NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 04:03 ast
02:03 msk

"Мы постарались предусмотреть в проекте Закона все возможные нарушения в сфере конкуренции"
Б.Парсегов: В целях недопущения незаконного предоставления государственными органами отдельным субъектам рынка преимуществ, в законопроекте впервые введена глава, регламентирующая предоставление государственной помощи…
26.11.2008 / интервью

АСТАНА. 25 ноября. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков

Становление рыночной экономики в Казахстане, как и в других странах с переходной экономикой, происходит с присущими нецивилизованному рынку потрясениями и скачками цен, от которых уже устали и население, и предприниматели. Настало время обуздать рыночную стихию, направить ее в правильное русло, чтобы конкуренция служила стимулом для развития экономики, для насыщения рынка потребительскими товарами, доступными жителям страны.

О том, как государство намерено контролировать ситуацию на рынках, создать условия для свободной конкуренции, защитить население от резких повышений цен на самые необходимые товары, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Борис Парсегов.

- Борис Анатольевич, Президент РК Н.А.Назарбаев возложил на Агентство по защите конкуренции особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности экономики нашей страны. В своем Послании 2008 года Глава государства дал поручение разработать Закон "О конкуренции", который значительно расширяет полномочия Агентства для борьбы с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением. Реализованы ли эти установки в законопроекте, находящемся на рассмотрении в Парламенте?

- В проекте Закона "О конкуренции" в отдельной главе отражены функции и полномочия нашего Агентства, цели и задачи его деятельности, подчиненность, состав, правовые основы взаимодействия с другими государственными органами. В целях более эффективного применения мер антимонопольного реагирования введено понятие "экстерриториальности" Закона, то есть его действие будет распространяться на соглашения между субъектами рынка, достигнутые за пределами Казахстана, но при условии ограничения конкуренции в нашей стране. Предусмотрено разделение понятий "антиконкурентных согласованных действий" и "антиконкурентных соглашений" в качестве самостоятельного способа ограничения конкуренции. Отличие антиконкурентных соглашений от согласованных действий заключается в преднамеренной договоренности субъектов рынка, выраженной в письменной или устной форме, совершить антиконкурентные действия. Согласованные действия - это параллельные действия, заключающиеся в сознательном копировании поведения друг друга с целью получения дополнительных доходов в результате ограничения конкуренции. Это разграничение позволит повысить эффективность администрирования антимонопольного законодательства.

Примером антиконкурентного соглашения является заключение между фирмами-конкурентами контрактов либо устных договоренностей, направленных на фиксирование цен на реализуемую продукцию.

В качестве примера антиконкурентных согласованных действий можно привести следующее: компания, занимающаяся реализацией горюче-смазочных материалов, объявляет о намерении повысить цену на свою продукцию. Данное объявление служит сигналом для остальных реализаторов ГСМ о совершении параллельных действий, выражающихся в одновременном повышении цен на свою продукцию. В любом случае, антимонопольный орган будет проводить анализ данных действий и соглашений на предмет их согласованности и сознательности.

Важной правовой инициативой является введение института деятельного раскаяния. Субъект рынка, добровольно сообщивший антимонопольному органу об участии в совершенном либо готовящемся антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, освобождается от ответственности - при условии наличия информации у антимонопольного органа о данных нарушениях, сообщения субъектом рынка полной и достоверной информации о данных нарушениях на протяжении всего расследования, а также добровольного возмещения субъектом рынка ущерба потребителям, причиненного в результате совершения данных нарушений. Это также будет способствовать выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства.

- В ходе презентаций проекта Закона "О конкуренции" говорилось о новшествах, введенных для борьбы с ценовыми сговорами, в частности, о возможности принятия мер в случае согласованных действий участников рынка. Будут ли применяться эти нормы в отношении, например, предприятий розничной торговли и индивидуальных предпринимателей-торговцев?

- Согласно статье 6 законопроекта, субъект рынка - физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо или его филиал, представительство, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Поскольку предприятия розничной торговли и индивидуальные предприниматели-торговцы являются субъектами предпринимательства, то меры реагирования будут также распространяться и на них, но только в том случае, если их совокупная доля на соответствующем товарном рынке превышает 15 процентов.

- Иногда сообщается о том, что государственные органы незаконно предоставляют преимущества отдельным участникам рынка. Например, это происходит при выделении земельных участков, при распределении государственного заказа. Возможно ли, в таких случаях, изъятие доходов, полученных в результате использования незаконно полученных преимуществ?

- В целях недопущения незаконного предоставления государственными органами отдельным субъектам рынка преимуществ, в законопроекте впервые введена глава, регламентирующая предоставление государственной помощи, а также ответственность за неправомерное использование этой государственной помощи. В случае, если государственная помощь была предоставлена без согласования антимонопольного органа и в результате произошло ограничение или устранение конкуренции, то, согласно статье 36 законопроекта, субъект рынка обязан в течение одного года возвратить полученную государственную помощь, а также возместить расходы государственного органа, связанные с предоставлением государственной помощи.

- Депутатами Парламента и предпринимателями неоднократно поднимался вопрос о предоставленных законодательством преимуществах государственному предприятию "Госэкспертиза". Насколько, по-Вашему, обоснованно наличие таких преимуществ у "Госэкспертизы" в настоящее время?

- Согласно статье 64 Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК" на законодательном уровне экспертиза проектов разделена на два вида: государственная экспертиза проектов - осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством, без права осуществлять какую-либо иную деятельность; экспертиза проектов, не относящаяся к исключительной компетенции государственной экспертизы - ее осуществляют субъекты рынка экспертных работ. То есть фактически вводится государственная монополия на данный вид услуг. Статья 32 проекта Закона "О конкуренции" предусматривает возможность введения монополии в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или его использование.

Полагаем, что после принятия Закона "О конкуренции" действующие нормы Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК" будут пересмотрены.

- Сообщалось о том, что некоторые акиматы, организуя государственные предприятия, создают для них преимущества перед конкурентами - частными компаниями. Как будут рассматриваться такие случаи после принятия Закона "О конкуренции"?

- В законопроекте определен перечень оснований и форм участия государства в предпринимательской деятельности. В настоящее время, вместо того, чтобы отдавать непрофильные активы, государственные организации, наоборот, увеличивают их, либо передают своим аффилированным компаниям. Как правило, данные аффилированные организации, в основном, осуществляют виды деятельности, находящиеся в конкурентной среде, например: деятельность в области средств массовой информации и рекламы; охранные услуги; услуги в области сельского хозяйства; гостиничный и туристский бизнес; медицинские услуги; полиграфическая деятельность; страхование и так далее.

После принятия законопроекта государственные институты будут участвовать в конкурентной среде только в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, при условии: отсутствия возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства, защиты интересов общества; наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах, в которых отсутствует или недостаточно развита конкуренция; использования стратегических объектов, находящихся в государственной собственности.

Таким образом, государственные предприятия после введения в действие норм законопроекта будут обязаны в течение двух лет получить положительное заключение антимонопольного органа на продолжение своей деятельности. В противном случае эти государственные предприятия должны быть приватизированы или преобразованы в государственные учреждения.

- Как сообщалось в ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе, для осуществления деятельности Агентства не предусмотрено создание силовых структур. Чем обосновано такое решение?

- Данный вопрос рассматривался рабочей группой, и руководитель группы вице-премьер Умирзак Шукеев предлагал на первом этапе предоставить АЗК функции ОРД. Но когда вопрос рассматривался на заседании Межведомственной комиссии в Генеральной прокуратуре, было решено, с учетом международного опыта, отказаться от этого. С 2001 года у нас ежегодно издается совместный приказ о координации антимонополистической деятельности с Агентством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Кстати, аналогично решен этот вопрос в Российской Федерации, совместным приказом ФАС и МВД РФ.

В законопроекте, в статье 45-й, предусмотрена схема взаимодействия с правоохранительными органами, в том числе их помощь антимонопольному органу в обнаружении и закреплении доказательств нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан.

- Известно, что для создания неблагоприятных условий конкурентам доминирующие на рынке компании или группы таких компаний могут снижать цену на свои товары. Предусмотрена ли проектом Закона "О конкуренции" ответственность за необоснованное снижение цен субъектами рынка, занимающими доминирующее положение?

- В законопроекте говорится как о монопольно высокой, так и о монопольно низкой цене. Злоупотребление монопольно низкой ценой, которое допускает доминант на рынке - это тоже нарушение, и оно преследуется по закону. В статье 14-й это четко прописано. Мы знаем ситуации, когда субъекты рынка, чтобы выбить конкурентов с рынка, снижают цены ниже реальных затрат на его производство. Конкуренты в таких случаях становятся банкротами и уходят с рынка.

В середине 90-х годов одна крупная компания по производству сахара, реализовывала сахар дешевле других, и многие мелкие производители обанкротились. В результате эти заводы перешли в собственность данной компании. Население не обратило особого внимания на это, потому что, пока отечественные производители разорялись, увеличивалась доля ввоза сахара из Украины и России. К сожалению, тогда у нас не было такого Закона.

Кстати, в нашем законопроекте появилось впервые понятие "монопсония" и "монопсоническая цена". Это когда на рынке имеется единственный покупатель. Он может, злоупотребляя своим положением, навязывать цены и заставлять поставщиков работать себе в убыток. Например, у нас есть компания "Казахстан темир жолы", владеющая исключительными правами на магистральные железные дороги. Желающих заниматься ремонтом, поставками шпал, рельсы - много, а покупатель - единственный. И он имеет возможность злоупотреблять своим монопольным положением на этом рынке. Поэтому, чтобы пресечь такие тенденции, появилась статья, предусматривающая ответственность за такое поведение на рынке.

Мы стараемся предусмотреть все возможные нарушения. Сегодня, когда депутаты требуют максимальной конкретизации норм законодательства, мы выделили 12 видов нарушений в сфере недобросовестной конкуренции, и предусмотрели ответственность даже за такие нарушения, которые у нас в Казахстане еще не выявлялись.

- На какие рынки ваше Агентство будет обращать наибольшее внимание?

- Конечно, у нас много рынков, которые мы должны отслеживать. В первую очередь Агентство ведет мониторинг тех рынков, которые являются ценовыми мультипликаторами для других рынков. К таковым относятся рынок розничной реализации электроэнергии, рынок горюче-смазочных материалов, рынок зерна, муки и хлеба, рынок сахара, рынок растительного масла. Кроме этих, традиционно важных, мы следим за таким современным рынком, как рынок электромагнитной совместимости. Потому, что цена на эту услугу оказывает влияние на формирование цен на все услуги связи. Анализируется также рынок кабельного телевидения.

- Сможет ли ваше Агентство сократить так называемые "цепочки посредников", например, в сфере электроэнергетики?

- Совместно с АРЕМ и Министерством энергетики и минеральных ресурсов наше Агентство принимало участие в подготовке поправок в законодательство об электроэнергетике для воспрепятствования многократной продажи электроэнергии. Эти поправки, уже одобренные Мажилисом, содержат прямой запрет на многократную перепродажу электроэнергии. Любая энергоснабжающая организация будет иметь право купить энергию у производителя, но только для того, чтобы продать ее конечному потребителю. Если же она перепродаст энергию другой энергоснабжающей организации - а не конечному потребителю, то на нее будет наложен штраф в размере полученного дохода. Это приведет к ликвидации многочисленных посредников в этой сфере. Останутся только те поставщики, которые работают с конечным потребителем. Но, в основном, эту отрасль регулирует Агентство по регулированию естественных монополий. Тарифы, которые согласовываются с АРЕМ, не допускают получения необоснованной прибыли и сверхвысоких доходов.

В других отраслях, где конкуренция развита хорошо, нет необходимости бороться с посредниками - там все регулируется рыночными механизмами. Это относится, например, к торговле спиртными напитками.

Следует отметить, что в проекте Закона мы стараемся максимально исключить дублирование функций между АРЕМ и нашим Агентством. Все, что касается регулируемых рынков, перенесено в Закон "О естественных монополиях", название которого, я думаю, будет изменено на Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках". Каждый будет отвечать за свой участок работы, но тесное взаимодействие между нами неизбежно. В нашем законопроекте есть статья, регулирующая взаимоотношения антимонопольного органа и регулирующих органов.

В частности, законопроектом предусмотрено, что, если на регулируемом рынке появится доминант, который занимает более 35 процентов рынка, то мы его включим в реестр доминантов, и с ним начнет работать АРЕМ - контролировать цены, анализировать рентабельность и принимать регулирующие меры. Здесь мы последовали рекомендации ЮНГТАД - организации при ООН, которая разработала типовой Закон "О конкуренции" и рекомендации для развития национальных законодательств в этой сфере.

Подготовленный законопроект - уже четвертый антимонопольный закон в истории Казахстана, и он разработан в соответствии с уровнем нашего экономического развития. Самые положительные отзывы мы получили от представителей бизнес - среды.

- Какие поправки, внесенные депутатами Парламента, Вы считаете самыми важными?

- Мажилисмены предложили более 300 поправок, из которых вошли в законопроект 128. Не могу не отметить предложение депутата В.Доскалова о переносе некоторых поправок из разработанного нами сопутствующего законопроекта о внесении изменений в законодательство, - в части изменений в Закон "О естественных монополиях", в законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов", что положительно отразилось на обоих законопроектах.

Основная масса поправок носила редакционный характер, не меняющий концепцию законопроекта. Конечно, они также значительно улучшают законопроект, облегчают понимание его норм. У депутатов, в отличие от разработчиков, свежий взгляд, и они замечают многие недостатки.

Хочу подчеркнуть, что текст законопроекта не содержит отсылочных норм, это будет Закон прямого действия. После его принятия будет поставлен на утрату ряд подзаконных актов, что значительно облегчит применение норм Закона.

Могу также отметить, что депутаты исключили из статей КоАП так называемые "вилки", предусматривающие минимальные и максимальные размеры штрафов, как способствующие совершению коррупционных правонарушений. При этом остались максимальные размеры, то есть мажилисмены усилили эти нормы, и мы согласились с этими поправками. Конечно, по-настоящему оценить законопроект мы сможем только после его принятия и применения его норм на практике.

- Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы постарались предусмотреть в проекте Закона все возможные нарушения в сфере конкуренции" 26.11.2008
"Новости узнают из слухов" 24.11.2008
"Замедление темпов развития КНР не повлияет на китайскую активность в освоении рынка углеводородов Средней Азии и Казахстана" 24.11.2008
Шагаем в Европу 21.11.2008
"Многие отечественные товаропроизводители уже конкурентоспособны" 19.11.2008
"Я себя "ястребом" не считаю, я - "голубь" 17.11.2008
"Бизнес - мое любимое занятие" 17.11.2008
"...Исключить даже намеки на "коррупционные ниши" 13.11.2008
Финансовый кризис – следствие кризиса в политике? 10.11.2008
Все мужчины Карины Абдуллиной 10.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz