NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Среда 24.07.2019 13:55 ast
10:55 msk

"Многие отечественные товаропроизводители уже конкурентоспособны"
Б.Султанов: Уже неоднократно Правительство, и я в том числе, озвучивали причину сложившейся ситуации с банковской ликвидностью - неразумное использование высоких позиций нашей страны на мировой арене…
19.11.2008 / интервью

АСТАНА. 18 ноября. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

На расширенном заседании Правительства 13 октября Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал, что Правительство, Национальный банк и Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка успешно решили задачу прошедшего этапа - не допустили резкого падения темпов роста экономики и кризиса финансовой системы. Но, в силу тесной интегрированности с глобальной экономикой, влияние мирового финансового кризиса на экономику нашей страны неизбежно. Поэтому Глава государства поставил триединую задачу Правительству на предстоящий период: обеспечить макроэкономическую стабильность, социальное благополучие казахстанцев и модернизацию экономики.

В беседе с нашим корреспондентом министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов рассказывает о том, какие меры принимаются для выполнения поручений Главы государства.

- Бахыт Турлыханович, на расширенном заседании Правительства 13 октября текущего года Президент страны говорил о том, что государством будет оказана помощь казахстанским банкам, соразмерная участию акционеров. При этом он подчеркнул, что банки оказались в трудном положении в результате собственной несбалансированной политики, основанной на быстром росте внешних заимствований. Какие меры принимаются для того, чтобы нынешняя ситуация не повторилась?

- Уже неоднократно Правительство, и я в том числе, озвучивали причину сложившейся ситуации с банковской ликвидностью - неразумное использование высоких позиций нашей страны на мировой арене.

Чем выше был суверенный рейтинг Казахстана, тем больше доверия иностранных компаний и финансовых институтов к отечественным банкам. Чем последние и не преминули воспользоваться, набрав огромные кредиты за рубежом. "Длинные" дешевые деньги извне затем трансформировались в дорогие и "короткие" внутри Казахстана. По сути дела, прошлогодние проблемы с ликвидностью - результат того, что западные банки перекрыли кислород казахстанским - не пролонгировали кредиты, как это было раньше, а потребовали их возврата. Как следствие, наши банкиры начали экстренно изыскивать ликвидность, практически прекратив внутреннее кредитование.

В Правительстве уже неоднократно предупреждали банки о возможности развития ситуации именно по такому сценарию. Запретить заимствовать мы им не могли - все банки у нас частные. Но ряд мер по ограничению кредитного риска, по сокращению краткосрочных внешних заимствований и регулированию ликвидности, в том числе валютной, были предприняты задолго до начала финансового кризиса.

Так, в декабре 2006 года Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка была принята новая редакция Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них, в соответствии с которыми значительно ужесточены требования по классификации активов. Введение этих требований позволило осуществлять адекватную оценку кредитного риска банков второго уровня по ипотечным жилищным займам на основе дополнительных критериев к финансовому состоянию заемщика, ограничить влияние спекулятивного фактора, присутствующего на вторичном рынке жилой недвижимости, на качество обеспечения банков на основе дополнительных критериев к оценке обеспечения.

Ужесточение требований по классификации активов способствовало формированию казахстанскими банками объема провизий, адекватного принимаемым ими рискам. Так, размер сформированных провизий по ссудному портфелю по состоянию на 1 сентября 2008 года составляет 742,6 миллиарда тенге, или 8,2 процента ссудного портфеля, с ростом с начала года на 42,4 процента. И в настоящее время объем сформированных провизий покрывает объем неработающих кредитов в банковской системе в размере 519,7 миллиарда тенге, с удельным весом в кредитном портфеле 5,7 процента.

Кроме того, с 1 октября 2006 года были введены обязательные для соблюдения банками лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков. На данный момент, в целом, сводные коэффициенты характеризуют достаточный уровень валютной ликвидности. С 1 июля 2006 года введены максимальные лимиты краткосрочных обязательств.

На данный момент динамика показателей свидетельствует о снижении относительных показателей краткосрочных обязательств банков перед нерезидентами. Доля краткосрочных обязательств перед нерезидентами с первоначальным сроком погашения до одного года в общем объеме внешних обязательств банковского сектора снизилась с 22,8 процента на 1 января 2007 года до 9,3 процента - на 1 сентября 2008 года.

Для снижения уязвимости банков от рисков, связанных с внешним фондированием, путем дополнительной капитализации банков, с 1 апреля 2007 года были введены коэффициенты капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами, капитализации банков к сумме обязательств перед нерезидентами и всем обязательствам банков по выпущенным долговым ценным бумагам.

Еще раз повторю, все эти системные меры были приняты до начала кризиса в США. И, фактически, позволили сформировать некую подушку безопасности для банковской системы. Тем не менее, ситуация на мировом рынке финансов потребовала принятия дополнительных мер по нивелированию рисков в нашей банковской сфере.

Повышены и требования к минимальным размерам уставного и собственного капиталов банков второго уровня. С 1 апреля 2008 года взвешивание активов, размещенных в странах с льготным налогообложением, осуществляется банками по степени риска в 200 процентов - взамен ранее действовавшей нормы в 150 процентов. С 1 мая 2008 года введена в действие норма по поддержанию минимального размера резервного капитала в сумме не менее двух процентов от ссудного портфеля банков, в целях увеличения резервного капитала банков - ранее действовала норма не менее пяти процентов от объема активов банка. Кроме того, с 1 июля 2008 года введено в действие постановление, в соответствии с которым расширена база привлеченных и собственных средств банка, подлежащая обязательному размещению в активы внутри Казахстана, а также снижена официальная ставка рефинансирования до 10,5 процента, ставка по привлекаемым от банков депозитам составляет 5,25 процента.

В июне этого года Национальный банк в целях обеспечения стабильности финансовой системы, защиты интересов депозиторов и повышения их доверия к банкам второго уровня провел капитализацию Казахстанского фонда гарантирования депозитов дополнительно на 14 миллиардов тенге до 30 миллиардов тенге.

Трехстороннее Соглашение между банками, АФН и Нацбанком позволяет банкам второго уровня занимать средства у Национального банка. В настоящее время Соглашение подписано с шестью банками второго уровня.

Несмотря на стабилизацию ситуации весной-летом текущего года, Национальный банк принял еще ряд дополнительных мер. Значительно расширился перечень финансовых инструментов, принимаемых в залог при проведении операций обратного РЕПО (двусторонняя сделка, предметом которой является продажа и обратный выкуп актива через определенный срок по определенной цене - ред.).

Кроме того, реализуется ряд мер, направленных на поддержание банковского сектора. В том числе, увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тысяч тенге до пяти миллионов тенге. Это позволит заблаговременно предупредить любые панические настроения в обществе в отношении банков.

В дальнейшем планируется продолжить снижение нормативов минимальных резервных требований. Вместо действующих нормативов в размере пяти процентов по внутренним обязательствам и семи процентов по иным обязательствам будут введены новые нормативы, которые будут установлены на уровне процентов - как по внутренним, так и по иным обязательствам. По оценке, снижение нормативов минимальных резервных требований до указанных уровней позволит высвободить банковской системе дополнительную ликвидность в объеме около 400 миллиардов тенге - около 3,3 миллиарда долларов США.

Как вы знаете, в настоящее время в рамках исполнения поручения Главы государства ведется работа по созданию Фонда стрессовых активов. Его целью является обеспечение стабильности финансовой системы страны путем улучшения качества активов банков и повышения доверия инвесторов к банковскому сектору.

Создаваемый Фонд будет осуществлять покупку и управление стрессовыми активами - активами, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов подвержены существенным рискам, обесцениванию.

- Какими, на Ваш взгляд, должны быть меры по повышению доходов и занятости населения?

- Повышение доходов и занятости населения предлагаем осуществлять через реализацию поручений, данных Главой государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Как уже неоднократно озвучивалось, пенсии, заработные платы и стипендии будут повышены в 2010 году на 25 процентов. Базовая пенсионная выплата к 2011 году будет доведена до 50 процентов от прожиточного минимума. Ежегодно будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. С 2010 года единовременное пособие на рождение 4-го и более ребенка составит 50 минимальных расчетных показателей. С этого же года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до одного года вырастет в 2,5 раза. С 2010 года будет введен новый вид социальных выплат - пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в размере одной минимальной заработной платы.

- Не приведет ли использование средств государственных органов и национальных компаний для размещения заказов на отечественных предприятиях к тому, что эти предприятия, избавленные от конкуренции с иностранными, потеряют стимулы к модернизации производства, повышению производительности труда и эффективности менеджмента?

- Напротив. Предприятиям, фактически, дается шанс в период кризиса, когда наблюдается спад спроса и, соответственно, производства, не только не останавливать производство, но и модернизировать свои активы для будущего роста. Государство же заинтересовано в продолжении работы отечественных производств не только с точки зрения экономических выгод, но и социальных. Ведь с наступлением мирового финансового кризиса во многих странах, включая развитые, замечается спад производства и увеличение безработицы. И во всем мире правительства стремятся всеми силами поддержать отечественных производителей и, соответственно, их работников.

Задачу использования средств национальных компаний и государственных органов для размещения заказов на отечественных предприятиях поставил перед Правительством Глава государства, выступая на расширенном заседании Правительства 13 октября, - он поручил, чтобы все закупки бюджета и национальных компаний в первоочередном порядке размещались на отечественных производствах. Такая поддержка отечественных товаропроизводителей в трудные для них времена не только позволит сохранить рабочие места, но и предоставит предприятиям возможность поднять уровень производства посредством открытия широкого выбора предпринимателям для приложения своих сил. Это даст дополнительный стимул каждому предпринимателю попробовать свои силы, при этом усиливая заинтересованность в реализации своих планов и программ в той или иной отрасли.

Кроме того, я считаю, что многие отечественные товаропроизводители уже приспособлены к конкуренции и участвуют во всех государственных закупках, а также не надо забывать тот факт, что они конкурируют и между собой. В связи с этим, я не соглашусь с таким мнением, что они избавлены от конкуренции.

Когда государством принимаются такие меры, отечественные товаропроизводители должны воспользоваться оказываемой им поддержкой, и, наоборот, они будут стремиться к тому, чтобы увеличить объемы производства, для чего необходимы модернизация производства, повышение производительности труда и так далее.

Также необходимо учесть, что параллельно будут сопровождаться меры на законодательном уровне, обеспечивающие конкурентную среду в закупках по качеству товаров и услуг. Например, у нас работает довольно развитая система стандартов, сертификации.

- Общеизвестно, что требования банков второго уровня трудновыполнимы для предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. В связи с этим, например, председатель Национального банка Анвар Сайденов говорил о возможности финансирования таких предприятий через социально-предпринимательские корпорации. Является ли такое положение закономерным для нашей экономики, и каким образом этот сектор предпринимательства может быть включен в общую финансовую систему страны?

- Идея создания социально-предпринимательских корпораций появилась в результате поиска новых инструментов развития несырьевого сектора. Причем, необходимо было не только стимулировать развитие, но и учесть равномерное распределение производств на территории всей страны. Объединение устойчивых бизнес-структур с участием государства позволяет создать крупные региональные центры, которые не только концентрируют в себе экономическую активность региона, но и способны выступить катализаторами формирования конкурентоспособных производств.

Следует помнить, что социальное и экономическое развитие республики невозможно без активного участия частного сектора. Сегодня частные структуры не могут стоять в стороне от проблем развития региона, в котором они осуществляют свою деятельность. При этом под социальной ответственностью субъектов частного предпринимательства понимается не только инвестирование прибыли в социальные проекты, но и создание и ведение конкурентоспособного бизнеса, создание новых производств на базе нерентабельных предприятий, эффективное использование объектов государственной собственности.

Миссия СПК как раз и состоит в содействии экономическому развитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов, создании единого экономического рынка на основе кластерного подхода. Достижение же поставленных перед СПК задач позволит улучшить социальное состояние регионов путем создания новых рабочих мест, развития малого предпринимательства, реализации социальных проектов, обеспечения внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией и экономического развития региона в целом.

В рамках второго направления Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана" социально-предпринимательскими корпорациями определены региональные приоритетные сектора экономики. Для создания СПК из республиканского бюджета в прошлом году было выделено 14 миллиардов тенге, в нынешнем - 22 миллиарда тенге.

- Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы постарались предусмотреть в проекте Закона все возможные нарушения в сфере конкуренции" 26.11.2008
"Новости узнают из слухов" 24.11.2008
"Замедление темпов развития КНР не повлияет на китайскую активность в освоении рынка углеводородов Средней Азии и Казахстана" 24.11.2008
Шагаем в Европу 21.11.2008
"Многие отечественные товаропроизводители уже конкурентоспособны" 19.11.2008
"Я себя "ястребом" не считаю, я - "голубь" 17.11.2008
"Бизнес - мое любимое занятие" 17.11.2008
"...Исключить даже намеки на "коррупционные ниши" 13.11.2008
Финансовый кризис – следствие кризиса в политике? 10.11.2008
Все мужчины Карины Абдуллиной 10.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.07.19 Среда
83. БЭНГ Чан Йан
82. САБИРОВ Шмидт
76. АХМЕТОВ Иманали
71. ФОГЕЛЬ Виктор
68. БОРОДИН Александр
62. ИСКАКОВ Адилхан
62. КУЛЕКЕЕВ Жаксыбек
62. МИРЗИЁЕВ Шавкат
61. КОЙШИБЕКОВ Болат
60. ОТАРБАЕВ Ганибек
58. КУСПАН Айгуль
53. АСИЛЬБЕКОВ Алмас
53. ЕСКЕНДИРОВ Самат
53. ТОЛЕУЛИЕВ Мухтар
49. УАКПАЕВ Бауржан
...>>>
25.07.19 Четверг
93. МУСИН Курган
73. БАСИБЕКОВ Аскар
73. ЕСПАГАНБЕТОВ Келдыбай
72. РЫСБЕКОВ Туякбай
71. НЕТРЕБСКИЙ Николай
69. КЛЮЧНИКОВА Валентина
68. ЕРКЕБАЕВ Сагидулла
68. НУРГАЛИЕВ Болат
67. СОЛЮЛЁВ Александр
65. ИДРИСОВ Бахыткали
63. БАЙМУХАНОВ Тимур
63. ДЖУЛАМАНОВ Нурлан
58. БЕЙСЕМБАЕВ Кудайберген
57. СЕЙДАХМЕТОВ Бекен
56. ХАЙРУШЕВ Асылбек
...>>>
26.07.19 Пятница
83. МУСТАФИНА Жанар
80. ЖУРИН Владимир
79. УКИН Кенжебек
72. ЖУСУПОВ Болатбек
70. ТОМИЛОВ Анатолий
66. ИТЕГУЛОВ Марал
65. ДЖАКСЫБЕКОВ Адильбек
64. АБИЛКАИРОВ Максут
64. ЫНТЫМАКОВ Туракты
61. КУАНЫШБАЕВА Роза
60. ОХЛОПКОВА Татьяна
59. КЕСИКБАЕВ Султангали
58. БЕГЕНЕЕВ Андрей
54. БАЙМУРЗИН Даулетхан
52. БИЖАНОВ Димаш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz