NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 06:52 ast
04:52 msk

Стратегия результата
Б.Султанов: Государство же, чтобы в процессе выплаты банками внешних долгов не остановилось кредитование казахстанских внутренних проектов, выделило средства через Фонд устойчивого развития "Казына". В прошлом году – 1,1 миллиарда долларов
25.03.2008 / интервью

Майдагуль ШАЙМЕРДИНОВА, "Казахстанская правда", 22 марта

Министерство экономики и бюджетного планирования является ключевым в разработке стратегии экономического развития, потому в число его задач входит и отслеживание процессов, происходящих в мировой экономике. Наша газета обратилась к министру экономики и бюджетного планирования Бахыту СУЛТАНОВУ с вопросом: было ли неожиданностью для стратегического ведомства происходящее ныне в глобализирующейся экономике? Ответив, что все отечественные стратегии проигрываются на различных сценариях, министр дал "Казправде" развернутый комментарий.

– Макроэкономическое развитие страны всегда находилось под постоянным контролем Правительства. Еще в конце 90-х годов прошлого века, в условиях кризиса, Глава государства сформулировал Стратегию развития Казахстана до 2030 года, определив необходимость формирования новой, более сложной политики: развития, направленного на использование сильных сторон отечественной экономики с анализом угроз и возможностей, и на этой основе – движения вперед. В качестве рисков определены "перегрев экономики" и развитие "голландской болезни". И тогда же были приняты меры, направленные на нейтрализацию подобных явлений и смягчение их последствий.

– Так что же, мы не учли рисков зависимости от мировой экономики?

– Не так. Создание и дальнейшее совершенствование механизмов формирования и использования Национального фонда, ставшего не только сберегательным фондом, но и важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, направлено именно на нейтрализацию таких рисков в экономике.

Хотя, конечно, прошлый год оказался для нас годом испытаний. Ипотечный кризис в США цепной реакцией затронул практически все страны. В начале нынешнего года серьезный удар получили экономики Японии, затем – США. Падение индексов на фондовых рынках, которое мы наблюдали практически весь январь, стало последствием глубинных процессов в мировой экономике.

Вполне понятно, что случившийся кризис на мировых рынках не мог не отразиться на нашей республике. Мы ведь активный участник процесса глобализации. Однако можно с удовлетворением отметить, что экономика Казахстана почти безболезненно пережила осенние катаклизмы. Если судить в целом, то в первом полугодии 2007 года в результате высокого внутреннего и внешнего спроса темпы прироста экономики опережали темпы прироста аналогичного периода 2006-го – 10,2 процента против 9,3. Наблюдалось замедление годовой инфляции с 8,4 процента в декабре 2006 года до 7,6 процента в мае 2007-го.

Вторая половина года ознаменовалась снижением темпов прироста экономики. На ее развитии сказались проблемы, возникшие на зарубежных финансовых рынках, а также структурные и ценовые изменения мирового продовольственного рынка. Во второй половине года усилилась тенденция замедления инвестиционной активности. В последние два месяца года наблюдалось падение темпов роста инвестиций в основной капитал (99 процентов и 96,3 соответственно). Спад объемов строительных работ в октябре на 32,2 процента привел к значительному снижению темпов роста в отрасли в целом по сравнению с 2006 годом.

Однако принимаемые системные меры по модернизации экономики, а также меры оперативного реагирования позволили смягчить последствия внешнего шока и обеспечить стабильное развитие. В недавнем Послании Главы государства народу Казахстана, как и в его выступлении на расширенном заседании Правительства названы новые ориентиры, направленные на снижение рисков влияния внешних факторов. Я думаю, что принятые меры позволят нашей экономике в нынешнем году развиваться без потрясений.

– То есть, прогноз спада экономического роста неверен?

– Для этого нет предпосылок. Мы продолжаем рост, но чуть с меньшими темпами. Согласно сценарию развития экономики, среднегодовой рост ВВП в текущем году составит пять – семь процентов. Если же смотреть по уровню инфляции, то он за первые два месяца 2008 года остается на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого. Более того, уровень инфляции в РК один из самых низких в СНГ. Для сравнения: в РФ он составил в январе-феврале 2,3 процента к декабрю 2007 года, в Украине – 2,9 процента, в Азербайджане – 2,5. Все принимаемые меры направлены на то, чтобы по году мы не вышли из десятипроцентного предела.

– А как с банковским сектором? Ведь он оказался в наибольшей степени подвержен общемировым тенденциям?

– Наша банковская система достаточно сильна, чтобы справиться с ситуацией. Несмотря на то что возник дефицит внешнего фондирования для банков второго уровня, отечественная финансовая система устояла, даже когда произошли случаи дефолта в некоторых крупных финансовых институтах на Западе. За полгода, прошедшие с начала ипотечного кризиса в США, не разорился ни один казахстанский банк.

Сейчас банки, у которых подошло время расчета по внешним заимствованиям, продолжают расплачиваться без поддержки государства. Государство же, чтобы в процессе выплаты банками внешних долгов не остановилось кредитование казахстанских внутренних проектов (строительство, малый и средний бизнес, инвестиционные проекты), выделило средства через Фонд устойчивого развития "Казына". В прошлом году – 1,1 миллиарда долларов. В бюджете текущего года заложены необходимые средства на дополнительные меры.

Безусловно, Правительство будет и в дальнейшем прилагать все силы для поддержания отечественного бизнеса на должном уровне. Как сказал Глава государства в своем Послании народу Казахстана: "Развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны".

– Ваше министерство является одним из трех "пилотных" по внедрению новой формы бюджетирования, ориентированного на результат. Для чего нужна новая система? Разве раньше наши бюджеты не были ориентированы на результат?

– В Послании "Новый Казахстан в новом мире" Глава государства выделил важное направление работы Правительства относительно выстраивания качественно новой модели госуправления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Постановлением Правительства от 26 декабря 2007 года утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результат. Новая форма бюджетирования нужна для обеспечения эффективной гармонизации стратегического, экономического и бюджетного планирования. Она должна стать логическим продолжением многолетней работы по внедрению методов целеполагания в бюджетировании, результатом которой явилась действующая редакция Бюджетного кодекса. Для этого потребуется ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей и задач государства, получение конкретных результатов.

В настоящее время существует более 110 государственных, отраслевых программ и более 370 региональных. При их разработке не в полной мере выявляются проблемы, влияющие на выполнение стратегических задач и достижение стратегических целей развития страны. Цели, задачи и ожидаемые результаты многих отраслевых программ сформулированы без четких критериев и индикаторов оценки их достижения, значительная часть программ ориентирована не на решение конкретных проблем, а на выбивание бюджетных денег, отсутствует четкая увязка целей, задач, мероприятий, результатов, бюджетных расходов, ответственность размыта между разными государственными органами. Кроме этого, из-за отсутствия индикаторов результативности программ, конкретного механизма оценки их результатов, невозможно качественно контролировать эффективность исполнения программ. После окончания одной программы утверждается другая – в ее продолжение, а отдельные программы дублируют друг друга.

Мы же стремимся перейти от краткосрочного бюджетного планирования к среднесрочному, ориентировав бюджетный процесс на прозрачное распределение бюджетных средств и максимально эффективное управление средствами в соответствии с приоритетами государственной политики. Предстоит внедрить комплексную оценку эффективности деятельности госорганов, направленную на анализ качества государственных услуг, результатов реализации программных документов.

– Уже выработана новая схема составления бюджета, ориентированного на результат? Какой она будет?

– В первую очередь надо отметить, что уже со следующего года мы переходим на трехлетнее планирование бюджета, формированию которого будет предшествовать разработка пятилетнего макроэкономического прогноза и основных параметров фискальной политики. С учетом этого документа каждое министерство и ведомство разрабатывает стратегический план развития на три года, то есть на время реализации конкретного бюджета. В этом плане выбираются стратегические направления деятельности ведомства, определяются цели и прописываются конкретные индикаторы достижения этих целей. Например, в стратегическом плане нашего министерства, одобренном недавно Правительством, пять направлений, по которым МЭБП планирует работать ближайшие три года. Целью первого направления – обеспечение координации проведения макроэкономической политики – становится достижение макроэкономической стабильности. Его задачи: внедрение механизмов выявления и своевременного реагирования на изменение политических и экономических процессов, представляющих либо возможности, либо угрозы для отечественной экономики; совершенствование системы макроэкономического прогнозирования и анализа, разработка и реализация новой бюджетной политики, стимулирование населения к сбережению и внедрение единой и эффективной системы управления долгом страны.

– Когда говорилось о бюджете, ориентированном на результат, упоминалось и о том, что будут не только провозглашены общие цели, но названы конкретные цифры или определенные результаты, которых ведомствам предстоит достичь.

– Совершенно верно, для каждой цели стратегического направления определены свои индикаторы. Так, для нашего первого направления, в частности, показателем определен среднегодовой реальный рост ВВП на уровне пяти – семи процентов в ближайшие три года. Прогнозный уровень расходов госбюджета в 2008–2010 годах составит 21–23 процента, а ненефтяной дефицит госбюджета – три – четыре процента к ВВП.

Вторым стратегическим направлением деятельности нашего министерства определено повышение конкурентоспособности и модернизации экономики. Там целевыми индикаторами являются удержание имеющихся конкурентоспособных позиций страны по ряду авторитетных рейтинговых организаций, а к 2010 году – улучшение этих позиций. По сути, на достижение этого целевого индикатора будут работать остальные: доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП должна составлять не менее 12 процентов, а в структуре промышленности в целом – не менее 42. При этом объем инвестиций к ВВП должен составить не менее 32–35 процентов. Планируется, что к 2030 году виды и подвиды лицензируемой деятельности сократятся на 30 процентов.

Министерство будет также обеспечивать условия для устойчивого развития регионов. В частности, в целях формирования семи экономических макрорегионов, предусмотренных Стратегией территориального развития, к 2010 году будут сформированы три экономические "макрозоны опережающего роста": вокруг Астаны, включая Щучинско-Боровскую курортную зону; вокруг Алматы и Прикаспийский регион.

Третьим направлением нашего стратегического плана определена модернизация государственного сектора экономики. Планируется увеличить долю переданных в конкурентную среду государственных организаций к 2010 году до 15 процентов и умножить количество государственных организаций, внедривших принципы корпоративного управления, к 2010 году на 50 процентов.

Четвертым стратегическим направлением станет совершенствование системы госуправления. К 2010 году должны быть исключены дублирующие государственные функции между уровнями госуправления и окончательно упразднены к тому же сроку дублирующие подразделения в регионах. В рамках нашей работы в ближайшие три года мы планируем, в том числе, разработать методику оценки эффективности деятельности госорганов и усовершенствовать систему оплаты труда госслужащих.

– Вы сказали, что в вашем стратегическом плане пять направлений. Каким будет пятое?

– Как минимум, столь же полезным. Мы продолжим реформирование системы государственного планирования. Главной целью этого направления станет внедрение и совершенствование новой системы государственного планирования, ориентированного на результат. Уже к следующему году должна быть сформирована правовая и методологическая базы функционирования этой системы госпланирования. Ведь, как я сказал, с 2009 года будет осуществлен переход на новые "рельсы" планирования центральных государственных органов, а с 2010 года – местных исполнительных. По поручению Главы государства, очерченном им в Послании, к осени этого года мы должны разработать новый Бюджетный кодекс и республиканский бюджет на предстоящие три года.

– Любое нововведение предполагает ряд ошибок. Как вы считаете, удастся ли осуществить задуманное, избежав пресловутого "наступили на грабли"?

– Именно для того, чтобы избежать неточностей в реализации новых подходов, и стартовали в этом году пилотные проекты в трех министерствах – МЭБП, МЮ и МФ. У нас есть год для того, чтобы обнаружить какие-то просчеты. С учетом международного опыта и самими наработанного, считаю, у нас есть все шансы, чтобы все получилось. Собственно, вся наша работа, равно как и всего государственного аппарата в новых условиях, направлена на реализацию общенациональных задач, определенных Главой государства в стратегических документах и Посланиях народу Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Казахстан может экспортировать не только нефть и газ" 31.03.2008
За что купил... 28.03.2008
"В нашей стране возможно все" 28.03.2008
Говорите по-русски. Вас поймут 27.03.2008
Стратегия результата 25.03.2008
От стереотипов к здоровой прагматике 25.03.2008
"Мухтар Алиев должен покаяться" 25.03.2008
"Не надо нам помогать. Просто не мешайте!" 25.03.2008
"У меня цель одна – спасти человека" 24.03.2008
"Рахат на нас выходил, мы его послали подальше" 24.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz