NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Воскресенье 16.06.2019 22:01 ast
19:01 msk

"...Исключить даже намеки на "коррупционные ниши"
О.Оксикбаев: Практика размещения бюджетных средств, выделенных на реализацию прорывных проектов, на депозитах коммерческих банков тормозит развитие республики. Акционерные общества продолжают эту пагубную практику
13.11.2008 / интервью

Вячеслав ЩЕКУНСКИХ, "Литер", 12 ноября

Председатель Счетного комитета РК Омархан Оксикбаев делится с читателями "Литера" своими соображениями о расточительстве отечественных чиновников. Выясняется, что ряд налогов и платежей в бюджет существуют лишь для того, чтобы пополнять карманы недобросовестных государственных мужей, поскольку сами поступления в бюджет мизерны. По расчетам Счетного комитета, за прошлые три года выявленные нарушения при проведении государственных закупок составили 10,3 млрд тенге. В частности, за счет банкротства компаний, которые выиграли тендеры и по условиям договора должны были отработать заказ. Хитрые схемы по уводу бюджетных денег поражают своей наглостью и безнаказанностью. Почти половина бюджетных средств, а это почти 300 млрд тенге, выделенных в прошлом году на реализацию прорывных проектов, размещались на депозитах коммерческих банков, дав доход в виде дивидендов свыше 3 млрд тенге, который затем "проедался" операторами.

- Я далек от недооценки значения проделанной работы разработчиками. Но все же не могу не отметить, что отдельные нормы этого важнейшего закона требуют серьезной доработки.

- Совершенно очевидно, что государству необходим прорывной Бюджетный кодекс. О необходимости совершенствования бюджетных отношений, усилении контроля над расходованием бюджета не раз говорил президент РК Н. А. Назарбаев. Вот и на недавнем антикоррупционном форуме народно-демократической партии "Нур Отан" он особо отметил значимость этой проблемы.

В новом Бюджетном кодексе нужно исключить даже намеки на всякого рода "коррупционные ниши", должны быть заложены предпосылки для улучшения механизмов бюджетного планирования, реальные возможности для отслеживания всего бюджетного потока. Между тем, согласно обсуждаемому проекту, традиция корректировок и уточнений бюджета будет и дальше иметь место. Без должного совершенствования остаются механизмы и методы контроля, вопросы оптимизации всей системы управления общественными ресурсами. Без изменения остались нормы о межбюджетных отношениях, проблемы скрытых доходных источников местных бюджетов, неэффективное использование трансфертов между уровнями бюджетной системы.

Непосредственно занимаясь вопросами контроля за исполнением республиканского бюджета, мы видим эти проблемы и не являемся сторонними наблюдателями. Ведь ясно всем, что бюджет должен быть прежде всего реальным, на смену устаревшим методам нормативного планирования должны прийти четкие расчеты и инструменты рыночной экономики. Именно на решение этих задач нацелены внесенные нами более пятидесяти поправок в проект Бюджетного кодекса. Мы также предлагаем конкретные механизмы взаимоувязки бюджетно-налоговой политики со всеми важными сферами государственного регулирования. Необходимо учитывать, что в современном мире идут бурные и неоднозначные процессы изменений и в экономике, и в общественном устройстве, связанные, в первую очередь, с усилением роли государства в стратегическом планировании и управлении ресурсами. Увы, при рассмотрении проекта кодекса в мажилисе многие наши существенные поправки остались без должного внимания и мы будем отстаивать их в сенате. Надеемся, парламентарии учтут крайнюю актуальность задач, решение которых возлагается на проект Бюджетного кодекса.

- Как в проекте Бюджетного кодекса предлагается решить вопрос ответственности за неэффективное использование бюджетных средств?

- С введением нового Бюджетного кодекса администраторы бюджетных программ получат значительную самостоятельность. В принципе, это хорошая инициатива. Но она должна сопровождаться адекватными мерами ответственности. Я все-таки сторонник повышения ответственности за достижение результатов. Только жесткий спрос может удержать бюджетополучателей от расточительства.

Не стоит забывать, что многое будет зависеть от оценки результатов. В проекте опять не нашли отражения четкие основные критерии и показатели оценки результатов. Складывается такое впечатление, что важность этих вопросов при переходе к бюджетированию, ориентированному на результат, недооценивается. Кроме того, в проекте Бюджетного кодекса вся ответственность ложится на плечи только госслужащих. И то в виде дисциплинарного взыскания. Но ведь круг бюджетополучателей и участников бюджетного процесса не ограничивается лишь государственными органами. Физические и юридические лица разных форм собственности так или иначе тоже участвуют в освоении и использовании бюджетных средств. Почему это не берется во внимание? Получается, что их халатность к бюджетным тенге будет оставаться безнаказанной?! Здесь, как и в любом другом деле, двойные стандарты недопустимы.

Кроме того, в Бюджетном кодексе не определены виды нарушений. Нужна конкретика и однозначность формулировок нарушений бюджетного законодательства. И это необходимо, прежде всего, для обеспечения большей прозрачности действий проверяющих.

- Не первый год вы ратуете за совершенствование системы финансового контроля. Изменились ли ваши взгляды?

- Я не изменил своим взглядам. По-прежнему настаиваю на серьезной реформе системы государственного финансового контроля. Предложения разработчиков по построению и функционированию системы государственного финансового контроля не выдерживают никакой критики. Серьезные проблемы не только не снимаются, они еще больше усугубляются. Налицо расширение и "наслаивание" контрольных полномочий всех органов государственного финансового контроля. Дублирование функций достигает порядка 90 процентов.

Мы инициируем выстраивание новой модели системы финансового контроля, не уступающей лучшим аналогам мировой практики и способствующей эффективному использованию бюджетных средств и активов государства. Для этого необходимо определить конкретный круг функциональных задач для Счетного комитета и ревизионных комиссий маслихатов всех уровней и обеспечить их достаточными ресурсами. Только в этом случае от них можно требовать полноценной реализации возложенной на них миссии. Что касается системы внутреннего контроля, то необходимо создать службы внутреннего контроля в каждом государственном органе. Они должны подчиняться непосредственно первым руководителям министерств и ведомств и нести персональную ответственность за сохранность государственных средств и имущества. Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов как рудимент прежней системы контроля необходимо упразднить. Вопросы координации, переподготовки кадров и методологического обеспечения служб внутреннего контроля должно курировать небольшое структурное подразделение правительства. Наша инициатива поддержана главой государства. Пакет наших предложений уже готов.

- На ваш взгляд, имеет ли смысл отменить некоторые налоги, которые приносят в казну государства незначительные поступления, зато плодят коррупцию и госаппарат?

- Очень хороший вопрос. Я разделяю вашу точку зрения. Львиная доля доходов республиканского бюджета сегодня складывается за счет налоговых поступлений. В 2007 году этот показатель был на уровне 73 процентов. В настоящее время в республике действует 11 видов налогов, 13 видов сборов, 10 видов платежей и 4 вида таможенных платежей. Но государственная казна пополняется в основном за счет трех-четырех видов крупных налогов. Если конкретно, это: корпоративный подоходный налог, традиционный налог на добавленную стоимость и поступления от использования природных ресурсов.

Вместе с тем есть и такие виды сборов и платежей, поступления которых незначительны и в отдельных случаях не перекрывают затрат по их администрированию. Их доля в пополнении бюджета просто мизерна. Для примера. Поступления за использование особо охраняемых природных территорий, так же как затраты на его сборы, составляют всего 25-30 млн тенге. А затраты по администрированию сборов за проезд грузового транспорта по дорогам даже превышают сами сборы в бюджет. Парадоксально, но факт.

Прежде чем говорить об отмене каких бы то ни было налогов и платежей, необходимо провести серьезные исследования на предмет их влияния на формирование доходной части бюджета, развитие экономики, диагностировать бизнес-климат в целом и, как указывает глава государства, конкретизировать и оптимизировать государственные функции и государственные услуги.

Насколько эффективна налоговая политика, проводимая в Казахстане? Сегодня этот вопрос остается открытым. В республике ни один государственный орган не осуществляет комплексную внешнюю оценку эффективности налоговой системы, налогового администрирования. Поэтому мы вышли с инициативой проводить внешний контроль налоговой системы и налогового администрирования. И эти полномочия должны быть закреплены в новом Налоговом кодексе за Счетным комитетом, что соответствует нормам Конституции. Тогда можно будет говорить о создании отлаженной системы внешней оценки эффективности реализуемой налоговой политики, в частности, определение эффекта от предоставления льгот и преференций, снижение или увеличение ставок налогов и т.д. В результате мы сможем значительно оптимизировать действующие налоги и платежи в бюджет, а также льготы и преференции.

Наше предложение было поддержано депутатами. Но мы не встречаем должного понимания со стороны правительства. Принятие инициированной нами нормы становится проблематичным. К сожалению, исполнительные органы интерпретируют нашу инициативу как желание получить полномочия по проведению прямых налоговых проверок. На самом деле это ошибочное восприятие. Ведь отсутствие внешнего контроля за деятельностью налоговых служб служит предпосылкой для проявления фактов коррупции, непрозрачности проводимых проверок и их низкой эффективности. Примеров этому в последнее время очень много.

- Какие системные нарушения в работе налоговых органов выявляют проверки Счетного комитета?

- Главные недостатки я уже выше отметил. Серьезный ущерб наносит отсутствие четкой координации и взаимодействия налоговых органов с соответствующими госорганами - участниками налогового процесса. Так, мы установили, что из-за отсутствия взаимодействия Налогового комитета с Министерством энергетики и минеральных ресурсов в прошлом году в республиканский бюджет недопоступило 12,6 млрд тенге.

Оставляет желать лучшего качество налоговых проверок. В целом по республике сумма доначисленных самим налоговым органом налогов и сборов за 2007 год составила более 500 млрд тенге, из них взыскано в бюджет менее 10 процентов. Мы считаем, что сумму невзысканных доначислений по налогам нужно прибавлять к сумме недоимки. Это позволит повысить ответственность налоговых органов и повлияет на снижение уровня коррумпированности.

- Вы говорили о том, что институты развития, акционерные общества с участием государства и отдельные госпредприятия размещают госсредства на депозитах коммерческих банков. Расскажите о подобных фактах. Какие меры применяются к нарушителям?

- Практика размещения бюджетных средств, выделенных на реализацию прорывных проектов, на депозитах коммерческих банков тормозит развитие республики. Акционерные общества продолжают эту пагубную практику. Только по данным 27 акционерных обществ, из выделенных в 2007 году 291,8 млрд тенге бюджетных средств 139,5 млрд тенге, или более 48 процентов, были размещены на депозиты. Получен доход в виде дивидендов свыше 3 млрд тенге, и он полностью ими "проедается".

В результате индустриально-инновационные ожидания государства остаются в застое. То есть ставки исполнительной власти на акционерные общества пока не оправдываются. Сложно говорить о серьезном влиянии акционерных обществ на устойчивый рост экономики республики.

Как вывести акционерные общества из неэффективного режима работы? Государственные органы, ответственные за управление активами государства, должны изменить подходы к планированию. Положительное решение на выдачу бюджетных денег акционерным обществам должно приниматься только при полной готовности инвестиционных проектов к реализации. Необходимо также определиться с нормативами формирования и использования административных расходов, механизмом пополнения уставных капиталов акционерных обществ за счет средств бюджета.

Хочется верить, что с созданием Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" многие проблемы управления активами государства будут решены. Мы по-прежнему предлагаем внедрить единую консолидированную отчетность по активам государства. Надо выяснить наконец-то количество активов государства в арсенале. А затем уже эффективно ими управлять.

Касательно нарушителей. Мы можем принимать меры только в рамках компетенции Счетного комитета. Используется право передачи материалов контроля правоохранительным органам, если имеются признаки уголовно наказуемых деяний, также составляются протоколы об административных правонарушениях.

- Сколько государственная казна теряет в год в ходе неправильно проведенных тендеров?

- Государственные закупки у нас по-прежнему проводятся с нарушениями. И пока тенденций к улучшению не наблюдается, несмотря на попытки правительства улучшить законодательство в сфере госзакупок. Реальный объем потерь бюджета оценить очень сложно. Следовательно, в этой системе еще есть слабые места. Деньги здесь теряются разными путями. К примеру, конкурс выиграла компания. Но она, выполнив работы некачественно и не в полном объеме (или, бывают случаи, не выполнив вообще), становится банкротом. Классический пример увода государственных денег.

Я могу привести следующую статистику: в 2005-2007 годах выявленные Счетным комитетом нарушения при проведении государственных закупок возросли с 4,6 до 10,3 млрд тенге.

- Объясните, пожалуйста, такой факт. Если в 2007 году сумма выявленных нарушений составила 108,2 млрд тенге, то почему восстановлено лишь 6,6 миллиарда? Контролирует ли комитет процесс исправления нарушений, какие меры были применены к нарушителям?

- Указанная сумма является общей суммой выявленных нарушений бюджетного законодательства. А восстановлению подлежит лишь часть средств.

Мне хотелось бы добавить, что существует стереотип, мол, Счетный комитет - некий карающий меч. На самом деле это миф. Когда наши ревизоры идут на проверки, они идут с установкой помочь объектам контроля. Каким образом? Голая фиксация нарушений - это пройденный этап для нас. Мы ориентированы в первую очередь на улучшение финансовой дисциплины, предупреждение нарушений, повышение эффективности использования бюджетных средств. Поэтому по итогам проверок мы даем конкретные рекомендации. Если их реализовать с умом, то они могут серьезно помочь бюджетополучателям. На максимальное повышение эффекта рекомендаций Счетного комитета ориентирована и система оценки работы ревизоров. Плюсы ставятся не за то, сколько в активе принес ревизор выявленных нарушений. Для нас важно выявить причины, порождающие нарушения, и выработать четкие рекомендации, направленные на их предупреждение.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы постарались предусмотреть в проекте Закона все возможные нарушения в сфере конкуренции" 26.11.2008
"Новости узнают из слухов" 24.11.2008
"Замедление темпов развития КНР не повлияет на китайскую активность в освоении рынка углеводородов Средней Азии и Казахстана" 24.11.2008
Шагаем в Европу 21.11.2008
"Многие отечественные товаропроизводители уже конкурентоспособны" 19.11.2008
"Я себя "ястребом" не считаю, я - "голубь" 17.11.2008
"Бизнес - мое любимое занятие" 17.11.2008
"...Исключить даже намеки на "коррупционные ниши" 13.11.2008
Финансовый кризис – следствие кризиса в политике? 10.11.2008
Все мужчины Карины Абдуллиной 10.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.06.19 Воскресенье
71. ИБРАЕВ Рашид
73. МУСАБЕК Ерболат
69. ИНКЕРБАЕВ Дабыр
67. ШАРИПБАЕВ Алтынбек
64. КУАНЫШБАЕВА Рахима
64. ЮН Александр
61. БУКЕМБАЕВ Ержигит
60. АРТЫКБАЕВ Курманбек
58. САБИРОВ Шавкат
57. КАЛИЕВ Талгат
57. СЫЗДЫКОВ Бакытбек
54. НУРГАЛИЕВ Аскар
53. МАРТЕМЬЯНОВ Сергей
52. УСЕНОВ Рауан
48. АЛДАБЕРГЕНОВА Баян
...>>>
17.06.19 Понедельник
82. БЕКБОСЫН Аpгынбай
76. СЕЙТКУЛ Кайырбек
76. УТЕМУРАТОВ Абджами
74. МАДИЕВ Ускенбай
73. ЭЛЬПЕРИН Марк
71. СМАИЛОВ Асхан
65. ДАУЛЕТКАЗИЕВ Ерболат
64. ГАМБУРГЕР Михаил
63. ЕСТЕБАЕВ Темир
61. БАКТИЯРУЛЫ Мурат
61. ШУКПУТОВ Андарь
60. МЕДЕУОВ Кикбай
58. САБАНКУЛОВ Аскар
57. НУРПЕИСОВ Талгат
56. МУХАМЕДЖАНОВА Алия
...>>>
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz