NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:36 ast
15:36 msk

Предпочтение власти - ответственным и предприимчивым
В.Школьник: Последовательная и продуманная поддержка предпринимательства - это эффективный инструмент развития балансированной экономики. Особенно она важна и необходима, когда малый и средний бизнес вольно или невольно попадает под последствия мировых экономических катаклизмов
17.10.2008 / интервью

Ирина Нос, "Казахстанская правда", 17 октября

Выступая на расширенном заседании Правительства, Президент Нурсултан Назарбаев в качестве одного из приоритетных направлений в рамках стабилизационной программы назвал финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. О том, как сегодня выполняется эта задача государством, а также о мерах по выходу из так называемого "долевого кризиса" и предстоящих изменениях в законе, касающихся вопросов долевого участия в жилищном строительстве, наш корреспондент беседует с министром индустрии и торговли Владимиром ШКОЛЬНИКОМ.

- Владимир Сергеевич, по данным статистики, доля малого предпринимательства в ВВП страны за 2007 год составила 30,9 процента. И это, возможно, одна из причин, побудивших Правительство к масштабной поддержке МСБ? И еще: насколько действенными оказались предложенные Правительством схемы по поддержке малого бизнеса?

- Последовательная и продуманная поддержка предпринимательства - это эффективный инструмент развития балансированной экономики. Особенно она важна и необходима, когда малый и средний бизнес вольно или невольно попадает под последствия мировых экономических катаклизмов, как, например, это происходит сегодня. И Глава государства тонко уловил эту тенденцию и дал соответствующие поручения Правительству, увязав эту поддержку с размещением закупок государства и национальных компаний. И я абсолютно уверен, что данные меры будут встречены с пониманием и принесут свои плоды.

Смотрите, что показывает статистика: выпуск продукции субъектами малого и среднего бизнеса в 2007 году прошел под знаком постоянного и значительного роста. Этот показатель вырос почти в два раза - с 350 миллиардов тенге в первом квартале до 689 в четвертом. К сентябрю 2008 года число активных СМП составило 666 098, в сравнении с январем имеет место рост на 1,4 процента. При этом, анализируя показатели количества СМП с учетом плотности населения регионов, следует отметить, что лидерами являются города Алматы и Астана, а также Атырауская и Мангистауская области. Крестьянских хозяйств наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. В текущем году численность занятых в СМП превысила миллион 900 тысяч человек.

Несмотря на количественный рост в денежном выражении, показатели выпуска продукции в постоянных ценах, то есть очищенные от показателя инфляции, демонстрируют нерадостную динамику. Рост в первом полугодии этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил около трех процентов, по итогам же восьми месяцев - всего 2,5 процента. Одной из причин стало значительное снижение объемов кредитования МСБ банками второго уровня начиная с третьего квартала 2007 года. Снижение объемов кредитования МСБ сопровождается пропорциональным снижением выпуска продукции. Это сказывается не сразу, а через два-три квартала.

Для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития республики АО "Фонд устойчивого развития "Казына" в конце 2007 года было выделено 122,0 миллиарда тенге, из которых 48,8 миллиарда тенге через АО "Фонд развития малого предпринимательства" были размещены в семи банках для дальнейшего финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодня по этой программе прокредитовано 2 238 проектов на сумму 48,8 миллиарда тенге. То есть средства освоены в полном объеме. Это была первая часть стабилизационного транша.

Предложенные Правительством схемы совместно с Фондом развития предпринимательства "Даму" имеют следующее "финансовое наполнение": это 100 миллиардов тенге второго транша Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса силами банков второго уровня и бюджета (АО "Казына" через фонд "Даму"). Мы называет ее программой 50/50.

Годовая ставка для конечных заемщиков по данной программе не более 12,5 процента. Далее - 56 миллиардов тенге, программа софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием фонда "Даму" и местных исполнительных органов - по 28 миллиардов тенге. Эту программу мы называет 28/28. Для конечных заемщиков ставка вознаграждения составляет по данной программе 13,6 процента.

И третье - десять миллиардов тенге, специальная программа по финансовой поддержке проектов МСБ "Даму-Колдау" (проекты МСБ в сфере обрабатывающей промышленности, транспортно-логистической и информационно-телекоммуникационной отраслях экономики). Ее финансирует фонд "Даму" из собственных источников. Таким образом, в общей сложности будет направлено 214,8 миллиарда тенге, необходимых для поддержания и развития МСБ.

Мониторинг по состоянию на третье октября показал, что по программе 50/50 пятьдесят миллиардов тенге со стороны фонда "Даму" освоены, то есть перечислены в банки второго уровня, где наибольшая доля освоения приходится на банки АО "Евразийский банк" (9,9 миллиарда тенге) и АО "Банк "ЦентрКредит". По программе 28/28 между акиматами и фондом "Даму" подписаны договоры о выделении средств по программе на сумму 23,2 миллиарда тенге, из них по 11,6 миллиарда тенге приходится на каждую сторону. Фактически перечислено средств на счета банков второго уровня 8,5 миллиарда тенге.

- Но все ли так гладко? Как известно, банки второго уровня не проявили особой активности касательно реализации намеченных Правительством мер...

- Верно, количество банков-участников по регионам (кроме Павлодара и Мангистау) не превышает двух-трех, чего явно недостаточно. Кроме того, ряд крупных банков, таких как Народный, Нурбанк, АТФБанк, Казкоммерцбанк, Цеснабанк и Каспийский, отказался участвовать в программе. Это означает, что задержка происходит не на стадии выделения денег в акиматах, а на более поздних этапах, связанных с БВУ.

- С чем связаны отказы банков?

- С точки зрения банков, одна из проблем - излишняя жесткость изначальных условий программы: запрет финансирования торгово-посреднических операций, рефинансирования ранее выданных займов, кредитования субъектов среднего предпринимательства. Другая проблема заключается в сложности процедур отбора проектов, текущей отчетности и контроля за их исполнением ввиду использования бюджетных средств. Еще одна - принципиальное несоответствие значительной части проектов реального сектора технологическим требованиям отечественного банковского бизнеса, так как значительная часть проектов носит стартовый характер, планируется к реализации в сельской местности, что увеличивает риски и затраты банков.

Сегодня в нашем министерстве рассматривается ряд мер по улучшению сложившейся ситуации. В частности, уже внесены изменения в постановление Правительства № 1039 от 6 ноября 2007 года по включению субъектов среднего бизнеса в категорию претендентов на получение кредитных ресурсов по названной программе. В программу 28/28 фондом внесены изменения касательно разрешений БВУ, участвующим в реализации данной программы рефинансирования ранее выданных займов в пределах до пяти процентов средств, выделенных БВУ. Более того, законопроектом "О частном предпринимательстве" предусмотрена поправка по снятию запрета на финансирование торгово-посреднических операций.

В качестве системной меры по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса министерством разработан проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность мик­рофинансовых организаций". Он предполагает внесение изменений и дополнений в законы Республики Казахстан "О микрокредитных организациях" и "О кредитных товариществах". В частности, МКО будет предоставлена возможность существовать в форме АО, а КТ - принимать срочные взносы от своих участников - юридических лиц. Другие же изменения и дополнения касаются создания условий по приведению деятельности микрокредитных и кредитных товариществ в соответствии с международными стандартами. Его принятие даст широкие возможности для дальнейшего развития МКО и КТ.

Хочу также сообщить, что уже начата работа над разработкой концепции дальнейшего развития небанковских кредитных организаций и кредитных товариществ и реализуется Программа мер по развитию микрокредитных организаций на 2008-2012 годы. На ее реализацию из собственных средств фонда и республиканского бюджета будет выделено 26,1 миллиарда тенге. В настоящее время фондом проведен первый конкурс, по итогам которого профинансированы 43 проекта на сумму 3 755,6 миллиона тенге. Одним словом, делается все возможное, чтобы всячески содействовать качественному развитию мик­рофинансового сектора как третьего уровня кредитной системы страны путем финансовой и нефинансовой поддержки микрокредитных организаций.

Безусловно, это только одна сторона медали. В свете поставленных Президентом задач в условиях мирового кризиса помощь МСИ, я думаю, будет еще ощутимее.

- В Парламенте идет обсуждение законопроекта о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам долевого участия в жилищном строительстве. Говорят, ваше министерство, выступающее в качестве разработчика, добавило несколько "ребер жесткости" в проект документа. Какие именно пункты прописаны в законопроекте?

- Среди таковых: введение разовой лицензии вместо генеральной; распространение действия закона на строительство офисов, магазинов и прочих коммерческих помещений; наличие опыта в возведении жилья не менее трех лет. Также мы настаиваем на наличии в активе претендента на долевое жилищное строительство сотни квартир, успешно сданных в эксплуатацию; его собственном капитале не менее ста тысяч МРП, а также требовании к застройщику в части наличия такового в объеме не менее 20 процентов от привлеченных денег или наличии договоров страхования гражданско-правовой ответственности застройщика перед дольщиками по возмещению вреда; отдельном счете в БВУ не менее чем на пять процентов от привлеченных денег для выплат дольщикам, расторгающим договоры; ежегодном аудите финансовой отчетности. Думаю, эти требования дисциплинируют желающих прий­ти на рынок долевого жилищного строительства.

- Владимир Сергеевич, о чем говорят итоги девяти месяцев текущего года реализации Государственной программы жилищного строительства на 2008-2010 годы?

- Согласно госпрограмме, за три года предусматривается ввести в эксплуатацию 28 миллионов квадратных метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования, в том числе в 2008 году - восемь миллионов квадратов. По предварительной информации Агентст­ва по статистике, за январь-сентябрь 2008 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию 4 487 тысяч квад­ратных метров общей площади жилых домов, что составляет 96 процентов к девяти месяцам 2007 года.

Следует отметить, что темпы строительства жилья начали увеличиваться. Так, за семь месяцев 2008 года жилья было введено 92,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, за восемь месяцев - 93,4 процента, за девять месяцев - 96 процентов. Только за сентябрь текущего года введено 710 тысяч квадратных метров жилья или на 12 процентов больше, чем за сентябрь прошлого года (634 тысячи квад­ратных метров).

В пяти регионах республики объем введенного в эксплуатацию жилья по всем источникам финансирования за январь-сентябрь 2008 года не достиг уровня соответствующего периода прошлого года. В то же время значительно возрос этот показатель в Восточно-Казахстанской (в 1,5 раза), Северо-Казахстанской, Акмолинской (в 1,4 раза) областях. Наибольший удельный вес в объеме введенных в республике жилых домов занимают Астана (18,3 процента), Алматы (12,8 процента) и Алматинская область (12,7 процента). Наряду с этим за счет средств населения построено 2,6 миллиона квадратных метров жилья, или 58 процентов от общего объема ввода жилья в республике.

- Скажите, что послужило причиной полного отсутствия фактов ввода в эксплуатацию арендного жилья? Насколько известно, в программе на 2008-2010 годы этому уделено немало внимания и из республиканского бюджета в областные (а также бюджеты Астаны и Алматы) ушло 9,6 миллиарда тенге целевых инвестиционных трансфертов...

- По состоянию на первое октября местным исполнительным органам на строительство государственного арендного жилья из выделенных 9,6 миллиарда тенге перечислено 5,7. Из них 5,1 миллиарда тенге уже освоены. Отставание в освоении данных средств имеет только Жамбылская область. В связи с необходимостью проведения конкурсных процедур предусмотренные объемы арендного (государственного) жилья будут выполнены полностью в четвертом квартале текущего года. В сентябре начато введение в эксплуатацию такого жилья в Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областях.

Как вы знаете, с первого января 2007 года действует Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития арендного сектора жилья". Его главное направление - развитие сектора арендного жилья в республике. Данным законом определены правовой статус, условия найма, механизм аренды жилья, налоговое стимулирование строительства арендного жилья, то есть в целях снижения стоимости арендной платы для застройщиков и собственников арендного сектора жилья законодательно предусмотрены налоговые льготы, предусмотрено право местных исполнительных органов производить оплату за аренду жилья за счет местного бюджета.

Одним словом, правовая база создана. Остается решить вопросы финансирования, полностью решить проблемы строительства с долевым участием и активно приступить к строительству арендного жилья.

- Последние данные свидетельствуют, что по предыдущей программе населению реализовано 24 327 из 26 730 квартир, введенных в эксплуатацию. Возврат кредитных средств в республиканский бюджет - 54,48 миллиарда тенге. Это адекватный показатель?

- От реализации кредитных квартир в бюджет местных исполнительных органов поступило 76,4 миллиарда тенге, из них названная вами сумма возвращена в республиканский бюджет. Еще 21,9 миллиарда тенге предстоит возвратить в бюджет. Нынче в стране идет работа по совершенствованию систем ипотечного кредитования жилищного строительства и жилищных строительных сбережений.

По информации АО "Казахстанская ипотечная компания", по состоянию на первое июля более 41 тысячи гражданам выдано ипотечных кредитов на сумму более 114 миллиардов тенге на приобретение жилья на вторичном рынке и построенного за счет кредитных средств из республиканского бюджета. Из них в рамках Госпрограммы 2005-2007 15 313 граждан получили ипотечные кредиты, переуступленные банками-партнерами по программе КИК, на общую сумму около 37 миллиардов тенге. Наибольшая доля заключенных договоров приходится на Алматы и Астану. Активнее пользуются такими кредитами граждане в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

По состоянию на первое июля АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" заключено более 77 тысяч договоров о жилищных строительных сбережениях на сумму более 110 миллиардов тенге. Наибольшей популярностью договоры о жилищных строительных сбережениях пользуются в Алматы и Астане. Активнее стали пользоваться услугами Жилстройсбербанка в Южно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Жамбылской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях.

- Самой большой проблемой в условиях мирового финансового кризиса, насколько известно, стало долевое строительство. Меры Правительства не только убрали предпосылки для возникновения социальной напряженности, подвигли застройщиков на определенные шаги, но и легли дополнительным грузом на бюджет. Не так ли?

- Всего по республике 348 объектов долевого строительства общей площадью около восьми миллионов квадратных метров, в которые вовлечены 56 тысяч дольщиков. В том числе по Астане - 210 объектов, Алматы - 110, по Алматинской области -16 и по Акмолинской области - шесть объектов. То есть в этих регионах сосредоточено 95 процентов от всего долевого строительства. Незначительные объемы долевого строительства в других регионах не вызывают особых проблем и регулируются местными исполнительными органами.

Правительством, как известно, принят целый комплекс мер, направленных на решение "долевой" проблемы.

Первое. Увеличено фондирование КИК для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на сумму 20,5 миллиарда тенге из республиканского бюджета.

Второе. На 1,025 миллиона тенге увеличено фондирование АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов", что позволило обеспечить объем принятых гарантий на сумму, превышающую 20 миллиардов тенге, средства практически освоены.

Третье. Из республиканского бюджета выделено АО "ФУР "Казына" 71,2 миллиарда тенге (48,8 миллиарда тенге для Астаны и 22,4 - для Алматы). Из них банками второго уровня перечислено застройщикам 53,6 миллиарда тенге (3 968 дольщиков Астаны - 36 миллиардов тенге, 3 253 дольщика Алматы - 17,6 миллиарда тенге). Оставшиеся суммы будут перечислены по мере освоения средств и оформления кредитных соглашений.

Четвертое. Из резерва Правительства акиму Астаны выделен 41 миллиард тенге на приобретение шести тысяч квартир (4 031 дольщик), из них на первое июля перечислено восемь миллиардов тенге. По информации акимата эта сумма выплачена застройщикам в качестве аванса.

Пятое. Для завершения долевого строительства проблемных объектов акиму Астаны выделено из резерва Правительства 17,2 миллиарда тенге, что позволит защитить права 4 558 дольщиков. Сумма перечислена полностью в акимат города.

Шестое. Для завершения долевого строительства проблемных объектов акиму Алматы выделено из резерва Правительства десять миллиардов тенге, что позволит защитить интересы 816 дольщиков, и данная сумма уже полностью перечислена в акимат города.

В результате принимаемых мер за январь-август текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, на 40 процентов возрос объем строительства коммерческого жилья. Таким образом, из 56 тысяч за это время 7 842 дольщика уже получили квартиры. И нет сомнения, что проблема дольщиков будет постепенно решена.

- Спасибо за беседу!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Все мои мечты сбываются" 28.10.2008
Рекруты не стали реформаторами 27.10.2008
"Нельзя терять доверие" 24.10.2008
"В первый день я пришел на работу, как простой горожанин" 22.10.2008
"Мы не занимаемся очковтирательством" 21.10.2008
"Только наша структура должна быть наделена полномочиями по выдаче сертификатов" 21.10.2008
Интервью Президента РК Нурсултана Назарбаева журналистам ведущих телеканалов страны 20.10.2008
Уникальный опыт толерантности 20.10.2008
Предпочтение власти - ответственным и предприимчивым 17.10.2008
Отсутствие оценки - это стимуляция "лентяев" 15.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz