NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:25 ast
02:25 msk

От стереотипов к здоровой прагматике
С.Токпакбаев: Сегодня Казахстан объективно называют лидером Центральной Азии. Исходя из этого, наша страна, принимая на себя ответственную роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, придает приоритетное значение развитию отношений с государствами ЦА
25.03.2008 / интервью

Ольга КАЗАНЦЕВА, "Казахстанская правда", 22 марта

В череде политических событий месяца внимание привлекло мероприятие, незаслуженно скромно "промелькнувшее" в отечественном медиапространстве. Речь о состоявшемся в Баку 68-м семинаре "Роуза-Рота", организованном по инициативе Парламентской ассамблеи НАТО. Участие в нем, наряду с представителями более 25 государств и авторитетных международных организаций, приняла делегация Казахстана. Факт этот видится, безусловно, интересным, поскольку в силу сохранившегося стереотипа времен биполярного мира возможности партнерства со структурами Североатлантического альянса до сих пор многими воспринимаются как нонсенс. Так ли это и в чем новелла отношений в векторе "Казахстан – НАТО" сегодня? Об этом нашему корреспонденту рассказал участник форума, депутат Мажилиса Парламента РК Сат ТОКПАКБАЕВ.

– Сат Бесимбаевич, давайте начнем с "основного вопроса философии": чем в новых исторических реалиях обусловлено сотрудничество Казахстана с НАТО, в каких формах и направлениях оно реализуется и какие цели преследует?

– Вы правы в том, что еще совсем недавно по историческим меркам, находясь в системе координат биполярного мира, о подобном сотрудничестве не могло быть и речи. Сама суть термина "биполярный" предполагала наличие несокрушимых антагонизмов между двумя идеологическими и государственно-политическими системами, на которые мир разделился после Второй мировой войны. Однако с исчезновением так называемого "социалистического лагеря", после обретения независимости республиками постсоветского пространства и выбора ими демократического пути развития, основывающегося на принципах экономической либерализации, коллизия идеологического противостояния исчерпала себя.

Сегодня мы живем в новом мире, специфической характеристикой которого является глобализация. В условиях этого процесса некоторые былые противоречия и столкновения интересов утратили свою конфликтную суть, другие – напротив, качественно изменились и трансформировались в вызовы глобального характера. Но как бы там ни было, события международного формата ежедневно преподносят нам свидетельства того, что обстановка на планете Земля не становится более спокойной и гармоничной. Напротив, она приобретает все более сложный характер, обусловленный возникновением новых рисков и угроз транснационального характера, преодоление которых требует консолидации усилий всех субъектов мирового сообщества.

В первую очередь к ним относятся международный терроризм и религиозный экстремизм, наркобизнес, организованная преступность, угрозы глобальных экологических катастроф. Бороться с этими вызовами в одиночку не в состоянии ни одна, даже самая продвинутая в развитии держава. Это достоверно показала трагедия в США 11 сентября 2001 года. Потому взаимодействие государств в деле обеспечения глобальной безопасности является абсолютно обусловленным и актуальным процессом.

– То есть это как раз тот случай, когда благородная цель оправдывает любые средства?

– Я бы конкретизировал: любые средства дипломатии, сотрудничества и конструктивного диалога, которые способствуют совместной выработке эффективного механизма сохранения стабильности и мира на земле.

– Это важное дополнение с учетом концепции позитивной многовекторности внешнеполитического курса Казахстана...

– Кстати, это еще один немаловажный аргумент в ответе на ваш первый вопрос. Я хотел бы особо подчеркнуть, что с момента обретения независимости внешняя политика Казахстана по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева наряду с продвижением национальных интересов ориентирована на развитие многостороннего диалога, подчеркиваю, со всеми заинтересованными партнерами. Мы активно выступаем за формирование системы международных отношений, основанной на механизмах коллективного решения проблем и приоритете права. Исходя из этого, Казахстан сформировал "пояс добрососедства" по периметру своих границ, установил доверительные отношения с ведущими мировыми державами и региональными государствами. И сегодня наши внешнеполитические приоритеты остаются неизменными. Но думаю, не лишним будет еще раз акцентировать внимание на главных направлениях.

Во-первых, Казахстан придает первостепенное значение укреплению взаимовыгодного сотрудничества с ближайшими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии. Между тем эти приоритеты не исключают углубления стратегического партнерства с США и Европейским союзом. Большие возможности и новые перспективы сегодня открываются во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока и Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Что касается формата многостороннего сотрудничества, то Казахстан выступает за сильную и авторитетную ООН и готов оказывать всемерное содействие в продвижении целей и принципов организации. В качестве важных механизмов обеспечения безопасности, развития торгово-экономического и инвестиционного партнерства в регионе мы рассматриваем ШОС и инициативу созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В фокусе нашего внимания также дальнейшее совершенствование интеграционного взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

Важным событием для нашей страны стало решение Мадридской встречи глав внешнеполитических ведомств 56 стран – участниц ОБСЕ о председательстве Казахстана в данной организации в 2010 году.

То есть вы видите, что формат позиционирования внешнеполитических приоритетов Казахстана достаточно широк. И я считаю целесообразным использовать любую трибуну и возможности всех "диалоговых" площадок для того, чтобы наша внешнеполитическая концепция утвердилась в сознании мирового сообщества.

– В том числе и формат, который предоставила Парламентская ассамблея НАТО? Расскажите, подробнее об инициативе "Роуза-Рота"...

– Думаю, для начала следует напомнить о динамике контактов Казахстана с НАТО в целом. Соглашение безопасности между нашей республикой и Североатлантическим альянсом, подписанное в 1996 году и направленное на закрепление взаимных обязательств в рамках программы "Партнерство во имя мира", вступило в силу в октябре 2005 года. Однако на более высокий уровень отношения вышли в январе 2006-го, когда был утвержден Индивидуальный план действий "Партнерство" (ИПДП) в формате "НАТО + Казахстан". Его содержательная часть нацелена на укрепление региональной и международной безопасности, углубление процесса трансформации Вооруженных сил РК, повышение оперативной совместимости, сотрудничество в области борьбы с терроризмом, чрезвычайного гражданского планирования, науки и экологии. К слову, Казахстан первой из центральноазиатских стран вышел на такой уровень сотрудничества с альянсом, и это дает право говорить о том, что развитие взаимодействия в векторе "Казахстан – НАТО" имеет устойчиво положительную динамику.

Развитию диалога, а также укреплению авторитета Казахстана на международной арене, безусловно, способствует участие казахстанских депутатов в работе Парламентской ассамблеи НАТО, на форумах которой рассматриваются важнейшие проблемы глобальной безопасности.

ПА НАТО является межпарламентской организацией, которая с 1955 года выступает в качестве форума законодателей государств – членов альянса. Они проводят совместные заседания для рассмотрения вопросов, представляющих взаимный интерес или вызывающих взаимную озабоченность.

В связи с крупными политическими переменами в бывшем Советском Союзе, Центральной и Восточной Европе состав членов ассамблеи и ее мандат значительно расширились: 13 государств-партнеров, среди которых – постсоветские Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Российская Федерация, получили статус ассоциированных делегаций. Это позволяет им участвовать в работе и дискуссиях без права голоса, выносить на обсуждение поправки и проекты решений.

Отмечу, что ПА полностью независима от НАТО, она выступает в качестве связующего звена между национальными парламентами и Североатлантическим альянсом, образно говоря, выступает важным мерилом общественного мнения и мнений парламентариев по вопросам НАТО.
Координация отношений со странами Центральной и Восточной Европы проводится в рамках инициативы, которую выдвинули в 1990 году американский конгрессмен Чарли Роуз и член сената США Билл Рот. Она обеспечивает участие парламентариев стран региона в проводимых два раза в год сессиях ассамблеи и регулярное проведение специальных семинаров по вопросам, представляющим интерес для парламентариев этих государств.

Цели инициативы "Роуза-Рота" коротко можно сформулировать так: привлекать парламентариев из стран Центральной и Восточной Европы к деятельности ассамблеи, содействовать укреплению духа партнерства и сотрудничества между законодателями и способствовать тому, чтобы они лучше понимали проблемы и воззрения друг друга.

– Очевидно, эти цели были достигнуты в Баку? Насколько мне известно, ваш доклад на семинаре, а также выступления других членов нашей делегации были позитивно восприняты аудиторией, что подтверждает особый интерес государств НАТО к Центральной Азии...

– Нынешний, 68-й семинар был посвящен проблемам безопасности в Каспийском регионе. Поэтому вполне логичным видится приглашение казахстанской делегации для участия в мероприятии. Подобная практика часто используется ПА НАТО, когда проблемы регионального характера не выносятся на пленарные заседания, а обсуждаются в формате "Роуза-Рота" с участием заинтересованных сторон.

А о большом интересе государств Североатлантического альянса к региону ЦА говорит, в частности, обширная повестка дня заседаний. В течение двух дней на уровне авторитетных экспертов обсуждались очень актуальные вопросы. К примеру, с докладом о политике ЕС в Центральной Азии выступил специальный представитель Евросоюза в регионе Пьер Морель, о политике НАТО в ЦА рассказал помощник генерального секретаря альянса по странам Кавказа и Центральной Азии Роберт Симмонс, с большим интересом заслушано выступление докторанта Информационно-ресурсного центра НАТО в Казахстане Асии Кузембаевой, которая проинформировала аудиторию о роли ШОС в обеспечении региональной безопасности. Большое внимание уделено на семинаре проблемам восстановления экономики Афганистана. По этому вопросу также выступили известные эксперты и политологи.

То есть уровень компетентности участников форума был очень высок, и тем приятнее отметить, что позиция Казахстана по заявленной проблематике прозвучала уверенно и внятно.

– Могли бы вы резюмировать эту позицию...

– В контексте повестки дня семинара она такова. Сегодня Казахстан объективно называют лидером Центральной Азии. Исходя из этого, наша страна, принимая на себя ответственную роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, придает приоритетное значение развитию отношений с государствами ЦА.

Главными направлениями в этом смысле остаются: инвестиционное сотрудничество в гидроэнергетической, транспортно-коммуникационной, нефтегазовой, агропромышленной и культурно-гуманитарной сферах.

Перспективный интерес представляет работа по реализации инициативы Президента Казахстана о создании Союза Центрально-Азиатских государств (СЦАГ), конкретные шаги по усилению координации деятельности государственных органов и институтов развития стран региона с учетом изменяющейся обстановки в Центральной Азии и вокруг нее.

Стратегической задачей интеграции является недопущение дестабилизации обстановки в регионе, сохранение и укрепление безопасности, а также развитие оборонной способности стран в рамках ОДКБ, ШОС, СВМДА, объединение усилий по противодействию терроризму, религиозному экстремизму, другим глобальным вызовам и угрозам.

В этом смысле уполномоченными ведомствами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана осуществляется обмен информацией о лицах, подозреваемых в принадлежности и связях с международными террористическими структурами, а также организационные и практические меры, направленные на пресечение устойчивых каналов контрабанды наркотиков, выявление и разоблачение деятельности преступных групп, занимающихся их транспортировкой.

Важным шагом в деле координации совместных международных операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Центральной Азии стало подписание Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном Соглашения о создании Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), который будет дислоцироваться в Алматы и станет постоянно действующим региональным органом.

Такова вкратце наша позиция по обозначенной проблематике.

И, подводя итог нынешней беседы, еще раз подчеркну, участие казахстанской делегации в представительном форуме, а также проведенные во время семинара личные встречи имели большое практическое значение в процессе укрепления имиджа Казахстана на международной арене. Подобную практику, на мой взгляд, необходимо продолжать в будущем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Казахстан может экспортировать не только нефть и газ" 31.03.2008
За что купил... 28.03.2008
"В нашей стране возможно все" 28.03.2008
Говорите по-русски. Вас поймут 27.03.2008
Стратегия результата 25.03.2008
От стереотипов к здоровой прагматике 25.03.2008
"Мухтар Алиев должен покаяться" 25.03.2008
"Не надо нам помогать. Просто не мешайте!" 25.03.2008
"У меня цель одна – спасти человека" 24.03.2008
"Рахат на нас выходил, мы его послали подальше" 24.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz