NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:58 ast
04:58 msk

"Удержать курс и цены. Цель сопряжена с большими сложностями, но достижима"
Г.Марченко: Низкая деловая активность, низкие темпы роста денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос также оказывают сдерживающее влияние на инфляцию. В целом же мы ожидаем, что в 2009 году инфляция будет оставаться в контролируемых пределах
27.05.2009 / интервью

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 26 мая

Начиная с августа 2007 года финансовая тематика во всеобъемлющем понимании обрела для большинства казахстанцев сугубо прикладной характер. Что будет с накоплениями, как вернуть кредит, почему НПФ так мало зарабатывают, каким будет курс завтра и через три месяца, кто и как управляет процессами на валютном и финансовом рынках? Так, переходя от частного к общему и от общего к частному, население постигает премудрости управления собственными финансами, пытается планировать или прогнозировать собственные финансовые потоки, оценивать общие тенденции в экономике. В помощь казахстанцам на страницах "Казправды" уже несколько лет подряд идет проект "Национальный банк информирует, разъясняет, комментирует". Первая в 2009 году полоса НБ РК посвящена теме "Денежно-кредитная политика Национального банка". Это основополагающий, стратегический документ центрального банка, в котором обозначены важнейшие направления, задачи, принципы этой политики на определенный период. Более подробно о ДКП Национального банка - в интервью председателя НБ РК Григория МАРЧЕНКО.

Стратегия - не догма

- Григорий Александрович, денежно-кредитная политика Нацбанка - стратегический документ, который тем не менее, в силу реальных обстоятельств в экономике, пересматривается. Какие факторы побуждают центральный банк корректировать документ и какие поправки были внесены в него в текущем году?

- Основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Национальным банком на среднесрочную перспективу: как правило, на три года. Это способствует снижению степени неопределенности для участников финансового рынка, поскольку среднесрочное планирование повышает предсказуемость политики Национального банка.

Однако ухудшение ситуации в мировой экономике, высокая степень неопределенности и волатильности на мировых финансовых и товарных рынках негативно повлияли на макроэкономическое развитие Казахстана. В этих условиях в 2007 году Национальный банк принял решение разработать Основные направления денежно-кредитной политики только на два года вперед: на 2008-2009 годы. Как правило, Национальный банк пересматривает этот документ ежегодно. Это вызвано тем, что постоянно меняющиеся условия во внешней и внутренней экономике создают необходимость корректировки прогнозов основных макроэкономических показателей и, соответственно, мер Национального банка по их достижению. В 2009 году Национальный банк принимает меры, направленные на обеспечение устойчивости обменного курса тенге, финансовой стабильности, стабильности цен.

Курс и цены - в контролируемых пределах

- Как известно, до 2004 года основной целью ДКП ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, после 2004 года - обеспечение стабильности цен. Как сегодня, с учетом ситуации на рынке, расставлены приоритеты и каковы инструменты реализации этих задач? Ваши коллеги из миссии МВФ в январе, рассматривая эти две задачи, написали в отчете: "Не существует простых ответов на вопрос о том, как обеспечить баланс между поддержанием стабильности обменного курса и осуществлением некоторого ослабления курса с целью восстановления конкурентоспособности; в сложившихся сложных условиях любая стратегия в области обменного курса сопряжена с рисками". Ваш комментарий?

- Разумеется, что достижение поставленных разнонаправленных целей сопряжено с большими сложностями. Тем не менее, по нашему мнению, мы сможем их достичь. После проведенной девальвации потенциал девальвационных ожиданий практически исчерпан. Это позволяет нам достаточно успешно удерживать тенге в рамках установленного коридора (150 тенге за доллар с колебанием ±3 процента или пять тенге) без потери золотовалютных резервов.

Обеспечение финансовой стабильности предполагает, что в 2009 году Нацбанк продолжит регулирование краткосрочной ликвидности банковского сектора. Мы будем использовать весь перечень инструментов, включая займы рефинансирования, минимальные резервные требования, процентную политику.

Так, в начале 2009 года Национальным банком были приняты меры для обеспечения стабильности на финансовом рынке. В качестве первоочередных мер с пятого февраля текущего года ставка рефинансирования была снижена до 9,5 процента. А с 12 мая - до 9,0 процента. Кроме того, с третьего марта текущего года минимальные резервные требования к банкам второго уровня снижены с двух до полутора процентов по внутренним обязательствам и с трех процентов до 2,5 процента - по иным обязательствам.

Что касается обеспечения стабильности цен, то важность этой цели для Национального банка очевидна. Она закреплена законодательно. При этом следует отметить, что особых опасений у нас вопрос инфляции не вызывает. Во-первых, проведенная в минувшем феврале девальвация тенге не оказала значительного влияния на инфляцию. Годовая инфляция постепенно замедляется: с 9,5 процента в декабре 2008 года до 8,8 процента - в апреле текущего года.

Во-вторых, низкая деловая активность, низкие темпы роста денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос также оказывают сдерживающее влияние на инфляцию. В целом же мы ожидаем, что в 2009 году инфляция будет оставаться в контролируемых пределах.

Адекватно вызовам и рискам

- В известном заявлении Правительства, НБ РК и АФН об основных направлениях экономической политики на нынешний год отмечалось, что она будет направлена на смягчение последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране, обеспечение социальной стабильности и поддержку макроэкономической сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и деловой активности. Какова роль Национального банка в реализации этой политики, какова сфера ответственности?

- Роль Национального банка, сфера его ответственности достаточно четко определены в том же документе. Это, во-первых, удержание инфляции в прогнозируемых рамках. Во-вторых, поддержание уровня краткосрочной ликвидности на адекватном уровне. НБ РК предоставляет займы рефинансирования банкам второго уровня. Кроме того, в марте 2009 года был скорректирован перечень залогового обеспечения, которое принимается в качестве обеспечения по операциям РЕПО. Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским обязательствам, предоставляемых Национальным банком, суммарно не превышают 50 процентов от размера собственного капитала банка второго уровня.

Следует также отметить, что на 2009-2010 годы был принят План совместных действий Правительства, Национального банка и АФН. Меры, предусмотренные этим планом, также будут направлены на поддержку экономики, финансового сектора.

- Еще три года назад основными вызовами ДКП назывались высокие цены на нефть, большой приток валюты в страну, необходимость удержать обменный курс, а точнее, тенге от укрепления. Какие макроэкономические тенденции сегодня являются вызовом ДКП и насколько проведенная девальвация тенге позволяет их минимизировать? То есть действует ли эффект девальвации до сих пор, достигнута ли цель, которая ставилась при проведении девальвации тенге, подтверждается ли это цифрами?

- Учитывая большую зависимость состояния экономики страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке денежно-кредитной политики НБ РК в предыдущие годы одним из основных показателей были мировые цены на нефть. Сложившаяся нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках способствовала тому, что в 2008 году основным критерием при проведении денежно-кредитной политики Национального банка стали степень открытости мировых рынков капитала и способность отечественных банков рефинансировать свои внешние обязательства.

В 2009 году ситуация в банковском секторе будет оставаться сложной. Кроме того, мировые цены на нефть и другие сырьевые товары остаются значимыми для нас. Их беспрецедентное падение во второй половине 2008 года заставляет постоянно отслеживать ситуацию в данном направлении, оценивать соответствующие риски, которые могут негативно повлиять на экономику в целом.

Ситуация на финансовом рынке страны также остается нестабильной. Формирование девальвационных ожиданий, которое особенно усилилось в конце 2008 - начале 2009 года, способствовало росту недоверия между участниками рынка и, как следствие, росту волатильности рыночных ставок. Для обеспечения стабильности на валютном рынке Национальный банк начиная с IV квартала 2008 года по январь 2009 года тратил золотовалютные резервы в значительных объемах.

Необходимость сохранения текущего уровня золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны НБ РК. Одномоментное изменение обменного курса в феврале 2009 года позволило значительно снизить девальвационные ожидания. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с пятого февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар. По нашему мнению, этот уровень является равновесным с точки зрения развития как реального, так и финансового секторов.

Фундаментальных факторов для роста инфляции нет

- Планирует ли Национальный банк в целях дальнейшей активизации экономической деятельности снижать и в дальнейшем официальную ставку рефинансирования и пересмотреть МРТ? В частности, в январском заключении миссии МВФ отмечалось, что в области ДКП в предстоящем периоде миссия ожидает "определенные возможности осторожного дальнейшего снижения базовой ставки рефинансирования, если продолжится ослабление инфляции и не произойдет усиления давления на обменный курс. Мы полагаем, тем не менее, что важно сохранить реальные процентные ставки на положительном уровне, чтобы поддержать внутренние депозиты и помочь банкам перейти на более устойчивую базу финансирования".

- В настоящий момент мы можем констатировать снижение инфляционного фона в стране. То есть фундаментальных факторов для роста инфляции нет, темпы роста производства замедлились, денежный спрос населения также не увеличивается. В этой связи с 12 мая текущего года Национальный банк снизил официальную ставку рефинансирования до 9,0 процента, при этом ее уровень остается положительным в реальном выражении. Минимальные резервные требования были снижены в марте 2009 года и в ближайшей перспективе их изменение не предполагается.

На слух и по факту

- Григорий Александрович, вам приходится активно бороться со слухами. Однако вновь появились разговоры о второй волне девальвации. Ваш ответ известен: в среднесрочной перспективе повторного аналогичного шага не планируется. Тем не менее как вы оцениваете нынешнюю ситуацию: нарастают ли в экономике факторы, требующие "девальвационного дубля"; достаточно ли ресурсов НБ РК для поддержания обменного курса в заданном коридоре; какова цена вопроса - удержания коридора и как сегодня позиционируется Национальный банк на рынке - нетто-покупатель, нетто-продавец?

- Слухи о второй волне девальвации постоянно возникают в прессе и в Интернете, хотя Национальный банк официально объявил еще в феврале, что установил ориентир по обменному курсу на среднесрочную перспективу, а это период длительностью дольше года. Девальвационные ожидания оказали влияние на ситуацию на внутреннем валютном рынке в первом квартале года и обусловили среди других факторов превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением. В результате Нацбанк в этот период являлся преимущественно продавцом иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При этом в марте как объем продаж валюты Национальным банком, так и само его присутствие на рынке были незначительны.

Если говорить о текущей ситуации, то Национальный банк в зависимости от спроса и предложения проводит, причем с минимальным участием, операции как по продаже, так и по покупке валюты. Обменный курс, как мы все наблюдаем, колеблется как в сторону укрепления, так в сторону ослабления тенге. В итоге в апреле 2009 года Национальный банк являлся нетто-покупателем иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

В целом установленный курс тенге оптимален как для финансового сектора, так и для отраслей реального сектора экономики. Фундаментальных изменений в экономических условиях не произошло. Поэтому слухи о необходимости проведения второй волны девальвации безосновательны.

- Ваш коллега, в прошлом один из руководителей Нацбанка - Валентин Назаров, в своей недавней публикации высказал предложение о целесообразности принятия закона об инфляционной политике государства, в котором необходимо определить четкие задачи и ответственность не только Национального банка, но и других государственных подразделений. Как вы прокомментируете это предложение?

- Не думаю, что в этом есть необходимость. В Казахстане основной целью Национального банка законодательно определено обеспечение стабильности цен. В достижении этой цели заинтересовано и Правительство: высокая, неадекватная экономическим реалиям инфляция невыгодна никому. Поэтому слаженность действий государственных органов в данном направлении в целом всегда подразумевается. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на то что закона об инфляционной политике у нас нет, Правительством совместно с Национальным банком разрабатываются нормативные документы, которые направлены на регулирование инфляционных процессов. В частности, в марте 2008 года был разработан План мероприятий по регулированию инфляционных процессов в РК на 2008-2009 годы.

В соответствии с этим документом Правительством, Национальным банком, местными исполнительными органами принимаются необходимые меры по стабилизации ситуации на потребительском рынке. Практическая работа по сдерживанию инфляционных процессов была частично перенесена на уровень местного государственного управления.

Основные усилия направлены на недопущение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения, на принятие мер по насыщению внутреннего рынка товарами первой необходимости, на пресечение недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, на сокращение числа посредников между производителями продукции и конечными потребителями.

Мониторинг: оценить и спрогнозировать

- Национальный банк в последние годы ведет мониторинг реального сектора. Можно ли привести основные тенденции, отмеченные в ходе последнего мониторинга, и рассказать, что этот документ дает Национальному банку? Проще говоря, есть ли специалисты в НБ РК, которые его читают, анализируют, вырабатывают рекомендации?

- По последнему, апрельскому, опросу, в котором предприятиями давалась оценка ситуации на предприятии по первому кварталу текущего года и оценка ожидаемых изменений до конца второго квартала, можно отметить некоторые основные тенденции в экономике. Так, в первом квартале преобладали следующие негативные тенденции: продолжилось снижение спроса на готовую продукцию предприятий, о чем констатировали 46,6 процента респондентов; снизилась деловая активность предприятий, о чем свидетельствует в первую очередь уменьшение доли оборотных средств в активах до 36,8 процента (39,3 процента в IV квартале 2008 года) и оборачиваемости оборотных активов до 32,4 процента (40,2 процента в IV квартале 2008 года).

Кроме того, рентабельность продаж по экономике страны снизилась практически по всем отраслям, при этом увеличилась доля убыточных предприятий (до 20,4 процента с 18,6 процента в IV квартале 2008 года). Также снизилась инвестиционная активность предприятий. При этом уменьшилось число предприятий, использовавших для финансирования инвестиции как собственные средства, так и кредиты банков, и одновременно заметно увеличилось число предприятий, не осуществляющих инвестиций. Ухудшилась и ситуация с доступностью к кредитам банков: число предприятий, получивших кредит, значительно уменьшилось (до 20,7 процента с 26,9 процента в IV квартале 2008 года).

Что касается ожиданий руководителей предприятий по второму кварталу года, то они более оптимистичны. В первую очередь в отношении спроса (ожидается замедление снижения показателя практически по всем отраслям) и цен на готовую продукцию (ожидается некоторый рост цен после их падения в IV квартале 2008 года и слабого роста в I квартале 2009 года).

Основной целью мониторинга предприятий, проводимого Национальным банком, является получение оперативных обобщенных оценок складывающейся ситуации в экономике и основных отраслях (с точки зрения финансово-экономического состояния, изменения экономической конъюнктуры, инвестиционного климата, деловой активности) и ожидаемых изменений на краткосрочный период (на квартал вперед) на основе независимых оценок руководителей предприятий.

Такие обобщенные оценки, формируемые на ежеквартальной основе в виде аналитического обзора по экономике, позволяют оценивать в опережающем режиме тенденции, негативные и позитивные процессы в реальном секторе экономики. Эти качества аналитического обзора, а также объективность и независимость формируемых оценок обуславливают его практическую полезность в качестве непосредственного информационно-аналитического обеспечения деятельности руководства НБ РК при принятии решений при реализации ДКП.

Проведение мониторинга предприятий позволяет Национальному банку получать в опережающем режиме объективные оценки сложившейся ситуации в экономике с точки зрения непосредственных участников экономического процесса. Следует также отметить, что результаты мониторинга включают прогнозные оценки руководителей предприятий по ожидаемым изменениям показателей на квартал вперед.

Стресс-тест: сверху вниз

- В последнее время много говорится о проведении стресс-тестов банков, объясните читателям, что это такое, в каких целях проводится и как эти исследования влияют на определение, корректировку ДКП Нацбанка?

- Стресс-тестирование - это аналитический инструмент, позволяющий оценить влияние различных рисков в случае их реализации на состояние финансовых организаций и финансовой системы. Суть стресс-теста заключается в оценке изменения ряда финансовых показателей банков либо других организаций при наступлении какого-либо неблагоприятного сценария. Выработка сценариев осуществляется отдельно либо на основании экспертных оценок, либо с использованием сложного аналитического инструментария, в том числе математического моделирования.

В целом стресс-тестирование для нас в настоящее время является одной из перспективных областей. В этом направлении сейчас работает недавно созданная совместная рабочая группа АФН и Национального банка. Работа ведется как по совершенствованию методологии проведения тестов "сверху вниз", то есть самими регуляторами на основании предоставленных банками данных. Так и "снизу вверх", то есть когда тесты проводятся самими банками, а результаты предоставляются регуляторам. Что касается практического применения стресс-тестирования, то оно проводится в форме "сверху вниз" АФН и Национальным банком для оценки влияния ряда предполагаемых на момент проведения тестов ключевых регуляторных мер.

Компенсаций за слабый риск-менеджмент не бывает

- На сайте Национального банка в разделе вопросов и ответов есть письмо такого содержания: "В связи с резко проведенной девальвацией национальной валюты убытки нашей компании в пересчете на доллары США составили 56 390 условных единиц. Просим Национальный банк Республики Казахстан пояснить возможность какой-либо компенсации причиненных убытков". Как часто задаются подобные вопросы и какую рекомендацию вы бы дали всем, кто продолжает надеяться на компенсации?

- Вопросы такого характера единичны. В целом население страны понимает, что девальвация является одной из мер государственной политики, в конечном итоге направленной на повышение экономического роста страны и улучшение благосостояния населения в целом. И что на первоначальном этапе после проведения девальвации могут возникнуть определенные трудности как у хозяйствующих субъектов экономики, так и у населения. Очевидно, что у авторов подобных вопросов девальвация выявила риски, которым подвержены их компании. В связи с этим считаем целесообразным проведение анализа своей деятельности и дальнейшее совершенствование политики бизнеса в целях минимизации в дальнейшем всевозможных рисков.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"При разработке проекта Кодекса "О браке (супружестве) и семье" мы учитывали международный опыт" 29.05.2009
"Нужен механизм и собственная лига" 29.05.2009
"Удержать курс и цены. Цель сопряжена с большими сложностями, но достижима" 27.05.2009
Комиссии аспект правозащитный 27.05.2009
Хоть в Шымкенте, хоть на Луне 27.05.2009
РТРК "Казахстан": новый облик, свежие идеи 27.05.2009
"Казатомпром" - жертва конкуренции? 27.05.2009
Рано хоронить Казнет, он только начинает взрослеть 26.05.2009
Цепная реакция 26.05.2009
"Интенсивное развитие казахстанского сегмента сети интернет требует адекватного правового регулирования" 22.05.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz