NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 07:05 ast
05:05 msk

"Акцент смещается на послесловие к мировому финансовому кризису"
А.Сайденов: В целом Национальный банк располагает штатом профессиональных аналитиков, результаты исследований которых пользуются широким спросом
27.08.2008 / интервью

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 26 августа

В августе исполняется первая годовщина финансового кризиса, в который так или иначе оказалось вовлечено большинство стран планеты. А ведущие экономики мира и по сей день пребывают в состоянии так называемой финансовой турбулентности. В область глобальной турбулентности в августе 2007 года был втянут и Казахстан. Насколько удалось оправиться финансовой системе год спустя и каковы уроки кризиса, проанализируем их вместе с председателем Национального банка Анваром САЙДЕНОВЫМ.

Ипотечный тумблер

- Анвар Галимуллаевич, даже для многих профессиональных участников рынка, аналитиков, правительств, экспертов, рейтинговых агентств кризис стал настоящей неожиданностью. Но возможно ли было избежать "импорта" таких проблем в нашу страну и насколько хорошо усвоен рынком этот урок?

- Говорить о восприятии рынком уроков кризиса еще рано. Поскольку сам урок еще не закончился. Но я бы хотел обратить внимание на два аспекта. Сам по себе этот кризис имеет очень четкие причины и ограниченный круг участников международных рынков, которые от него прямо пострадали. Это рынок ипотечного кредитования "subprime" США (сектора заемщиков с низкой платежеспособностью) и те инструменты, которые на базе этих активов были сформированы и приобретены инвесторами.

Напомню, этому предшествовала благоприятная ситуация на внутреннем финансовом рынке США, что позволило снизить требования к заемщикам. А в итоге при постепенном повышении процентных ставок это привело к удорожанию обслуживания полученных кредитов и, соответственно, к большим объемам неплатежей. Дефолт по платежам привел к значительным убыткам крупных финансовых организаций, которые инвестировали в высокодоходные, но в то же время в высокорисковые ипотечные облигации. Затем кризисные явления по цепочке перекинулись в страны Европы и на другие рынки. Этот этап характеризуется распространением ипотечного кризиса США на международный финансовый рынок в силу вовлеченности в процесс инвестирования через синтетические инструменты секьюритизации (то есть производные инструменты) большого количества финансовых организаций. На следующем этапе произошло сокращение ликвидности в мировой финансовой системе и увеличение стоимости фондирования на межбанковских рынках, ужесточение условий кредитования.

Могу сказать, что нас рынок "subprime" практически не затронул, поскольку в эти инструменты наши финансовые организации не вкладывались. Ни в активах ЗВР Нацбанка, ни в активах Нацфонда этих бумаг не было. То же относится к нашим банкам и НПФ: прямых убытков, связанных с кризисом "subprime", у наших финансовых институтов нет.

- В какой же момент кризис "обрел" национальные черты и отличия в Казахстане?

- Звеном, которое связывает возникновение кризиса, пусть даже в каком-то одном сегменте крупной финансовой системы США, с тем, что произошло у нас, являются инвесторы, которые вкладывают свободные средства, действуя в глобальном рынке. Казахстан является частью мирового рынка, а наши банки - реципиенты международных средств, которые используют для кредитования нашей экономики. В этом и состоит встроенность Казахстана в глобальную финансовую систему.

Имеются пул инвесторов и пул инструментов, в которые они вкладываются. И если инвесторы пострадали от ненадежности какого-то класса инструментов, понесли убытки, то начинается перераспределение инвестиционных потоков. Они закрывают убытки, выходят с тех рынков, которые они считают подверженными повышенным рискам. А к транзитным экономикам это относится в первую очередь. И поскольку в глобальной экономике циркулируют одни и те же деньги, это сказалось на наших банках. Поэтому те риски, которые в течение некоторого времени накапливались в практике заимствования, в кредитной политике наших банков, в отраслевой структуре кредитного портфеля, реализовались в результате шока международной системы. Не случайно сейчас используется выражение, что кризис "subprime" США явился спусковым крючком, тумблером, который привел в действие доселе скрытые риски в финансовых системах многих стран. В том числе и Казахстана. Но они проявились по-разному. Например, в Великобритании - банкротством крупнейшего игрока на ипотечном рынке - банка Northern Rock.

Учитывая, что инвесторы пересмотрели свои позиции в отношении развивающихся стран, кризис ликвидности на мировом рынке привел и к ужесточению условий кредитования субъектов развивающихся рынков, в том числе и казахстанских банков. Избежать какого-либо влияния ситуации на внутреннюю экономику Казахстана практически было невозможно ввиду высокой степени интеграции нашей экономики в мировую. При этом наиболее развитым, интегрированным сегментом казахстанской экономики в мировую систему и, соответственно, самым уязвимым к внешним шокам является финансовый сектор, где большая часть ресурсов сосредоточена в банках.

Когда инвесторы пасуют

- К международным присоединились и местные факторы. Каково их соотношение и насколько они были критичны?

- Последние несколько лет банки второго уровня активно кредитовали реальный сектор экономики. При этом основным источником ресурсов являлись внешние заимствования, что и стало основным каналом распространения кризисной ситуации на экономику страны. Так, по состоянию на конец третьего квартала 2007 года валовой негосударственный внешний долг составил 91,2 миллиарда долларов, при этом доля банковского сектора составила 48,6 процента. Первые признаки проявления кризисной ситуации отмечены были в августе 2007 года, когда иностранные инвесторы начали выводить свои активы с казахстанского рынка, а коммерческие банки столкнулись с дефицитом ликвидности. В связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости отечественные банки в целях поддержки необходимого уровня ликвидности были вынуждены в свою очередь повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточить условия по их выдаче. Это стало основным фактором, повлекшим за собой сокращение кредитования внутренней экономики как отдельных отраслей экономики, так и населения.

Так, если за первое полугодие 2007 года темп роста кредитования экономики таких отраслей, как промышленность и строительство, составил 33,4 и 57 процентов соответственно, то в аналогичном периоде 2008 года рост этих отраслей не превысил четырех процентов. Отмечается и снижение темпа роста ипотечного кредитования банками второго уровня с 27 до 3,4 процента в первом полугодии 2008 года. Можно отметить снижение активности на рынке недвижимости. Вследствие уменьшения объемов финансирования этого рынка со второго полугодия 2007 года происходит сокращение количества сделок и постепенное снижение цен на недвижимость. Если с 2002 по 2007 год рост цен на недвижимость в целом по Казахстану постепенно увеличивался с 24,7 до 58,17 процента в среднем за год (пик - 67,3 процента в августе 2007 года), то в сентябре того же года тренд пошел на снижение. И по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены на недвижимость в июне 2008 года остались практически неизменными - 0,62 процента.

Что касается соотношения факторов локальных и международных, можно сказать, что развитие кризисной ситуации необходимо рассматривать с точки зрения факторов уязвимости и шоков, под воздействием которых могут реализоваться риски. В данном случае ипотечный кризис США выступил своеобразным триггером. Но ослабление рыночной дисциплины казахстанских банков явилось основным фактором, приведшим к увеличению факторов уязвимости финансового сектора и экономики страны в целом за счет агрессивной деятельности банков по наращению внешних займов. А также интенсивного роста кредитного портфеля, приведшего к "кредитному буму" и несбалансированной политике кредитования банковским сектором отдельных отраслей экономики. Изначально банки привлекали средства для расширения кредитной деятельности внутри страны. Но затем, когда сумма заимствования достигла определенной высокой точки, стала актуальной задача рефинансирования. Но подчеркну: риск состоял не в том, что рефинансирование происходит - это уже следствие, а в том, что этот уровень заимствований был высок.

Неблагоприятного сценария удалось не допустить

- Проанализируем реакцию на ситуацию и действия с трех позиций: профессиональных участников рынка, государства, населения.

- Середина августа 2007 года была критической точкой, в которой было завязано множество рисков. И приходилось развязывать этот узел разными мерами. Реакция на возникшую кризисную ситуацию со стороны как и участников рынка, так и государства была предсказуема, своевременна и адекватна. Незамедлительно была создана рабочая группа, и взаимодействие госорганов вместе с Правительством в целом по выработке оперативного плана мер было эффективным. Исключительно неблагоприятного развития событий удалось не допустить: нам не пришлось прибегнуть к средствам Нацфонда, хотя ЗВА Нацбанка в пик кризисных явлений снизились с 23 до 17 миллиардов долларов. Так, во второй половине августа мы продали 4,5 миллиарда долларов на рынке и еще 1,6 миллиарда в сентябре 2007 года. Это было сделано для того, чтобы успокоить рынок, поддержать стабильность обменного курса. В результате принятых Нацбанком мер национальная валюта быстро укрепилась со 126 до 121 тенге за доллар.

Кроме того, открытая политика Нацбанка имела важный психологический фактор, она позволяет участникам рынка понять, какую позицию занимает НБ РК, готов ли он поступиться достаточно существенной частью своих резервов, для того чтобы стабилизировать ситуацию. Эта мера была адекватной и отвечавшей функциям ЗВА: резервы накапливаются в том числе и для того, чтобы сглаживать курсовые колебания. В августе-сентябре 2007 года, когда по причине паники начались сильные колебания валютного курса, наступил такой случай, и мы использовали этот наиболее эффективный в этой ситуации инструмент. В текущем же году этот инструмент используется, напротив, для покупки валюты на внутреннем рынке.

Отмечу, что одной из причин резких перемен валютного курса стала не только паника населения, но и вывод иностранными инвесторами капитала. Они снимали краткосрочные тенговые депозиты и вывозили из страны валюту, покидая страну. Мы оценивали эти краткосрочные капиталы нерезидентов в пределах от четырех-пяти миллиардов долларов. Мы справились с этим риском. Сейчас суммарные резервы страны восстановились полностью и уже превысили 47 миллиардов. Правда, Нацбанк свои ЗВА пока не восстановил в полном объеме. Но они сыграли очень важную роль в критической ситуации.

Напомню также, что начиная со второго полугодия 2007 года в ответ на ужесточение условий заимствования на внешних рынках и кризиса ликвидности наблюдалось заметное ужесточение кредитной политики банков. Оно коснулось всего спектра ценовых и неценовых условий предоставления кредитов. Особенно в отношении рискованных видов кредитования, залоговых требований, а также максимальных сумм предоставляемых кредитов и размеров первоначальных взносов. В целом пятерка крупнейших банков наиболее существенно ужесточила кредитную политику и условия кредитования, что отражает их высокую зависимость от внешних займов.

Подчеркну также, что в ситуации развития кризиса ликвидности реакция практически всех ведущих государств и Казахстана была идентичной: центральными банками оперативно проведены мероприятия по поддержанию краткосрочной ликвидности на внутренних рынках. Во второй половине 2007 года НБ РК предпринял ряд мер в целях обеспечения стабильности финансовой системы. В том числе предоставление ликвидности банкам (РЕПО); пересмотр механизма МРТ - изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов. Это позволило банкам дополнительно высвободить около 150 миллиардов тенге. Кроме того, в условиях недостатка "свободной" ликвидности было отложено введение в действие новых нормативов МРТ. Позднее правление НБ РК приняло решение о снижении действующих значений нормативов МРТ с шести процентов по внутренним обязательствам и восьми - по иным обязательствам до пяти и семи соответственно.

В целях дальнейшего поддержания банковской ликвидности на адекватном уровне в первом полугодии текущего года Нацбанк значительно расширил перечень ценных бумаг, принимаемых в залоговое обеспечение. В рамках обеспечения финансовой стабильности также был разработан комплекс мер оперативного реагирования на угрозы финансовой нестабильности и на возможные непредвиденные ситуации.

В первые месяцы кризиса также наблюдался незначительный отток депозитов из банков, но он вскоре приостановился. Прежний уровень депозитов постепенно восстановился в связи с переходом банков на внутренние источники фондирования. В целях повышения доверия населения к банковской системе Национальный банк, как единственный акционер Фонда гарантирования депозитов физлиц, принял решение увеличить размер его уставного капитала до 30 миллиардов тенге. Вопрос повышения размера гарантийного возмещения уже рассматривается Мажилисом в рамках проекта Закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам финансовой устойчивости". Проектом предусмотрено увеличение суммы гарантийного возмещения с 700 тысяч тенге до миллиона тенге.

Могу сказать также, что, успешно пережив "шок", рост объемов депозитов начиная с ноября 2007 года возобновился. За пять последних месяцев 2007 года их рост составил два процента, тогда как в целом за год - 26 процентов. За январь - июнь текущего года депозиты увеличились еще на 13,8 процента, составив на первое июля 4 425,6 миллиарда тенге. Если же посмотреть на вопрос сохранности средств населения с позиции каждого отдельного человека, то лучший совет здесь - инвестирование в различные виды финансовых инструментов, предлагаемые рынком. И мы по-прежнему советуем диверсифицировать свой валютный портфель, то есть хранить свои сбережения частью в тенге, частью в долларах или евро.

С прицелом на будущее

- Предпринятые меры Правительством и регулирующими органами можно расценить только как меры экстренного реагирования или они имеют долгосрочный характер?

- Предпринятые госорганами меры можно разделить на меры антикризисные и долгосрочные. В настоящее время завершена работа по подготовке законопроекта по вопросам финансовой устойчивости. Документ, помимо других вопросов, призван упорядочить процедуры участия государства в капитале "проблемного" банка, а также усилить инструментарий регуляторных органов по своевременному и оперативному вмешательству в ситуацию, когда наблюдается тенденция снижения устойчивости отдельного банка. Приобретение государством части или всего пакета акций банка второго уровня является инструментом антикризисного управления и предоставляет банку долгосрочное финансирование. Этот инструмент государственного вмешательства применяется только в крайних случаях, когда системные проблемы банковского сектора достигли своей критической точки и ожидаемые издержки кризиса могут быть несоизмеримо высокими в целом для всей экономики и иметь серьезные социальные последствия, нежели предоставление ресурсов государством банку второго уровня путем прямого участия в его капитале.

В целях оперативного реагирования на угрозы возникновения системного кризиса Нацбанком был разработан План оперативного реагирования на системные риски и утвержден совместно с АФН. Завершена разработка инструментария антикризисных мер, которая стала приложением к Меморандуму по вопросам финансовой стабильности, заключенному между Правительством РК, Нацбанком и АФН. В целом оба документа являются взаимодополняющими элементами антикризисного управления государства. Таким образом, несмотря на то что эти документы предполагают оперативные действия государства в экстренных ситуациях, их разработка в первую очередь свидетельствует о создании государством на законодательном уровне основы системы, направленной на поддержание финансовой стабильности страны в долгосрочной перспективе.

Вне зависимости от "истока" проблемы...

- Кризисы последних лет имели разные истоки, разное течение, различные последствия, и ни один из них не повторяет другой. Означает ли это, что аналитикам никогда не удастся увидеть предвестники, чтобы профессионалы могли предпринять превентивные меры?

- Действительно, предугадать момент наступления кризиса очень сложно. Если бы аналитики точно умели предугадывать, то не было бы азиатского кризиса 1997 года, российского кризиса 1998 года, кризисов в южно-американских странах в 2000-х годах.

Экономическая наука научилась выявлять общие черты, которые могут служить посылами кризиса, но и их наличие необязательно свидетельствует о том, что кризис наступит. Каждый кризис уникален по-своему. И исключить, предотвратить их нельзя. Но здесь, думаю, более важно, какие меры предпринимаются и насколько они успешны.

В НБ РК работа по анализу ситуации на внешних и внутренних рынках ведется на постоянной основе, проводятся и экономические исследования. В Нацбанке есть подразделение, проводящее исследования в области денежно-кредитной политики, оценке ее влияния на состояние экономики, анализ текущего состояния и перспектив развития финансового сектора. Также есть подразделение, осуществляющее управление золотовалютными активами и активами Национального фонда Казахстана. Кроме того, в структуре НБ РК было выделено подразделение, ответственное за проведение исследований в области методологии оценки рисков для финансовой стабильности и анализа факторов, обеспечивающих стабильность финансовой системы. По результатам работы публикуется отчет о финансовой стабильности.

В целом Национальный банк располагает штатом профессиональных аналитиков, результаты исследований которых пользуются широким спросом. Кроме того, в конце прошлого года был создан Национальный аналитический центр при Правительстве и НБ РК. Одной из его задач является оперативная экспертно-аналитическая поддержка процесса принятия решений Правительством и Национальным банком, а также постоянный мониторинг социально-экономических процессов и мировых тенденций.

Сейчас центр осуществляет координационную работу по выполнению совместного проекта с немецким Институтом экономических исследований при университете Мюнхена (IFO), который является одним из лидирующих институтов в области прогнозирования. Цель проекта - разработка комплексной системы прогнозирования развития экономики и раннего предупреждения кризисов. В этом проекте принимают участие НБ РК, АФН, Агентство РК по статистике и специалисты коммерческих банков. Думаю, выработанная система раннего обнаружения экономических потрясений позволит осуществлять постоянный мониторинг на базе нескольких опережающих индикаторов и, используя различные методики, как, например конъюнктурные опросы, стресс-тестирование, анализ сигналов и поворотных точек, рассчитывать вероятность наступления кризисных процессов в экономике в будущем. Применение мирового опыта и построение моделей в условиях развивающегося государства с достаточно короткой историей кризисных явлений имеют определенные сложности. Они сопряжены с наличием и качеством необходимых статданных и квалифицированных специалистов.

Кризисные явления носят комплексный характер, поэтому к решению этой задачи были привлечены специалисты из различных ведомств. В рамках проекта созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители различных ведомств Казахстана и немецкие ученые. Каждая группа имеет свои задачи и сроки их выполнения. В настоящее время в рамках проекта проводятся исследования по изучению макроэкономических последствий снижения цен на нефть, формированию системы опережающих индикаторов для краткосрочного прогнозирования, разработке методологии и оценки устойчивости банковского сектора к стрессовым ситуациям (шокам) и изучению степени институционального развития страны.

Кто виноват и что делать?

- Банки говорят о том, что уже извлекли первые уроки кризиса. В чем это проявилось?

- Прежде всего, они теперь сориентированы на более консервативную политику в управлении активами. Они изменили подход в проведении кредитной политики, которая стала более жесткой. Многими банками ужесточены требования к выдаче кредита, повышены ставки, повышен первоначальный взнос для получения ипотечного кредита. Теперь пересмотр стратегии развития банков будет сфокусирован на обеспечение необходимого уровня ликвидности и улучшение качества ссудного портфеля, сопровождаемых усилением борьбы за "качественного заемщика", а также на пересмотр структуры и объема внешних активов и необходимость повышения капитализации. В том числе акционерами банка. С подачи АФН совершенствуется система риск-менеджмента в банках, ужесточаются требования по классификации активов и созданию резервов по ним. Акцент смещается на оценку финансового состояния заемщика и его будущих финансовых потоков.

- В обществе глубоко убеждение, что все проблемы реального сектора, и особенно строительного, возникли по причине банковского кризиса. Трудно, конечно, вычленить процент "заслуги" отрасли и банков. Но все-таки...

- Да, следует признать, что мировой кризис ликвидности оказал свое негативное влияние и на реальный сектор экономики. Особенно в строительной отрасли. Однако в бедах отрасли нельзя обвинять только банковский кризис. В этом в немалой степени виноваты сами строительные организации, которые вели неправильную и высокорисковую политику, неэффективно используя денежные средства инвесторов, получая при этом огромную прибыль. Долгое время такая ситуация продолжаться не могла, и пирамида должна была рухнуть. Катализатором стал мировой кризис ликвидности.

Неграмотная стратегия развития, неправильная политика управления ликвидностью, погоня за высокой прибылью, повальная увлеченность банковскими кредитами, бесконтрольность целого сектора могут послужить причинами столь рискованного построения финансирования целой отрасли. И как финансист, я сказал бы, что нельзя забывать о том, что долги надо когда-то возвращать. Нельзя строить свой бизнес на краткосрочный период с целью получения максимальной прибыли. Нужен разумный и взвешенный подход в управлении ликвидности, внутренний и внешний контроль за целевым использованием заемных ресурсов, оценка и прогноз рисков и, в конце концов, нужен жесткий контроль за процессом строительства со стороны государства..

- Анвар Галимуллаевич, каков ваш прогноз, как долго банки, финансовый сектор, реальная экономика и общество будут еще преодолевать последствия августа 2007 года?

- Существуют различные оценки развития ситуации как на рынке США, так и в мировой экономике. Зачастую они противоречат друг другу. Но думаю, риски дальнейшего ухудшения конъюнктуры на мировом финансовом рынке еще высоки. Хотя пессимистичного развития ситуации мы не прогнозируем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ориентирован на результаты 27.08.2008
"Акцент смещается на послесловие к мировому финансовому кризису" 27.08.2008
"НАТО игнорирует предложения ОДКБ" 26.08.2008
"Скрывать факты коррупции - значит ее поощрять" 26.08.2008
"Мы заставим снизить цены!" 15.08.2008
"Казына" поможет чемпионам 15.08.2008
Медовый месяц длиной в год 15.08.2008
Осенью в парламент будет представлен новый бюджетный кодекс 13.08.2008
"Надо создать инфраструктуру, с диверсификацией экономики бизнес разберется сам" 11.08.2008
"Соблюдать меру во всем - вот искусство политика" 07.08.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz