NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:39 ast
12:39 msk

"Мы не занимаемся очковтирательством"
А.Сайденов: Можно - не неся никакой ответственности - сказать, что правительство ничего не делает, банки находятся в предколлапсном состоянии, и все будут аплодировать и говорить - вот какой смелый человек, как он всех "прищучил", раскритиковал, правду-матку режет. Но этот человек не несет никакой ответственности за свои слова!
21.10.2008 / интервью

Жети кун / Хабар, 19 октября

Внутренняя стабильность - политическая и социальная, о которой говорил президент, в условиях глобального кризиса действительно обретает определяющее значение и становится стратегическим ресурсом государства в условиях нарастающего напряжения в мировой экономике.

Влиятельная британская газета The Financial Times на днях опубликовала большой материал с анализом экономической ситуации в разных регионах планеты.

На экономической карте мира эксперты издания отметили зоны наибольшего риска, где высока вероятность странового дефолта. В этот круг попали в основном государства с очень нестабильной внутренней политической обстановкой.

Среди стран СНГ наиболее уязвимой с точки зрения возможности финансового кризиса была названа Украина, где стомиллиардные внешние долги банков наложились на очередное противостояние президента и парламента.

Внутренняя стабильность важна и с точки зрения привлечения иностранных инвестиций.

Ведь в условиях тотального дефицита денег инвесторы становятся очень избирательными. Так что рассчитывать на приток внешних капиталов могут лишь страны, где исключены любые политические риски.

К слову, по итогам первых девяти месяцев этого года именно Казахстан занимает среди всех стран СНГ первое место по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения.

Возвращаясь же к теме поддержки банковского сектора, стоит отметить, что предложенные президентом меры должны обеспечить стабильность банковских вкладов и высвобождение дополнительной ликвидности для отечественных финансовых институтов.

Подробнее об этом мы поговорим с председателем Национального банка Анваром Сайденовым.

Сегодня он - гость нашей программы.

- Анвар Галимуллаевич, Президент в последние две недели предложил целый комплекс мер в поддержку банковской системы. Давайте начнем с главной хорошей новости для всех вкладчиков - теперь размер гарантированного возмещения по депозитам физических лиц увеличивается в 7 раз и составит 5 миллионов тенге. Такое резкое увеличение пропорций страхования будет сделано за счет финансовых ресурсов банков или государства?

АНВАР САЙДЕНОВ, Председатель Национального банка Республики Казахстан:

- В принципе, когда Фонд гарантирования депозитов осуществляет такие платежи, то может потребовать компенсации за счет увеличения взносов банков, но я думаю, что сейчас ситуация не такая. По правилам до 50% уставного капитала Фонда может быть использовано на покрытие расходов по гарантированию депозитов. Сейчас уставный капитал Фонда составляет 30 миллиардов тенге. С учетом того поручения, которое было дано, Национальный банк, как единственный акционер, принял решение увеличить уставный капитал Фонда до 100 миллиардов тенге - т.е. на 70 миллиардов. И, я думаю, что в случае возникновения каких-то вопросов, в первую очередь, будет использоваться уставный капитал, в данном случае - средства Национального банка. Поэтому, я думаю, что дополнительной нагрузки на банки - особенно в период неустойчивости - не будет.

- Если говорить в целом о динамике привлечения банками денег населения - какие тенденции здесь складываются, скажем, в последние полгода?

- Можно в принципе оперировать данными с января по сентябрь текущего года. За это время депозиты в целом - и юридических, и физических лиц - выросли более, чем на 30 процентов. Если посмотреть раздельно, то, конечно, депозиты компаний росли быстрее - они увеличились почти на 44%, а депозиты физических лиц, т.е. простых вкладчиков, увеличились на 6%. И если округлить цифры, то получается, что где-то 3,5 триллиона тенге - это депозиты юридических лиц (компаний), и 1,5 триллиона - это депозиты физических лиц в нашей банковской системе.

Понятно, что это не тот рост, который наблюдался, скажем, несколько лет назад, но тем не менее, я считаю, что с учетом ситуации, в которой находится наш финансовый сектор - это вполне удовлетворительный результат.

- Президент поручил Национальному банку расширить возможности краткосрочного рефинансирования - т.е. если говорить проще - упростить систему заимствования коммерческими банками денег в Национальном банке. Какие изменения здесь можно ожидать?

- Ряд изменений мы уже осуществили в течение года. Есть несколько каналов, по которым банки могут получать от нас краткосрочную ликвидность. Они могут осуществлять заимствования под залог ценных бумаг, которые есть у них в портфеле. Причем если на первом этапе в залог мы принимали только государственные ценные бумаги, то в течение 2008-го года мы поэтапно этот перечень расширили. Мы включили в него ценные бумаги самих банков, ценные бумаги национальных компаний, ряда агентств государственных (например, Казахстанская ипотечная компания имеет статус агентства, т.е. их бумаги мы тоже можем принимать в качестве залога). Был принят целый ряд иностранных ценных бумаг в качестве залога. Причем, последнее расширение было осуществлено совсем недавно - в сентябре, поэтому сейчас у банков гораздо больше возможностей такие операции осуществлять. И эта возможность распространяется на все банки - без исключения.

Есть группа банков, которая подписала отдельное соглашение с Национальным банком и АФН (Агентством финансового надзора), где они берут на себя дополнительные обязательства, скажем, не наращивать внешние активы, не наращивать внешние заимствования, проводить умеренную депозитную и кредитную политику. В этом случае такие банки могут рассчитывать на дополнительные источники финансирования.

Т.е. в принципе набор инструментов достаточно ясный и по нему мы идем на расширение возможностей для банков. Скажем, было ограничение, на которое банки очень часто жаловались. Когда мы брали в залог их бумаги, скажем, облигации, которые котируются на зарубежных рынках, мы дисконтировали их на 50 процентов от рыночной стоимости. Рыночная стоимость определяется по тому, как они торгуются на западных рынках. Понятно, что стоимость там сейчас очень низкая, и получается, что есть падение от номинала, плюс мы еще дисконтируем и фактически сумма снижается серьезно. Мы пошли на то, чтобы размер этого дисконтирования уменьшить.

- Анвар Галимуллаевич, Президент сказал также о том, что банки могут получить дополнительную ликвидность за счет расширения депозитной базы крупных национальных компаний и госпредприятий. В общем-то эти счета есть и сейчас, но они компактно сконцентрированы в трех-четырех крупных банках. Речь идет о более амплитудном перераспределении этих средств во всех банках или подразумевается размещение новых счетов?

- Я думаю, что речь не идет о перераспределении. Самое главное, что глава государства дал четкий сигнал, чтобы вот эта ресурсная база наших банков была более или менее стабильной. Ведь не секрет, что крупные национальные компании - тот же "Казмунайгаз" - для исполнения своих каких-то обязательств (инвестиционных, долговых) может прибегнуть к снятию значительных объемов средств. Понятно, что это может серьезно сказаться на ликвидности наших крупных банков. Поэтому я считаю, что здесь дан очень четкий посыл, что политика национальных компаний, которая определяется правительством, должна быть очень взвешенной. Т.е. чтобы ресурсная база наших банков (с этой точки зрения) была более или менее стабильной.

- Еще одно поручение Президента касается ускорения принятия закона о финансовой устойчивости. В двух словах, какие основные механизмы будут заложены в этот закон?

- Цель этого закона - повысить устойчивость как банковской системы в целом, так и отдельных финансовых институтов. Это связано, с одной стороны, с большей ответственностью и открытостью менеджеров и акционеров банков, на них возлагаются дополнительные обязанности в связи с этим законом, их ответственность повышается. С другой стороны, у регуляторов и у правительства в целом появляется возможность осуществлять превентивные меры по улучшению состояния банков. Потому что иногда правительство, Минфин или АФН были связаны тем, что они могли вмешиваться только тогда, когда ситуация уже была непоправимой.

Теперь есть возможность, скажем, осуществлять эмиссию акций, которые будет выкупать Министерство финансов - с тем, чтобы поддержать капитализацию того или иного банка. Понятно, что в этом случае есть и ответственность акционеров, и больше прав у правительства, у государства в целом. Я думаю, что возможности для обеспечения стабильности и устойчивости как отдельных финансовых институтов, так и системы в целом - расширяются.

- Президент, выступая в понедельник на расширенном заседании правительства, призвал премьер-министра ускорить создание Фонда стрессовых активов, который должен помочь банкам на время освободиться от проблемных ресурсов. Когда этот Фонд начнет работать и есть ли прогнозные оценки относительно объема проблемных активов, которые он может выкупить у коммерческих банков?

- Я думаю, что во исполнение поручения Президента такой фонд заработает уже к концу этого года. Предполагается, что из бюджета Министерством финансов будут получены ресурсы в объеме, эквивалентном одному миллиарду долларов США. Я не исключаю, что в следующем году этот фонд может быть увеличен, потому что понятно, что эта сумма покрывает только небольшую часть кредитного портфеля банков, но как сигнал, как знак того, что ведется работа, улучшается кредитный портфель банков, повышается уровень прозрачности, поскольку если есть продажа-покупка тех или иных активов, значит есть уже реальная оценка этих активов. Все это будет положительными моментами, которые скажутся на устойчивости банковской системы в дальнейшем.

- Анвар Галимуллаевич, последний вопрос. Я думаю, Вы согласитесь со мной в том, что в сложные для экономики периоды особое значение имеет психологический фактор и как раз сейчас на некоторых сайтах публикуется совершенно дикая, абсурдная информация о наших банках. Чушь несусветная, но именно сейчас такого рода слухи могут повлиять на настроения вкладчиков. Можно ли на законодательном уровне каким-то образом противостоять такого рода информационным атакам?

- Если отвечать серьезно на ваш вопрос, Федор, то, я думаю, что законодательно это достаточно сложно, а если говорить шутя, то мы обсуждали это с председателем Агентства финнадзора - во время обсуждения закона о финансовой устойчивости - и я предложил ей ввести туда статью, которая устанавливает уголовную ответственность "за доведение банка до неплатежеспособности распространением неправдоподобных слухов". Мы посмеялись, но я хотел бы здесь на одном очень важном моменте заострить внимание. Банковская система и вообще ее функционирование во многом зависит от доверия. Доверия банков друг к другу - на этом базируется функционирование межбанковского рынка, доверия вкладчиков. В этом отличие банковской системы от других секторов экономики. Я могу в качестве примера привести недавние события в России, когда в ряде региональных банков вкладчики, испуганные различными слухами о том, что тот или иной банк неплатежеспособен, выстраивались в очередь, снимали свои депозиты и потом вдруг выяснялось, что это недобросовестная конкуренция других банков. Т.е. такая ситуация может использоваться нечистоплотными людьми в корыстных интересах. Это один момент.

Другой момент - это, конечно, ответственность. Потому что, когда такие заявления делаются в Интернете, в кругу семьи или на работе - это одно, а другое дело, когда об этом говорят публично. Можно - не неся никакой ответственности - сказать, что правительство ничего не делает, банки находятся в предколлапсном состоянии, и все будут аплодировать и говорить - вот какой смелый человек, как он всех "прищучил", раскритиковал, правду-матку режет. Но этот человек не несет никакой ответственности за свои слова! Он не является представителем государственного органа или регулятора финансового рынка. Понятно, что эти сведения могут восприниматься с нездоровым интересом. Но, мне кажется, что вкладчики, те, кто может понести прямые материальные потери в результате тех или иных действий на базе слухов, должны более ответственно подходить к этому сами и прислушиваться к словам тех, кто отвечает за состояние дел в банковской системе - это и представители самих банков, и, представители государства - премьер-министр, руководители Министерства финансов, АФН, Национального банка. Мы не занимаемся "очковтирательством" и всегда откровенно говорим о том, что есть.

Национальный банк, я могу сказать, когда есть проблемы, мы о них говорим, если трудные времена впереди - мы их предсказываем, но мы работаем вместе с банками, вместе с правительством, вместе с АФН - для того, чтобы эти проблемы решать. Открытый разговор о проблемах говорит о том, что мы чувствуем эту ответственность и наши заявления всегда именно на этом базируются.

- Анвар Галимуллаевич, спасибо за это интервью.

Ведущий:

Резюме беседы с главой национальной банка для вкладчиков - доверяйте официальным источникам и людям, ответственным за свои слова. Если же верить всему бреду, который циркулирует на форумах сайтов, то, наверное, лучше сразу начать готовиться к концу света. В действительности доверие, о котором говорил Анвар Сайденов, это не внутренний вопрос банков.

Благополучие вкладов во многом зависит от самих держателей депозитов. Доверяя банкам, вкладчики снижают свои собственные, повторюсь - свои собственные экономические риски.

И напротив: поддаваясь паническим настроениям, которые, как было сказано, часто умело модулируются в корыстных интересах отдельных финансовых групп, вкладчики усиливают риски для своих денег.

Как сказал Анвар Сайденов, нужно слушать людей, ответственных за свои слова. Что и сделала наш обозреватель Ирина Ледовских, которая встретилась с руководителями ведущих казахстанских банков и выслушала их мнение о новых планах государства по поддержке финансового сектора.

"Самое трудное позади, но системная поддержка государства пока необходима" - эта фраза была популярной среди финансистов в последние семь дней.

Казахстанские банки больше не испытывают проблем с ликвидностью, как это было прошлой осенью. Отток капитала с фондового рынка тоже не наблюдается. Кроме того, за 9 месяцев объем вкладов в банках увеличился на несколько процентов. Выросла и совокупная сумма доходов финансистов. Эксперты говорят, что отечественная финансовая система летом-осенью прошлого года хорошо подготовилась к мировой рецессии, и сегодня видны результаты работы кризис-менеджеров.

ОЛЕГ СМИРНОВ, председатель правления ДБ АО Сбербанк России:

- Ситуация в финансовом секторе Казахстана более стабильная по сравнению с Россией. Наличие развитого фондового рынка в России - это было одной из проблем падения всех голубых фишек. Поэтому я считаю, что эти меры очень адекватные и они позволят, по крайней мере без проблем пройти вторую волну кризиса, которая может докатиться до Казахстана.

ГРИГОРИЙ МАРЧЕНКО, председатель правления Народного Банка:

- Очень многие рассуждения о том, что произошедшее в США и Европе может произойти и в Казахстане, они основаны на незнании реальной ситуации и на неверных посылках.

Мы поддерживаем в целом эти меры, потому что для рынков очень важна определенность и когда есть четкий сигнал со стороны государства, Президента и Национального банка, что государственные органы готовы не только на словах, но деньгами, причем очень большими суммами, поддерживать финансовый сектор - это очень важно.

АБЛАХАТ КЕБИРОВ, председатель правления ТемiрБанка:

- Государство, в свою очередь, должно вести глобальную политику и именно такими мерами делать какие-то шаги по стабилизации ситуации внутри страны. Потому что для банка самая страшная ситуация, когда появляется недоверие со стороны его клиентов и они начинают изымать свои средства.

Законопроект о финансовой устойчивости - предупредительная мера, призванная защитить отечественную экономику от второй волны глобального кризиса. Так в ближайшее время в стране снизятся минимальные резервные требования к банкам. Сейчас, привлекая внешние ссуды, финансисты должны оставлять на счетах Нацбанка 7% от суммы займа, и чуть меньше, если кредитная сделка проходит между казахстанскими финансовыми учреждениями. Теперь и эти показатели будут снижены. Высвобождаемые деньги банкиры вложат в экономику.

РОМАН СОЛОДЧЕНКО, председатель правления БТА Банка:

- Это просто высвобождение тех денег, которые мы держим на счетах Национального банка и запуск их в оборот. Мы предлагаем - опять-таки это в стадии обсуждения с Национальным банком - мы предлагаем более радикальное снижение с последующим его выравниванием. Либо на более короткий срок.

ДАНИЯР НУРСКЕНОВ, управляющий директор НурБанка:

- Если говорить о каких-то абсолютных цифрах - это было порядка 780 млн. долларов для всей казахстанской банковской системы. Не так-то много, но в любом случае позволило банкам легче обслуживать внешние заимствования.

Дополнительную ликвидность на рынке обеспечит фонд стрессовых активов. В настоящее время подобные фонды создаются во всем мире. Есть несколько моделей работы таких организаций. Но чаще всего фонды выкупают у банков проблемные кредиты и самостоятельно работают с заемщиками. Казахстанские же банкиры верят в своих клиентов, и не собираются продавать займы. Они предлагают дать лишь трехлетнюю отсрочку людям, которые сегодня не в состоянии обслуживать ранее взятые кредиты.

АНДРЕЙ ТИМЧЕНКО, управляющий директор Казкоммерцбанка:

- Это не означает, что сейчас большое количество стрессовых активов планируется к продаже, но как институт он может понадобиться когда-то и хорошо, что его заранее создают. Если сравнивать те механизмы, которые предлагаются на Западе, это чаще всего происходит в форме размещения денег в банке или гарантирование государством вкладов и межбанковских займов. Поэтому если эти средства будут размещаться в банках каким-то образом, мы, конечно, будем приветствовать.

Кстати банкиры войдут в состав акционеров новой организации. Это позволит застраховать фонд от потерь. Пока механизм разделения рисков еще не выработан. Но уже известно, что на эти цели правительством выделяется миллиард долларов. Еще 5 миллиардов планируется привлечь с рынка. По мнению финансистов, этих средств более чем достаточно, чтобы обеспечить проблемные займы.

АБЛАХАТ КЕБИРОВ, председатель правления ТемiрБанка:

- Участие банков неизбежно, поскольку активы из банковской системы предполагается передавать созданному фонду. На самом деле не следует делать палочку-выручалочку потому что это временное явление.

Банки будут активно участвовать. Потому что те активы, которые имеются для передачи в эту систему - они как правило, были инициированы самим банком. Эти кредиты выдавали банки, и они лучше знают, какова ситуация по этим заемщикам, залогам. И участие банков - оно неизбежно.

Еще одна мера, инициированная Президентом Назарбаевым, это выделение 10 миллиардов долларов из Национального фонда Казахстана. По мнению экспертов, эта цифра вполне адекватна, поскольку составляет порядка 10% от ВВП. Например, согласно плану министра финансов США Генри Полсона на спасение американской экономики выделяется сумма эквивалентная 7-ми процентам от ВВП самой большой экономики мира.

Причем половина этой суммы пойдет на капитализацию фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", другая часть через банки на поддержку реального сектора экономики.

РОМАН СОЛОДЧЕНКО, председатель правления БТА Банка:

- Состоялось совещание у премьера по обсуждению мер, которые банки предлагают по освоению этих средств и по инструментам, через которые эти средства будут направлены. Мы говорим, что, скорее всего, эти средства будут направляться через ценные бумаги различные, выпускаемые банками.

Что касается тех 5 млрд, что пойдут на капитализацию "Самрук-Казына", я думаю, что та схема, которую отработали по реализации первого миллиарда в прошлом году - я думаю, это вполне рабочая схема на подержание МСБ, строительства, и финансирование инфраструктурных проектов.

ГРИГОРИЙ МАРЧЕНКО, председатель правления Народного Банка:

- Это очень большая цифра для Казахстана и, с нашей точки зрения, это более чем достаточно, но теперь необходимо понять, как это будет детально отработано, как это будет доводиться, по какой схеме, через какие институты - в виде покупки облигаций банков, в виде покупки привилегированных акций или простых акций. То есть каждый из этих вариантов он имеет свою специфику.

Самая позитивная новость для вкладчиков - это известие о том, что размер гарантированного возмещения по банковским вкладам населения увеличен с 700 тысяч до 5 миллионов тенге. Таким образом, государство обеспечивает защиту практически ста процентов всех вкладов физических лиц. Причем удельный вес депозитов до 5 миллионов тенге в банковской системе составляет 54% от всех вкладов населения.

БАХЫТ МАЖЕНОВА, Президент Казахстанского фонда гарантирования депозитов:

- Повысить сумму возмещений до 5 млн. тенге - это, конечно, очень сильное и верное решение, я думаю, что депозиторы должны быть только рады. Для сравнения, могу сказать, что если возьмем наших соседей - Россию, там сумма возмещений поднялась с 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей, если 5 млн. тенге перевести в рубли, то это получится 1 млн. рублей. Это говорит о том, что сумма возмещений, которая была предложена главой государства нашим депозиторам гораздо выше, чем в России и на сегодняшний день на Украине.

АНДРЕЙ ТИМЧЕНКО, управляющий директор Казкоммерцбанка:

- Мне кажется, это прежде всего психологический комфорт вкладчикам, это сделано с целью предотвращения изъятия депозитов, понятно, что сейчас, когда во всем мире нестабильность, просто колоссальное количество крупнейших банков национализируются или находятся на грани банкротства, это не может не вызывать беспокойство у наших граждан, поэтому я считаю, очень правильно, грамотно и своевременно шаг со стороны руководства страны.

Введения в действие всех вышеперечисленных мер вполне достаточно для того, чтобы обеспечить и финансовую стабильность, и рост производства. "Самые тяжелые времена позади", говорят финансисты. Экономика страны выстояла, а ВВП Казахстана за 9 месяцев вырос - на фоне снижения цен на недвижимость, ухода спекулятивных денег с фондового рынка и некоторое сужение ликвидности. Все банки вовремя погашают свои обязательства перед иностранными кредиторами, и ни одна финансовая структура не заявила о списании убытков. Все банки Казахстана приносят стабильную прибыль своим акционерам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Все мои мечты сбываются" 28.10.2008
Рекруты не стали реформаторами 27.10.2008
"Нельзя терять доверие" 24.10.2008
"В первый день я пришел на работу, как простой горожанин" 22.10.2008
"Мы не занимаемся очковтирательством" 21.10.2008
"Только наша структура должна быть наделена полномочиями по выдаче сертификатов" 21.10.2008
Интервью Президента РК Нурсултана Назарбаева журналистам ведущих телеканалов страны 20.10.2008
Уникальный опыт толерантности 20.10.2008
Предпочтение власти - ответственным и предприимчивым 17.10.2008
Отсутствие оценки - это стимуляция "лентяев" 15.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz