Ольга КАЗАНЦЕВА, "Казахстанская правда", 22 марта
В череде политических событий месяца внимание привлекло мероприятие, незаслуженно скромно "промелькнувшее" в отечественном медиапространстве. Речь о состоявшемся в Баку 68-м семинаре "Роуза-Рота", организованном по инициативе Парламентской ассамблеи НАТО. Участие в нем, наряду с представителями более 25 государств и авторитетных международных организаций, приняла делегация Казахстана. Факт этот видится, безусловно, интересным, поскольку в силу сохранившегося стереотипа времен биполярного мира возможности партнерства со структурами Североатлантического альянса до сих пор многими воспринимаются как нонсенс. Так ли это и в чем новелла отношений в векторе "Казахстан – НАТО" сегодня? Об этом нашему корреспонденту рассказал участник форума, депутат Мажилиса Парламента РК Сат ТОКПАКБАЕВ.
– Сат Бесимбаевич, давайте начнем с "основного вопроса философии": чем в новых исторических реалиях обусловлено сотрудничество Казахстана с НАТО, в каких формах и направлениях оно реализуется и какие цели преследует?
– Вы правы в том, что еще совсем недавно по историческим меркам, находясь в системе координат биполярного мира, о подобном сотрудничестве не могло быть и речи. Сама суть термина "биполярный" предполагала наличие несокрушимых антагонизмов между двумя идеологическими и государственно-политическими системами, на которые мир разделился после Второй мировой войны. Однако с исчезновением так называемого "социалистического лагеря", после обретения независимости республиками постсоветского пространства и выбора ими демократического пути развития, основывающегося на принципах экономической либерализации, коллизия идеологического противостояния исчерпала себя.
Сегодня мы живем в новом мире, специфической характеристикой которого является глобализация. В условиях этого процесса некоторые былые противоречия и столкновения интересов утратили свою конфликтную суть, другие – напротив, качественно изменились и трансформировались в вызовы глобального характера. Но как бы там ни было, события международного формата ежедневно преподносят нам свидетельства того, что обстановка на планете Земля не становится более спокойной и гармоничной. Напротив, она приобретает все более сложный характер, обусловленный возникновением новых рисков и угроз транснационального характера, преодоление которых требует консолидации усилий всех субъектов мирового сообщества.
В первую очередь к ним относятся международный терроризм и религиозный экстремизм, наркобизнес, организованная преступность, угрозы глобальных экологических катастроф. Бороться с этими вызовами в одиночку не в состоянии ни одна, даже самая продвинутая в развитии держава. Это достоверно показала трагедия в США 11 сентября 2001 года. Потому взаимодействие государств в деле обеспечения глобальной безопасности является абсолютно обусловленным и актуальным процессом.
– То есть это как раз тот случай, когда благородная цель оправдывает любые средства?
– Я бы конкретизировал: любые средства дипломатии, сотрудничества и конструктивного диалога, которые способствуют совместной выработке эффективного механизма сохранения стабильности и мира на земле.
– Это важное дополнение с учетом концепции позитивной многовекторности внешнеполитического курса Казахстана...
– Кстати, это еще один немаловажный аргумент в ответе на ваш первый вопрос. Я хотел бы особо подчеркнуть, что с момента обретения независимости внешняя политика Казахстана по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева наряду с продвижением национальных интересов ориентирована на развитие многостороннего диалога, подчеркиваю, со всеми заинтересованными партнерами. Мы активно выступаем за формирование системы международных отношений, основанной на механизмах коллективного решения проблем и приоритете права. Исходя из этого, Казахстан сформировал "пояс добрососедства" по периметру своих границ, установил доверительные отношения с ведущими мировыми державами и региональными государствами. И сегодня наши внешнеполитические приоритеты остаются неизменными. Но думаю, не лишним будет еще раз акцентировать внимание на главных направлениях.
Во-первых, Казахстан придает первостепенное значение укреплению взаимовыгодного сотрудничества с ближайшими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии. Между тем эти приоритеты не исключают углубления стратегического партнерства с США и Европейским союзом. Большие возможности и новые перспективы сегодня открываются во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока и Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Что касается формата многостороннего сотрудничества, то Казахстан выступает за сильную и авторитетную ООН и готов оказывать всемерное содействие в продвижении целей и принципов организации. В качестве важных механизмов обеспечения безопасности, развития торгово-экономического и инвестиционного партнерства в регионе мы рассматриваем ШОС и инициативу созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В фокусе нашего внимания также дальнейшее совершенствование интеграционного взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС.
Важным событием для нашей страны стало решение Мадридской встречи глав внешнеполитических ведомств 56 стран – участниц ОБСЕ о председательстве Казахстана в данной организации в 2010 году.
То есть вы видите, что формат позиционирования внешнеполитических приоритетов Казахстана достаточно широк. И я считаю целесообразным использовать любую трибуну и возможности всех "диалоговых" площадок для того, чтобы наша внешнеполитическая концепция утвердилась в сознании мирового сообщества.
– В том числе и формат, который предоставила Парламентская ассамблея НАТО? Расскажите, подробнее об инициативе "Роуза-Рота"...
– Думаю, для начала следует напомнить о динамике контактов Казахстана с НАТО в целом. Соглашение безопасности между нашей республикой и Североатлантическим альянсом, подписанное в 1996 году и направленное на закрепление взаимных обязательств в рамках программы "Партнерство во имя мира", вступило в силу в октябре 2005 года. Однако на более высокий уровень отношения вышли в январе 2006-го, когда был утвержден Индивидуальный план действий "Партнерство" (ИПДП) в формате "НАТО + Казахстан". Его содержательная часть нацелена на укрепление региональной и международной безопасности, углубление процесса трансформации Вооруженных сил РК, повышение оперативной совместимости, сотрудничество в области борьбы с терроризмом, чрезвычайного гражданского планирования, науки и экологии. К слову, Казахстан первой из центральноазиатских стран вышел на такой уровень сотрудничества с альянсом, и это дает право говорить о том, что развитие взаимодействия в векторе "Казахстан – НАТО" имеет устойчиво положительную динамику.
Развитию диалога, а также укреплению авторитета Казахстана на международной арене, безусловно, способствует участие казахстанских депутатов в работе Парламентской ассамблеи НАТО, на форумах которой рассматриваются важнейшие проблемы глобальной безопасности.
ПА НАТО является межпарламентской организацией, которая с 1955 года выступает в качестве форума законодателей государств – членов альянса. Они проводят совместные заседания для рассмотрения вопросов, представляющих взаимный интерес или вызывающих взаимную озабоченность.
В связи с крупными политическими переменами в бывшем Советском Союзе, Центральной и Восточной Европе состав членов ассамблеи и ее мандат значительно расширились: 13 государств-партнеров, среди которых – постсоветские Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Российская Федерация, получили статус ассоциированных делегаций. Это позволяет им участвовать в работе и дискуссиях без права голоса, выносить на обсуждение поправки и проекты решений.
Отмечу, что ПА полностью независима от НАТО, она выступает в качестве связующего звена между национальными парламентами и Североатлантическим альянсом, образно говоря, выступает важным мерилом общественного мнения и мнений парламентариев по вопросам НАТО. Координация отношений со странами Центральной и Восточной Европы проводится в рамках инициативы, которую выдвинули в 1990 году американский конгрессмен Чарли Роуз и член сената США Билл Рот. Она обеспечивает участие парламентариев стран региона в проводимых два раза в год сессиях ассамблеи и регулярное проведение специальных семинаров по вопросам, представляющим интерес для парламентариев этих государств.
Цели инициативы "Роуза-Рота" коротко можно сформулировать так: привлекать парламентариев из стран Центральной и Восточной Европы к деятельности ассамблеи, содействовать укреплению духа партнерства и сотрудничества между законодателями и способствовать тому, чтобы они лучше понимали проблемы и воззрения друг друга.
– Очевидно, эти цели были достигнуты в Баку? Насколько мне известно, ваш доклад на семинаре, а также выступления других членов нашей делегации были позитивно восприняты аудиторией, что подтверждает особый интерес государств НАТО к Центральной Азии...
– Нынешний, 68-й семинар был посвящен проблемам безопасности в Каспийском регионе. Поэтому вполне логичным видится приглашение казахстанской делегации для участия в мероприятии. Подобная практика часто используется ПА НАТО, когда проблемы регионального характера не выносятся на пленарные заседания, а обсуждаются в формате "Роуза-Рота" с участием заинтересованных сторон.
А о большом интересе государств Североатлантического альянса к региону ЦА говорит, в частности, обширная повестка дня заседаний. В течение двух дней на уровне авторитетных экспертов обсуждались очень актуальные вопросы. К примеру, с докладом о политике ЕС в Центральной Азии выступил специальный представитель Евросоюза в регионе Пьер Морель, о политике НАТО в ЦА рассказал помощник генерального секретаря альянса по странам Кавказа и Центральной Азии Роберт Симмонс, с большим интересом заслушано выступление докторанта Информационно-ресурсного центра НАТО в Казахстане Асии Кузембаевой, которая проинформировала аудиторию о роли ШОС в обеспечении региональной безопасности. Большое внимание уделено на семинаре проблемам восстановления экономики Афганистана. По этому вопросу также выступили известные эксперты и политологи.
То есть уровень компетентности участников форума был очень высок, и тем приятнее отметить, что позиция Казахстана по заявленной проблематике прозвучала уверенно и внятно.
– Могли бы вы резюмировать эту позицию...
– В контексте повестки дня семинара она такова. Сегодня Казахстан объективно называют лидером Центральной Азии. Исходя из этого, наша страна, принимая на себя ответственную роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, придает приоритетное значение развитию отношений с государствами ЦА.
Главными направлениями в этом смысле остаются: инвестиционное сотрудничество в гидроэнергетической, транспортно-коммуникационной, нефтегазовой, агропромышленной и культурно-гуманитарной сферах.
Перспективный интерес представляет работа по реализации инициативы Президента Казахстана о создании Союза Центрально-Азиатских государств (СЦАГ), конкретные шаги по усилению координации деятельности государственных органов и институтов развития стран региона с учетом изменяющейся обстановки в Центральной Азии и вокруг нее.
Стратегической задачей интеграции является недопущение дестабилизации обстановки в регионе, сохранение и укрепление безопасности, а также развитие оборонной способности стран в рамках ОДКБ, ШОС, СВМДА, объединение усилий по противодействию терроризму, религиозному экстремизму, другим глобальным вызовам и угрозам.
В этом смысле уполномоченными ведомствами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана осуществляется обмен информацией о лицах, подозреваемых в принадлежности и связях с международными террористическими структурами, а также организационные и практические меры, направленные на пресечение устойчивых каналов контрабанды наркотиков, выявление и разоблачение деятельности преступных групп, занимающихся их транспортировкой.
Важным шагом в деле координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Центральной Азии стало подписание Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном Соглашения о создании Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), который будет дислоцироваться в Алматы и станет постоянно действующим региональным органом.
Такова вкратце наша позиция по обозначенной проблематике.
И, подводя итог нынешней беседы, еще раз подчеркну, участие казахстанской делегации в представительном форуме, а также проведенные во время семинара личные встречи имели большое практическое значение в процессе укрепления имиджа Казахстана на международной арене. Подобную практику, на мой взгляд, необходимо продолжать в будущем. |