NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:27 ast
10:27 msk

"Государственные ресурсы нередко используются неэффективно"
О.Оксикбаев: Есть определенные противоречия между Бюджетным кодексом и Законом "Об акционерных обществах". Наши холдинги, национальные компании все руководствуются Законом "Об акционерных обществах", естественно, там действует правило частного предпринимательства. Но, используя бюджетные и государственные средства, они во многом уходят от прозрачности
01.07.2009 / интервью

Жети кун / "Хабар", 28 июня

Хотелось бы подробнее остановиться на отчете в парламенте Омархана Оксикбаева, руководителя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

В его оценках недобора по налоговым поступлениям прозвучали довольно жесткие комментарии в адрес государственных органов, отвечающих за наполнение бюджета.

И эти комментарии стоит обратить внимание, поскольку анализ счетного комитета, органа подотчетного и подчиненного только президенту, это и есть самый беспристрастный индикатор результативности работы бюджетных администраторов.

Между тем, выводы комитета показывают, что государственные ресурсы - даже в важнейших социально-экономических программах - нередко используются неэффективно.

Если говорить, например, об антикризисной программе правительства, то по оценкам счетного комитета, деньги, выделенные для малого и среднего бизнеса, доходят до него с большим опозданием и стоят дороже, чем было заявлено правительством, из-за цепочки посредников - государственных компаний и фондов - созданных, кстати, для поддержки и содействия предпринимателям.

Множество вопросов и по использованию средств региональных бюджетов.

На основе своего анализа Счетный комитет предложил правительству принять целый ряд мер, чтобы устранить "узкие места" в бюджетном администрировании.

О сути этих предложений Омархан Оксикбаев рассказал в интервью обозревателю нашей программы - Тимуру Мухамадееву.

ТИМУР МУХАМАДЕЕВ, обозреватель:

- Омархан Нуртаевич, наш разговор хотелось бы начать с довольно тревожной цифры, которая прозвучала в Вашем докладе. Вы сказали, что доходная часть бюджета впервые за 10 лет была не исполнена на полтора процента, причем этот показатель мог быть еще выше, если бы не трансферты из Национального фонда. Выступая в Парламенте, Вы отметили, что причина в изъянах планирования и в очень слабом налоговом администрировании. Омархан Нуртаевич, а Вы не думаете, что снижение поступлений в бюджет - это все же объективный процесс, отражающий изменения экономических реалий? Скажем, вот цифры из Вашего доклада - поступления от "Корпорации Казахмыс" снизились на 28 млрд. тенге, "Казцинка" на 22 млрд. тенге, "Казатомпрома" - на 27 млрд. Но мы ведь знаем, что многие крупные компании столкнулись сейчас с проблемами в сбыте своей продукции…

ОМАРХАН ОКСИКБАЕВ, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК:

- Конечно, есть вопрос влияния экономического кризиса на поступления, на формирование доходной части республиканского бюджета. Мы это говорим, признаем. Но, вместе с тем, отмечаем, что за последние 10 лет первый раз налоговые поступления республиканского бюджета не исполнены, мы отметили, что здесь имелись в виду некоторые недоработки исполнительной власти в части полноты взыскания тех резервов, которые имелись. Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на возврат НДС по нулевой ставке. Его сумма за 2008 год астрономически выросла и превысила 264 миллиарда тенге. Мы видим причину, негатив в том, что больше всего идет возмещение по сырьевому сектору экономики. Идеология возмещения по нулевой ставке - это поощрение экспортеров по выработке и экспорту товаров с добавленной стоимостью.

К сожалению, сегодня структура этого экспорта говорит об обратном и мы говорим, что в конце концов уже и Парламенту, и правительству надо сосредоточиться на доработке этой схемы. Чтобы мы могли ориентировать наших производителей на выпуск конечной продукции, которая бы дала больший эффект и внутри рынка страны, и в экспортной структуре.

Второе - я хочу сказать, что мы объявили мораторий на целый год в 2008 году, с одной стороны, мы вроде поддержали добросовестных предпринимателей, но в то же время мы стимулировали рост негатива в среде недобросовестных. Только в отчетном году было контрольными и правоохранительными органами выявлено свыше 320 обнальных фирм, потери бюджета по ним составили свыше 81 миллиарда тенге.

Мы вводили определенные таможенные пошлины на экспорт нефти, тут же нашлись разные схемы, когда начали находить лазейки, недоработки в этом механизме ограничения. Прежде всего, это связано с тем, что мы допустим не ввели экспортную пошлину на страны СНГ. И тут же воспользовались этим - на Украину за отчетный год экспорт ГСМ возрос в 35 раз. Помимо этого, мы выявили в Мангистауской области, что, допустим, в Иран экспортировали нефтешлам, это отход, 28 тысяч тонн отход. Или битумной смеси на миллион тонн. Если это действительно нефтешлам, то кому он нужен? И он практически переработке не подлежит. Второе - битумная смесь, ее производство у нас тоже ограничено. И здесь однозначно видна недоработка соответствующих служб, уполномоченных органов, которые должны были подвергнуть сомнению и тогда, возможно, мы бы восполнили доход более чем на 11 миллиардов тенге. Я думаю, что в сегодняшних реалиях это для нас огромная сумма. И таких вопросов мы могли бы привести достаточно.

- Если я правильно понимаю, взаимоотношения с регионами стали одной из причин того, что сейчас вы совместно с правительством работаете над созданием некой оптимальной модели системы государственного финансового контроля. Я бы у вас хотел спросить, в чем будет ее принципиальное отличие от нынешней модели?

- Вопрос контроля местного бюджета, а это почти что свыше 40% государственного бюджета, сегодня остается очень актуальным. У нас юридически и законодательно создана основа такого органа. Однако, фактически мы до сих пор его не создали и такой контроль практически отсутствует.

И вот недавно мы у премьера собирались и обсуждали эту тему. Мы выдвигаем такую идеологию - в областном уровне должен быть создан независимый орган внешнего контроля за исполнением местного бюджета, подчиненный и подотчетный маслихату. Естественно, с определенным аппаратом, который бы имел не менее 30-40 человек и естественно, такой же орган должен быть создан на районном и городском уровне, и в городе областного подчинения.

В этом мы общее понимание с правительством имеем. И вот вы слышали, что на совместном заседании палат Парламента премьер сказал, что он в целом проект такого документа поддерживает и он будет вынесен на обсуждение в Парламент.

- Сегодня многие говорят о важности поддержки малого и среднего бизнеса. И в вашем докладе прозвучало, что средства, выделяемые сегодня на поддержку предпринимательства, зачастую не полностью доходят до адресатов. Скажите, в чем причина и куда деваются деньги?

- Вы знаете, здесь есть много причин, мы контролировали расходование средств. Должен сказать, что более миллиарда долларов, выделенных на поддержку малого и среднего бизнеса, а точнее 120 миллиардов тенге, которые выделены АО "Даму", они не полностью были освоены. На момент контроля были освоены всего 60%. И мы установили факты неэффективного их использования. Свыше 2,5 миллиардов тенге были потеряны при размещении ценных бумаг и размещении депозитов на счетах банков второго уровня.

Мы сегодня видим многоступенчатость средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса. Сегодня фонд "Даму", на мой взгляд, исчерпал себя. Поскольку идет финансирование через банки второго уровня, он как посредник, полученные средства из "Самрук-Казыны", передает банкам второго уровня, единственно, ведя учет. При этом, опять-таки работая на увеличение ставки выдаваемого кредита. Сегодня банки второго уровня довели уже уровень процентной ставки для потребителей до 18 и выше процентов. Тогда как правительством было заявлено, что она не будет превышать 12,5%. Поэтому я считаю, что здесь много факторов, которые надо отработать, и правительство должно исключить все посреднические звенья, чтобы деньги работали активно и доходили до потребителей быстро.

- Серьезная бюджетная проблема, которая актуальна уже много лет - это неосвоение бюджетных ресурсов. Из доклада вашего комитета следует, что по итогам 2008 года было не освоено более 13 млрд. тенге. Вопрос о причинах, разумеется, нужно адресовать другим людям, а Вас я бы хотел спросить о тенденциях. Если сравнить эту цифру с показателями последних, ну, скажем, 4-5 лет, как меняется динамика?

- Ну вы знаете, я в своем отчете, как один из положительных моментов отметил, что как никогда исполнение расходной части республиканского бюджета в 2008 году был высоким и составило 99,6%. И при этом, конечно, когда уточняли бюджет дважды и последний раз в октябре, то 17 раз правительство само корректировало исполнение бюджета. Даже при этом осталось 13,1 миллиарда тенге неосвоенными. Конечно, правительство говорит, что есть объективные причины, мы это тоже принимаем. Но есть, конечно, субъективные моменты, когда можно наоборот перераспределить и активно разместить эти средства. Тенденция такова, что это самая меньшая сумма, которая осталась за все последние 10 лет. Во всяком случае неосвоенными. Я хочу подчеркнуть, что если мы будем так постоянно уточнять бюджет, то ради эффективного размещения средств правительству надо идти на уточнение.

- Омархан Нуртаевич, в Вашем докладе указывалось на низкую эффективность освоения денег (направленных на поддержку экономики) через институты развития и компании-операторы. Какие именно компании работают плохо и в чем причины, на Ваш взгляд? В несовершенстве механизмов распределения денег? В непрофессионализме менеджмента?

- Да, мы когда проверили, то по состоянию на 1 апреля из этих денег 560 миллиардов осталось неосвоенными и лежали на счетах национальных компаний и акционерных обществ со 100%-ым участием государства. Мы говорим: деньги лежат на счету, они не работают на экономику, естественно, не дают толчка для роста экономики. Конечно, здесь необходимо было сначала определить четкие параметры и требования. Исключить посреднические операции. Что сегодня у нас, к сожалению, встречается часто. И потом, естественно, оперативно доработать законы. Сегодня есть определенные противоречия между Бюджетным кодексом и Законом "Об акционерных обществах". Наши холдинги, национальные компании все руководствуются Законом "Об акционерных обществах", естественно, там действует правило частного предпринимательства. Но, используя бюджетные и государственные средства, они во многом уходят от прозрачности. Мне видится, что здесь правительству есть над чем поработать.

- Омархан Нуртаевич, в заключении вопрос, касающийся технической стороны работы вашего комитета. Вы неоднократно в разных интервью говорили, что у вас ограниченный штат ревизоров и справиться такой небольшой команде с контролем за исполнением бюджета почти в полтора триллиона тенге довольно сложно. Выступая в Парламенте Вы заявили о необходимости усиления функций Комитета. Каким Вам видится это усиление?

- Знаете, я, конечно, неоднократно ставил вопрос о необходимости институционального укрепления Счетного комитета.

Но на фоне сегодняшних экономических процессов, когда всюду и везде ограничиваются ресурсы, урезаются административные расходы, мы не ставим резко ребром вопрос - дайте сегодня нам такую-то численность, мы будем контролировать!

Но я хочу четко сказать, что от контроля никто никогда не проигрывал. Сегодня Счетный комитет полноценно себя оправдывает, своими мерами, рекомендациями и теми взысканными суммами, которые он по ходу контрольных мероприятий исполняет. Но, если быть откровенным, мне видится, что мы должны как на местах, так и на республиканском уровне, создать независимый мощный орган финансового контроля. Инструмент, который может дать и Президенту, и Парламенту объективную картину по всем средствам бюджета, включая налоговое администрирование, таможенное администрирование и естественно, исполнение расходной части республиканского бюджета.

- Омархан Нуртаевич, спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономия начинается с проекта 30.07.2009
Бактыкожа Измухамбетов: Вопрос газификации решаем системно и масштабно 29.07.2009
"Россия другой не будет" 28.07.2009
Стройка только началась 27.07.2009
Абельгази Кусаинов: стратегическая задача - развивать транзитный потенциал 22.07.2009
Следить за всеми сайтами не собираемся 22.07.2009
В ответе за поддержку и развитие 21.07.2009
Имангали Тасмагамбетов: В круге первом 17.07.2009
"Я свой выбор сделал" 16.07.2009
"Политика государства в сфере здравоохранения выходит на новый уровень" 14.07.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz