NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 21.07.2019 01:32 ast
22:32 msk

Министерство стремительной помощи
В.Божко: Прекрасно осознаю всю тяжесть ответственности, которая на меня легла. Что же касается содержательной составляющей работы, то она во многом мне известна, так как я длительное время занимался схожими проблемами в системе КНБ
09.09.2008 / интервью

Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 9 сентября

Пожары и наводнения, землетрясения и сели, ураганы и промышленные аварии... Исходя из этого далеко не полного перечня бедствий, которые, увы, не обходят стороной ни одно, в том числе и наше, государство, можно с уверенностью заявить: фактически самый опасный участок работы приходится в стране на Министерство по чрезвычайным ситуациям. От мобильности входящих в его состав подразделений зависят жизни сотен и тысяч людей. А потому и отношение к нему особенное, как, впрочем, и спрос. О том, какие задачи решает сейчас МЧС, что предпринимает для предупреждения и минимизации последствий катастроф, мы попросили рассказать в эксклюзивном интервью министра по чрезвычайным ситуациям Владимира БОЖКО. Началась же наша беседа с вопросов, касающихся некоторых итогов деятельности ведомства за время, прошедшее с начала нынешнего года.

- Особенности нашей работы изначально связаны с названием министерства, - замечает Владимир Карпович. - При этом "чрезвычайность" означает в первую очередь деятельность всех служб оперативного реагирования в особом режиме - 24 часа в сутки, круглый год. Ведь далеко не всегда можно предугадать катастрофу. Но если она все же произошла, действовать нужно без промедления. И здесь большую роль играет, конечно, эффективность координации действий между всеми структурами МЧС. А сегодня в его составе три комитета, 66 территориальных органов и 28 подведомственных организаций.

Всего в системе министерства, в том числе в воинских частях Гражданской обороны, спасательных отрядах, службах пожаротушения, военизированных горноспасательных, противофонтанных подразделениях действуют более 28 тысяч человек. Кстати, хочу заметить, что по своей сути наше ведомство социально ориентированное, ведь мы защищаем и спасаем гражданина, его имущество. Впрочем, одновременно мы и силовая структура.

Говоря о результатах работы за полугодие, сразу отмечу: самое важное, что благодаря экономической устойчивости и стабильности в нашей стране Правительство имеет возможность выделять значительные средства на предупреждение и ликвидацию ЧС. К примеру, в текущем году благодаря выделенным Правительством средствам, в том числе из резервов акиматов областей, крупных предприятий в сумме девяти миллиардов тенге, удалось быстро ликвидировать последствия паводков в Южно-Казахстанской области.

Здесь уже построено 1 590 домов. Заканчивается сооружение семи школ и капитальный ремонт двух. Начато возведение четырех сельских врачебных амбулаторий в Сарыагашском районе. В первые часы трагедии решением Правительства РК из госматрезерва МЧС на сумму более пятисот миллионов тенге было выделено 650 палаток, семь тысяч коек, столько же комплектов постельных принадлежностей, больше 24 тысяч банок консервов... Нужно особо отметить, что с первых часов трагедии Президентом нашей страны было дано указание оказать всемерную помощь пострадавшим. Поддержку жителям, пострадавшим от паводка, оказали депутаты Парламента, бизнесмены ЮКО, партия "Нур Отан", которая провела сбор средств, взяла под контроль ход восстановительных работ.

На ликвидацию последствий снежного урагана в Жамбылской области из госматрезерва было выделено 60 тонн зимней солярки. За счет областного бюджета на сумму 63 миллиона тенге произведен капитальный ремонт 31 дома в поселках Байтерек, Марьяновка, Жанаталап, которые пострадали в зимний период от вспучивания грунта. Для ликвидации последствий урагана в Атырауской области постановлением Правительства выделено 450 миллионов тенге. Для проведения аварийных работ на коллекторе города Уральска - 680 миллионов. Акиматами страны финансировались также мероприятия по тушению степных пожаров, сейсмоукреплению зданий, возведению защитных дамб. Я подробно об этом говорю потому что, если б у нас не было благополучной экономики, крепкой финансовой системы, государство не имело бы возможности выделять такие суммы на ликвидацию последствий ЧС.

Нельзя не отметить и международные гуманитарные миссии нашей страны. В своем недавнем выступлении на открытии второй сессии Парламента Глава государства Нурсултан Назарбаев, говоря о непростой ситуации на Кавказе, особо подчеркнул необходимость оказания всем мировым сообществом поддержки пострадавшим там простым людям. При этом сам Казахстан направил в зону конфликта гуманитарные грузы одним из первых. И это тоже свидетельство экономической мощи нашей республики, что дает возможность активно участвовать в гуманитарной деятельности. К слову, за первое полугодие мы оказали значительную помощь Афганистану, КНР, Молдове, Таджикистану, Украине.

Что касается непосредственно Казахстана, то в первом полугодии силами МЧС были спасены 5 474 человека, оказана первая медпомощь 295 пострадавшим, совершено 31 787 выездов на аварийно-спасательные работы. Дабы улучшить работу с населением, повысить оперативность собственных служб, проведено 9 765 тактико-специальных учений, тренировок и учебных тревог с территориальными и объектовыми формированиями, в том числе 5 028 с основными структурами ГО. Наиболее крупными стали учения с привлечением значительных сил "Весна-2008", "Нефть-2008", Международный сбор-семинар "Казспас-2008".

В соответствии с задачами, поставленными Главой государства, выполняем мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. С другой стороны, у нас на контроле находятся промышленные объекты с опасным производством, не контролировать которые нельзя. Ведь возможная халатность здесь чревата серьезными последствиями. Судите сами. В обследованных за полугодие 19 тысячах объектах хозяйствования было выявлено более 130 тысяч (!) нарушений, касающихся промышленной безопасности. При этом мы не имели права не использовать, скажем так, крайние меры, а именно - приостановку работы 6 324 опасных производственных объектов. Иначе и аварий, и случаев смертельного травматизма в государстве оказалось бы намного больше.

Аналогичная ситуация в сфере пожарного контроля: на 619 тысяч проверенных объектов хозяйствования выявлено 573 тысячи нарушений. К административной ответственности привлечены 18 649 должностных лиц и граждан. Приостановлена эксплуатация 1 138 объектов и помещений, находящихся в пожароугрожаемом состоянии. В результате принятых мер гибель людей при пожарах снижена на 12,27 процента.

- Насколько известно, до недавнего времени МЧС испытывало серьезные финансовые трудности, не позволяющие эффективно решать проблемы, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий ЧС. Какова сегодняшняя ситуация с финансированием и заменой парка устаревшей спецтехники?

- В рамках работы по внедрению новой системы планирования, в том числе бюджета, ориентированного на конечный результат, нами разработан проект Стратегического плана на 2009-2011 годы, в котором отражены основные мероприятия по обеспечению гражданской защиты населения и территорий страны от негативного воздействия аварий и стихийных бедствий, а также устойчивой гражданской обороны.

Для дальнейшего совершенствования системы экстренного медицинского реагирования постановлением Правительства РК в МЧС переданы права владения АО "Медицинская служба транспорта", АО "Центральная дорожная больница", ТОО "Учебно-клинический центр". На мой взгляд, создание медицины катастроф, клинической базы во всех регионах страны позволит создать эффективные механизмы быстрой помощи пострадавшим в результате ЧС, а значит, значительно снизить людские потери.

Сейчас мы также начали создавать во всех территориальных структурах систему психологической службы. В стадии реализации находится комплекс мер по дальнейшему развитию сил быстрого реагирования МЧС - созданию спасательного инженерного центра войск ГО на западе республики, отдельного спасательного батальона в городе Макинске Акмолинской области.

Насчет финансирования скажу, что положение постепенно меняется в лучшую сторону. Основные наши потребности по текущим расходам Бюджетной комиссией одобрены, и эта часть бюджета утверждена со значительным ростом. Впрочем, уже и сейчас мы начали получать новую технику. К примеру, в нынешнем году при поддержке Правительства значительно пополнен авиационный парк: нам безвозмездно переданы на баланс пять самолетов (ТУ-134А, ТУ-154) и три вертолета (МИ-8Т), которые сейчас приводятся в летную готовность.

То же самое можно сказать и по технической вооруженности органов противопожарной службы. Только в течение 2005-2007 годов их парк пополнился 317 единицами новых пожарных автомобилей основного и специального назначения. В нынешнем году закуплено еще 190 машин, а также различное оборудование и снаряжение на общую сумму свыше трех миллиардов тенге. То есть положительные изменения по переоснащению присутствуют, хотя хотелось бы, конечно, большей динамичности в данном вопросе. Ведь нехватка спецтехники и спецсредств все равно ощущается. А значит, нет никакой гарантии, что мы поздно прибудем на помощь и не успеем спасти людей, их имущество. А человеческую жизнь деньгами не измерить.

- Фактически сразу после вашего вступления в должность министра в ведомстве началась подготовка к проведению административной реформы. Что уже удалось сделать и что предстоит?

- Если быть более точным, то административная реформа в Казахстане началась несколько лет назад. Что касается нашего ведомства, то в целях реализации Указа Президента РК от 13 января 2007 года "О мерах по модернизации системы государственного управления РК" министерством разработано постановление Правительства, утверждено от 24 декабря 2007 года Положение о МЧС РК, в котором расписаны все функции ведомства.

Также нами внесены предложения в проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам модернизации системы государственного управления", которые, в частности, касаются отнесения на республиканский уровень госуправления функций в области организации водно-спасательных служб, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Недавно, 19 июля, принято постановление Правительства, в соответствии с которым в единый орган объединены территориальные подразделения министерства и ведомств. Вообще же в числе главных приоритетов мы видим создание новой, функционально оптимальной структуры всей системы МЧС, с максимальным усилением координирующей роли его центрального аппарата.

- Значимый аспект минимизации последствий ЧС состоит в своевременном оповещении населения. Не так давно прошло сообщение о том, что совместно с МВД и Минздравом вы планируете создать единую радиосеть для оповещения. Когда эта служба появится, и как вы себе ее представляете?

- Нет, о создании единой сети радиосвязи речь пока не идет. А вот что касается Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), которую еще называют Службой 112, то работа продвигается. Утверждена концепция, осуществляется практическая проработка ее пилотных частей. Подобная схема действительно крайне важна, ведь эффективность межведомственного взаимодействия позволит всем структурам, связанным с охраной здоровья и безопасности граждан, быстро решать возникающие от ЧС проблемы. Соответственно, минимизировать число возможных жертв.

- Одно дело - ликвидация последствий ЧС, а другое - их предупреждение. Насколько хорошо, на ваш взгляд, в Казахстане поставлена работа специалистов, которые прогнозируют возникновение возможных аварий как природного, так и техногенного характера?

- Важно понять: любые катастрофы прогнозировать очень сложно. А иногда и попросту невозможно. Конечно, в системе МЧС есть службы, которые ведут, к примеру, постоянный мониторинг за оползне-, селе- и лавиноопасными участками - данная специализированная служба наблюдения и оповещения включает в себя 123 поста, 37 линейных пеших маршрутов и 32 диспетчерских пункта.

Нашими подразделениями регулярно выполняются наземные и аэровизуальные обследования опасных территорий. Принимаются меры по регулированию водных источников, повышению устойчивости гидротехнических сооружений, заблаговременному проведению противопаводковых и берегоукрепительных работ. На регулярной основе производятся профилактические опорожнения опасных ледниковых и моренных озер, спуски снежных лавин...

В области сейсмологии обеспечивается развитие сотрудничества с Международной организацией гражданской обороны, специализированным подразделением ООН "Международная стратегия по уменьшению опасности бедствий", а также Азиатским центром по снижению риска бедствий. При их содействии в частности продолжена практика обучения сотрудников госорганов РК на курсах по обучению действиям населения в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, идет дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований, разработка новых методов прогноза сильных землетрясений, создание специализированных карт оценки риска сейсмической опасности.

- Некогда понятие "гражданская оборона" ассоциировалось с комплексом мер по обучению населения правилам поведения в случае возникновения ЧС. Обеспечение индивидуальными средствами защиты, маршруты прохода к убежищам, обучение способам оказания первой медицинской помощи... Сейчас это из области фантастики. А ведь речь идет о человеческих жизнях.

- Здесь я должен вам возразить. Вопросами совершенствования системы гражданской обороны, предоставления защиты гражданам мы занимаемся постоянно. Ежегодно МЧС обучает правилам и порядку действий в условиях ЧС до 47 тысяч работников различных организаций. К примеру, только за первые шесть месяцев года нынешнего на республиканских курсах повышения квалификации руководящего состава в области ГО и ЧС обучены 1 072, в областных центрах (отделах) подготовки и обучения - 22 464 человека. Подготовка остальных категорий населения осуществляется по месту работы, учебы, жительства, через средства массовой информации.

Теперь насчет средств индивидуальной защиты. Естественно, они есть. В настоящее время хранение и содержание основного запаса резерва СИЗ организовано на складах длительного хранения акиматов областей, городов Астаны и Алматы, а также на складах предприятий, министерств, ведомств и наших подразделений. Так что не беспокойтесь - в случае чего без противогаза не останетесь. Хотя, конечно же, лучше было бы, чтобы этого "в случае чего" вообще никогда не произошло. Что касается защитных сооружений ГО, то они тоже имеются и в случае необходимости будут использованы по назначению.

- На одном из недавних правительственных совещаний вы заявили о нехватке технических средств для борьбы с пожарами на нефтепромыслах Каспийского моря. Изменилась ли ситуация?

- Начиная с 2003 года, министерство неоднократно выходило с предложениями о создании специализированного морского аварийно-спасательного отряда. Могу сказать, что недавно они нашли поддержку в Правительстве и были включены в План мероприятий по реализации Госпрограммы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Более того, сейчас уже прорабатывается вопрос выделения необходимых бюджетных средств на 2009-2011 годы.

Реализуется и другой проект в данной сфере. В соответствии со Стратегией национальной безопасности РК на 2007-2012 годы, утвержденной Указом Президента, создается спасательный инженерный центр ГО МЧС РК в западном регионе страны. В настоящее время мы уже приступили к разработке технико-экономического обоснования и согласования с министерствами обороны, юстиции, финансов, экономики и бюджетного планирования. Объявлен тендер на разработку ТЭО.

- Сейчас в городах Казахстана все больше возводится высоток. Но, как выясняется, далеко не все противопожарные подразделения обладают необходимыми средствами для борьбы с огнем в данных строениях. Как вы планируете решать проблему? И еще: не стоит ли запретить использовать при строительстве высотных зданий таких материалов, как алюкобонд?

- Действительно, в ряде регионов республики, в частности в Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, Мангистауской областях, на вооружении противопожарной службы нет ни одной машины, способной эвакуировать людей и подавать огнетушащие средства на высоту более тридцати метров. Но проблема уже решается. С 2005 года закуплено семь единиц данной техники. Помимо этого, в трехлетнем бюджете предусмотрено приобретение дополнительно еще двадцати необходимых спецавтомобилей.

Вместе с тем, мы сожалеем что не поддержано наше предложение о приобретении в 2009 году пожарного вертолета К-32, который бы решил проблему тушения пожаров в высотках, поскольку он имеет для этого специальные пожарные приспособления.

Теперь - об алюкобонде и аналогичных стройматериалах. Мы прекрасно понимаем опасность их использования, а потому направили письмо в Министерство индустрии и торговли, где аргументировали все свои доводы. Результат налицо: буквально пару месяцев назад - 24 июля - наша инициатива была поддержана. С первого января 2009 года подобные облицовочные панели из алюминиевых композитных материалов будут запрещены для отделки наружных стен всех типов зданий. Причем независимо от этажности.

- Вы уже говорили о новосельях, которые отметили жители пострадавших от наводнения районов ЮКО. Помощь им была действительно оперативной. Но не повторится ли трагедия в будущем?

- Природа таких явлений сложно предсказуема. Во всяком случае, мы со своей стороны приложим максимум усилий по предупреждению подобных ЧС. Более того, работа в данном направлении уже идет. Мобилизация значительных сил МЧС при четком взаимодействии с акиматами Южно-Казахстанской и Кызылординской областей впервые за последние три года дала реальную возможность провести зимне-весеннее половодье на реке Сырдарье на протяжении 1 200 километров без подтопления территорий и нанесения ущерба населенным пунктам. Поверьте, сделать это было непросто.

Продолжается строительство новых, ремонт и усиление существующих дамб. Выполняются дноуглубительные работы, спрямление и уширение паводкоопасных русел, проведены берегоукрепительные работы на наиболее опасных участках. Для сведения, в русле реки Сырдарьи укреплено 89,6 и отсыпано (построено) 64,2 километра защитных дамб. Кроме того, отрыты водоотводные каналы общей протяженностью 428,94 километра, возведены дамбы и восстановлены 32 водопропускных перехода.

- Недавно началось строительство Коксарайского контррегулятора. С одной стороны, объект крайне необходимый. Но с другой... Он ведь тоже при определенных обстоятельствах может привести к возникновению чрезвычайной ситуации...

- Действительно, 24 июня был заложен главный репер, знаменующий начальную точку строительства Коксарайского противопаводкового контррегулятора, с введением в эксплуатацию которого будет обеспечена защита населения и территории южных регионов страны от негативных последствий паводков на Сырдарье. Правительством РК на это строительство уже выделено 2,5 миллиарда тенге.

Но, не спорю, вы правы: и этот объект может стать причиной чрезвычайной ситуации, если неправильно спроектировать и не учесть все возможные особенности местности или не соблюсти СНиПы. Пока, смею заверить, все нюансы находятся под постоянным контролем, в том числе и нашего министерства. Вариант, который после длительного изучения был принят, подразумевает накопление воды в зимне-весенний период и ее сброса после прохождения ледохода.

- К слову, сложные ситуации возникают зачастую из-за действий наших соседей. К примеру, того же Кыргызстана, где расположено Токтогульское водохранилище, которое, в случае переполнения водой, может очень даже серьезно "аукнуться" в Казахстане. Какие меры предпринимает МЧС РК для того, чтобы постоянно быть в курсе событий, происходящих в соседних государствах?

- Наше министерство совместно с Комитетом по водным ресурсам Минсельхоза и другими органами госуправления постоянно следит за ситуацией в бассейне Сырдарьи. В феврале-марте нынешнего года мы в частности провели крупномасштабную акцию по организации мониторинга обстановки, безаварийного пропуска ледохода от Шардаринского водохранилища до устья реки при впадении в Малый Арал.

Наши специалисты входят в состав Международной комиссии по проблемам Сырдарьи и Арала, являются членами рабочей группы по Региональному Соглашению в рамках проекта Европейской Экономической Комиссии ООН "Безопасность плотин в Центральной Азии". В МЧС существует международный отдел, который непосредственно занимается организацией взаимодействия с соответствующими ведомствами соседних государств.

В настоящее время прорабатывается вопрос о создании Центрально-Азиатского центра по мониторингу ЧС с участием МЧС Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана при активной поддержке ООН. Ведутся консультации и с узбекскими коллегами. В перспективе мы надеемся, что структура станет координирующим звеном по обеспечению проведения совместных спасательных операций. С другой стороны, ее потенциал можно эффективно задействовать и на решении "водных проблем".

- В нынешнем году произошли страшные трагедии на казахстанских шахтах. Что послужило причиной и какие меры предпринимаются возглавляемым вами ведомством для предотвращения подобных ситуаций в будущем?

- Это большое горе. Честно скажу, общаясь с семьями погибших шахтеров, а меня назначили председателем Правительственной комиссии по расследованию причин групповых несчастных случаев, происшедших в нынешнем году на шахтах "Абайская" и "Тентекская", я очень многое переосмыслил. Заверяю: со стороны нашего ведомства контроль в этой сфере ужесточен многократно.

Разработаны конкретные мероприятия по устранению причин возникновения аварий, которые касаются, в первую очередь, ужесточения требований к любым нарушениям, будь то состояние пылегазового режима или нарушения эксплуатации аппаратуры аэрогазового контроля. Мы уже выдали предписания на устранение 388 нарушений, приостановку 11 объектов, привлечению к ответственности 35 должностных лиц...

По результатам расследования аварий разработаны "Рекомендации по повышению безопасности ведения горных работ на шахтах". Институту "Карагандагипрошахт" выдано техзадание на пересмотр проектов по вскрытию и подготовке новых запасов. Разработан график оснащения шахт новой импортной аппаратурой аэрогазового контроля, стационарными датчиками. Уже сейчас проводятся работы по их оснащению на двух шахтах.

- Важный вопрос касается совершенствования подготовки сотрудников ваших оперативных подразделений. Как обстоят дела в данной сфере?

- Сразу скажу: очень больной вопрос! Все прекрасно понимают: каждый спасатель должен быть физически сильным, ловким и здоровым. А еще - быть профессионалом. Но пока, к сожалению, наша система профессиональной подготовки и переподготовки тех же инспекторов промышленной и пожарной безопасности, спасателей всех категорий, военнослужащих частей ГО очень далека от совершенства.

В настоящее время подготовку кадров, к примеру, для органов противопожарной службы осуществляет лишь одно высшее учебное заведение - Кокшетауский технический институт. Но он за год выпускает только около двухсот инженеров пожарной безопасности. Что же касается среднего специального образования, то в стране нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы специалистов техников пожарной безопасности.

Решением проблемы могло бы послужить открытие колледжа при КТИ, но в данное время имеющаяся там учебная база не позволяет увеличить количество обучающихся. Одна надежда, что положительно решится вопрос со строительством нового корпуса данного вуза, тем более что на сей счет имеется одобрение Правительства.

На мой взгляд, здесь можно было бы также создать академию гражданской защиты. И этот вопрос, к счастью, тоже прорабатывается. Чего нельзя сказать об организации тренировочных баз. Ну, обучим мы молодежь теории, а как она поведет себя, когда в реальной ситуации необходимо, к примеру, взобраться на третий этаж здания, которое полыхает...

Не стоит закрывать глаза и на то, что роль МЧС, о которой мы говорили вначале, изначально подразумевает "чрезвычайность". А значит - риск. Наши ребята, спасая других, постоянно рискуют своим здоровьем и жизнью. Соответственно, надеются на то, что и государство проявит о них заботу. В систему МЧС приходит, как правило, молодежь. Но удержать получающихся из нее профессионалов можно только в случае адекватного социального пакета.

- Если позволите, вопрос личного характера. Вы - профессионал системы КНБ, с какими чувствами переходили в сферу ЧС?

- С одной стороны, назначение было неожиданным. Но, с другой, и очень почетным. Прекрасно осознаю всю тяжесть ответственности, которая на меня легла. Что же касается содержательной составляющей работы, то она во многом мне известна, так как я длительное время занимался схожими проблемами в системе КНБ. Это - вопросы ликвидации последствий терактов, за что отвечает и МЧС, предотвращение и расследование ЧП в промышленности, проведение мероприятий по спасению больших групп людей, пострадавших при ЧС. Не новы и вопросы мобилизационной готовности.

Хотя, конечно, я понимаю, на какой бы ты должности не находился, необходимо постоянно учиться, совершенствовать свои навыки и умения, только так можно избежать застоя и в работе, и в развитии как руководителя и специалиста.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Меня никто не предупредил бы о предстоящем аресте" 29.09.2008
Демоны демонополизации 26.09.2008
"В стране должна быть одна команда - команда президента" 26.09.2008
Гольф и феодализм - вещи несовместимые 22.09.2008
Три новых слогана госслужбы 19.09.2008
Случайные люди в Сенат не попадают 16.09.2008
"Я не конфликтный человек. Хамства только не люблю" 16.09.2008
Казахстан остается привлекательнее России 11.09.2008
"Я люблю предсказуемых людей" 11.09.2008
"Холодная война" уже невозможна 10.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz