NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:41 ast
09:41 msk

Дифференциацией по безалаберности
АРЕМ собирается бить рублем транжир и стимулировать "экономистов"
16.06.2009 / интервью

Асан КУАНОВ, "Литер", 16 июня

Как ликвидировать сверхнормативные потери электрической и тепловой энергии, которые на сегодняшний день составляют порядка 5 млрд тенге? Как предотвратить бездумное использование питьевой воды населением и некоторыми субъектами экономики, как, например, автомойки? Какова польза от приборов учета воды и тепла? Что такое дифференцированные тарифы по электроэнергии, воде и выгодно ли по ним платить? Как вообще научиться жить по средствам и платить за коммунальные услуги безболезненно для семейного бюджета? Насколько реально создать инвестиционную привлекательность некоторых отраслей экономики, где изношенность мощностей и оборудования отдельных предприятий составляет десятки процентов? Об этом и о многом другом читателям "Литера" рассказывает председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности естественных монополий Нурлан Алдабергенов.

Как способствовать развитию экономики с помощью инвестиций и при этом сделать доступными услуги субъектов экономики, которые по праву считаются монополистами? Дело непростое, учитывая, что в условиях мирового кризиса имеет место дефицит финансовых средств, а также болезненная реакция со стороны потребителей на любое повышение тарифов. Как с этим справляется Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности естественных монополий, рассказывает его председатель Нурлан Алдабергенов, при этом в ходе интервью раскрывая другие секреты деятельности ведомства.

- В настоящее время перед АРЕМ стоит задача по повышению инвестиционной привлекательности экономики в целом и в отдельных ее отраслях в части тарифной политики. В связи с чем есть необходимость по приведению тарифов некоторых субъектов естественных монополий к уровню международных стандартов. Вместе с тем существует социальная сторона вопроса. Приведение тарифов к международному уровеню, или, другими словами, повышение тарифов, может привести к социальной напряженности. Какая из сторон представляется наиболее приоритетной?

- Текущее состояние многих отраслей экономики заставляет задуматься о будущем, не забывая при этом о казахстанцах, потребителях услуг монополистов. Наша задача - в нахождении баланса между интересами граждан и инвесторов.

Так, в секторе электроэнергии в этом году в результате принятых поправок в законодательство электростанции вправе применять свободные тарифы, но в обмен на инвестиции. В свою очередь, правительством определены предельные уровни тарифов на электрическую энергию по группам станций на перспективу до 2015 года. Предположим, станции требуется определенная сумма инвестиций, скажем - на обновление мощностей, и на основании этой суммы энергопроизводящая организация определяет величину тарифа. В соответствии с законом станция представляет в Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) проект соглашения, в котором определяются инвестиционные обязательства и уровень тарифа. МЭМР дает "добро", энергопроизводящая организация начинает реконструкцию и модернизацию, установку нового оборудования, а инвестор получает гарантии возврата вложенных средств. Тем самым потребители в Казахстане будут обеспечены достаточным объемом генерирующих мощностей, будет решен вопрос энергодефицита и, что существенно важно для нас, как для регулятора, будет сохранена и даже усилена конкуренция между энергопроизводителями. Здесь вопрос, на наш взгляд, решен.

Относительно транспортировки электросетей: это сфера естественных монополий, что, соответственно, регулируется нашим агентством. Здесь твердо фиксированный, экономически обоснованный тариф, так как конкуренции здесь нет.

Теперь о снабжении электроэнергией, то есть о той сфере, где мы с вами непосредственно получаем услуги. Само регулирование в конкурентной среде либеральнее, но и здесь в целях энергосбережения и, что немаловажно, для нивелирования роста тарифов на электростанциях для населения предусмотрено использование дифференцированных тарифов на электрическую энергию в зависимости от объемов ее потребления. Возможно, уровень нового тарифа при превышении установленной величины потребления не будет устраивать часть потребителей. Но здесь мы видим один из выходов, как не допустить социальной напряженности. И решение - в схеме дифференцирования тарифов. Это понятие мы предусмотрели в законах об электроэнергетике, о естественных монополиях и регулируемых рынках. Причем предусмотрели дифференциацию как по зонам суток (дневной и ночной тарифы), так и в зависимости от объема потребляемой энергии. Тем самым мы предоставили потребителям право выбора.

До конца года дифференциация тарифов по объему потребления будет внедрена по всему Казахстану. В Астане такие тарифы будут введены с июля этого года. Чтобы рост тарифов электростанций не отразился на населении, нашим департаментом совместно с акиматом Астаны и при участии общественных объединений, КСК, экспертов установлены величины потребления электроэнергии на одного человека 70 и 90 кВт/ч в месяц, при превышении которых будет применяться тариф на 20 процентов выше. При этом дополнительный доход, который будет получать энергоснабжающая организация от потребителей, потребляющих много электроэнергии, будет направлен на снижение тарифа для потребителей, потребляющих электроэнергию в пределах установленной величины. В целом по Казахстану рост тарифов не будет способствовать превышению заданной величины инфляции на 2009 год. Прогнозируемый вклад в инфляцию от изменения регулируемых тарифов в целом не превысит двух процентов.

Мы сделали таким образом, что в эти 90 кВт/ч попадают те люди, которые экономят электроэнергию, среди них есть уязвимые слои населения. Кстати, я сам рассчитываю и всем рекомендую оптимизировать расход электроэнергии, чтобы потребление было в пределах установленной величины. Так что давайте вместе экономить. Вводимой дифференциацией мы защищаем часть населения, а с другой стороны - стимулируем всех экономить, так как превышение лимита потребления влечет увеличение тарифов.

- А что касается юридических лиц?

- В данном случае политика пожестче: если физические лица имеют право выбора, то у юридических лиц альтернатива отсутствует. С 1 января этого года предприятия и учреждения обязаны оплачивать электроэнергию по трехзонным тарифам - дневной, ночной и час пик. Последний - самый дорогой тариф, он в 3-5 раз дороже, чем дневной.

В советские времена крупные предприятия в час пик по команде останавливали работу, потому что потребление электроэнергии в эти часы сильно возрастает. Есть предприятия, которые могут работать днем, какие-то - ночью. Раньше в СССР люди уже с утра могли купить свежие булочки с хлебозавода, потому что все за ночь готовилось. Почему так же не наладить работу в прачечном секторе: зачем крутить барабаны в час пик, когда это можно все сделать ночью? Почему за рубежом ночью города сияют? Ночной тариф у них в 3-4 раза дешевле, оттого и реклама там горит.

- А как быть больницам, роддомам? На них распространяется трехзонный тариф?

- Норма закона и тарифы для всех одинаковы. Каждое предприятие, учреждение должно заниматься энергосбережением. Бюджетные предприятия не могут быть исключением, на нас смотрят в первую очередь.

Скажем, как только для юридических лиц была введена обязанность оплачивать электроэнергию по дифференцированным тарифам, у нас в агентстве был перепрограммирован прибор учета для возможности снятия показаний объема потребления по зонам суток. Параллельно мы обновили свой план по энергосбережению, просмотрели режим работы, закрепили ответственных. И могу вас заверить, что, несмотря на дневной и вечерний график работы, у нас введение дифференцированных тарифов не привело к увеличению расходов на электроэнергию. Но стимулы к энергосбережению стали четкими и однозначными.

- Повысилась ли инвестиционная привлекательность энергетической отрасли?

- Предложения по инвестированию пошли. Вообще, тут многое зависит от тех требований, которые предъявляет сам инвестор. Он может сказать, хотел бы иметь рентабельность в 10-20 процентов или даже в 50 процентов. Тут может быть привлечен соинвестор. Все эти вопросы по развитию энергоотрасли лучше адресовать Минэнерго.

Наша задача - все затраты, которые несут инвесторы, через конечные тарифы вернуть. Одновременно мы защищаем слои населения, а также решаем задачу энергосбережения и экономии. И здесь используются рабочие инструменты АРЕМ, своевременно и детально проработанные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс регулирования.

- В Алматы введены и действуют дифференцированные тарифы на воду. Будет ли данная практика распространена по всему Казахстану?

- В качестве пилотного проекта в прошлом году мы совместно с акиматом Алматы по его инициативе решили ввести дифференцированные тарифы в зависимости от объемов потребления воды. Новизна - в объемах потребления. Население оплачивает тариф на воду в пределах установленной нормы. Предположим, норма установлена в размере 280 литров воды на человека в сутки, и если человек превышает эту норму, тариф сразу повышается в пять раз. Сюда попадают те, кто имеет сауны, бассейны, где высок уровень потребления воды.

- Но ведь многие используют воду для полива приусадебных участков?

- Использование питьевой воды на полив недопустимо. Это просто кощунство. Для соответствия стандартам питьевой воды вода проходит многократную очистку и дезинфекцию. Такие ресурсы надо экономить. За рубежом используется точечный полив, капельное орошение, потому что вода очень дорогая. Сегодня водный сектор страны находится в не очень хорошем состоянии. Трубы изношены до 80-90 процентов, потери воды достигают 50 процентов. Данная сфера требует значительных денежных вливаний.

Глава государства в одном из своих посланий народу Казахстана уделил этому сектору большое внимание. Решение вопроса - в реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, для чего из госбюджета выделяются средства. По каждому региону составлена дорожная карта. Но денег на все не хватит. В то же время необходимо инфляцию сдерживать. Поэтому мы и решили в качестве эксперимента ввести новую схему в Алматы. У населения появился стимул экономить, особенно у тех, кто имеет сауны, бассейны. Есть хорошие очистительные сооружения, кстати, в Казахстане они получают широкое распространение: набрал в бассейн воду, установил оборудование - и оно фильтрует воду.

- Может, призывать экономить надо автомойки?

- Вот смотрите: стоимость помывки машины составляет от 1-2,5 тысячи тенге. А ведь себестоимость воды небольшая и не превышает 10-20 тенге. Причем мойщики используют питьевую воду, ту, которая идет на употребление, приготовление пищи. В былые советские времена мы, может быть, не были такими экономными. Ресурсы казались безграничными. К сожалению, в обществе подобное отношение к природным ресурсам осталось. Надо перестраиваться, экономить. Вода, которая используется на автомойке, должна идти по второму, третьему кругу: профильтровал - и заново запускай ее. Требования по оборотному водопользованию для данной категории потребителей являются экологическим требованием. Тем более если себестоимость воды составляет 1-2 процента. Поэтому мойки, сауны мы вывели в отдельную группу предприятий повышенной комфортности, где за превышение допустимого лимита тариф за воду вырастает в 5 раз.

Оценку внедрения дифференцированных тарифов на воду и поручения по распространению опыта г. Алматы на территории Республики Казахстан дал глава государства. В свою очередь, для реализации данного поручения мы проанализировали данное законодательство и подготовили изменения в закон с четкой регламентацией положений по дифференциации.

Планируем к осени представить законопроект депутатам. Нам необходимо совершенствовать тарифную политику. Все расчеты у нас имеются, есть экономический эффект. Необходимо это новшество до конца года распространить по всему Казахстану.

Наша тарифная политика направлена на энергосбережение в отношении населения и энергоэффективность в отношении предприятий. Природные источники не возобновляются.

- Каковы результаты установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла и воды?

- В настоящее время оснащенность приборами учета горячей и холодной воды в целом по стране составляет около 77 процентов. В соответствии с законодательством установка приборов учета на 100 процентов должна была быть решена до 1 января этого года. Не решена же полностью по той причине, что не являлась обязанностью потребителей.

- Какова польза от этих приборов?

- Большая. По приборам учета воды экономия идет до 40 процентов. Поэтому не случайно, что в основном они установлены самостоятельно, потребителям это выгодно. Что касается приборов учета тепла - экономия составляет от 20 до 40 процентов. Приборы учета тепловой энергии стоят дороже. После обсуждения данного вопроса с депутатами на законодательном уровне срок установки общедомовых приборов продлен до 1 августа.

- Каким образом можно решить извечную проблему сверхнормативных потерь субъектов естественных монополий, из-за которой на убытки списываются миллионы тенге? Возможно ли, что сами монополисты способствуют этим хищениям?

- Мы пришли к выводу, что лучшее решение этой проблемы - полная ликвидация сверхнормативных потерь. Оставлять эту проблему так просто не можем.

Потери только электрической и тепловой энергии в целом по всей стране составляют порядка 5 млрд тенге. Это деньги, уплаченные потребителями, но не направленные на ремонт, замену оборудования, счетчиков, приборов и прочее. Некоторые предприятия спокойно закрывают на это глаза, кто-то с этим борется. Есть предприятия, где сверхнормативных потерь вообще нет - Акмолинская РЭК, Мангистауская РЭК, которые в плане своих показателей могут поспорить с мировыми лидерами. Ведь во многих ведущих странах такого понятия вообще не существует.

Субъектами долгое время не уделялось должного внимания проблемам хищения, к тому же не было экономических рычагов воздействия на решение этих проблем. Сейчас же на законодательной основе каждое предприятие обязано иметь в наличии инвестиционную программу. Есть сверхнормативные потери - значит, должен быть план по их ликвидации. Нет этого плана - значит, мы не будем принимать к рассмотрению заявку по тарифам. За этим последуют еще и большие штрафные санкции.

Мы пошли дальше и инициировали изменения в законодательство, согласно которым в течение 5 лет предприятия должны полностью ликвидировать сверхнормативные потери. В противном случае в ход пойдут жесткие штрафные санкции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Повышение экономической активности ожидается с 2010 года" 30.06.2009
"Надеюсь, что мой опыт пойдет на пользу бирже" 30.06.2009
"Зато я сплю спокойно" 24.06.2009
10 лет без права переписки 22.06.2009
Санкции против коррупции 22.06.2009
"Я в думе о крае родном..." 22.06.2009
Дифференциацией по безалаберности 16.06.2009
"Громкие" уголовные дела являются результатом масштабной борьбы с коррупцией, в них нет политической подоплеки 10.06.2009
"Девальвация тенге была необходима" 09.06.2009
"Лично мне на моей должности председателя счетного комитета не предлагали" 02.06.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz