"Казахстанская правда", 20 декабря
Астана должна развиваться, несмотря на мировой финансовый кризис. Такую задачу поставил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на состоявшемся на минувшей неделе в столичном акимате расширенном совещании, посвященном итогам работы по стабилизации ситуации в строительном секторе за текущий год. Проблемы долевого строительства жилья в столице стали набирать актуальность еще в 2006 году, а в нынешнем, вследствие усиления влияния мирового финкризиса на экономику нашей страны, финансовую устойчивость крупнейших строительных компаний и ведущих коммерческих банков, их взял под личный контроль Глава государства. По его распоряжению Правительство разработало антикризисную программу, согласно которой из бюджета было выделено 95 миллиардов тенге, 48,8 из которых направлены на решение проблем столичных дольщиков. Акимату Астаны было что доложить Президенту о том, как расходуются эти средства, как в целом обстоят дела с завершением "замороженных" объектов строительства, в том числе и жилищного. В последние месяцы едва ли не каждую неделю в СМИ появлялись сообщения о возобновлении работ то на одной, то на другой стройплощадке, а также о вводе в эксплуатацию жилых комплексов и объектов общественного назначения. Но Нурсултан Абишевич неожиданно перевел тему совещания в другое русло, акцентировав внимание на "тылах" городского хозяйства - его инженерной инфраструктуре. Президент отметил, что без этой "невидимой, но трудной работы" город существовать не может. Поэтому сегодня в интервью с акимом Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВЫМ мы решили обсудить темы строительства в столице в свете уже новых задач, поставленных перед акиматом.
- Имангали Нургалиевич, пожалуй, впервые на совещании по развитию столицы на таком высоком уровне было заявлено о возникновении проблемы дефицита тепло- и электрогенерирующих мощностей. В связи с этим Правительству дано поручение изыскать финансы на реализацию соответствующей программы. Акимат же должен подготовить расчеты, проектную документацию и взяться за реализацию проекта. Готовы ли вы быстро и оперативно отреагировать на новый вызов? И еще. Президент отметил, что уже в текущем отопительном сезоне в Астане будут исчерпаны резервы на подключение новых мощностей. Означает ли это, что из-за отсутствия последних власти перестанут выдавать строительным компаниям разрешения на новое строительство?
- В последние годы дисбаланс между бурным ростом строительства и отстающим инфраструктурным развитием резко возрос. Это объяснимо: строили новую столицу страны. Теперь акценты и приоритеты меняются. Последнее совещание с участием Главы государства как раз и призвано было акцентированно заявить об этом.
Отвечая на вопрос о новом вызове для столицы, напомню: на совещании Президент отметил, что программа, расчеты, документация имеются и теперь нужно определиться с финансированием работ. Предусмотренные нами меры по дальнейшему развитию столичного энергокомплекса позволят довести выработку тепловой энергии к 2012 году до 1 995 Гкал/час при потребности в 2 370 и электроэнергии до 476 МВт при потребности в 650. Сейчас мощность теплоисточников составляет 1 370 Гкал и 356 МВт, протяженность тепловых сетей - 437 километров, линий электропередачи - 2 508 километров.
Важнейший проект в этой сфере - строительство ТЭЦ-3 электрической мощностью в 240 МВт и тепловой в 860 Гкал. Его стоимость составляет 87 миллиардов тенге. Мы предложили реализовать строительство посредством государственно-частного партнерства путем передачи консолидированного государственного пакета акций "АстанаЭнергосервис" в доверительное управление без права выкупа. Если Правительство поддержит данное предложение, то мы сможем приступить к строительству в 2010 году.
Уверен, что развитие энергокомплекса будет адекватным и, возможно, с учетом проблем кредитования у строительных компаний, даже опережающим. А потому нам не придется вводить ограничения на возведение новых объектов из-за нехватки электро- и теплоэнергетических мощностей.
- На совещании вы говорили о необходимости увеличения пропускной способности линий электропередачи (ЛЭП) города посредством строительства кольца ЛЭП вокруг Астаны мощностью 220 киловольт. Но Президент подверг сомнению целесообразность этого проекта стоимостью в 39 миллиардов тенге и призвал экономить. Насколько изменит данное обстоятельство планы по развитию энергосистемы города?
- Хочу отметить: это было рабочее совещание, на котором шел прямой разговор о том, как должна развиваться столица на новом этапе, носящем определенные особенности, обусловленные мировым финкризисом. Мы были готовы услышать разные мнения и критику, а также к тому, что в план наших действий будут вноситься коррективы. Превращение инфраструктуры города, которая, по определению Президента, сегодня - слабый "тыл" Астаны, в мощный инструмент привлечения инвестиций, можно сказать, "магнит" для притока капитала в условиях кризиса и посткризисного этапа - задача многогранная. И мы не склонны драматизировать то, что какие-то из наших предложений были отклонены, какие-то предложено доработать.
К разработке проекта строительства кольца линий электропередачи, как было отмечено на совещании, мы только приступили. Необходимость в нем есть, и обусловлена она генеральным планом развития города, особенно в части освоения вновь присоединенных к нему сельских территорий. Границы этих районов определили диаметр кольца. Но снижение деловой активности из-за недостатка кредитования действительно замедлит процесс застройки этих земель, что позволяет нам либо временно приостановить работу над проектом до лучших времен, либо сузить кольцо, либо создавать его поэтапно, отрезками, образуя те самые "связки", о которых говорил Президент. Мы обсудим эти вопросы в рабочем порядке.
Проект строительства кольца ЛЭП рассматривался как часть наших планов по модернизации энергетического сектора, рассчитанной на среднесрочный период, поэтому на проектах застройки города в ближайшие годы это особо не отразится.
- Хотелось бы уточнить, сколько разрешений на новое строительство выдал акимат в текущем году? Наверняка меньше, чем в предыдущие. Насколько в целом финансовый кризис сказался на строительстве объектов в столице Казахстана?
- С начала 2008-го мы выдали 24 разрешения на строительство многоэтажных жилых домов. Это действительно значительно меньше, нежели раньше. Но и немало, с учетом ужесточения контроля и спроса с компаний, которым выдаются лицензии.
Могу со всей определенностью сказать, что в текущем году кризис, хотя и вызвал замедление темпов и снижение объемов строительства, но к полной стагнации в этой сфере не привел. Судите сами. По состоянию на первое ноября за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию жилья общей площадью 974 тысячи квадратных метров, что составляет 107,3 процента к объемам ввода жилья за январь - октябрь 2007 года, индивидуального жилья - 79,3 тысячи квадратных метров, что на 44,2 процента ниже уровня 2007 года за сопоставимый период. При этом стоимость одного квадратного метра жилья составила 76,4 тысячи тенге против 69,6 тысячи в январе - октябре 2007-го.
За десять месяцев текущего года объем строительных работ составил 287 123,7 миллиона тенге, что на 12,9 процента меньше, чем в аналогичном периоде прошлого. В первую очередь, понятно, снижение произошло в сфере жилищного строительства. Объем инвестиций, направленных в этот период в эту отрасль, по сравнению с соответствующим периодом 2007 года снизился на 27,4 процента и составил 110 222,9 миллиона тенге. Главным фактором снижения показателей стали падение платежеспособного спроса и снижение цен на недвижимость из-за резкого сокращения ипотечного кредитования.
- А как на развитие строительной отрасли и рынка в целом повлияет еще большее ужесточение законодательства о долевом участии?
- Ситуация, сложившаяся в сфере коммерческой застройки, давно требует ужесточения законов, регулирующих взаимоотношения и взаимную ответственность всех участников. Но, к сожалению, этого не произошло. И с 31 января 2007 года данный пробел в законодательстве восполняет в столице работа Межведомственной комиссии по вопросам долевого строительства, уполномоченным органом которой определено управление строительства Астаны. В ее состав также входят руководители ряда городских управлений, представители правоохранительных органов, общественных объединений дольщиков, застройщиков. Заседания проводятся несколько раз в неделю.
Кроме того, Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Астаны скрупулезнее стало изучать потенциал компаний, подающих заявки на строительство жилых объектов с участием дольщиков. И если в 2007 году было выдано 40 лицензий на организацию подобного рода деятельности, то в текущем - только четыре.
Но, безусловно, именно закон должен расставить точки над "i". Только тогда можно будет говорить об обеспечении транспарентности деятельности стройкомпаний, госорганов, выдающих лицензии, а также о гарантиях безопасности капитала кредиторов. С практической точки зрения это приведет к фильтрации недееспособных компаний. Следовательно, на строительном рынке останутся только серьезные застройщики, имеющие достаточный опыт, технические и финансовые возможности для работы в данной сфере. Как следствие, повысится качество строительства и объекты будут сдаваться в эксплуатацию вовремя.
- Деятельность столичного ГАСКа не раз подвергалась критике. Министерство индустрии и торговли предлагает передать "контрольные полномочия" Комитету по делам строительства. Как вы думаете, это положительно скажется на ситуации?
- Знаете, это опять-таки потребует внесения изменений в законодательство, в частности в Закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК", которым регламентируются полномочия органов государственного архитектурно-строительного контроля. А повлияет ли передача контрольных полномочий в Комитет по делам строительства функционально? Думаю, что нет.
- Имангали Нургалиевич, а как обстоят дела с теми компаниями, которые в силу несовершенства законодательства о долевом строительстве или же попустительства лицензиара стали причиной бед тысяч граждан, доверивших им свои средства? Несут ли они ответственность?
- Честно скажу, статистику компаний, владельцы которых уже осуждены, находятся под следствием или в бегах, не веду. Это сделают уполномоченные органы. Для меня важно другое, что нами найден механизм, посредством которого не выходя за правовое поле решаются проблемы дольщиков. Он прост. Мы создали ТОО "Жана Курылыс", осуществившее работу по определению 19 из 29 проблемных объектов, которые будут достроены за счет средств республиканского бюджета. Это решит проблему 4 399 дольщиков.
Одновременно шла работа по созданию ЖСК дольщиков на этих объектах. Большинство из них на данный момент в судебном порядке расторгли договора долевого участия с прежними застройщиками и забрали свою долю в строительстве. Впоследствии ТОО "Жана Курылыс" и ЖСК заключили гражданско-правовые договора по передаче объектов и имущества для завершения строительства. В настоящий момент работа на ряде объектов уже ведется.
О динамике решения проблем дольщиков, наверное, лучше, чем статистика, никто не скажет. Поэтому приведу следующие данные. По состоянию на сентябрь 2007 года в городе насчитывалось 227 объектов долевого строительства, в которые было привлечено свыше 37 тысяч дольщиков. Проблемными признаны 24 объекта, в которых было задействовано 6 197 дольщиков. На текущий момент количество незавершенных долевых объектов сократилось до 158 (25 950 дольщиков). При этом выявились новые бесперспективные объекты с числом дольщиков 5 304.
В рамках мероприятий по стабилизации экономики планируется за счет средств АО "ФУР "Казына" через банки второго уровня прокредитовать строительство 28 жилых комплексов. При этом до конца текущего года намечено завершить работы на пяти из них, решив проблемы 676 дольщиков. Отмечу, что с начала открытия кредитных линий уже введено пять жилых комплексов и пять очередей ЖК с участием 3 150 дольщиков.
Кроме того, с застройщиками еще 46 объектов, в которых задействованы 6 014 дольщиков, в рамках предусмотренных Правительством стабилизационных мероприятий, заключены договора на выкуп 6 203 квартир. Это является очень большой поддержкой для строительных компаний.
Еще 61 объект с общим количеством дольщиков 9 836 человек, достраивается застройщиками самостоятельно. Планируется, что 1 863 семьи, ожидающих новоселья в 14 жилых комплексах из данного реестра, Новый год смогут встретить в новых квартирах.
В целом завершение строительства по всем строящимся проблемным объектам планируется до конца 2009 года.
- Есть еще одна категория граждан, которых беспокоит вопрос о том, как идет реализация Госпрограммы жилищного строительства на 2008-2010 годы.
- К сожалению, освоение средств, выделенных по данной программе, по состоянию на 1 ноября шло с отставанием и составило около 70 процентов. В реальном выражении это 5 497,6 миллиона тенге из 7 900 миллионов.
В настоящее время ведется строительство жилья на 6 129 квартир общей площадью 277,7 тысячи квадратных метров. Из них 5 612 квартир для работников бюджетной сферы и 517 квартир арендного жилья. Мы предполагаем, что ввод первой очереди жилья состоится во втором квартале 2009 года.
- Вы сейчас рассказали о реализации второй очереди госпрограммы. А когда квартиры получат те, кто подтвердил свои права на получение льготного жилья в рамках ее первого этапа в 2005-2007 годах?..
- Распределение квартир этой категории граждан начнется уже в январе-феврале будущего года.
- Последний вопрос касается того, что будет с рабочими, которые последние годы были заняты на строительстве объектов Астаны, а теперь либо уже остались не у дел, либо живут в ожидании увольнений?
- Средняя численность работников, занятых сегодня в строительстве, составляет порядка 23 тысяч человек, что на 23 процента меньше, чем в аналогичном прошлогоднем периоде. Но при этом зарплата рабочих в среднем возросла на 18,6 процента и составила 91 725 тенге.
С прошлого года мы проводим работу по привлечению бывших строителей к работе по другим специальностям. Кто-то устроен на наши коммунальные предприятия, кто-то привлечен на общественные работы по благоустройству города, кому-то дана рекомендация для трудоустройства в КСК.
Мы разработали муниципальную программу по стабилизации социально-экономической ситуации в Астане на 2009 год, в которой предусмотрены системные меры по поддержке реального сектора экономики, пополнению оборотных средств и недопущению сокращения производственного процесса и массовых сокращений на предприятиях.
Безусловно, многое зависит и от самих людей. Ведь есть те, кто смотрят на кризис только с пессимистических позиций, а есть такие, кто открывает для себя новые возможности. В канун Нового года я хотел бы, чтобы казахстанцы не теряли веры в свои силы, в свои возможности. В истории нашей молодой независимой страны были более тяжелые времена, но мы не просто выстояли. Столичным жителям, наверное, и не стоит об этом напоминать, ведь здесь каждый объект, каждое здание служат наглядным доказательством того, что за кризисом неизбежно настанет период нового, более мощного движения вперед.
- Спасибо за беседу. |