Лидия КИРЕЕВА, "Казахстанская правда", 26 мая
За годы независимости Казахстаном проделана большая работа по утверждению идеалов правового государства и демократических традиций. Подтверждение тому - его участие в многосторонних универсальных международных договорах в правозащитной сфере (более шестидесяти) и принятие Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. О значении этого документа, роли Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан в совершенствовании правозащитных механизмов, приближении их к международным стандартам наша беседа с ее секретарем Тастемиром АБИШЕВЫМ.
- Сегодня вопросы внедрения международных стандартов по правам человека в национальное законодательство, правоприменительную практику обсуждаются практически на всех уровнях и правозащитных форумах. Эта тема актуализировалась также в связи с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ. На ваш взгляд, насколько успешно налажена работа по имплементации международных норм и какова роль комиссии в этом процессе?
- Заявка на председательство в ОБСЕ, а также принятие Государственной программы "Путь в Европу" на 2009-2011 годы свидетельствуют о нашем выборе в пользу европейской интеграции. В этом контексте особую актуальность приобретает задача совершенствования национального законодательства с учетом общепризнанных европейских стандартов в сфере защиты прав человека.
Права человека в Европе - осознанная и востребованная ценность, сконцентрировавшая в себе богатый опыт и вековые традиции. Надежным механизмом и убедительным свидетельством приоритета интересов граждан служит деятельность Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы создавался при активном участии комиссии, международных и отечественных экспертов, представителей неправительственного сектора. В нем были учтены общепризнанные демократические принципы и стандарты в указанной сфере.
Если говорить непосредственно о роли комиссии по правам человека, то она представляет собой связующее звено между Главой государства и неправительственным сектором. Изучая общественное мнение, мы информируем его о ситуации в сфере прав человека, потребностях гражданского общества.
То есть комиссия, не подменяя собой госорганы и неправительственные организации, активно участвует в формировании и совершенствовании государственной политики в области прав человека, содействует укреплению международного сотрудничества в данной сфере.
- Тастемир Даутович, расскажите о самой идее создания национального плана.
- Идея создания национальных планов действий в области прав человека возникла в 1993 году во время работы Всемирной конференции по правам человека в Вене. Каждой стране было рекомендовано проработать программы, направленные на улучшение ситуации в области прав и свобод человека.
Хотел бы подчеркнуть еще один немаловажный аспект: несмотря на экономические трудности и связанное с ними сокращение неприоритетных расходов, Глава государства поддержал нашу инициативу по разработке национального плана. Мы начали эту работу с подготовки базового доклада "О ситуации с правами человека в Республике Казахстан", основанного на результатах специальных социологических исследований, правозащитной деятельности комиссии. Его выводы и рекомендации стали основой для разработки Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы.
Президент одобрил национальный план и направил его для реализации в Правительство. Международные эксперты положительно оценили динамику развития национальных правозащитных механизмов в нашей республике, вместе с тем они отметили отсутствие должной координации и системности в работе государственных органов и правозащитных организаций.
- Есть ли у комиссии предложения по налаживанию конструктивного диалога между представителями госорганов и неправительственного сектора, в частности, с правозащитными организациями?
- Для активизации этой работы мы регулярно проводим встречи, "круглые столы", семинары-тренинги, совместно с правозащитными организациями посещаем учреждения пенитенциарной системы и объекты социально-культурной сферы. Члены комиссии участвуют в мероприятиях, проводимых НПО, оказывают им методическую и консультативную помощь.
По обоюдной договоренности правозащитные организации передают на рассмотрение в комиссию сложные для разрешения жалобы граждан, поступившие к ним. Для развития партнерских отношений с институтами гражданского общества в сфере прав человека решено качественно изменить состав комиссии по правам человека, включив в него наиболее известных и авторитетных представителей гражданского общества, а также представителей региональных НПО, имеющих опыт работы в сфере защиты прав человека.
Также расширяется наше сотрудничество с международными организациями и национальными учреждениями по правам человека зарубежных государств. При содействии Программы развития ООН и Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы была успешно запущена цифровая библиотека Комиссии по правам человека при Президенте на казахском и русском языках, не имеющая аналогов в странах СНГ и Балтии. Она предоставляет населению бесплатную правовую информацию в сфере защиты прав человека.
Тесно взаимодействуем мы и с другими международными организациями, в частности, с Центром ОБСЕ в Астане, представительствами управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, Европейской комиссии, Детского фонда ООН "ЮНИСЕФ".
- Тастемир Даутович, а могут ли граждане рассчитывать на помощь в случае их обращения в комиссию?
- Ежегодно к нам в секретариат поступает свыше тысячи письменных обращений физических и юридических лиц. По ним мы готовим рекомендации или заключения, а затем направляем для рассмотрения в уполномоченные государственные органы - прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы.
Только в прошлом году комиссией на контроль было взято 70 жалоб граждан, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. Из них в 32 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи комиссии права заявителей были восстановлены.
Обращения граждан позволяют комиссии выявить пробелы в законодательстве и правоприменительной практике в сфере защиты прав человека, оценить эффективность правозащитной работы государственных органов.
- Расскажите, пожалуйста, о предложениях и рекомендациях комиссии, которые удалось реализовать на практике.
- Наше учреждение внесло свою лепту в принятие целого ряда важных решений, направленных на совершенствование государственного механизма защиты прав человека. Это ратификация основных универсальных международных актов в сфере прав человека, образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека, учреждение института уполномоченного по правам человека.
Целый блок вопросов, в обсуждении которых также принимала активное участие комиссия, касается правоохранительной и судебной системы. Это введение института суда присяжных заседателей, передача исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД в ведение Минюста, создание ювенальных судов в Астане и Алматы, передача санкционирования ареста из прокуратуры в судебные органы, введение моратория на смертную казнь. Позитивную роль сыграла комиссия и в вопросе снижения тарифов и обеспечения доступности услуг связи, предоставляемых АО "Казахтелеком".
В настоящее время комиссия занимается актуальными вопросами реализации ратифицированных Казахстаном положений первого факультативного протокола Международного пакта о гражданских и политических правах, признающего компетенцию Комитета ООН по правам человека по рассмотрению индивидуальных обращений граждан и других лиц, постоянно проживающих в Казахстане.
Мы подключились также к реализации положений факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, предусматривающего создание независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток в местах содержания под стражей. Кроме этого, секретариат комиссии будет заниматься мониторингом реализации рекомендаций национального плана действий.
- Для того чтобы институт прав человека стал ведущим в отечественной правовой системе, необходимо, прежде всего, позаботиться о реализации рекомендаций национального плана. А на этом пути, очевидно, будут сложности и препятствия. Хотелось бы услышать ваше видение перспектив этой многотрудной работы.
- Работа эта действительно непростая, кропотливая. Несмотря на очевидный прогресс в сфере защиты прав человека, национальные правозащитные механизмы нуждаются в серьезной корректировке. Права человека пока еще не стали абсолютным приоритетом в деятельности государственных органов. Нередко узковедомственные и корпоративные интересы вступают в противоречие с законными требованиями граждан и подрывают доверие населения к способности государства обеспечить и защитить их права.
И в этом смысле необходимо полнее использовать правозащитный потенциал Конституции и институтов гражданского общества. Большую роль в этом процессе играет правовое просвещение, формирование социально активной личности, способной отстаивать свою позицию и добиваться уважительного отношения к своим правам.
В целом, характеризуя деятельность национальной системы защиты прав человека за истекший период, можно сказать, что в результате проводимых реформ политика уважения, поощрения и защиты прав и свобод человека в Казахстане обрела устойчивый, необратимый характер. И мы будем делать все от нас зависящее, чтобы этот процесс развивался, потому что права человека являются гарантом стабильности развития общества и государства. |