Лариса МОСТОВАЯ, "Казахстанская правда", 11 декабря
Накануне Дня независимости Республики Казахстан Фонд образования Нурсултана Назарбаева празднует свой десятилетний юбилей. В 1998 году были поставлены задачи, главная из которых - интеграция школ нового типа в международное образовательное сообщество при сохранении уникальных казахстанских моделей. Насколько удалось приблизиться к этой цели, мы узнаем из беседы с директором фонда Динарой КУЛИБАЕВОЙ.
- Десять лет для Фонда образования - тот рубеж, когда можно говорить о достижениях, но всегда интересно узнать об истории создания, о времени, в котором вам пришлось начинать работать. Динара Нурсултановна, расскажите, пожалуйста, о том, как создавались школы "Мирас" в Алматы и Астане и, самое главное, как вам удалось завоевать доверие родителей и учеников?
- Идея создания Фонда образования принадлежит Президенту Республики Казахстан. Это было время, когда в Казахстане начались образовательные реформы, касающиеся пересмотра старых общесоюзных стандартов начальной, средней и высшей школы. Создавались новые учебные заведения, рождались педагогические коллективы. Естественно, была между ними и конкуренция.
Тогда вообще наблюдался большой общественный интерес ко всем изменениям в образовательной системе. Этот интерес, я думаю, в определенной степени и руководил нашим коллективом, когда мы строили планы создания международных школ. И потом, чтобы утвердиться на рынке образовательных услуг, нужно было предложить программы, планы, качественные методические разработки, отвечающие высоким международным стандартам. Это могли сделать только настоящие энтузиасты, творчески мыслящие учителя, преподаватели-новаторы, которых мы пригласили работать в наши школы, и именно они должны были завоевать доверие родителей и учеников.
- Наверное, было трудно?
- Конечно, тем, кто впервые взялся за эту задачу, пришлось нелегко. Не хватало опыта работы с иностранными преподавателями, были проблемы с совмещением международных и национальных образовательных стандартов. Иногда просто недоставало жизненного опыта. Но самая большая трудность заключалась в создании единого педагогического коллектива из иностранных и казахстанских учителей. Ведь преподавание отдельных предметов в школе начали вести на английском языке. Но мы выстояли, не утратив при этом своих лучших качеств.
- Каковы главные достижения вашей работы?
- Школы "Мирас" работают по авторизованным программам Организации международного бакалавриата, диплом которой признается многими университетами мира. Мне бы хотелось особо отметить, что школы "Мирас" аккредитованы Советом международных школ и Ассоциацией школ и колледжей Новой Англии (США) - это большое достижение, которым мы действительно гордимся. Благодаря плодотворному сотрудничеству Фонда образования с Организацией международного бакалавриата казахский язык был внесен в перечень экзаменационных предметов как второй язык, в программу основной школы и как родной - в дипломную программу. Это значительный результат, который нас всех очень порадовал.
- Все ли выпускники могут получить диплом международного бакалавриата?
- Международный диплом получает лишь тот студент, который в одиннадцатом и двенадцатом классах выбирает дипломную программу и успешно ее завершает. Многие наши ученики продолжают учебу не только в лучших вузах Казахстана, но и в университетах Великобритании, России, Японии, США, Канады, Испании и других стран.
- На какие средства стало возможным осуществление такого уникального образовательного и, судя по всему, затратного проекта?
- Ваш вопрос совершенно логичен, особенно после всего сказанного мной. В самом начале нашей работы весьма существенную материальную помощь Фонд образования получил благодаря поддержке наших спонсоров. Я очень признательна им за содействие в финансировании строительства школ. Попечительским советом была утверждена подробная смета, и благодаря этому мы получили возможность включить в программу статьи расходов, связанные с рекрутированием иностранных преподавателей для работы в Казахстане. Сейчас школы "Мирас" стали самоокупаемыми.
- А есть ли возможность стать учениками ваших школ у детей со скромным достатком в семье или живущих в отдаленных районах республики?
- Да, у Фонда образования есть свои гранты. К тому же ежегодно национальные компании выделяют стипендии. Если ребенок талантлив, побеждает в конкурсе, то он зачисляется в одну из наших школ. Практика показывает, что эти дети успешно учатся и поступают в высшие учебные заведения. Мы с большим уважением относимся к этой программе оказания помощи.
- Как ваш фонд помогает реформам в образовании? Что вы думаете о переходе общеобразовательных школ республики на 12-летнее обучение?
- Школы "Мирас" являются "экспериментальной площадкой" Министерства образования и науки по переходу на двенадцатилетнее среднее образование. В школе "Мирас" города Алматы сформирована и на протяжении восьми лет успешно работает модель двенадцатилетнего образования. Я считаю, что наш опыт, наше "ноу-хау" является единственным в своем роде. Мы делимся знаниями, своим опытом, оказываем всестороннюю помощь всем заинтересованным образовательным организациям Казахстана и придаем большое значение таким проектам, как проведение различных образовательных программ, методических семинаров и учительских конференций. Это наш вклад в дело развития образования в нашей стране.
- В чем заключается особенность вашего видения пути развития образования в Казахстане?
- Думаю, в умении сохранять и укреплять свою традиционную высокую культуру в области образования. Необходимо брать самое лучшее, самое прогрессивное в других странах и, конечно, проявлять больше уважения к лучшим отечественным традициям просвещения.
- Как вы считаете, что самое главное необходимо для школы, чтобы она состоялась как полноценное современное учебное заведение?
- Думаю, что нужны не только правильные программы и методические разработки, лицензии и сертификаты аккредитации. Считаю, что горящие счастьем глаза детей и взрослых превращают любую школу в настоящий праздник познания, который длится иногда в течение одного урока, а иногда в течение всех школьных лет. Я считаю, что школы "Мирас" состоялись. У нас царит особенная, радостная атмосфера - вы не найдете ни одного скучающего школьника. Наши замечательные учителя - и иностранные, и казахстанские - настоящие профессионалы, знающие свои предметы, любящие детей, честные, справедливые, умеющие заинтересовать своих учеников. А ребята чувствуют это и платят взаимностью, стараются порадовать их на уроках своими интересными ответами. В школе дети знакомятся с понятиями добра, красоты и правды, усваивают нравственные ценности и ориентиры, познают мир и самих себя. Они много читают, проводят много времени в компьютерных классах и библиотеке.
- Считается, что сейчас дети потеряли интерес к книгам. Как, по вашему мнению, можно привить любовь к чтению?
- Как мне кажется, необходимым условием для воспитания любви к чтению у детей является любовь к книге самих родителей. Нам с мужем повезло - в семьях, в которых воспитывались мы, читать любили. Поэтому и в нашей семье книги - неотъемлемая часть жизни.
- А ваши дети любят читать?
- Наша дочь любит яркие книжки с хорошими иллюстрациями. Вместе с папой они не только любят читать, но сейчас уже стали сами придумывать небольшие сказки. Сидят, сочиняют и смеются. Наш сын читает регулярно, хотя большим книголюбом его не назовешь. Он как-то сказал, глядя на нашу семейную библиотеку: "Сколько у нас книг! Да, конечно, кто же раньше знал, что Интернет появится!"
- Да, Интернет, конечно, гениальное изобретение…
- Интернет, безусловно, является источником справочной информации и огромного количества электронных книг. Но все-таки когда держишь книгу в руках - это совсем другое ощущение. Иногда я делаю пометки карандашом, что-то подчеркиваю, какие-то страницы перечитываю - у меня к книгам такое трепетное отношение еще с детства. И мне кажется, как бы ни совершенствовались высокие технологии, никакая электроника привычную книгу никогда не заменит.
- Динара Нурсултановна, вашему фонду исполняется десять лет. Какой вы видите школу будущего?
- Десять лет - возраст по историческим меркам немалый. Но чтобы идти в ногу со временем, необходимо много знать, много трудиться и учиться. Ведь образованные люди являются главным достоянием нашей страны. Я уверена, что XXI век даст возможность казахстанской образовательной системе и дальше успешно развиваться, открывая перед школами новые возможности. Не знаю, какими будут наши международные школы через много лет. Но уверена в одном: они будут одними из самых гуманных, справедливых и добрых школ мира, потому что такова душа нашего народа, мужественного и благородного, который не потерял свою идентичность, свое историческое наследие, свой "мирас", который сегодня на нашей планете равный среди равных. В связи с этим мне хотелось бы привести высказывание великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева: "Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа". В этих словах, на мой взгляд, заключена самая главная идея получения образования. |