NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 03:10 ast
01:10 msk

Солидарная экономика здоровья
Ж.Доскалиев ("Нур Отан"): Бесплатная медицина - значит никем не контролируемая, ведущая к бюрократизации и галопирующему, неоправданному увеличению расходов
18.10.2007 / интервью

Лаура ТУСУПБЕКОВА, "Казахстанская правда", 16 октября

Казахстанское здравоохранение за годы независимости прошло трудный путь реформирования. Продолжается оно и сейчас. Специалисты ищут оптимальную модель отрасли - эргономичной, но при этом не утратившей своей основной социальной функции - лечить и спасать. Сегодня здравоохранение является одним из аспектов казахстанского Национального стандарта качества. Процесс совершенствования системы охраны здоровья был и остается стратегической задачей государства. Как соотнести эту сферу с принципами рыночной экономики? Об этом наш разговор с председателем комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, доктором медицинских наук Жаксылыком Доскалиевым.

- Жаксылык Акмурзаевич, как известно, на первой сессии Парламента РК четвертого созыва Президент нашей страны сказал: "Казахстанский стандарт здравоохранения должен стать одним из лучших в СНГ". Насколько рационально будут использованы такие колоссальные ассигнования, и что в итоге получат граждане Казахстана?

- Конечно, в ближайшем будущем решение безотлагательных задач в области охраны здоровья связано с реализацией Государственной программы реформирования здравоохранения. Однако в долгосрочной перспективе необходимы принципиально новые решения, направленные на мобилизацию внутренних ресурсов и ограничение зависимости от государственного финансирования. Анализ мировых тенденций позволяет считать, что они могут быть связаны с внедрением модели рыночного здравоохранения.

В рамках Государственной программы реформирования здравоохранения особое внимание будет уделено обеспечению гарантированного объема медицинских услуг. Важно, что госпрограмма предусматривает преимущественное финансирование первичной медицинской помощи, восстановление материальной базы и рационализацию принципов государственного финансирования здравоохранения.

Следует отметить, однако, что подход, основанный лишь на увеличении бюджетных ассигнований, является экстенсивным, а ретроспективный анализ показывает, что экстенсивные модели не всегда оказывались жизнеспособными.

- Какой должна быть модель здравоохранения в контексте стратегии социально-экономического развития страны?

- Нисколько не умаляя значимость нынешнего этапа реформирования, позволим себе заглянуть в перспективу. В результате повышения конкурентоспособности экономики, а также децентрализации власти и демократизации общества ожидается повышение уровня жизни казахстанцев, формирование среднего класса и гражданского общества. Все это будет диктовать повышение качества и разнообразия медицинских услуг, а также целесообразности пересмотра существующей модели отрасли.

Большинство развитых стран, включая Соединенные Штаты, серьезно обеспокоены неуклонно растущими расходами на здравоохранение и ведут поиски оптимальной модели. Однако опыт показал, что в такой сложной и многофакторной отрасли, как здравоохранение, не существует моделей, которые удовлетворяли бы всем требованиям. Одним из таковых является стабильное улучшение качества и увеличение объема медуслуг эквивалентно росту государственных ассигнований на здравоохранение. На языке экономики это звучит как задача повышения продуктивности, то есть увеличения объема продукции на затраченный доллар.

Распространенная модель единого плательщика предусматривает ключевую роль государства как в предоставлении медицинских услуг, так и в их оплате. Данный принцип зачастую интерпретируется как бесплатная медицина, но при этом игнорируется тот факт, что государственное здравоохранение финансируется из средств налогообложения или различных социальных отчислений. Так что ностальгия по "бесплатной медицине" не имеет под собой логического основания.

- Однако бесплатное здравоохранение долго и небезуспешно работало...

- Не согласен, что небезуспешно, хотя ряд даже западноевропейских стран внедряли у себя систему государственного здравоохранения. Время доказало, что увлечение популистской риторикой о бесплатности может привести к необратимым негативным последствиям. Бесплатная - значит никем не контролируемая, ведущая к бюрократизации и галопирующему, неоправданному увеличению расходов. Поиск альтернативных моделей привел к системе медицинского страхования, предусматривающего разделение функций поставщика и плательщика медицинских услуг.

Однако, как показал опыт Канады и других стран с национальной системой медицинского страхования, данный механизм не позволил решить проблемы адекватного доступа к важным медицинским услугам, современным технологиям и жизненно важным лекарственным средствам.

Пройдя тернистый путь доминирования государственного здравоохранения, такие страны, как Германия, Швеция и Австралия, пришли к пониманию того, что наилучший путь выхода из кризиса связан с предоставлением гражданам большей ответственности в принятии решений, касающихся своего здоровья. Предоставление самим потребителям возможности платить и выбирать медицинские услуги в зависимости от типа, качества, стоимости и приемлемости в конкретной ситуации способен только рыночный механизм регулирования здравоохранения. Именно этот механизм мог бы способствовать значительному снижению стоимости медицинских услуг и, следовательно, увеличению эффективности системы охраны здоровья.

Рыночное здравоохранение уже лежит в основе систем таких стран, как Швейцария, Сингапур и ЮАР. В Швейцарии, где в финансировании здравоохранения доминируют рыночные механизмы, почти 70 процентов медицинских услуг оплачивается из средств индивидуальных медицинских счетов, около шести процентов услуг - работодателями, а остальные 25 процентов - государством. В течение последнего десятилетия почти все европейские страны с государственной системой здравоохранения принялись осуществлять рыночные реформы.

- Что подразумевает понятие "рыночное здравоохранение"?

- Ведущими принципами рыночного здравоохранения являются свободный выбор услуг, конкурентная среда в их предоставлении и прозрачность. Свобода выбора услуг предусматривает то, что граждане (больные и потенциально больные) становятся одновременно потребителями и плательщиками на рынке медицинских услуг. Свобода предоставления медицинских услуг предусматривает открытую конкуренцию между поставщиками: различными больницами, амбулаториями и частнопрактикующими врачами.

Прозрачность в рыночном здравоохранении достигается путем максимальной информированности потребителей о качестве и стоимости на рынке медицинских услуг. Информированность потребителей и осознание ими своих прав - доминирующие условия регулирования цен и качества медицинского обслуживания. В этом важную роль могли бы сыграть неправительственные организации, а также профессиональные ассоциации.

Модель рыночного здравоохранения предусматривает целевое выделение государством или работодателем фиксированных сумм денег, которые потребитель может накапливать на специальных накопительных счетах, не облагаемых налогами, и имеет возможность расходовать эти средства на оплату медицинских услуг по своему усмотрению.

Преимущество медицинских накопительных счетов проистекает из естественного стремления граждан экономно расходовать и накапливать средства. Радикальный путь экономии - стараться не болеть. В случае же болезни потребитель должен иметь выбор, позволяющий наиболее рационально тратить средства.

Выгодность внедрения рыночного здравоохранения можно наглядно продемонстрировать на сравнении канадской системы, базирующейся на жестком государственном регулировании, и японской, где доминируют принципы рыночного регулирования. В отличие от Канады японские государственные и частные клиники завоевывают права на предоставление медицинских услуг в условиях жесткой конкуренции. При этом цены устанавливаются в зависимости от рыночной конъюнктуры. Благодаря этому пациенты в Японии вправе требовать доступа к широкому спектру альтернатив с точки зрения типа и качества медицинского обслуживания и технологической оснащенности. В то время как расходы на здравоохранение в Канаде составляют около десяти процентов к ВВП, японцам поддержание высокотехнологичной и широкодоступной системы здравоохранения обходится менее восьми процентов к ВВП.

Страны с государственной системой здравоохранения склонны лимитировать расходы на охрану здоровья путем ограничения объема и спектра медицинских услуг, а также технологического оснащения лечебно-профилактических учреждений. Результатом такой практики стало сокращение доступа к медпомощи. В Великобритании с населением 60 миллионов более одного миллиона граждан ожидают госпитализации. За последние пять лет в этой стране более полумиллиона хирургических операций было отменено из-за нехватки больничных коек и операционных помещений. В Канаде с населением 31 миллион почти 900 тысяч человек ожидают оказания тех или иных медицинских услуг. При этом средняя длительность ожидания составляет 18 недель. Канадцы и британцы часто вынуждены выезжать за помощью в соседние страны. Ежегодно из Канады "уплывает" более одного миллиарда долларов в США.

- Как практически можно реализовать принципы рыночного здравоохранения в Казахстане?

- Конечно же, не путем банальной замены льгот денежными пособиями. Во-первых, необходимо создание индивидуальных накопительных медицинских счетов, из которых граждане имеют возможность платить за медицинские услуги. Во-вторых, важным условием жизнеспособности данного инструмента должно явиться то, чтобы как первичные вклады, так и дивиденды не облагались налогами. Причем неиспользованные накопления могут переноситься на последующие годы без налогообложения и передаваться по наследству. По указанной причине накопительные медицинские счета могут оказаться привлекательными как для самих граждан, так и для работодателей, которые наряду с государством имеют возможность вносить дополнительные вклады.

Хотя накопительные медицинские счета весьма привлекательны в качестве финансового инструмента, их основным предназначением должна быть оплата медицинских услуг. При этом психология достаточно проста: потребители приобретают только те медицинские услуги, в которых они нуждаются, и по той цене, которая им представляется разумной. В-третьих, наиболее целесообразно первоочередное внедрение рыночных механизмов в крупных городах, где более высока вероятность формирования конкурентной среды. Причем начинать следует с сектора консультативно-диагностической помощи с дальнейшим вовлечением амбулаторного и больничного секторов. В-четвертых, важным условием является наличие достаточных финансовых средств и рынка медицинских услуг.

Рыночное здравоохранение предусматривает индивидуальную ответственность граждан за свое здоровье и финансовое будущее. Оно создает условия для частных инвестиций, но государство при этом может выполнять важную координирующую функцию. Это, безусловно, потребует серьезного переосмысления подходов по формированию рыночной психологии и конкурентной среды в здравоохранении. Если в экономике решение указанных задач ведет к сырьевой независимости и устойчивому развитию страны, то рыночное здравоохранение способствует мобилизации внутренних ресурсов на решение фундаментальной задачи - улучшения здоровья нации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Октябрьские тезисы 29.10.2007
"Этот день, 25 октября, столько для меня значит..." 29.10.2007
Солидарная экономика здоровья 18.10.2007
"Жить в Вене не собираюсь!" 10.10.2007
Бейбитхан Кабдрахманов: Чем больше компенсация – тем выгоднее для "Алматыжер" 05.10.2007
Байконур по-прежнему в строю 04.10.2007
Руслан Азимов: В подорожании хлеба не вижу ничего страшного 03.10.2007
"Застой - не эрекция. Тут гордиться нечем" 03.10.2007
От Шанырака до Шымбулака 02.10.2007
"Отечественным специалистам пора участвовать в важнейших проектах" 28.09.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz