Дарига ТУРЫСБЕКОВА, "Начнем с понедельника, 7 марта
Любимой газете нескольких поколений алматинцев исполнилось 40 лет. Чем живет сегодня газета самого крупного города страны, что волнует ее читателей, рассказала главный редактор "Вечерки" Светлана Мищенко.
- Газета переживала разные периоды в своей истории. С каким настроением она подошла к своему сорокалетию?
- Газете исполнилось 40 лет, но она остается молодой. Ведь газета на самом деле живет один день. Сегодня темп жизни намного быстрее, чем в те годы, когда "Вечерка" только начинала выходить. Люди жили в абсолютно другой стране, да и вообще все было по-другому. Но, несмотря на общественно-политические перемены, не меняется то, что интересует человека. А это в первую очередь он сам – его семья, дети, здоровье, быт. Безусловно, чтобы заинтересовать своего читателя, ему надо каждый день рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. И тогда газета всегда будет оставаться молодой, востребованной и читаемой.
- Какие традиции газеты вы сохранили и что нового привнесли в нее?
- Строить новое, не оставляя от старого камня на камне, не слишком умно. Гораздо умнее будет сохранить то лучшее, что профессионально создавалось десятилетиями. И используя этот бесценный опыт, продолжать двигаться вперед. Поэтому, кстати, изменив дизайн газеты на более современный, мы решили вернуть ей старый, узнаваемый и любимый многими логотип.
Знаете, когда мы взяли в руки первый номер газеты, который увидел свет 2 января 1968 года, то были просто потрясены. Оказывается, вводя новые разделы и рубрики, мы интуитивно нащупали именно те моменты, благодаря которым газета четыре десятилетия назад завоевала любовь горожан. Есть, например, в первом номере "Вечерки" заметка о том, какие стройки идут в городе. Мы и сегодня пишем об этом постоянно. В 1968-м газета давала развернутую "Афишу" - и в 2008-м эта "Афиша" присутствует на наших страницах, разве что список культурных объектов стал во много раз больше. Даже заметку исторического характера про газету "Социалистическая Алма-Ата", выходившую в 1938 году, мы обнаружили в самом первом выпуске. А это абсолютный аналог нынешнего вечеркинского раздела "Старая площадь".
Темы остались прежние – просто ушла из газеты советская патетика и изменилась подача материалов. По сей день многие вспоминают очереди, которые выстраивались когда-то у киосков в ожидании "Вечерки". Но надо понять простую вещь: эти очереди уже не вернутся – на рынке печатных СМИ сегодня очень большая конкуренция. И в этом огромном потоке информации у нас своя ниша и своя аудитория. Это – преданный алматинский читатель, который любит этот город, болеет за него всей душой, интересуется его прошлым и настоящим.
- Можно ли в нескольких словах обозначить ваши главные задачи?
- Мы – это газета для всех жителей города. Одна из главных задач издания – постараться как-то облегчить жизнь читателя в мегаполисе. В принципе, у нас сложная миссия – впрочем, как и у любой государственной газеты – мы не можем ориентироваться только на получение прибыли. И от этого наша функция хоть и сложнее, но почетнее. Государственная газета должна выступать мостом между властью и простым человеком, которому порой непонятны официальные выступления или сухие цифры и решения. А газета должна любые инициативы власти доступно разъяснить читателю, говоря с ним на понятном языке.
- В плане оперативности подачи информации у вас появился конкурент – телеканал "Алматы". В связи с этим вы как-то корректируете свою работу?
- Телеканал "Алматы" - это не конкуренты, а друзья и коллеги. У нас одна цель – освещать для алматинцев все стороны жизни города. Мы гармонично дополняем друг друга. Человек, услышав по телевизору последние новости, не всегда может запомнить или до конца разобраться в информации. Но он знает, что всегда может найти ее в более подробном изложении на страницах нашей газеты. Кстати, весьма плодотворно сотрудничаем мы и с другими телеканалами – например, "Хабар", "Казахстан", "Рахат".
- "Вечерка" всегда славилась очерками о людях Алматы. Намерены ли вы возрождать этот несколько забытый журналистами жанр?
- Уже возрождаем. В газету вернулся раздел "Алматы и алматинцы". Это не только знаменитости, но и люди с интересной судьбой, с необычными хобби. Люди, не имеющие никаких званий и регалий, но каждый день совершающие маленькие подвиги на своем рабочем месте. Словом, все те, кто посвящает этому городу свой талант и труд. Это люди самые разные: Валерий Григорьев – самый первый алматинский манекенщик, Валентина Ивановна Решетняк – педагог начальных классов, Олег Борецкий – известный кинокритик, Зарема Джумабаева – радио- и телеведущая... Десятки героев уже вышедших материалов и тысячи – потенциальных. Кстати, в нашем городе, который по праву считается центром развития малого и среднего бизнеса в стране, трудится много предпринимателей. И они вносят огромный вклад в его благоустройство. Аким Имангали Тасмагамбетов часто упоминает в своих выступлениях о проектах, которые были реализованы при партнерстве государства и бизнеса. Это и набережная реки Есентай, и многочисленные фонтаны и скверы, сейчас вот реставрируются старые фасады домов по улице Фурманова. Горожане имеют право знать их имена – и совсем необязательно это должно публиковаться лишь "на правах рекламы". У нас прекрасный город, и когда у алматинцев возникает законное чувство гордости за него, это нужно только приветствовать.
- У нас есть новая столица Астана. Но значение Алматы как культурного, а теперь и финансового центра Центральной Азии становится все более весомым. Планируете ли вы делать материалы на эти темы и повышать финансовую грамотность алматинцев?
- Что касается РФЦА, то ему будет посвящен специальный выпуск раздела "Город будущего". Что же до всего остального, то как раз одна из задач газеты – просвещать читателей и помогать им. Один из ярких примеров, когда газета выступила в качестве помощника, – это подача документов на доступное жилье по Госпрограмме. Наверняка всем запомнились очереди у Департамента жилья. Многие СМИ невольно скандализировали эту тему. А мы постарались не только отразить происходящее, но и дать полезную на тот момент информацию. Народ раскупал нашу газету, потому что в ней был напечатан весь перечень необходимых документов и перечислены категории людей, имеющих право на получение этого жилья. Другой пример – ситуация с прибавками к пенсии. В нескольких номерах мы печатали таблицы, с помощью которых можно было самостоятельно рассчитать свою надбавку. После этих публикаций количество возмущенных звонков в ГЦВП резко уменьшилось. Очень важно объяснять читателям такие вещи и делать это своевременно.
- Как удается сохранить вашей газете такую тесную связь с читателем?
- Читатель – это и соавтор газеты. Десять-двенадцать журналистов не могут уследить за всем, что происходит в городе. Огромное количество материалов делается именно по звонкам читателей. Свежий пример: читатели из поселка Алатау, относящегося к Медеускому району, позвонили и пожаловались на то, что от них невозможно добраться до города. После публикации прошло две недели, и за это время транспортная проблема была решена.
Прямая связь с читателем должна быть всегда. Люди звонят, пишут, оставляют комментарии на сайте. Кстати, и сайт наш создан не только для укрепления имиджа – это еще один канал для связи с горожанами. Журналист должен знать, чем дышит и живет его читатель, и пытаться помогать в решении его проблем.
- Как реагирует руководство города на критические материалы? Отношения власти и СМИ – извечная тема.
- Когда до меня доходят слухи из акимата, что на совещании аким показывает на очередную критическую публикацию в газете и говорит своим подчиненным: "Разберитесь и устраните" - я очень радуюсь этому. Больше всего – как редактор – я боюсь стенгазет, рапортующих о достижениях властей. Это для газеты – смерть. В этом случае ее не будет читать никто, кроме людей, про которых она пишет. А вот когда тебе звонят раздраженные чиновники и благодарные читатели – понимаешь, что ты движешься в правильном направлении. Журналисты стараются показать реальную жизнь города, а не только посещать протокольные мероприятия, которые проходят по сценарию.
- Значит, "Вечерка" воспитывает в наших чиновниках чувство ответственности перед налогоплательщиками?
- Я в этом убеждена. И надо сказать, что многие из них очень верно понимают наше предназначение. Ведь в силу каждодневной занятости они не всегда могут знать все, что происходит в городе. Вот и получается, что в итоге мы помогаем и им в выполнении их непосредственных обязанностей. Более того, иногда и они подбрасывают интересные идеи. Так, например, ко Дню города акимат проводил конкурс на звание лучшего КСК. А "Вечерка" по совету замакима Алматы Аскара Сманкулова решила провести конкурс "КСК: Лучший среди худших". Сначала мы в течение нескольких месяцев – опять же по сигналам читателей – давали материалы о самых плохих КСК города. Сейчас выбираем из них шесть – по одному в каждом районе – и смотрим, кто быстрее наведет порядок в своем хозяйстве. Еще один пример: сейчас газета совместно с Департаментом предпринимательства публикует серию заметок, посвященных предстоящему общегородскому субботнику. Эту инициативу предложили сами работники акимата. И в каждой заметке есть прямая речь какого-то известного человека с призывом отнестись к субботнику не как к дежурному и протокольному мероприятию, а выйти и убрать вокруг своего офиса, университета, предприятия – на совесть и с любовью.
То есть газета, говоря словами А. Экзюпери, взывает к каждому: "Проснулся, привел себя в порядок, приведи в порядок и свою планету". С этого начинается настоящий, не показной патриотизм. И, я считаю, долг журналиста – говорить об этом. |