NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Суббота 20.07.2019 17:02 ast
14:02 msk

"В Казахстане имеется большое поле для государственно-частного партнерства"
Б.Смагулов: Реформа ЖКХ позволит смягчить влияние мирового кризиса на нашу экономику - будут созданы новые рабочие места, увеличится спрос на продукцию и услуги отечественных производителей
14.07.2009 / интервью

АСТАНА. 13 июля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Через кризис - к обновлению и развитию" одной из приоритетных задач назвал обновление жилищно-коммунального хозяйства страны. Глава государства подчеркнул, что эта работа в условиях кризиса позволит создать множество рабочих мест, станет основой будущего развития Казахстана.

Во многих странах мира для реализации проектов в области жилищно-коммунального хозяйства используются механизмы государственно-частного партнерства. В Казахстане также происходит внедрение таких механизмов в практику, и уже начинается осуществление крупных проектов в сфере транспортной инфраструктуры.

О том, как будет развиваться государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель правления Казахстанского центра государственно-частного партнерства Болат Смагулов.

- Болат Советович, каково состояние жилищно-коммунального хозяйства в стране?

- Глава государства в своем Послании прямо указал на то, что давно назрела необходимость привести в порядок ЖКХ. В первую очередь, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей, объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации. Плюс к этому меры по обновлению жилищного фонда и благоустройству городов. Современное состояние объектов водоснабжения и водоотвода в основном характеризуется высокой степенью износа основных фондов, значительными потерями ресурсов при эксплуатации существующих инфраструктурных сетей, недостатком финансирования и другими проблемами. В то же время, реформа ЖКХ позволит смягчить влияние мирового кризиса на нашу экономику - будут созданы новые рабочие места, увеличится спрос на продукцию и услуги отечественных производителей.

Таким образом, вложения государственных средств в ЖКХ в кризисный период дадут наибольший мультипликативный эффект.

- Какими путями может быть реализовано государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ? На чей опыт мы можем опираться в этом вопросе?

- Вообще, государственно-частное партнерство - это система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на достижение конечных результатов, определяемых государственными органами в соответствующих договорах, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, выгод и затрат.

При этом государство не пытается осваивать доходный бизнес, где уже присутствует частный сектор, а привлекает частный сектор в сферы, традиционно закрепленные за государством.

Делается это для того, чтобы частная компания, оптимизируя расходы, внедряя инновации, повысила эффективность работы в сфере ЖКХ.И есть очень много примеров успешной реализации проектов государственно-частного партнерства в этой сфере. Остановимся на примере реализации проекта водоснабжения в Буэнос-Айресе, столице Аргентины.

До запуска проекта ежегодные инвестиции в систему водоснабжения даже не покрывали амортизацию, 79 процентов труб превысили срок своей службы, у потребителей отсутствовали стимулы к эффективному использованию воды, примерно 99 процентов населения не имело счетчиков потребляемой воды.

Для решения проблемы Правительство Аргентины применило механизм ГЧП по схеме концессии. Концессионное соглашение определяло четкие критерии в отношении качества обслуживания: давление и качество воды, уровень охвата населения услугой, неучтенные расходы воды, установка счетчиков и так далее.

Достижение этих целей потребовало от частного оператора капитальных вложений на сумму 4,1 миллиарда долларов. В целом инвестиционная программа более чем на 60 процентов состояла из мероприятий по ремонту и развитию сетей, но предполагала также модернизацию и развитие мощностей, обеспечивающих очистку питьевой воды.

Конечно, не все прошло гладко, был и пересмотр контракта, но в целом, результат был достигнут: потребители получили выгоду от существенного расширения системы водоснабжения и канализации, повысились качество и доступность воды; производство питьевой воды увеличилось на 39 процентов - с 3,6 до 5 миллионов кубометров в день; 1500 километров сетей водоснабжения и канализации были отремонтированы или заменены; сети водоснабжения были расширены на 27 процентов, к ним подключились два миллиона жителей, канализационные сети расширились на 19 процентов; оплата по счетам достигла 94 процентов от общего числа потребителей.

Но это лишь один из многих примеров успешного применения механизмов ГЧП на местном уровне. Экспертами нашего Центра изучается масса накопленного за последние годы материала по вопросам применения государственно-частного партнерства. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с аналогичными структурами в других странах. А также с международными организациями, работающими в этой сфере. Так, налажен тесный контакт с Европейской экономической комиссией ООН, Азиатским и Исламским банками, ЕБРР, Всемирным банком. Кстати, их представители будут активными участниками Международного форума "Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры", который будет проведен нами 17-18 сентября в городе Актау.

В этом Форуме примут участие мэры крупнейших городов Евразии, как тех, в которых элементы ГЧП уже давно развиваются, так и только начинающие внедрение данных механизмов на муниципальном уровне.

- Конечно, то, что Вы сейчас рассказываете, звучит очень привлекательно, но смогут ли подобные механизмы ГЧП сработать у нас, в Казахстане?

- Я считаю, что в Казахстане имеется широкое поле для применения подобных механизмов. Инвесторы высказывают значительную заинтересованность в реализации наших планов, тем более, что меры поддержки со стороны государства закреплены законодательно.

Совсем недавно Постановлением Правительства РК уже одобрена Концепция модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства страны и утвержден комплексный план по ее реализации. Одной из форм исполнения мероприятий по реализации данной Концепции является государственно-частное партнерство. Учитывая, что в коммунальном секторе невозможна полная рыночная конкуренция и наличие естественной монополии обусловлено специфичностью сферы, необходимость в государственном регулировании данного сектора сохраняется.

Невозможность формирования конкуренции на рынке должна компенсироваться конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые будут реализовываться путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию частному инвестору - управляющим компаниям. В случае использования концессионных соглашений с управляющими компаниями, их деятельность будет регулироваться уполномоченными государственными органами.

Приток частных инвестиций в коммунальный сектор позволит обеспечить оздоровление коммунальных сетей, бесперебойное и качественное предоставление услуг, здоровую конкуренцию, доступность тарифов. Самое главное - следует особое внимание обращать на качество подготовки ТЭО проектов.

- Сейчас многие, рассуждая о применении механизмов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне, отмечают, что в Казахстане может оказаться недостаточной законодательная база для реализации многих планов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- В настоящее время в Казахстане интенсивно разрабатывается нормативно-правовое обеспечение для схем ГЧП. Сейчас деятельность в рамках ГЧП регулируется как общим законодательством - Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон "О государственных закупках", Закон "О естественных монополиях" и другими, так и специальным. К специальным законам можно отнести Закон "О концессиях", а также отраслевые законы и нормативно-правовые акты: законы "О железнодорожном транспорте", "Об автодорогах" и другие. И процесс совершенствования законодательства по вопросам концессии и расширению использования механизма концессии не останавливается.

Другое дело, что ситуация усложняется тем, что совершенствование законодательной базы ведется одновременно со строящимся институциональным фундаментом и с определением самой концепции государственно-частного партнерства.

Реализация проектов в сфере ГЧП основана на привлечении частного сектора к работе на объектах государственной или муниципальной собственности. В то же время, в Казахстане пока еще имеются значительные пробелы в законодательстве, регламентирующем хозяйственную деятельность на объектах государственной собственности с участием частного сектора. Пытаясь разрешить эту проблему, даже в странах с многовековой правовой системой функционирования рынка, например, во Франции и Великобритании, подключение частного сектора к инвестиционным процессам в сфере государственной собственности требует значительного изменения законодательства и институциональной среды в целом.

Центром ГЧП сегодня подготовлен ряд предложений в законодательство по вопросам концессий - в Закон Республики Казахстан "О концессиях", в Бюджетный кодекс, - с учетом рекомендаций международных экспертов и мнения потенциальных концессионеров, для улучшения условий привлечения концессионеров-инвесторов в казахстанские инфраструктурные проекты.

- Нужен ли Казахстану отдельный закон о государственно-частном партнерстве?

- В части законодательного регулирования ГЧП Казахстан следует мировым тенденциям. В мировой практике наиболее урегулированными законодательно являются концессии. Так, согласно отчетам Европейского банка реконструкции и развития, на сегодняшний день законы о концессиях имеются в большинстве стран, в которых работает ЕБРР.

В этих странах, на самом высшем уровне, озвучена готовность к сотрудничеству с бизнесом в форме партнерства. Это подразумевает, что государство само должно четко определить сферы ГЧП и цели, которые оно преследует в рамках реализации проектов ГЧП. Все это, включая понятийный аппарат ГЧП, важно закрепить на нормативно-правовом, а возможно, на программном или даже законодательном уровне - в форме конкретных целей и принципов.

Что же касается отдельного закона, то сейчас подобные документы разрабатываются у наших ближайших соседей. В России проходит обсуждение модельный законопроект о ГЧП для регионов. В Кыргызстане также разработан проект Закона о ГЧП. Что же касается стран дальнего зарубежья, то международная практика показывает, что острой необходимости в специализированном законе о ГЧП нет. Лишь в единичных странах, как, например, в Польше, таковые имеются.

В Казахстане сейчас идет работа над Концепцией развития ГЧП, в рамках которой изучается мировой опыт - как в сфере применения данных механизмов, так и законодательная база, на которой они основываются. Кроме того, следует учитывать и специфику экономического развития страны в целом.

В рамках разработки Концепции мы также рассматриваем вопрос о том, нужен ли Казахстану специальный закон о ГЧП, или достаточно будет расширить действующий закон "О концессиях".

В общем, пока вопрос о специализированном законодательном документе находится на стадии обсуждения. Думаю, что к моменту завершения формирования Концепции развития ГЧП в Казахстане, то есть к концу нынешнего года, будет принято решение и об отдельном законе.

- Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономия начинается с проекта 30.07.2009
Бактыкожа Измухамбетов: Вопрос газификации решаем системно и масштабно 29.07.2009
"Россия другой не будет" 28.07.2009
Стройка только началась 27.07.2009
Абельгази Кусаинов: стратегическая задача - развивать транзитный потенциал 22.07.2009
Следить за всеми сайтами не собираемся 22.07.2009
В ответе за поддержку и развитие 21.07.2009
Имангали Тасмагамбетов: В круге первом 17.07.2009
"Я свой выбор сделал" 16.07.2009
"Политика государства в сфере здравоохранения выходит на новый уровень" 14.07.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.07.19 Суббота
89. РУДНЕВ Виктор
83. НУРПЕИСОВ Советхан
80. БУЛИКПАЕВ Амангельды
73. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
73. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
72. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
71. ИМАШЕВ Тлеккабыл
69. БЕКБАС Оразбек
69. МАКАШЕВ Зейнула
68. МУРАДОВ Ахмет
64. АМАНОВ Булат
63. КОНИРБАЕВ Кайрат
62. АБУЛХАИРОВ Дармен
62. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
60. АТМАЧИДИ Фима
...>>>
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz