводу текущего экологического состояния и его будущего. Там были очень критические высказывания, я думаю, это по делу. Поэтому в тот же день состоялось заседание Правительства, это поручение было озвучено и распространено в СМИ. Создана комиссия очень представительная и эта комиссия на следующий день в акимате Алматы провела первое заседание. Действительно, весной Глава государства давал поручения, а результатов не было. С тех пор ряд министерств вело эту работу. Мы заслушали, во-первых, результаты этой работы. Они нас не устраивают, потому что кое-где слишком гладкая справка и мы потребовали от этих министерств более предметно и конкретно ответить на вопросы Президента. И что больше всего возмутило, я там задавал вопрос акиму города – что является причиной того, что мы заставляем Главу государства по несколько раз повторять одно и то же поручение. И откровенно говоря, вразумительных ответов я не услышал. Все ведь в руках местных органов. Во-первых, есть два закона у нас. Первый закон "О водоохранной зоне", который прямо запрещает строительство вдоль реки от 20 до 100 метров. Если даже постройки были осуществлены до принятия этого закона, что мешает акимату, соответствующим органам вести исковую работу. Подать иск, в судебном порядке, выплатить компенсацию и очистить эту территорию. Второй закон "О национальных парках" тоже запрещает в этих зонах строить. Т.е. с юридической точки зрения все права у них есть. Просто надо было этим заниматься. С их стороны прозвучал аргумент, что это десять лет назад было. Но вот первые проверки показывают, что это совсем не так. Есть свежие решения 2005-го, 2006-го года, где выделялись земельные участки. В любом случае, сейчас 4 группы работают, очень тщательно проверяют. Срок там 15 дней дан - очень конкретный. Мы постараемся за этот срок уложиться, собрать все материалы, свои меры выработать и внести этот вопрос в повестку дня Совета безопасности.

- Умирзак Естаевич, спасибо, что нашли время для интервью нашей программе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Отечественным специалистам пора участвовать в важнейших проектах" 28.09.2007
Клизма для менеджеров 26.09.2007
Первый канал "Евразия": грядут перемены! 24.09.2007
"Правительство Казахстана работает в напряженном ритме" 18.09.2007
"Этот позор не должен повториться" 14.09.2007
Адильбек Джаксыбеков: Я за то, чтобы в нашем футболе царил спортивный дух 10.09.2007
"Дороге требуются "белые вороны" 10.09.2007
"Я случайно вернулся..." 10.09.2007
ФСБ - в кадре 06.09.2007
Интервью посла Республики Казахстан в Китае 02.09.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz