NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)








Поиск  
Среда 11.12.2019 05:39 ast
02:39 msk

Санкции против коррупции
Р.Сарпеков: Следует отметить, что зачастую сами положения законов позволяют их толковать в каждом конкретном случае по-разному, создавая тем самым условия для коррупционных правонарушений
22.06.2009 / интервью

Максут ШАРИПОВ, "Казахстанская правда", 20 июня

Мажилис недавно одобрил сразу два законопроекта, направленных на борьбу с коррупцией. Данная тема по своей актуальности сейчас уступает, пожалуй, только антикризисным мерам. Законодатели и работники государственных органов каждый раз предлагают новые методы и средства противодействия негативному явлению. О последних новшествах в этой сфере мы попросили рассказать депутата нижней палаты Рамазана САРПЕКОВА.

- Бесспорно, коррупция стала социальным злом общества, извлекающим свои выгоды из продажности некоторых чиновников, - говорит народный избранник.

Не случайно, вопросы внедрения новых и усовершенствования действующих механизмов борьбы с коррупцией среди парламентариев представляют предмет широкого обсуждения.

Итак, один из упомянутых законопроектов - поправки в законодательные акты в части дальнейшего усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой, разработанные Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, предлагают установить уголовную ответственность за непредставление налоговой отчетности в целом, в том числе совершенное группой людей по предварительному сговору и в особо крупном размере. Усиливается ответственность за совершение ряда коррупционных преступлений путем увеличения штрафных санкций. В санкциях за получение взятки, дачу взятки, злоупотребление властью, превышение или бездействие власти вводится обязательность конфискации имущества. Данная норма обоснуется тем, что все нажитое незаконным путем должно быть передано в собственность государства.

- Кстати, все ли имущество подлежит конфискации? А если у виновного имеются дети, жена, семья? Учитывается ли наличие иждивенцев?

- В соответствии с Уголовным кодексом не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или гражданам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством. В данный перечень как раз и входят жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают, земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства.

- Рамазан Кумарбекович, какие еще новые нормы предусмотрены законопроектом?

- Также предлагается граждан, исполняющих управленческие функции в организациях, доля государства (не менее тридцати пяти процентов) в уставном капитале которых передана национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, а также в их дочерних организациях, приравнивать к гражданам, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Здесь следует отметить, что зачастую сами положения законов позволяют их толковать в каждом конкретном случае по-разному, создавая тем самым условия для коррупционных правонарушений. И в целях устранения таких положений предусмотрены коррективы в законы, которыми устанавливается возможность, а не обязательность применения данной нормы.

Помимо этого законопроект устраняет коллизии нормативных актов, пробелы в регулировании, способствующие совершению коррупционных деяний.

- А что можете сказать о втором документе, одним из инициаторов которого вы являетесь? И в связи с чем он был отозван?

- Поправки в законодательство по вопросам ужесточения ответственности за коррупционные правонарушения разработан мною совместно с депутатом Жакипом Асановым во исполнение задач Народной платформы Народно-демократической партии "Нур Отан", плана мероприятий партии по реализации Программы НДП по борьбе с коррупцией, а также плана мероприятий партийной фракции в Мажилисе. Изменения коснутся Кодекса об административных правонарушениях, Трудового кодекса и Закона "О государственной службе".

Законопроект напрямую корреспондируется с недавно принятым Указом Главы государства "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в республике". Президент поручил распространить ограничения, установленные для государственных служащих, на граждан, выполняющих управленческие функции в государственных организациях и организациях с долей государственного участия.

В этой связи в КоАПе мы предлагаем усилить административную ответственность руководителей либо ответственных секретарей или иных должностных лиц госорганов за непринятие в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных, виновных в совершении коррупционных правонарушений. Кроме того, вводится ответственность должностных лиц, принявших на работу граждан, ранее совершивших коррупционные преступления.

Также оговаривается однозначный запрет для совершивших коррупционное преступление на последующее трудоустройство на гражданскую службу и в национальные компании на должности, связанные с исполнением управленческих функций. В ходе обсуждения законопроекта на заседаниях рабочей группы поступило предложение о распространении запрета также на национальные институты развития, национальные холдинги, национальные управляющие холдинги, а также государственные предприятия на праве хозяйственного ведения. Данное предложение поддержано.

Помимо этого, в статье 10 Закона "О государственной службе" увеличивается срок, в течение которого человек не может быть принят на работу в связи с фактом привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Теперь что касается нашего решения об отзыве законопроекта. Как инициаторы мы имеем на это право на любой стадии рассмотрения. В данном случае концептуальные положения документа всеми поддержаны и одобрены в первом чтении на пленарном заседании Мажилиса. Но одновременно рассматривается проект закона от Правительства, содержание и область регулирования правовых отношений которого аналогичны нашему. В связи с этим, имея общие цели, мы стремимся в первую очередь к количеству, а не к качеству. Тем более мы сами всегда критикуем чрезмерное число изменений и дополнений в действующее законодательство. Соответственно, целесообразнее внести поправки сразу одним проектом. То есть все одобренные положения путем объединения включаются в документ, внесенный Кабмином.

- Вы сами отметили, что нередко законодатели допускают "прописку" в законах норм, содержащих коррупциогенные факторы. А как бороться с этим?

- Конечно, для дальнейшего укрепления правовой основы борьбы с коррупцией огромное значение имеют предупредительно-профилактические нормы, сформулированные в законопроекте. Само законодательство должно ставить рамки действий чиновника, чтобы не дать возможность злоупотребления полномочиями.

В этой связи хотелось бы отметить еще один проект закона, также инициированный депутатами - поправки в Закон "О нормативных правовых актах по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы". Он тоже разработан во исполнение поручения Главы государства, озвученного на Антикоррупционном форуме в ноябре прошлого года. Предлагается закрепить обязательность проведения научной антикоррупционной экспертизы по всем проектам нормативных правовых актов, за исключением постановлений Конституционного совета, Верховного суда и указов Президента, разрабатываемых его Администрацией.

В настоящее время у нас не все проекты законов и подзаконные акты направляются на подобную экспертизу. Так, согласно правилам существуют критерии направления проектов нормативных правовых актов на научную антикоррупционную экспертизу. Но методика выборочной экспертизы не совсем себя оправдывает.

В законопроекте также определяются задачи научной антикоррупционной экспертизы. Эксперты, прежде всего, должны выявить пробелы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, оценить последствия принятия проекта нормативного правового акта в части возможности совершения коррупционных правонарушений. И соответственно, по результатам научного анализа - дать свои рекомендации, в том числе и по выработке норм проектов, препятствующих совершению коррупционных правонарушений.

- Рамазан Кумарбекович, насколько известно, этот проект требует дополнительных расходов для его реализации. Как будет решена проблема?

- Вы совершенно правы. В стране, как я уже отметил, разрабатывается большое количество нормативных правовых актов различного уровня, а для реализации законопроекта потребуются значительные бюджетные средства. Правительство решило, что с первого января текущего года нормы закона будут распространяться на проекты законов, с первого января 2010-го - в отношении проектов актов Главы государства и Правительства, а с 2011 года - в отношении проектов актов центральных и местных госорганов республики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Повышение экономической активности ожидается с 2010 года" 30.06.2009
"Надеюсь, что мой опыт пойдет на пользу бирже" 30.06.2009
"Зато я сплю спокойно" 24.06.2009
10 лет без права переписки 22.06.2009
Санкции против коррупции 22.06.2009
"Я в думе о крае родном..." 22.06.2009
Дифференциацией по безалаберности 16.06.2009
"Громкие" уголовные дела являются результатом масштабной борьбы с коррупцией, в них нет политической подоплеки 10.06.2009
"Девальвация тенге была необходима" 09.06.2009
"Лично мне на моей должности председателя счетного комитета не предлагали" 02.06.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
11.12.19 Среда
79. ГАЛИМОВ Фарит
65. СЫЗДЫКОВ Елкаир
64. САРПЕКОВ Рамазан
62. ТАШМАКОВ Серикбай
61. БАЙЗАТОВ Талгат
61. КАРМАЗИНА Лидия
59. СОТНИКОВА Галина
58. РАХМЕТОВ Бауржан
58. ЧЕКАЕВА Елена
56. ДАНБАЙ Шухрат
56. СУЛТАНОВ Нуркен
55. ОСПАНОВ Куат
55. ПЕРМИНОВ Виктор
54. ЗАКЕНОВ Сембигали
54. МУКАНОВ Кдржан
...>>>
12.12.19 Четверг
85. МАРДЕНОВ Жукен
82. БАЗЫЛОВ Казыкен
82. БАЙЗАКОВ Сайлау
77. САППАЕВ Мендыгали
73. МОСКАЛЕНКО Борис
66. ИОВОВ Эдуард
65. ШАМКЕНОВА Роза
62. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
62. ИСКАКОВ Саулебек
61. АБУОВ Мирбулат
59. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
53. НУРБАЕВ Орман
48. ИСКАКОВ Марлен
46. КИСИКОВ Бекнур
44. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.19 Пятница
91. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
80. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
80. ИХСАНОВ Утеген
76. ИСКАКОВ Кайрат
72. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
72. СВОИК Петр
68. МАСЕЛЕЕВА Майдан
64. ЧАРАПИЕВ Туратбек
63. ЕРМЕКОВА Несипбала
62. АСКАРОВ Тулеген
62. БОЙКО Ольга
61. НУРБАЕВА Маржан
55. КАППАРОВ Нуржан
53. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
53. ТОЙБАЕВ Амангельды
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz